Рекомендации психологов для воспитателей одаренных детей
материал на тему

Рекомендации психологов для воспитателей одаренных детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации психологов для воспитателей одаренных детей

Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью. Для них много значат условия обучения и воспитания. С такими детьми нужно:

  1. Позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи.
  2. Находить время для спокойного выслушивания ребенка.
  3. Создавать ситуации успеха, ожидать «выдающихся успехов» от детей.
  4. На уроках чаще следует давать задания творческого характера.
  5. Никогда не выставлять ребенка напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости и гордости родителей и сада.
  6. Не следует приучать его быть «как все».
  7. Следует поощрять его желание работать, а не стремление обогнать сверстников.
  8. Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
  9. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
  10. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».
  11.   Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
  12. Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать сея и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь будет и сам ценим другими.
  13. Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого сковывается основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.
  14. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска.
  15. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны — терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.
  16. Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.
  17. Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную (предсознательную) идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих.
  18. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты — как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
  19. Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
  20. Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.
  21. Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей.
  22. Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
  23. Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
  24. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
  25. Подготавливаясь к занятиям с одаренными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к воспитателю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.
  26. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.
  27. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
  28. Необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
  29. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
  30. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы.

Качества, необходимые воспитателю для работы с одаренными детьми:

  • Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
  • Быть доброжелательным и чутким;
    уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
  • Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
  • Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
  • Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
  • Обладать чувством юмора;
  • Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
  • Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
  • Стимулировать когнитивные способности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Одаренные дети - какие они?"

Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить - величайший  из полученных человеком природных даров.  Есть те, ...

Рекомендации психолога родителям "Игры для детей с речевыми нарушениями"

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается высокий уровень тревожности и низкие показатели по шкалам общительность-замкнутость и социальная робость-смелость. У родителей таких детей часто выя...

Консультация для воспитателей ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

Консультация для воспитателей ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ...

Рекомендации психолога "Развитие речевой активности детей через двигательную активность"

Движение-врожденная потребность живого организма. Двигаясь, ребенок познает мир, познает законы физические, познает свое тело, познает свои возможности. Активно двигаясь, ребенок развивается физически...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЕ (с трудностями поведения и характера).

Иногда дети ведут себя ужасно: не слушаются воспитателей, спорят с ними и грубо отвечают на любое замечание, обижают своих сверстников на детской площадке, забирают вещи. Что же делать и как вести себ...