Основные средства организации воспитательного процесса в игре.
статья на тему
С самого раннего возраста у детей в детском саду формируются первые умения сочетать свои интересы с интересами товарищей, умения сдерживать свои желания. Если они мешают коллективу, считаться с мнением товарища, помогать ему, сопереживать его радости и печали. К концу дошкольного детства нравственные чувства, представления и привычки должны приобрести у ребят достаточно прочный и в меру их понимания осознанный характер.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные средства организации воспитательного процесса в игре.
С самого раннего возраста у детей в детском саду формируются первые умения сочетать свои интересы с интересами товарищей, умения сдерживать свои желания. Если они мешают коллективу, считаться с мнением товарища, помогать ему, сопереживать его радости и печали. К концу дошкольного детства нравственные чувства, представления и привычки должны приобрести у ребят достаточно прочный и в меру их понимания осознанный характер.
Воспитание дошкольника в коллективе сверстников – дело очень сложное, требующее большой организационной работы и непрерывного внимания со стороны воспитателя к личности каждого ребёнка, к его индивидуальным особенностям. Как же сформировать такой детский коллектив, который способствовал бы успешному воспитанию у детей нравственных привычек, представлений, чувств, дружеских взаимоотношений, составляющих основу поведения людей в обществе?
Задачи воспитания детей могут эффективно решаться в игре – деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте.
Ребёнок в игре и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же и декоратор – рисует картины, и ковры, делает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный и так называемый бросовый материал, он и техник – изобретатель – создаёт в игре новые конструкции машин, мостов, домов…..
Безусловно, детское творчество в игре ещё несовершенно, это только начальная форма той деятельности. Проявление творчества в игре позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир, дает ему некоторый жизненный опыт, вызывает потребность выразить его в своей деятельности.
Организует и направляет всю воспитательно – образовательную работу, в том числе и игры, воспитатель. От личности воспитателя, от его знаний , умений, методического мастерства и способности творчески организовать воспитательный процесс в игре зависит всё дело.
Важнейшее условие игры как увлекательной деятельности –наличие у детей ЗНАНИЙ об окружающих его предметах (их назначении, свойствах, качествах), о событиях и явлениях реального мира.
Чтобы эффективно решать задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей, чтобы успешно проводить работу по формированию и укреплению детского коллектива, педагог обязательно должен использовать все воспитательные возможности, заложенные в игре: её содержание, игровые роли, правила, преодоление определённых трудностей при формировании игрового коллектива, связь с трудом, участие в игре самого воспитателя.
Большое влияние на поведение дошкольника оказывает игровой образ. Создавая тот или иной образ в игре, ребёнок искренне верит тому, что изображает. Он ярко показывает своё отношение к изображаемому, свои мысли, чувства.
Каждая игра ведётся по определённым правилам. Беря на себя роль, ребёнок значительно легче и успешнее подчиняется правилам, диктуемым этой ролью, чем тем же правилам вне игры. Это происходит потому, что большинство правил в игре устанавливается самими детьми и выполнение их в доступной созданной ими игровой обстановке доставляет ребятам удовольствие.
При проведении совместных игр детей воспитатель сталкивается с немалыми трудностями. Это вполне естественное и закономерное явление, которое объясняется тем, что в процессе игры объединяются дети с различными характерами, вкусами и привычками. Происходит столкновение характеров, возникают конфликты и противоречия между играющими. Разрешение таких споров нужно использовать для воспитания нравственных чувств и организации детского коллектива. Споры возникающие между детьми, могут, во – первых приучать ребёнка считаться с мнением товарищей, уважать замысел каждого участника игры; во вторых, воспитывать привычку добровольного подчинения коллективу, отказавшись от своего замысла, если кто – то другой придумал интереснее; в – третьих, формировать критическое отношение к различным предложениям и умение выбирать наиболее интересные из них. Преодоление конфликтов даёт возможность воспитывать в детях тактичность, чуткость, справедливость.
Создавая своими руками какие – либо необходимые для игры атрибуты, ребёнок открывает, развивает свои способности, на этой основе рождается его увлечённость.
Итак, на основании сказанного выше можно заключить, что игра – ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация воспитательного процесса в ДОУ в соответствие с ФГТ к основной образовательной программе и условиям ее реализации».
Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности...
Основные средства организации образовательного процесса в дошкольной педагогике
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса, кот...
Музейная педагогика, как одно из средств организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных группах
Полноценное развитие ребёнка во многом зависит от личности, культуры воспитателя, условий в семье, интеллекта родителей....
Интерактивные дидактические игры для дошкольников как средства организации образовательного процесса в ФГОС ДО
В учебно-методических материалах представлены методические рекомендации для педагогов ДОУ и учителей начальных классов по созданию интерактивных игр в программе Microsoft PowerPoint с применением триг...
Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта
В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...
Основные принципы организации воспитательной работы в детском санатории
Современный воспитатель санатория – это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни,...
ИКТ - как эффективное средство организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Использование ИКТ в процессе организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии вх...