Приект "Рисуем музыку"
проект (подготовительная группа) на тему
Проет был реализован с детьми подготовительной группы, родителями и педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Рисуем музыку" | 76.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
1. НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «РИСУЕМ МУЗЫКУ»
2. АКТУАЛЬНОСТЬ
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Безусловно, искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно оно наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. Каждая встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности. Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство педагога. Оценив значимость данной проблемы, мы разработали проект «Рисуем музыку, слушаем живопись».
3. ЦЕЛЬ: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
ЗАДАЧИ:
1. Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.
2. Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности.
3. Обобщить опыт работы педагогов по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.
4. Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
4. ТИП ПРОЕКТА: долгосрочный, творческий.
5. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: с ноября 2014г. по май 2015 г.
6. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
- дети старшего дошкольного возраста (старшая группа №8),
- воспитатели – Кузнецова В.В., Лавриенко В.Г.,
- родители воспитанников,
- руководители проекта: музыкальный руководитель – Васильева М.В.
7. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА
Приступая к реализации проекта, мы учитывали следующие основные принципы:
- развивающего образования;
- сочетания научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- обеспечение интеграции образовательных областей «Познание», «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при взаимодействии с семьями детей;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В соответствии с поставленной целью и задачами проекта, мы определили следующие основные этапы:
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1-й Подготовительный (ноябрь 2014г. - январь 2015г.):
- изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;
- подбор необходимых материалов: репродукций (И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова, С. Писахова, С. Борисова) и музыкальных произведений (П.И. Чайковского, А. Вивальди, С. Прокофьева);
- обновление центра по изобразительной деятельности в группе;
- обновление изобразительной студии необходимыми материалами для творческой деятельности детей;
- изготовление пособий, дидактических игр: «Художественный салон», «В музее», «Разноцветные краски», «Найди ошибку», «Назови правильно», «Найди отличие», «Что лишнее», «Найди свой домик», «Найди пару», «Будь внимателен» и т.д.;
- заключение договора о сотрудничестве с музыкальной школой.
Данный проект предполагает активное участие родителей:
- анкетирование родителей по теме проекта;
- встречи с родителями - профессиональными музыкантами;
- совместное посещение музея;
- совместное создание фонотеки, видеотеки;
- участие в создании «мини-галереи» (картин о природе, портретов великих композиторов, художников);
- участие в сборе художественной литературы по данной теме (выдающиеся музыканты, художники);
- участие в конкурсах, выставках фотогазет;
- совместные встречи в музыкально-литературной гостиной «В мире прекрасного».
2-й этап Основной - практический (февраль 2015г. – апрель 2015г.)
В ходе реализации проекта с детьми старшего дошкольного возраста предусматривается организация музыкально-литературной гостиной:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ
Месяц | Тема | Совместная деятельность детей и педагогов | |
Музыкальный руководитель | Воспитатель | ||
Сентябрь- Октябрь | «Золотая осень» | Слушание: 1.«Листопад» - муз. Т. Потапенко, сл.Е. Авдиенко. 2. «Осенняя песнь» - муз. П.И.Чайковского (из цикла времена года) 3. «Утро» - муз. С. Прокопьева. 4. «Осень» - муз. А. Вивальди (1и 2ч.) Танцевальная импровизация: «Осенние листья кружатся» - муз. «Вальс» П.И. Чайковского. Пение: 1.«Журавли»- муз. А. Лившина, сл. С. Познанской. 2. «Падают листья» - муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко. 3. «Тучка» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой | Рассматривание репродукций картин на тему осени И. И. Левитан «Золотая осень», И.Грабарь «Осень», И.С. Остроухова «Золотая осень» Рисование «Лес в осеннем убранстве» Заучивание стихов выставка детских книг, иллюстраций на тему осени, экскурсия в парк, наблюдение за осенними явлениями, беседы об осени, чтение художественных произведений «Лес осенью» А. Твардовского «Осень» - отрывок А. Майкова. |
Декабрь | "Зимушка хрустальная» | Слушание произведений: «Зима» - муз. П.И.Чайковского Сл. А. Плещеева 2. Зима» - А. Вивальди (из цикла Времена года 3.«Декабрь»- муз. Чайковского (из цикла «Времена года») 4. «Буря мглою небо кроет…» Романс на стихи А.С. Пушкина. 5. «Зимушка пришла», «Тройка» - муз. Г.Свиридова, Филиппенко, Танец импровизация: «Зимние Узоры» на муз. из балета «Щелкунчик» Пение: 1.«Зимушка хрустальная» - муз. А. Филиппенко, сл.Н.Волгиной. 2. «Зимняя песенка» - муз. М. Красева, сл. С. Вышеславцевой. 3. «Снегири» - муз. Е. Зарицкой, сл. Л. Куклина. | Просмотр видеозаписи с зарисовками зимних пейзажей, рисование на тему: «Зимушка зима» Знакомство детей с творчеством |
Январь | "Забавы зимушки зимы" | Слушание песен: - «Тройка» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года») - «Зимнее утро» - муз. Чайковского «Детский альбом» - «Шествие гномов» - Э. Грига. - «Баба Яга», - П.И. Чайковского «Дет. альбом» - «Камаринская» - П.Чайковский «Дет. альбом» Пение: «Спят деревья на опушке» муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой. «Снегопад» - муз. В. Герчик, сл. З. Петрова. «Голубые санки» муз. М. Иорданского, сл.М. Клоковой. Танцевальная импровизация: «Серебристые снежинки» на муз. Д. Шостаковича «Вальс- шутка». | Рассматривание репродукции «Взятие снежного городка» - В. Сурикова и иллюстраций зимних забав, рисование «Зимние забавы». Наблюдение и просмотр иллюстрации зимние забавы, просмотр фотографий, проведение бесед., разучивание стихотворения «Вот моя деревня», чтение загадок, пословиц. |
Март | "Пришла весна»" | Слушание: - «Весна» муз. Вивальди (из цикла «Времена года) - «Март» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года») - «Весна и осень» - Г. Свиридова. Пение: - «Весенняя песенка» - муз. А. Филипенко, сл. Н. Найденовой. «Веснянка» - укр. народная песня. - «Весенняя капель» - Е. Тиличевой, сл. М. Долинова. - «Вот уж зимушка проходит» - муз. Чайковского, сл. С. Клоковой. Танцевальная импровизация: «Вальс подснежников» на муз. «Вальс» Д. Кабалевского. | Рассматривание иллюстраций, репродукций картин «Голубая весна» В.Н. Бакшеева, К.Ф. Юона «Мартовское солнце», И. Левитан «Март», рисование «Ранняя весна». Наблюдения на прогулке, рассматривание репродукций художников, чтение стихов о весне, загадок, беседы о весне. |
Апрель | "Апрель, апрель, звенит капель" | Слушание: «Жаворонок»- муз. М. Глинки, «Апрель», «Подснежник» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года») Пение: «Пришла весна» - муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой, -«Ой, бежит ручьем вода!» - укр. народная песня. - «Скворцы» - муз. Е. Зарицкой, сл. Л. Куклина Танцевальная импровизация: «Вальс» муз. Ф.Шуберта. | Рассматривание репродукций И. Левитана «Весна – большая вода», А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Бродской «Апрель», рисование «Подснежники» (гуашь, подмалевок) Организация наблюдений в природе. Проведение бесед, чтение загадок, пословиц и поговорок о весне. Разучивание стихотворения «Подснежник» - Е. Серова, выставка детских книг и иллюстраций на весеннюю тематику. |
Характерные признаки организации музыкально-литературной гостиной по приобщению детей искусству:
- содружество искусств;
- многообразие художественно-информационного пространства;
- познание через переживание, творчество;
- совместная деятельность взрослых и детей;
- успех, достижения, открытия детей;
- индивидуальность ребенка как ценность.
3-й этап Итоговый (апрель 2015г. – май 2015г.):
- Подведение итогов работы (количественная и качественная обработка итогов работы).
- Анализ проделанной работы.
Методы и приёмы:
- Исследовательские методы: изучение и анализ научно-методической литературы, мониторинг.
- Словесные методы: рассказ, беседа, пояснение, сравнение, вопросы.
- Практические методы: метод вызывания адекватных эмоций, акцентирование деталей, приём «вхождения в картину», приём точных установок, приём мысленного создания собственной картины по названию.
- Игровые методы: имитационные игры ("Ритмическое эхо", "Где живут звуки?"), игры-драматизации ("Сочиняем музыкальную сказку", "Музыкальные образы", "Музыкальные события"), музыкально-дидактические, развивающие игры ("Музыкальная лестница", "Тихо-громко", "Сколько звуков", "Отгадай инструмент"), игры-импровизации («Музыкальные вопросы", "Цветные звуки", "Музыкальные портреты», моделирующие игры ("Запишем музыку", "Рисуем музыкальный альбом", "Как звучит картина"), эффект неожиданности, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, «минутки музыки».
- Наглядные методы: выставки картин, демонстрация картин, пособий, показ слайдов и т.д.
Способы оценки проекта:
1. Мониторинг детей по художественно-эстетическому развитию и сравнительный анализ с предыдущим учебным годом.
2. Анкетирование родителей с целью выявления удовлетворенности качества образовательной деятельности дошкольного учреждения.
8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
«Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные» (Д. Дидро). Развитие у детей целостного восприятия искусства на основе комплексного подхода к различным его видам: музыке, литературе, живописи, пластике, театру - вот конкретный путь эстетического воспитания дошкольников. Организация и проведение встреч детей с исполнителями произведений классической музыки в музыкально-литературной гостиной значительно обогатит детей в музыкальном, художественном, познавательном, социальном и творческом планах. Живая яркая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, углубит представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры. Дети познакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах.
Мы уверены, что проводимая работа в дошкольном учреждении позволит развить и воспитать:
- интерес детей к классической музыке, изобразительному искусству;
- эмоционально-ценностное отношение к искусству,
- развить вдумчивого восприятия подлинных произведений русского классического искусства;
- умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;
- умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;
- создаст наиболее благоприятный климат в детском коллективе;
- обеспечит условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
Предполагаем, что проект «Рисуем музыку, слушаем живопись» продолжит свою деятельность через:
- организацию музыкально-литературной гостиной;
- распространение педагогического опыта на различных уровнях;
- расширение связей с учреждениями социально-культурного назначения (музеи, библиотеки и т.п.) – совместные творческие проекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Какую музыку стоит слушать ребёнку"; "Влияние классической и народной музыки на здоровье ребёнка"; "Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребёнком"
консультация для родителей...
Открытое занятие по музыке "Музыка весны"
Музыкальное занятие для средней и старшей группы по программе И. Каплуновой "Ладушки". Тип занятия - интегрированное, вид - исследовательское...
Методические материалы по проведению интегрированных занятий в образовательной области музыка. Тема: "Музыка в рисунках детей"
Интегрированное занятие в образовательнойобласти музыка по приобщению детей к слушанию, развитию фантазии, творческого мышления....
Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"
Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...
"Музыка иленэ сэяхэт"-музыка шогыле (М.хэзерлек торкеме)
Мэктэпкэ хэзерлек торкемендэ уткэрелгэн музыка шогыле...
«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки
Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....
Праздник осени Цели: Воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера • Развивать чувство ритма • Эстетического восприятие средствами музыки • Продолжать формировать певческие и танцевальные навыки • Учить передавать смену характера музыки
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26385735","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...