"Развитие самостоятельной поисковой деятельности детей в условиях экспериментирования"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа к теме по самообразованию "Развитие самостоятельной поисковой деятельности детей в условиях экспериментирования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnoy_poiskovoy_deyatelnosti_detey_v_usloviyah_eksperimentirovaniya.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3»
«Согласовано» |
«Утверждено » Заведующий МБДОУ «Детский сад №3» ________(Илясова С.Г.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по теме:
«Развитие самостоятельной поисковой деятельности детей в условиях
экспериментирования».
«Эрудит»
Воспитатель
Черемнова Ольга Викторовна
Бийск,2014 год
Содержание:
1. | Целевой раздел | 2 |
1.1 | Пояснительная записка | 2 |
1.2 | Цель рабочей программы | 4 |
1.3 | Задачи рабочей программы | 4 |
1.4 | Принципы и подходы в организации образовательного процесса | 4 |
1.5 | Особенности развития детей младшего дошкольного возраста | 4 |
1.6 | Планируемые результаты освоения программы | 6 |
2. | Содержательный раздел | 6 |
3. | Организационный раздел | 9 |
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Нормативные документы
Федеральный уровень
- Федеральный закон «Об образовании в РФ».
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ « Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций».
- Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО.
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательная программа ДО.
Локальные акты
- Устав МБДОУ «Детский сад №3».
- Программа развития МБДОУ «Детский сад №3».
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №3».
Актуальность
На седьмом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущимспособом познания мира.
Методы обучения
- Наглядный (показ плакатов, картин, плоских моделей, демонстрация опытов).
- Словесный (беседа, объяснение, вопросы, пояснение).
- Практический (опыты, практические работы).
Предметно- развивающая среда
- Содержательно – насыщенная
- Трансформируемая
- Полифункциональная
- Доступная и безопасная
Используемые методики
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №3».
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», творческий цент «Сфера», Москва 2002г.
- Тугушева Г.П, Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010 г.
- Планета - наш дом: Мир вокруг нас : Учебник - хрестоматия по основам экологии для дошкольников и мл.школьников/ [Авт.-сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская]. - М. : Лайда, 1995. - 287 c.
1.2. Цель
Развитие самостоятельной поисковой деятельности детей в условиях
экспериментирования.
1.3 Задачи:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы
- Формировать бережное отношение к окружающему миру.
1.4 Принципы реализации программы
- Принцип гуманизации и демократизации.
- Принцип воспитывающего характера обучения.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип наглядного обучения.
- Принцип доступности.
- Принцип систематичности, последовательности и постепенности.
- Принцип связи обучения с жизнью.
1.5 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создаёт ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними всё более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создаёт основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности. Серьёзное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стёклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путём: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно- ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Воспитатель стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому способствуют разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребёнком или с подгруппой старших дошкольников.
Вне занятий воспитатель поощряет самостоятельную организацию детьми дидактических игр с предметами, настольно-печатным материалом, словесные дидактические игры в небольших подгруппах (2–4 человека).
Игры подвижного характера помогают воспитывать активность, самостоятельность, инициативу детей. Они позволяют взрослому оптимально чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку детей в течение дня. При необходимости он предлагает в соответствии с возможностями и потребностями развития отдельных воспитанников подвижные игры не только общеразвивающей, но и коррекционно- профилактической направленности. Постепенно у детей формируется умение чётко выполнять правила игр, действовать быстро, ловко, применяя накопленные двигательные умения и навыки.
1.6 Планируемые результаты
1. Дети проявляют познавательную активность в процессе экспериментирования.
2. Дети самостоятельно выдвигают гипотезы, сравнивают и делают выводы.
3. Сформировано бережное отношение к окружающему миру.
2. Содержательный раздел
Возраст детей.
6-7лет.
Расписание организованной образовательной деятельности.
Понедельник, II половина дня, 30 мин.
Срок освоения.
1 год
Объем времени.
Неделя | месяц | год | |
«Познавательное развитие» | 1 | 4 | 36 |
Форма деятельности.
Занятие, совместная деятельность.
Форма контроля.
Наблюдение, анализ деятельности.
Календарно- тематический план
Месяц | Занятия | Примерный ход занятий | Совместная деятельность педагога с детьми | |||
Сентябрь (Я и природа) | «Планета Земля в опасности». | Показ глобуса. Беседа с детьми и демонстрация объектов на глобусе. Физ.минутка «Ручеек». Опыты с водой. | Беседа с детьми. Знакомство с картой и глобусом. Изготовление самодельного глобуса. | |||
«Человек и природа». | Мотивация- появляется мальчик Растишка, который ни чего не знает о себе и природе. Беседа как человек охраняет природу. Дидактическая игра «Узнай по вкусу, запаху». | Беседа как человек охраняет природу. Чтение книг о природе. Рассматривание иллюстраций по теме. | ||||
«Значение природы в жизни человека». | Беседа. Иллюстрация «Человек – как часть природы». Д/и «Природа вокруг нас». | Беседа значение природы в жизни человека. Д/и «Природа вокруг нас» | ||||
«Взаимосвязи». | Беседа о взаимосвязях природы и человека. Д/и « Я и природа». | Беседа взаимодействие человека с природой. Что человек берет от природы, а что дает в замен. | ||||
Октябрь (Лес) | «Живая и неживая природа». | Заседание совета «Юные экологи». Опыт посади семечко | Беседа взаимосвязь живой и неживой природы. | |||
«Лесные растения. Красная книга - сигнал опасности». | Беседа о красной книге. Путешествие в волшебный лес. | Беседа об охраняемых видах растений | ||||
«Птицы нашего леса». | Беседа о птицах. Сооружаем кормушки для птиц. | Беседа «Что мы знаем о птицах наших лесов». Рассматривание иллюстраций по теме. | ||||
«Лес и человек». | Беседа о лесе. Путешествие в лес. Посадка саженца на участке детского сада. | Значение леса, как части природы. Рассматривание картин о лесе. | ||||
Ноябрь (Воздух) | «Понятие воздуха». | Беседа о значении воздуха. Опыт с воздушным шаром. Наблюдение за овсом. Рисование свечей. | Беседа значение воздуха в нашей жизни. Рассматривание растений под лупой. Рисование цветов нашей группы. | |||
«Свойства воздуха». | Мотивация- ребус. Опыты с воздухом | Опыты с воздухом. | ||||
«Распространение семян». | Беседа Игра «От какого дерева лист» Игра «От какой ветки детки». | Влияние воздуха на распространение семян в природе. | ||||
«Растения и чистота воздуха». | Беседа о роли растений в чистоте воздуха. Опыт что тяжелее и что легче. | Роль растений в поддержании чистоты воздуха. | ||||
Декабрь (Вода) | «Свойства воды, состояние воды». | Опыт 1 сахар +вода; песок +вода. Опыт 2 лед +горячая и холодная вода. Опыт 3 пар. Рефлексия- бумажный цветок в воде. | Занятие – экспериментирование. «Вода, снег, пар». | |||
«Круговорот воды. Вода вокруг нас». | Мотивация –кроссворд. Опыт с горячей водой. Опыт с лейкой. Аппликация круговорот воды в природе. | Беседа показать и рассказать детям о круговороте воды в окружающей среде. д/и «Путешествие капельки». | ||||
«Кто живет в воде». | Беседа о рыбах. Показ слайдов с изображением необычных рыб. | Роль воды в жизни растении и водных животных. | ||||
«Использование воды человеком». | Игровое занятие. Игра «свойства воды» Конкурс рисунков «Берегите воду». | Как человек использует воду. | ||||
Январь (Животные) | «Разнообразие животных Алтайского края». | Сюрпризный момент: появление «Зимы». Д\и «Чьи части тела?» д/и «Кто у кого?» д/и «Кто где живет?» | животные нашего края, их разнообразие. | |||
«Кто где живет». | Прогулка по лесу. Д/и «Кто где живет?» | Беседа с детьми кто где живет? | ||||
«Млекопитающие». | Станция «Сплюшкино» Станция «Знайкино» Станция «Понимайкино» | Путешествие в паровозике знаний. | ||||
Февраль (Солнце) | «День и ночь». | Сюрпризный момент- появление каркуши. П\и «День и ночь» Д/и «Когда это бывает» | Понятие сутки. | |||
«Свет в жизни растении». | Игра «Найди такое же растение». Игра «Что растениям необходимо для роста» Психогимнастика «Я-растение» | Для чего нужен свет растениям. | ||||
«Свет в жизни животных». | Беседа как солнечный свет помогает животным. И каким животным свет вообще не требуется | Как животные используют свет в своей жизни. | ||||
«Солнце в жизни человека». | Беседа о солнечной системе. Эксперимент с лампой и глобусом. | Для чего человеку солнце. | ||||
Март «Почва. Камни, песок, глина». | «Обитатели почвы». | Показ слайдов. Исследование сухой и влажной почвы. Опыты: «Чем нюхает червяк?» «Любят ли дождевые черви яблоки?» | Беседа Кто обитает в почве. | |||
«Песок». | Опыт 1 «Песочные струйки» Опыт2 «Из чего состоит песок» Опыт3 «Песчаные бури» | Свойства песка. Опыты с песком | ||||
«Глина». | Опыт 1 «Что лучше лепится» Опыт 2 «Что легче ломается» Опыт 3 «Из чего состоит глина» | Свойства глины. | ||||
«Камни». | Опыты с камнем. | Разнообразие камней в природе. | ||||
Апрель (Растения) | «Виды растений». | Беседа о видах растений. Деление растений на три яруса. | Разнообразие видов растений. | |||
«Части растения». | Составные части растения- иллюстрация. Уход за комнатными растениями. | Из каких частей состоит растение. | ||||
«Развитие растений». | Сюрпризный момент страна цветов. Рассказ воспитателя. Д/и «Раньше –позже | Как растение растет и развивается. | ||||
«Связь растений с насекомыми». | П/и «Гусеницы» Чтение рассказа. Д/и «угадай по запаху растение». | Взаимосвязь растений и насекомых | ||||
Май «Правила поведения в природе». | «Древние люди и природа». | Поход в музей древнего человека. Игра «Бивень мамонта» | Кто населял нашу природу в древности. | |||
«Вымершие животные». | Макет вулкана. | Отчего и почему вымерли животные. | ||||
«Красные книги». | Создание своей «Красной книги». | Составляем красную книгу. | ||||
«Закрепление полученных знаний». | Проведение диагностики. | Что мы узнали. Диагностика. |
- Организационный раздел.
Уголок природы и экспериментирования.
- Энциклопедии с различной тематикой.
- Баночки для сыпучих материалов.
- Семена различных растений для наблюдений.
- Лупы, микроскоп.
- Природный материал ( песок, глина, земля).
Для реализации рабочей программы будет использоваться групповой уголок природы. Наблюдения за растительным миром, будут проходить на прогулочном участке.
Мониторинг достижений с детьми планируемых результатов проводится 2 раза в год: промежуточный – в сентябре, итоговый –в мае. (Приложение 1).
В течение года осуществляется разнообразная комплексная работа с родителями:
- Консультации для родителей;
- Газеты для родителей;
- Анкета для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспериментированию с предметами.
Это конспект занятия по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью среднего возраста практическому экспериментированию. На занятии дети учатся: а) открывать и закрывать матрёшку; б) производят...
Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
АктуальностьКонцепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в ...
Статья «Формирование у детей среднего дошкольного возраста познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности через организацию детского экспериментирования»
«Формирование у детей среднего дошкольного возрастапознавательных интересов, потребности в самостоятельнойпоисковой деятельности через организацию детского экспериментирования»...
Консультация для воспитателей "Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении."
Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, где предметно-иг...
"Создание условий для развития самостоятельной игровой деятельности детей"
Создание условий для самостоятельной игровой деятельности....
Условия и методы развития самостоятельной творческой деятельность детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» ФГОС ДО, является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-мо...
Конспект проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспериментированию «Поможем Золушке»
Конспект проблемно-поисковой деятельности детей по практическому экспериментированию «Поможем Золушке» для подготовительной группы....