Основные средства организации воспитательного процесса в игре.
статья на тему

Серебренникова Светлана Александровна

С самого раннего возраста у детей в детском саду формируются первые умения сочетать свои интересы с интересами товарищей, умения сдерживать свои желания. Если они мешают коллективу, считаться с мнением товарища, помогать ему, сопереживать его радости и печали. К концу дошкольного детства нравственные чувства, представления и привычки должны приобрести  у ребят достаточно прочный и в меру их понимания осознанный характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Основные средства организации воспитательного процесса в игре.

С самого раннего возраста у детей в детском саду формируются первые умения сочетать свои интересы с интересами товарищей, умения сдерживать свои желания. Если они мешают коллективу, считаться с мнением товарища, помогать ему, сопереживать его радости и печали. К концу дошкольного детства нравственные чувства, представления и привычки должны приобрести  у ребят достаточно прочный и в меру их понимания осознанный характер.

Воспитание дошкольника в коллективе сверстников – дело очень сложное, требующее большой организационной работы и непрерывного внимания со стороны воспитателя к личности каждого ребёнка, к его индивидуальным  особенностям. Как же сформировать такой детский коллектив, который способствовал бы успешному воспитанию у детей нравственных привычек, представлений, чувств, дружеских взаимоотношений, составляющих основу поведения людей в обществе?

Задачи воспитания детей могут эффективно решаться в игре – деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте.

Ребёнок в игре и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же и декоратор – рисует картины, и ковры, делает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный  и так называемый бросовый материал, он и техник – изобретатель – создаёт в игре новые конструкции машин, мостов, домов…..

Безусловно, детское творчество в игре ещё несовершенно, это только начальная форма той деятельности. Проявление творчества в игре позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир, дает ему некоторый жизненный опыт, вызывает потребность выразить его в своей деятельности.

Организует и направляет всю воспитательно – образовательную работу, в том числе и игры, воспитатель. От личности воспитателя, от его знаний , умений, методического мастерства и способности творчески организовать воспитательный процесс в игре зависит всё дело.

Важнейшее условие игры как увлекательной деятельности –наличие у детей ЗНАНИЙ об окружающих его предметах (их назначении, свойствах, качествах), о событиях и явлениях реального мира.

Чтобы эффективно решать задачи умственного, нравственного,  трудового и эстетического воспитания детей, чтобы успешно проводить работу по формированию и укреплению детского коллектива, педагог обязательно должен  использовать все воспитательные возможности, заложенные в игре: её содержание, игровые роли, правила, преодоление определённых трудностей при  формировании игрового коллектива, связь с трудом, участие в игре самого воспитателя.

Большое влияние на поведение дошкольника оказывает игровой образ. Создавая тот или иной  образ в игре, ребёнок искренне верит тому, что изображает. Он ярко показывает своё отношение к изображаемому, свои мысли, чувства.

Каждая игра ведётся  по определённым правилам. Беря на себя роль, ребёнок значительно легче и успешнее подчиняется правилам, диктуемым этой ролью, чем тем же правилам вне игры. Это происходит потому, что большинство правил в игре устанавливается самими детьми и выполнение их в доступной созданной ими игровой обстановке доставляет ребятам удовольствие.

При проведении совместных игр детей воспитатель сталкивается с немалыми трудностями. Это вполне естественное и закономерное явление, которое объясняется тем, что в процессе игры объединяются дети с различными характерами, вкусами и привычками. Происходит столкновение характеров, возникают конфликты и противоречия между играющими. Разрешение таких споров нужно использовать для воспитания нравственных чувств и организации детского коллектива. Споры возникающие между детьми, могут, во – первых приучать ребёнка считаться с мнением товарищей, уважать замысел каждого участника игры; во вторых, воспитывать привычку добровольного подчинения коллективу, отказавшись от своего замысла, если  кто – то другой придумал интереснее; в – третьих, формировать критическое отношение к различным предложениям и умение выбирать наиболее интересные из них. Преодоление конфликтов даёт возможность воспитывать в детях тактичность, чуткость, справедливость.

Создавая своими руками какие – либо необходимые для игры атрибуты, ребёнок открывает, развивает свои способности, на этой основе рождается его увлечённость.

Итак, на основании сказанного выше можно заключить, что игра – ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация воспитательного процесса в ДОУ в соответствие с ФГТ к основной образовательной программе и условиям ее реализации».

Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности...

Основные средства организации образовательного процесса в дошкольной педагогике

В Федеральных государственных требованиях  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса, кот...

Музейная педагогика, как одно из средств организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных группах

Полноценное развитие ребёнка во многом зависит от личности, культуры воспитателя, условий в семье, интеллекта родителей....

Интерактивные дидактические игры для дошкольников как средства организации образовательного процесса в ФГОС ДО

В учебно-методических материалах представлены методические рекомендации для педагогов ДОУ и учителей начальных классов по созданию интерактивных игр в программе Microsoft PowerPoint с применением триг...

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Основные принципы организации воспитательной работы в детском санатории

Современный   воспитатель санатория  – это   творческий   работник,   мастер   своего   дела,   новатор,  ведущий   здоровый образ   жизни,...

ИКТ - как эффективное средство организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Использование ИКТ в процессе организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии вх...