Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Исследовательская ситуация на тему "Впитываемость различных материалов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gnomy.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Исследовательская ситуация «Гномы».
Образовательные области:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- активизировать познавательный интерес и исследовательскую активность детей;
- познакомить детей с понятием «впитываемость»;
- дать знания о различной степени поглощения воды разными материалами;
- экспериментально определить впитываемость различных материалов;
Материалы:
- «домики» для гномов – небольшая квадратная коробочка, дно которой покрыто разным материалом - с дном из пластилина,
песка,
бумаги,
стекла,
ваты,
мелких камешков;
- небольшая емкость с водой (игрушечный чайник с водой, маленькая леечка и т.п.);
- гномики (игрушки из «Киндер-сюрприза»);
- бумага и карандаши для рисования.
Содержание образовательной деятельности:
Разминка:
«Числа-соседи»: дети стоят в круге, воспитатель бросает мяч кому-нибудь из детей и называет число. Задача ребенка назвать число на 1 больше (следующее) или на 1 меньше (предыдущее).
Переходим за столы.
Проблемная ситуация:
Воспитатель обращает внимание детей на стоящие перед ними 6 маленьких «домиков» и гномов-хозяев рядом.
- Дети, посмотрите, это – маленькие жители Страны Гномов.
Однажды ночью пошел в Стране Гномов дождь. Кап! Кап! Кап!
Пальчиковая гимнастика «Дождик»:
Тихий, тихий, тихий дождик (дети стучат (барабанят) по столу двумя указательными пальцами);
Дождик-дождик, кап-кап-кап!
Сильный, сильный, сильный дождик,
Дождик-дождик, кап-кап-кап! (барабанят все пальцы);
Сильный-сильный ливень! (сильно хлопаем ладошками по столу);
Гром! (хлопаем в ладоши);
В небе молния блестит! (поднимаем руки вверх).
Воспитатель:
- Утром вышли гномики и увидели, что у одних во дворе видны лужи, а у других луж нет. Стали они спорить, был дождик или нет.
Одни кричат: «Был дождик, у нас лужи!». А другие: «Не было дождика, у нас луж нет!».
Спорили, спорили, да так и не решили – был дождик или нет.
Ребята, помогите гномикам разрешить спор.
- Почему на одних двориках были видны лужи, а на других нет?
- Как вы думаете, у каких домиков были лужи, а у каких – нет?
Дети высказывают свои предположения, а воспитатель просит объяснить, почему они так думают.
Когда все предположения высказаны, воспитатель спрашивает, как можно проверить свои догадки?
Здесь задача детей – догадаться, как можно провести исследование с помощью имеющихся материалов. Если задача вызывает затруднения, воспитатель дает подсказки: «Помните, что в сказке капал дождик? Можем ли мы как-то создать дождик здесь?»
Если дети не проявляют активности, воспитатель дает прямую подсказку: «Давайте возьмем чайник и капельками воды, как дождиком, польем на каждый дворик».
После того, как все дворики проверены, воспитатель задает вопросы:
- Перед какими домиками гномы увидели лужи?
- Почему?
Физминутка «Гномик вышел погулять»:
Раз, два, три, четыре, пять,
Гномик вышел погулять.
Натянул свой колпачок,
Закрыл дверцу на крючок.
По лесу весело шагал,
Громко песню напевал.
В берлоге от шума проснулся медведь,
Начал он очень грозно реветь.
Гномик от страха весь задрожал
И быстро домой к себе побежал.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, вы помогли гномикам разрешить спор!
Теперь они знают, что есть материалы, которые впитывают воду и луж не остается, а есть такие материалы, которые воду не впитывают и на них лужи останутся.
- А скажите, на чем еще останутся лужи?
- Хорошо бы было, если бы зонтики делали из бумаги? А резиновые сапоги были бы не резиновыми, а ватными? А полотенце делали бы из пластилина? (ответы и рассуждения детей).
Продуктивная деятельность:
- Вы сегодня хорошо поработали! А теперь, пожалуйста, нарисуйте любого гномика – жителя Страны Гномов.
Завершение занятия:
Воспитатель благодарит детей за работу, рисунки вывешивает на выставку и обращает внимание на то, какими разными получились гномики.
Использованная литература:
Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Михайлова З.Д., Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Статья о развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования....
презентация Использование экспериментирования в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
Задачи:Познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельностью.Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка. Учить выделять проблему.Развивать мышление, творчес...
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников....
"Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования"
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский ...
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. П...
Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
Современные дети растут и развиваются в эпоху информации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания с...