Методическая разработка в рамках самообразования «В гостях у сказки»
рабочая программа на тему
Методическая разработка в рамках самообразования «В гостях у сказки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kruzhok.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 73 – Центр развития ребёнка»
Рабочая программа
«В гостях у сказки»
Разработчик:
Кузнецова Лариса Павловна
Должность: воспитатель
г. Бийск
2014 год
1
Структура | |||
1. | Целевой раздел ……………………………………………………… | 2 | |
1.1 | Пояснительная записка …………………………………………… | 2 | |
1.2. | Цель рабочей программы ………………………………………… | 4 | |
1.3. | Задачи рабочей программы ………………………………………… | 4 | |
1.4. | Принципы и подходы в организации образовательного процесса …. | 4 | |
1.5. | Особенности развития детей 4-5 лет возраста …………………………………………………………………… | 4 | |
1.6. | Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров) …………………………………………………………….. | 5 | |
2. | Содержательный раздел (описание образовательной деятельности). | 5 | |
3. | Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе) | 8 |
2
Целевой раздел
Пояснительная записка
ФЗ «Об образовании в РФ»;
постановление главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологического требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
приказа Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС;
приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа ДО.
Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 73 – Центр развития ребёнка».
Примерная программа Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 73 – Центр развития ребёнка».
Основная Образовательная программа дошкольного образования.
Актуальность
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни. Развивается грамматическая сторона речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживания и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Методики: Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. - М.: «Академия», 2000, Губанова А.А. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет Методические рекомендации (конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007; кроме того использую следующую литературу: Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду; игры, упражнения, сценарии - М.: ТЦ Сфера 2003; Домашний театр. – М.: «Лист». 2000; Карамарнко Т. Н., Карамаренко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. Театр картинок. Театр
3
игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада.- М.: «Просвещение», 1982; Кошманская И.П. Театр в детском саду. – Ростов – на – Дону: издательство «Феникс», 2004; Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду. Для занятий
детьми 4-5 лет. Под редакцией Горбуновой О.Ф. – М.: Мозаика – синтез, 2007; Энциклопедия русских сказок; В. Сутеев «Кто сказал «мяу?»; «Под грибом».
Технологии: личностно-ориентированные, игровые.
Предметно-развивающая среда:
Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Средства: книги для чтения, маски, шапочки, мимика.
4
Цель
Развитие диалогической речи детей 4 – 5 лет посредством драматизации сказок.
Задачи
- Совершенствовать диалогическую речь дошкольников;
- Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок;
- Формировать умение детей разыгрывать несложные представления по знакомым сказкам.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
- Принцип гуманизации и демократизации
- Принцип развивающего обучения
- Принцип научности
- Принцип наглядности обучения
- Принцип доступности
- Принцип систематичности, последовательности и постепенности
- Принцип связи обучения с жизнью
- Принцип активности и сознательности
- Принцип учёта индивидуальных особенностей
Особенности развития детей дошкольного возраста 4-5 лет
Развитие у детей театрально-игровой деятельности проявляется в совместном с воспитателем участии в играх-драматизациях на темы любимых сказок. С помощью мимики, жестов, движений дети передают разное эмоциональное состояние персонажей (удивление, испуг и т.д.); используют выразительные движения для передачи их образа (бежит мышка, крадётся лиса и т.д.). взрослый знакомит детей с новыми играми, которые помогают сделать детскую деятельность насыщенной новыми образами, впечатлениями, эмоциями, образами. Дети овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения.
5
Планируемые результаты освоения программы
Дети активно учувствуют в беседах со сверстниками и взрослыми.
Дети самостоятельно пересказывают отрывки из сказок.
Дети самостоятельно разыгрывают несложные представления по знакомым сказкам.
Содержательный раздел
Возраст детей: 4-5 лет.
Расписание организованной образовательной деятельности: занятия проводятся 1 раз в неделю, в совместной деятельности, во вторую половину дня, длительность занятия 20 минут
Срок освоения: один год.
Объём времени:
Неделя | месяц | Год | |
речевое развитие | 1 | 4 | 34 |
Форма деятельности: совместная деятельность.
Форма контроля: наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Тематический план:
Месяц | Тема занятий | Краткий ход | Совместная деятельность |
Сентябрь | Наблюдение и анализ продуктов деятельности | Наблюдение за детьми в процессе занятия и свободной игровой деятельности. Анализ результатов. | |
Сентябрь | Игра – инсценировка «Курочка Ряба» | Чтение сказки педагогом. Проговаривание сказки по ролям. | Проговаривание сказки в свободной деятельности для кукол |
Сентябрь | Игра – инсценировка «Курочка Ряба» | Проигрывание сказки с помощью педагога. | Проигрывание отрывка с разбиванием яйца в свободной деятельности |
Сентябрь | Игра – инсценировка «Курочка Ряба» | Показ сказки для детей и родителей группы. | Проигрывание сказки для сверстников (по желанию) при помощи театра на фланелеграфе. |
Октябрь | Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят» | Чтение сказки педагогом. Проговаривание сказки по ролям. Распределение ролей. | Чтение отрывка из сказки про голос волка. |
Октябрь | Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят» | Проигрывание сказки с помощью педагога с разными подгруппами. | Проговаривание песенки козы для игрушек |
Октябрь | Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят» | Проигрывание сказки с наиболее удачными героями. | Проигрывание отрывка с прыганием через костёр |
Октябрь | Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят» | Показ сказки для детей и родителей группы. | Подражание голосу волка до и после перековываниея |
Ноябрь | «Игра-драматизация по русской народной сказке "Теремок"» | Проговаривание сказки по ролям. Распределение ролей. | Чтение сказки педагогом. |
Ноябрь | «Игра-драматизация по русской народной сказке "Теремок"» | Проигрывание сказки при помощи педагога с использованием театра петрушек. | Подражание движениям животных сказки |
Ноябрь | «Игра-драматизация по русской народной сказке "Теремок"» | Показ сказки с использованием театра петрушек для детей группы. | Дети в свободной деятельности играю героями театра петрушек |
Ноябрь | «Игра-драматизация по русской народной сказке "Теремок"» | Показ сказки для родителей группы с использованием театра петрушек. | Подражание голосам животных сказки |
Декабрь | Сказка «Коза-дереза» | Распределение ролей. Обсуждение характера персонажей. | Чтение сказки педагогом. |
Декабрь | Сказка«Коза-дереза» | Проигрывание сказки при помощи педагога со сменой роли у «актёров». | Использование маленьких фигурок козы для лучшего рассмотрения её и её поведения |
Декабрь | Сказка «Коза-дереза» | Проигрывание сказки с группой кружка. | Приготовление обеда для козы |
Декабрь | Сказка «Коза-дереза» | Показ сказки для детей и родителей группы. | Прогулка с козой по лужку |
Январь | Игра – драматизация по сказке «Репка» | Проигрывание с помощью педагога. | Чтение сказки |
Январь | Игра – драматизация по сказке «Репка» | Показ сказки для детей и родителей группы. | Беседа с детьми о взаимопомощи |
Февраль | Игра-драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка» | Распределение ролей. Обсуждение характера героев. | Чтение сказки педагогом. |
Февраль | Игра-драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка | Проговаривание сказки по ролям. | Имитация движений животных из сказки |
Февраль | Игра-драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка» | Проигрывание с помощью педагога. | Имитация голосов животных |
Февраль | Игра-драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка» | Показ сказки для детей и родителей группы. | Беседа о жилище животных |
Март | Игра - драматизация венгерской сказки "Два жадных медвежонка". | Распределение ролей. Обсуждение характера медведей, их повадок | Чтение сказки педагогом. |
Март | Игра - драматизация венгерской сказки "Два жадных медвежонка". | Проигрывание сказки с разным составом «актёров». | «Поход» в лес за мёдом |
Март | Игра - драматизация венгерской сказки "Два жадных медвежонка". | Выбор наиболее удачного состава «актёров». Проигрывание сказки в «новом» составе. | Имитация походки и голоса медведя и лисы. |
Март | Игра - драматизация венгерской сказки "Два жадных медвежонка". | Показ сказки для детей и родителей группы. | Беседа о жадности. |
Апрель | Сказка “Кто сказал “Мяу”? | Распределение ролей. Обсуждение особенностей «героев». | Чтение сказки педагогом. |
Апрель | Сказка “Кто сказал “Мяу”? | Проигрывание сказки по ролям с помощью педагога. | Имитация голосов «героев». |
Апрель | Сказка “Кто сказал “Мяу”? | Самостоятельное проигрывание сказки. | Обсуждение путешествия щенка. |
Апрель | Сказка “Кто сказал “Мяу”? | Показ сказки для детей и родителей группы. | Беседа о месте обитания героев. |
Май | «Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом» | распределение ролей. | Чтение сказки педагогом. |
Май | «Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом» | Проигрывание сказки по ролям с помощью педагога. | Беседа о грибах и их употреблении в пищу. |
Май | «Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом» | Показ сказки для детей и родителей группы. | Имитация голосов животных. |
Май | Наблюдение и анализ продуктов деятельности | Наблюдение за детьми в процессе НОД и свободной игровой деятельности. Анализ результатов. |
Организационный раздел
Среда групповой ячейки: различные виды театров (конусный театр, театр на фланелеграфе, театр петрушек), шапочки и маски для представлений
Помещения ДОУ, которые используются для реализации рабочей программы: групповая комната, музыкальный зал
Территория ДОУ: прогулочный участок
Среда ближайшего социума, используемого в образовательном процессе: театр
Оценка индивидуального развития дошкольника 4 -5 лет проводится через наблюдении по следующим разделам: ответы на вопросы, описательный рассказ, драматизация сказки.
Взаимодействие с родителями воспитанников: привлечение родителей к разучиванию роли, родители помогают ребёнку «вжиться» в образ героя, понять его характер, поведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка с детьми младшей группы на тему: "Сказка "Репка" в гостях у ребят"
Предлагаю методическую разработку с детьми младшей группы по сказке "Репка"Приорететная область: Речевое развитиеЦель : Сформировать представления у детей младшей группы о русской народной...
Методическая разработка для педагогов - проект "В гостях у сказки" для детей I младшей группы"
Педагогический проект «В гостях у сказки» Проблема и актуальность проекта. Детская сказка —это первая немало важная ступень ребёнка к познанию окружающего мира. Худож...
Методическая разработка музыкально-театрализованного развлечения "В гостях у кота Котофеича" по сказкам А.С.Пушкина
Данный материал включает разные формы игрового взаимодействия с детьми.Знакомит с литературными произведениями А.С.Пушкина....
Методические разработки по проектной деятельности "В гостях у русской народной сказки"
В данной презентации представлен краткосрочный проект в младшей группе "В гостях у русской народной сказки"...
Методическая разработка.Конспект на тему "В гостях у сказки"
Основные задачи:формировать у детей умение ориентироваться в пространстве.Познакомить с понятиями "Сейчас","Сначала","Потом,"После"Способствовать развитию зрительной...
Методическая разработка музыкальной досуговой деятельности "В гостях у сказки"
Цель мероприятия - закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о сказках; продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, логисчекое мышление, находчивость, умение действовать в ко...
Методическая разработка: "Кави" (Кукушка) Сценарий театрализованной деятельности по сказкам коренных народов ханты и манси (подготовительная группа) методическая разработка (подготовительная группа)
Сказка на земле, как и вода, проходит быстро. Тысячи и тысячи лет позади, ушло очень много поколений людей, но они оставили самое ценное – сказки. Каждая бабушка, каждый дедушка знают это и расс...