Консультация для воспитателей "Одаренные дети - какие они?"
консультация на тему
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить - величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарён больше, есть те, кто одарён меньше, но даром отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одарённости, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия – одарённых детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 23 «Колокольчик»
Консультация
для воспитателей:
«Одарённые дети-
какие они?»
Подготовил:
Попова Л. А.
В любой группе детского сада может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это - одаренный ребенок!
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Способность мыслить, творить - величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарён больше, есть те, кто одарён меньше, но даром отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одарённости, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия – одарённых детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребёнка.
Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Очень хочется, чтобы каждый педагог, родитель почувствовал это и научился отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях.
Одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. … Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели, проявили свои выдающиеся способности уже в раннем детстве. Сегодня, в обществе, отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением.
Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от учреждений образования. Задача, которых — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.
Педагогам предлагается продолжить фразу:
«Одаренный ребенок это… »
(– это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.)
Какого ребёнка можно считать одарённым?
Вообще существует две крайние точки зрения:
1. «Каждый ребенок одарен по- своему»
2. Одарённые дети встречаются крайне редко.
- Каково ваше мнение по этому вопросу? (обсуждение)
В научной и психологической литературе говорится, что способности человека – это индивидуальные устойчивые склонности души к тому или иному виду деятельности. Благодаря искусству педагогов таланты детей могут быть замечены и раскрыты на радость людям.
Виды одаренности:
1. По широте проявлений:
• Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности).
• Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей: поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, и т. д.) .
2. По форме проявлений
• Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны) ;
• Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми.
3. По виду деятельности
• В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная) .
• В теоретической (познавательной) деятельности (интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.) .
• В художественно-эстетической деятельности (хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная) .
• В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность, характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить) .
• В духовно-ценностной деятельности (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям) .
4. По особенностям возрастного развития
• Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета;
• Поздняя одаренность. Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке
Как выделить из группы детей одаренного ребенка?
Ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников:
Отличительные черты одаренного ребенка: высокий уровень развития речи и мышления;
обладание хорошей памятью; любознательность, высокая познавательная активность, широта интересов; креативность, яркое воображение; повышенная возбудимость, ранимость, гиперактивность, постоянное привлечение к себе внимания окружающих.
Этапы реализации программы сопровождения одаренного ребенка
1 этап - групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик Отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.
2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей и анкетирования родителей ребенка. По оценке взрослых выделяются одаренные дети.
3 этап - организуется индивидуальное обследование одаренных детей.
Работа с «Картой выявления одаренных детей для воспитателей» и «Картой одаренного ребенка»
4 этап – определение содержания работы с одаренными детьми.
Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных и высокомотивированных детей являются:
- Заведующая МАДОУ.
- Методист по ВиМР
- Ст. воспитатель
- Воспитатели
- Педагог – психолог.
- Музыкальный руководитель.
- Инструктор по физкультуре.
- Родители
- (СОЦИУм)
С выявленными одарёнными дошкольниками организуется кружковая и индивидуальная работа, составляется план сопровождения одаренных детей по различным направлениям.
С целью выявления детских способностей в детском саду используются формы работы, которые стимулируют проявление детской одаренности:
• Конкурсы- выставки детского творчества разной тематики;
• Выставки самостоятельных творческих работ детей;
• Музыкальные шоу • Спортивные соревнования по разным видам спорта;
• Поэтические и литературные конкурсы
• Турниры по шашкам и спортивным играм
Признаки способностей (одарённости) детей по различным видам деятельности
• Дети, с высокими творческими (художественными) способностям;
• Дети, с литературными способностями;
• Дети, с артистическими способностям;
• Дети, имеющие спортивный талант;
Музыкально одаренные дети;
• Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями;
• Дети, с выраженными техническими способностями;
• У ребенка способности к научной работе;
• У ребенка незаурядный интеллект.
«Одаренные дети» — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка педагогов и создание условий для развития способностей детей.
Основные направления деятельности педагогического коллектива по работе с одарёнными детьми рассмотрим на схеме «Создание благоприятных условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще чётко не проявившейся.
Работу в детском саду необходимо организовать по нескольким направлениям, которые позволили бы решить ряд задач:
• Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;
• Создание системы выявления, поддержки и психолого-методичес-го сопровождения одаренных детей
• Создание педагогически эффективные условий, обеспечивающих высокие достижения детей. Удовлетворить потребность детей в занятиях по интересам
• Организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников
Мероприятия по повышению компетентности родителей одарённых детей: консультации, мастер-классы, индивидуальные беседы - рекомендации о посещении определённого кружка в СОЦИУМе;
• Создание банка данных «Одаренных детей»
• Создание банка методических материалов по работе с одаренными детьми (по выявлению и поддержке)
Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности с которыми он может столкнуться. Общепризнано, что главным фактором развития одаренности в раннем возрасте является семья. Благоприятная атмосфера в семье, доверительные отношения с родителями и другими членами семьи влияют на становление у ребенка интереса.
Одаренные дети очень часто испытывают трудности или проблемы связанные с организацией собственной жизни, и в частности жизни в социуме в коллективе. Из-за своих особенностей в поведении их зачастую причисляют в детям трудным. Педагоги иногда просто боятся таких детей. Обладая большим запасом знаний и стремлением познавать что-то новое, они часто срывают занятия, не давая педагогу проводить работу с детьми. Задавая много вопросов, или постоянно дополняя и поправляя педагога. Также таким детям просто не интересно то, что дается другим, так как для них это слишком просто, и им сложно долго удерживать свое внимание на этом скучном занятии.
Одаренные дети очень часто отличаются замкнутостью, не умением построить свои отношения со сверстниками. В первую очередь это связано с тем, что круг их интересов вытесняют игровую деятельность. Этим детям вообще комфортнее находиться одним, предаваясь своему любимому делу, не требующему присутствие других детей.
При организации работы с одарёнными детьми главное помнить 3 правила:
• Помоги, но не навреди.
• Заинтересуй, но не настаивай.
• Учитывай индивидуальность.
Вывод: Одаренность – безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится.
Есть даже поговорки: «Талант всегда пробьется», «Талант не пропьешь».
Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно постоянно возделывать.
Творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике – или развивается, или угасает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. "КАКИЕ ОНИ, СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ"?
Каккие они современные дети, как общаться и взаимодействовать?!...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КАКИЕ ОНИ, СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ?
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.КАКИЕ ОНИ, СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ?...
Консультация для родителей детей младшего возраста "Какие игрушки необходимы детям"
В данной консультации для родителей изложена информация какие игрушки необходимы детям в каждый год его жизни....
Консультация для родителей детей раннего возраста: «Какие игрушки необходимы детям»
Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми...
Консультация для родителей детей 3-4 лет. "Какие сказки читать детям"
список авторов и сказок для детей 3-4 лет...
Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Какие игрушки необходимы детям раннего возраста»
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои люби...
Консультация для родителей детей раннего возраста «Какие игрушки необходимы детям»
Сегодня мы хотели бы поговорить о том, какие игрушки необходимы для детей раннего возраста.Игрушки для детей раннего возраста должны быть яркими, красочными и интересными. Они должны развивать мелкую ...