"Создание условий для развития самостоятельной игровой деятельности детей"
статья на тему
Создание условий для самостоятельной игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание условий для развития самостоятельной игровой деятельности детей»
Игра имеет важное значение в организационной деятельности детей: в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Важно учитывать возраст, психоэмоциональные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Во время игры ребенок знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, узнаёт, что такое "хорошо и что такое плохо. Игра - является ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка. Процесс обучения в игре развлекает, нейтрализует стрессовое напряжение, доставляет удовольствие и радость. В игре ребенок познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение, делает осознанный выбор к роду занятий и партнёров по игре. Совместная игра со сверстниками учит и помогает развивать умение слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, в процессе дети учатся разрешать конфликты, находить компромиссы, воспитывать уважение друг другу. В игре быстрее происходит социализация ребенка, он учится различать реальную и условную действительность, начинает понимать необходимость следовать нормам и правилам, учится преодолевать трудности.
Игра - является любимым видом деятельности. Для этого нужно выстроить предметно-игровую среду так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.
В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты:
бытовые ( магазин, семья), трудовые (строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов.
Для удобства большую часть оборудования можно хранить в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определят, в какие игры они будут играть. Педагогу важно совершенствовать умения детей в сюжетно – ролевых играх: путём бесед, чтения художественной литературы, показа иллюстраций, проявлять заинтересованность игровой деятельностью детей; предлагать новый поворот сюжета или новых персонажей; предоставить необходимое оборудование для игры, руководить действиями воспитанников прямыми указаниями: «Приготовь обед», «Одень куклу», «Построй дом» и т. д стараться заинтересовать и увлечь игрой робких, несмелых воспитанников, объединять детей для игры; поощрять самостоятельное распределение ролей или игрушек самими детьми, сглаживать конфликты между воспитанниками из-за нарушения правил или несправедливого распределения ролей, обучать умению договариваться.
Режиссёрская игра обладает индивидуальным характером, малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Педагог предлагает виды режиссёрской театральной игры: настольный театр картинок или устойчивых игрушек; театр теней, игры с пальчиковыми картинками, которые ребёнок надевает на кончики пальцев; импровизации с куклами бибабо, состоящими из головы и платья.
В театрализованной игре дети разыгрывают какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо), может подключаться музыкальное сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь воспитателя.
Важная роль в развитии ребенка отводится конструктивной деятельности. В среду группы можно включить конструкторы и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настольные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности, игра. Кроме самих наборов, необходимы разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.
Игровой материал для физического развития периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей. Таким образом, образовательный процесс в условиях хорошо организованной предметно-пространственной среды группы позволяет, обеспечить продвижение каждого воспитанника во всех образовательных областях, развивать творческие способности и личностные качества.
Правила поведения воспитателя в практической реализации социо-игровой технологии:
- Исключить авторитарность и диктат, кроме тех ситуаций, которые могут представлять потенциальную опасность здоровью детей.
- Занимать демократическую позицию наравне со всем участниками совместной деятельности;
- Держать паузу невмешательства и молчания, для возможности проявить самостоятельность в решении проблемы или конфликта;
- Брать во внимание реальные возможности детей, но стараться расширять зоны самостоятельности, не давать готовых схем решений;
- Помочь ребёнку преодолеть робость и неуверенность, повысить его самооценку и уверенность в собственных силах.
- Уходить от чёткой постановки цели, предоставить выбор и свободу.
- Создать условия для раскрытия творческого потенциала ребёнка;
в проведении этапа презентации давать первое слово малоактивным детям.
Задачи руководства игровой деятельностью детей:
Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни. Помогать освоить умение понимать и формулировать задачу игры. Обучать выбору разных вариантов в использовании игрушек в процессе игры. Придумывать игровые ситуации с вымышленными героями. Вызывать у детей желание искать различные варианты решения игровых задач. Развивать самостоятельность в принятии решений. Учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков. Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении."
Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, где предметно-иг...
Контрольная работа по курсу « Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой»
Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности....
«Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольной образовательной организации»
Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанн...
Советы родителям по созданию предпосылок и условий для развития самостоятельной игровой деятельности детей
В статье сформулирован ряд рекомендаций родителям и педагогам для стимулирования развития самостоятельной игровой деятельности детей....
Сообщение из опыта работы. "Музыкально - дидактические игры , как средство развития самостоятельной игровой деятельности детей и поддержки детской инициативы."
Сообщение из опыта по работе с дошкольниками младшего возраста в ДОУ. Творческий среднесрочный проект "Музыкально - дидактические игры, как средство развития самостоятельной игровой деятельности ...
Внедрение игровых полей для развития самостоятельной игровой деятельности детей
Идея использования игровых полей совсем не нова, но воспитатели используют ее редко. Хотя я считаю, что именно они помогают в поиске способов и методов развития фантазии и творчества детей, во взаимод...