Рекомендации психологов для воспитателей одаренных детей
материал на тему
Рекомендации психологов для воспитателей одаренных детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_psihologov_dlya_vospitateley_odarennyh_detey.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации психологов для воспитателей одаренных детей
Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью. Для них много значат условия обучения и воспитания. С такими детьми нужно:
- Позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи.
- Находить время для спокойного выслушивания ребенка.
- Создавать ситуации успеха, ожидать «выдающихся успехов» от детей.
- На уроках чаще следует давать задания творческого характера.
- Никогда не выставлять ребенка напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости и гордости родителей и сада.
- Не следует приучать его быть «как все».
- Следует поощрять его желание работать, а не стремление обогнать сверстников.
- Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
- Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
- Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
- Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
- Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать сея и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.
- Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого сковывается основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.
- Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска.
- Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны — терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.
- Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.
- Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознательную) идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих.
- Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты — как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
- Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
- Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.
- Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей.
- Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
- Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
- Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
- Подготавливаясь к занятиям с одаренными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к воспитателю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.
- Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.
- Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
- Необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
- Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
- Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы.
Качества, необходимые воспитателю для работы с одаренными детьми:
- Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
- Быть доброжелательным и чутким;
уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка; - Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
- Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
- Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
- Обладать чувством юмора;
- Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
- Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
- Стимулировать когнитивные способности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Одаренные дети - какие они?"
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить - величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, ...
Рекомендации психолога родителям "Игры для детей с речевыми нарушениями"
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается высокий уровень тревожности и низкие показатели по шкалам общительность-замкнутость и социальная робость-смелость. У родителей таких детей часто выя...
Консультация для воспитателей ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
Консультация для воспитателей ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ...
Рекомендации психолога "Развитие речевой активности детей через двигательную активность"
Движение-врожденная потребность живого организма. Двигаясь, ребенок познает мир, познает законы физические, познает свое тело, познает свои возможности. Активно двигаясь, ребенок развивается физически...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЕ (с трудностями поведения и характера).
Иногда дети ведут себя ужасно: не слушаются воспитателей, спорят с ними и грубо отвечают на любое замечание, обижают своих сверстников на детской площадке, забирают вещи. Что же делать и как вести себ...