Педагогический проект "Наши истоки"
проект (средняя группа) на тему
Проект "Наши истоки" направлен на духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_nashi_istoki.docx | 36.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Воскресная школа Георгиевского собора
Педагогический проект
«Наши истоки»
для детей среднего дошкольного возраста (4,5 – 5,5 лет)
Составила и провела
преподаватель:
Анастасия Ивановна
Свинаренко
Одинцово, 2014
1 занятие цикла Тема: Наш дом – наш город – наша страна, наша история.
Актуальность. Сегодня вопрос духовного возрождения нации приобрёл особую актуальность в сфере воспитания подрастающего поколения. К сожалению, со временем мы утратили черты характера, отличающие исконно русского человека: доброту, сострадание, милосердие, трудолюбие. Настало время, когда об утраченном, нужно вспомнить, иначе будет слишком поздно.
Программное содержание:
Дать понятие «Святая Русь», «Родина», «Отечество»
Цель занятия:
- Познакомить детей с историей нашей страны;
- Как жили люди на Руси, чем занимались.
Задачи занятия:
дать представление об укладе жизни древних славян;
объяснить детям на доступном их пониманию этимологию слов «защитники Отечества», «славяне», «предки»;
закрепить и расширить знания детей о силе и славе богатырской Руси, о ее народных героях – богатырях, воспитывать интерес к истории Родины, уважение к предкам.
Материал к занятию: иллюстрации (внешний вид и древние поселения славян, занятия предков – охота, земледелие, рыболовство, оружие богатырей – щит, меч, булава, палица); репродукция картины «Богатыри» В.М. Васнецова.
План занятия:
- Приветствие в круге (Приложение №1)
- Молитва
- Содержательная беседа
- Хоровод «Во поле береза стояла»
Содержательная беседа:
Вы любите свой дом? Свою семью: маму, папу, брата, сестру, бабушку, дедушку? Все это – родное. Но наша Родина – наше Отечество-это вся наша страна Россия. Наш город – Одинцово.
Мы русские люди, говорим на родном, русском языке.
Родная земля, Родина – это место где ты родился. Род – это наши родные: мама. Папа, братья, сестры, дедушки и бабушки.
Лес, поля, холмы и реки,
Горы и моря
Это все теперь навеки –
Родина моя!
Вот какие красивые стихи посвятили поэты своей Родине.
Вижу рощи и долины,
Слышу пенье соловья.
Это русское приволье,
Это Родина моя!
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
Наша Родина Россия – страна православная. Давным-давно она называлась Русью. Не простой, а Святой, потому что живущие в ней люди правильно славили Бога, любили Его и жили по Его заповедям. Ни одно дело они не начинали без молитвы, а дел было очень много, нужно пшеницу посеять, убрать, смолоть муку. Все делали вручную, тогда тракторов еще не было.
От рассвета до заката в поле кипела работа. Люди там трудились и назывались они крестьянами, у них были большие семьи, жили они скромно.
(Рассматривание иллюстраций)
В старину продавцов называли купцами. Они были богатые, про них говорили зажиточные.
А кто же управлял страной? Царь. Сейчас кто управляет? Президент. А тогда царь. У него были помощники – бояре. Кто защищал Русь? Князья и воины.
Сотворив прекрасный мир, Бог повелел человеку оберегать его. Люди, жившие на Святой Руси, любили и оберегали свою Родину. Их называли защитниками Отечества. Самых сильных и смелых называли богатырями.
Рассматривание иллюстраций. Обсуждение.
А теперь приглашаю вас в хоровод.
Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла».
Далее детям предлагается попробовать съиграть на ложках. Рассмотреть поближе экспонаты, приготовленные для занятия – куклы, матрешки и т.д.
Занятие 2
Тема: «Богатыри – защитники Земли Русской»
1. Богатыри. Кто они?
2. «Победа над Змеем» в русских сказках и сюжетах.
3. Сказка «Никита - кожемяка».
4. «Богатырская зарядка».
Цели:
- расширять знания детей о силе и славе богатырей на Руси;
- формировать и воспитывать патриотические чувства;
- воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.
План занятия:
1) Приветствие в круге (Приложение №1)
2) Молитва
3) Содержательная беседа о богатырях и их оружии
4) Просмотр мультфильма «Никита – Кожемяка»
5) Физминутка «Мы теперь богатыри»
Ход занятия.
На прошлом занятии мы с вами говорили о Руси. Кто охранял ее помните? Да, князья, воины и богатыри. Помните какими качествами обладали богатыри: смелость, сила и храбрость. Как вы думаете они любили свою Русь-матушку? Да, конечно, любили, сражались за Русь во Славу Божию. А Господь им помогал, защищал от вражеских оружий.
Просмотр презентации (Приложение № 2)
А кто такой Змей Горыныч? Почему его так называют?
Горыныч значит «гора» как место обитания змея. Его называли хозяином подземного мира.
Змей Горыныч — чудовище-исполин с тремя, шестью или двенадцатью головами. Он живет в своем царстве (иногда в пещере), где прячет награбленные богатства, похищенных людей и царевну (царевен). Там живут и его многочисленные дети — змееныши.
В былинах Змей часто выступает как враг Русской земли. Змей может летать по небу или вступить в бой с богатырем на земле.
Вот с одним из таких богатырей я сегодня хочу вас познакомить, звали его Никита и было у него прозвище Кожемяка, хотите узнать почему его так называли? Тогда приготовьтесь, сейчас мы с вами посмотрим мультфильм.
(Просмотр мультфильма)
Обсуждение по содержанию.
А теперь хочу вам предложить превратиться в богатырей, выходите скорей на коврик.
Физ.минутка «Мы теперь – богатыри»
Потянулись: раз, два, три. Потянуться.
Мы теперь – богатыри. Показать (напрячь) бицепсы.
Мы ладонь к глазам приставим, Далее по тексту…
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из–под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
Занятие 3
Тема: Ангелы хранители – защитники наших душ
1.Ангелы-хранители – наши невидимые помощники. Литература: «Добрый мир», часть 4, стр.66-69.
2.Молитвенное обращение к своему Ангелу.
3. Сказка про ангела (Приложение № 3)
Домашнее задание: нарисовать или раскрасить изображение ангела-хранителя
Цели занятия:
- Дать детям представление о духовном мире, об Ангелах.
- Рассказать детям об Ангеле – Хранителе.
Новые слова и понятия: Невидимый мир – ангельский, Ангел – Хранитель.
Ход занятия:
Кроме видимого мира вокруг нас, Бог создал мир невидимый. В нем живут Ангелы, служители Бога. Догадайся, почему их так назвали? Слово «ангел» означает «вестник». Ангелы приносят людям с неба весть — сообщение о том, что Бог велит человеку.
МОЛИТВА АНГЕЛУ ХРАНИТЕЛЮ
Кроме родственников и друзей, у каждого христианина есть невидимый помощник — добрый Ангел Хранитель, который даётся Богом при крещении. Ангел Хранитель помогает совершать добрые дела и охраняет от зла. Он всегда с человеком. Но, поступая плохо, человек отталкивает от себя своего Ангела и обижает его.
Следует всегда помнить о своём Ангеле Хранителе. Христиане обращаются к нему с молитвой: Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне!
Просмотр презентации «Ангелы» (Приложение № 4)
Чтение стихотворения
У тебя есть Ангел Божий
Светлый, верный, лучший друг
Он всегда придёт на помощь,
Если что случится вдруг.
Ангел рядышком с тобой
И невидимо хранит,
А когда ты непослушен
Он расстроен и грустит.
От упрямых и врунишек
Ангел может отойти,
А тебе такого друга
В целом мире не найти.
Ангел Божий!
За спиною Белые крыла.
Распахни их надо мною,
Сохрани от зла.
А когда, взмахнув крылами
Взмоешь в небо, ввысь
Ты о папе, и о маме Богу помолись.
Давайте с вами немножко отдохнем, сделаем зарядку.
- Физминутка «Буратино»
Движения выполняются по ходу стихотворения.
1) Буратино - потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать.
– Физминутка «Птички»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
2) Птички в гнездышках сидят (дети сидят на присядках)
И на улицу глядят.
Полетать вдруг захотели,
И все сразу полетели, (дети бегают по группе. На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места)
– Физминутка «Часы»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
3) Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам)
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища)
Налево - раз, направо - раз,
Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево - вправо)
Мы тоже можем так.
Далее: сказка про ангела.
Сказка про ангела
Маленький Николка никак не мог долго заснуть. Он ждал, когда его мама расскажет ему сказку на ночь. Но мама, укачивая в колыбельке маленькую сестричку Машу, заснула сама.
Николка ворочался сбоку набок, вспоминая, как прошел день. Впечатлений у него накопилось много. Все утро он играл с лохматым дворовым псом Трезором, а после обеда покормил кота Тимофея вкусным молоком, потом погонялся за курами, которые с громким кудахтаньем вылетали прямо у него из-под ног.
Николка все ждал-ждал, когда же придет сон, прислушиваясь к уханью филина, доносящегося из глубины сада. Вдруг комната озарилась ярким светом. Николка увидел, что кто-то подсел к нему на кровать и погладил его ласково по голове. “Ты кто?”- спросил испуганно Николка незнакомца. “Не бойся меня , Николка, я — твой ангел,”- ответил незнакомец.“ А крылья у тебя есть?”- спросил, перебарывая страх, Николка. “Конечно, есть”, — сказал ангел. И он расправил огромные крылья. “Ух, ты”, — удивился Николка. А ты и летать умеешь? “Конечно”, — сказал ангел. Хочешь, мы вместе чуть-чуть полетаем? Конечно, Николка побаивался, что мама, если не застанет его в кроватке, заругает. Все же он ответил, что хочет. Ангел взял Николку за ручку, и они вышли из избы.
На небе ярко светили звезды, так, что Николка даже зажмурился. Ангел взмахнул крыльями и оторвался от земли. Крепко ухвативши ангела за руку, Николка летел за ним. «Я лечу, как птица», — радостно закричал Николка.
Внизу виднелось озеро, затем промелькнуло поле. Ангел стал спускаться все ниже и ниже, пока они не приземлились на высокий холм. Ангел и Николка молча сидели затаив дыхание, и смотрели на звезды.
Николка думал о том, как здорово было бы, если и лохматый Трезор, и кот Тимофей, и курочка Пеструшка были с ним. Ангел погладил его по голове и кивнул. Уж ангелам-то известны все наши мечты. Вдруг, прямо по небу, полетели Курочка, и пушистый кот, и Трезор , и даже огромный филин.
Глазки у Николки стали слипаться. “Странный же сон мне снится”, — пронеслось у Николки в голове.
Рано утром Николку разбудил громкий крик петуха. Мама месила тесто. Маленькая сестренка Маша агукала в своей колыбельке.
-Мама, а мама. Николка подошел к маме и потянул ее за подол.
-Я сегодня с ангелом ночью летал. Мама, покачав головой, продолжала дальше месить тесто.
-Я не вру, мам, честное слово. Хотя он и сам уже не очень верил, что все это ему не приснилось.
Мама, взяв миску с тестом, вышла. Николке было обидно до слез. Он, сопя носом, залез снова в свою кроватку. Уткнувшись лицом в подушку, Николка хотел громко зарыдать. Но тут, что-то кольнуло его в нос. Он взял в руку огромное перо. Такие же перья были на крыльях у ангела. Значит, это не сон. Николка улыбнулся. Он даже не заметил, как добрый ангел на цыпочках подошел к колыбельке Машутки и стал ее тихонечко качать. У Николки на душе стало как-то радостно. По горнице разлился громкий смех Машутки. Это был ее первый смех.
Мои дорогие детишки, у каждого мальчика и каждой девочки есть свой ангел. У вас он тоже есть. Когда наступает ночь, он тихо нашептывает вам на ушко сказки и показывает добрые сны.
Занятие 4
Тема: Архистратиг Михаил – хранитель Небесного Отечества.
1. Знакомство с историей Архангела Михаила. Чудеса Архангела Михаила.
2. Разучивание стихов - Божий мир 4, стр.68-70.
3. Песенка про ангелов №85, №76.
4. Просмотр мультфильма «Архангел Михаил»
Цели занятия.
- познакомить детей с Архангелом Михаилом, его иконой, чудесами
- рассказать о празднике Соборе Архистратига Михаила.
Ход занятия:
Мы продолжаем, ребята, с вами говорить об ангелах и сегодня хочу вам рассказать о празднике, который посвящен всем ангелам, а во главе у них главный ангел, архистратиг Михаил.
21 ноября большой православный праздник, веселый и светлый – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – ангелов, сотворенных Богом прежде человека и обычно недоступных земному зрению. Этот праздник – главный из всех праздников в честь святых ангелов. В просторечии он именуется Михайловым днем и очень чтим верующими людьми.
Собор – означает соединение, совокупность всех святых ангелов во главе с Архистратигом Михаилом, которые все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат Богу.
Архистратиг Михаил – вождь Небесных Сил, на иконах его изображают в грозном и воинственном виде: на голове шлем, в руке – меч или копье. Под ногами – пораженный им дракон. С кем же воюет этот отважный предводитель? Мы знаем, что весь ангельский мир, созданный еще до сотворения человека и всего видимого мира, был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов – Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей. В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», – обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.
Борьба была трудной, потому что Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного богу. С тех пор в руках архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей, и в первую очередь на верующих в Бога. Может ли меч Архистратига Михаила при таких обстоятельствах оставаться в бездействии? Конечно, нет! Он не перестает воевать с ангелами зла и тьмы, ограждая верных чад Божиих от их коварных происков.
Далее просмотр мультфильма «Архангел Михаил»
Подвижная игра «Победи зло»:
Цель: развивать ловкость и меткость.
Оборудование: корзина, цветные не большие шарики.
Инструкция к игре: шарики - это добрые дела, а эта корзина не просто корзина, а зло.
Когда корзина наполнена, воспитатель объявляет, что зло побеждено и показывает донышко корзинки.
Итог цикла: проводится викторина «Историю края ты знай на вопросы смелей отвечай». (Приложение № 5) Правильный ответ появляется на экране (Презентация «Русь»)
Приложения
№ 1 «Приветствие в круге»
Здравствуйте, дети,
Я вас рада видеть.
Кто сегодня новенький?
( или Кто сегодня к нам пришел?)
Себя нам назовите.
(дети по очереди называют свои имена)
Здравствуйте, дети!
За руки возьмитесь
Ласково, приветливо
Друг другу улыбнитесь!!! (улыбнулись)
Как живёте?
Вот так!
Как плывёте?
Вот так!
Как бежите?
Вот так!
Вдаль глядите?
Вот так!
Машете вслед?
Вот так!
Ждёте обед?
Вот так!
Ночью спите?
Вот так!
А шалите?
Вот так!
Хором с детьми говорим:
Здравствуй, правая рука! (протягиваем вперёд)
Здравствуй, левая рука! (протягиваем вперёд)
Здравствуй друг-
(берёмся одной рукой с соседом)
Здравствуй друг-
(берёмся другой рукой)
Здравствуй, здравствуй наш дружный круг-
(качаем руками)
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть (приседаем)
Можем мы большими быть (встаём)
Но один никто не будет!
А теперь давайте поздороваемся со всем миром:
Здравствуй, солнце золотое! (Руки поднимаем)
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок! (Махи руками)
Здравствуй, маленький дубок! (Присели, погладили «дубок»)
Мы живём в одном краю - (Показываем на себя)
Всех я вас приветствую! (Показываем на окружающих)
Викторина
«Историю края знай – на вопросы смелей отвечай»
- Город, поселок, деревню, село:
Место где ты родился,
Где детство прошло,
И пусть ты потом переехал куда-то
И не вернешься туда ты опять,
Как то местечко ты должен назвать? (Родина)
- Деревце - красавица
России символом считается,
Белая, кудрявая, стройная, кудрявая
Как девица младая
Кто она такая? (Береза)
- Люди самые простые
На Руси Святой они жили.
От рассвета до заката трудились,
Чтоб семьи свои большие,
Одеть, обуть, прокормить,
Да деток сколь Бог даст народить.
Люди самые простые, кто они такие? (Крестьяне)
- Эти люди побогаче,
Покупали, продавали
И никаких печалей не знали,
Коли к ним очереди стояли.
Как их называли? (купцы)
- Эти люди прям у власти восидали
В богатых хоромах проживали,
Вместе думы думали,
Как их называли? (Бояре)
- Кто на троне воссидал
В серебре и злате,
Послов разных принимал у себя в палатах
Все вопросы он решал
Русью всею управлял? (Царь)
- Кто вставал стеною плотно
Был защитой и оплотом
Всему русскому народу.
Кто Русь-Матушку не раз
От врагов коварных спас? (богатыри)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
презентация для конкурса педагогического мастерства "ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ..."
Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами...
Педагогический проект «Истоки».
Воспитание в традициях отечественной народной культуры, приобщение детей к народным традициями обычаям, русскому фольклору. В ходе реализации проекта дети погружаются в старину: знакомятся с малыми фо...
Педагогический проект ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ –"Вернемся к истокам нашим"
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени....
Педагогическая программа «Истоки» по народному декоративно-прикладному искусству детей дошкольного возраста из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Проект "Истоки", направлен на ознакомление детей старшего возраста с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы....
Рабочая программа (дополнительная программа по социально-педагогической направленности "Истоки")
Цель:Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми....
АНКЕТА об участии в онлайн-занятии Межрегиональной Педагогической мастерской «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» «ИСТОКИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»
Развитие умений обучащихся, анализировать способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.Воспитание глубокого и осознанного патриотизма у детей 5-8лет, гордости за великий подвиг и вел...