Приемы оздоровления средствами музыки и движения
статья на тему
В данной статье раскрыты приемы музыкотерапии на музыкальных занятиях и использование музыки в повседневной жизни ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_ozdorovleniya_statya.docx | 33.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Красносельский район
ГДОУ ЦРР д/с №29
ПРИЕМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
И ДВИЖЕНИЯ.
Музыкальный руководитель
Фомичева И.М
Санкт-Петербург
2015г
ПРИЕМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЯ.
Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний, а также для профилактики:
- отклонения в развитии;
- эмоциональная нестабильность;
- поведенческие нарушения;
- сенсорный дефицит;
- физические нарушения;
- спинно-мозговые травмы;
- афазия;
- аутизм.
Негативное воздействие среды (плохая экология, напряженность в обществе)---страдает психика детей и физическое здоровье.
На 1999г. около 90% детей имеют отклонения физического и психического
здоровья.
30-35% поступающих в школу, имеют хронические заболевания.
Во время обучения в школе в 5 раз увеличивается нарушение зрения, в 4 р. –психическое здоровье, в 3 раза- органы пищеварения.
На 100 новорожденных детей 3-е имеют отклонения в развитии сердца.
Неблагоприятное семейное окружение: отсутствие одного из родителей, конфликты, неправильное воздействие, ранняя изоляция от семьи.
Нарушения в поведении есть уже в дошкольном возрасте.
В 5 лет- 37% мальчиков и 29% девочек имеют отклонения в поведении.
К 10 годам –нервных детей 56%
Воздействие музыки всеобъемлюще, т.к. это общепонятный язык, состоящий из универсальных компонентов.
Основа музыки –звук может воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение.
Звук оказывает колоссальное воздействие на клетки ткани и органы человеческого тела.
Вибрирующий звук создает образы и энергетические поля, которые вызывают движение в окружающем пространстве. Мы поглощаем эту энергию, и она воздействует на наш организм.
Игра и музыка:
Особенности детской психики:
- Затруднения словесно описать свои переживания, особенно, если есть речевые нарушения.
- Дети более спонтанны; их переживания проявляются в игровой, ИЗО и муз. Деятельности непосредственнее, не проходя «цензуру» сознания.
- Мышление ребенка более образно и конкретно, поэтому он использует игру, рисование, музицирование как способ осмысления действительности.
Игра и музыка оказывают друг на друга взаимообогащающее влияние. Воздействие музыкальных образов сделает игру ярче и занимательнее, поможет проявиться детской индивидуальности.
Музыка как средство коррекции.
Используется как самый эффективный метод психотерапии.
Зарубежные методики: Метод Нордоффа-Роббинса.
Патологические нарушения психоэмоционального характера, агрессивные тенденции, фобии спонтанно и легко выражаются в музыке. Живая музыка здесь как средство коммуникации. Пациенты вовлекаются в процесс создания музыки с терапевтом через использование музыкальных инструментов, не требующих специальной подготовки для игры на них .- барабан, который может передать тончайшие эмоциональные нюансы, обладает большой ритмической силой. Также используют цимбалы, литавры.
Итак:
- Музицирование как игра играет большую роль в развитии коммуникативных навыков;
- Музыка может успокоить, настроить, заинтересовать, активизировать;
- Развивает творческие возможности;
- Укрепляет и развивает межличностные отношения;
- Помогает занять увлекательным делом- музыкальными играми, пением, танцами, импровизацией на музыкальных инструментах.
- Улучшает концентрацию внимания, его продолжительность;
- Повышает сосредоточенность, снижает импульсивность.
Музыка увлекает и успокаивает гиперактивных детей.
- Улучшается речевая функция. Музыкой лечат афазию (полное или частичное исчезновение речи)
- Дети с отставанием в развитии в большинстве случаев обнаруживают хорошие способности, чтобы без труда обучаться игре на простейших муз. Инструментах или пению.
- Музыку используют для детей с плохим зрением, с нарушениями речи и общения.
Использование музыки в лечении людей.
С древних времен музыку широко применяли и считали эффективным средством для лечения.
Работы Платона, жизнеописание царя Давида, мифы об Аполлоне, Аристотель, Платон.
Древнегреческий философ Пифагор: «Музыка влияет на эмоциональное состояние человека».
В настоящее время музыкальная терапия –составная часть лечебных и образовательных программ. Это средство укрепления психического здоровья.
Основа музыки- звук – это акустический сигнал, имеющий волновую структуру, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность.
При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели.
Одной из причин физиологического воздействия музыки на человека является то, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма.
Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере.
Вегетативные реакции на музыку:
- сердечно-сосудистая система реагирует наиболее заметно на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение (замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды)
И наоборот, если музыка раздражает.
Музыка оказывает влияние даже на холестериновый обмен.
Медленная музыка может углублять и замедлять дыхание, успокаивает мозг.
Музыка оказывает влияние на гормональный обмен.
«Кто регулярно слушает расслабляющую, спокойную музыку, у тех уменьшается уровень гормонов стресса в крови»
Научные эксперименты подтвердили, что музыка оказывает влияние и на деятельность человеческого мозга.
Восприятие музыки более эффективно, если сочетать его с другими видами искусства- живописью, литературой, хореографией, театром.
Музыка и рисование
Музыка и движение
Музыка и речь
Интонационный слух, восприятие музыки – это работа правого полушария. У детей правое полушарие является доминирующим, и это делает восприятие музыки наиболее доступным ребенку, а в некоторых случаях доступнее, чем речь.
Этим объясняется высокая музыкальность и большая эмоциональная восприимчивость детей к музыке.
ВЫВОДЫ
- Влияние музыки на клеточном уровне позволяет говорить о глубинном воздействии на мозговые структуры и на весь организм человека.
- Музыка способна вызывать многочисленные телесные и двигательные реакции в человеческом организме.
- С моторно-двигательной реакцией на музыку связано оживление в памяти прошлого опыта. Музыка является ключом к системам человеческой памяти.
- Музыка и речь – родственные, взаимно влияющие друг на друга знаковые, семиотические виды деятельности.
- Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.
- Восприятие музыки синестетично. Оно обогащается зрительным восприятием, а также ощущениями пространства и времени. Во время сеансов игровой терапии и в процессе музыкальной психотерапии хорошим подспорьем могут стать и другие виды искусства – живопись, литература, хореография, подвижные игры, театр. Сочетание музыки и рисования, музыки и движения, музыки и речи может дать хороший психотерапевтический эффект, поможет раскрытию личности маленького пациента.
- Музыка – это метафора. Метафорический язык близок детям, понятен независимо от возраста, метафоры «безопасны» для детей, вызывают у них интерес и в большей степени, чем обычная речь, отвечают детским потребностям и ожиданиям.
- В процесс восприятия музыкального произведения действует механизм идентификации личности с «лирическим героем». Это имее большое значение для ребенка, так как дети активно идентифицируют себя с окружающим.
- Музыка воздействует на подсознание человека.
- Музыка неизбежно пробуждает у слушателя активную эмоциональную реакцию
- В музыкальном восприятии правое полушарие мозга играет ведущую роль. Так как у детей правое полушарие является доминирующим, то это делает восприятие музыки наиболее доступным ребенку.
- Положительные эмоции при музыкальном прослушивании требуют высочайшей деятельности психики .Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращаются в свою противоположность. Это важно учитывать при использовании музыки в психотерапевтической работе, когда изживание отрицательных эмоций становится одной из главных задач.
ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ.
- Музыка и релаксация.
Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться так же остро, как и взрослые. Иногда дети бывают очень напряжены физически и эмоционально. Это приводит к раздражению и иррациональному поведению. Им необходимо помочь расслабиться. Часто это позволяет выявить источник раздражения.
При релаксации дети могут лечь на пол, могут принять любую удобную позу, очень полезны наклоны и потягивания тела. Музыка служит фоном. Специально подобранная, с частотой ритма не более 60 ударов в минуту. (например «Мелодия» Глюка)
Данный метод используется для устранения невротических явлений, снижения уровня тревоги и лечения различных фобий
Расслабившись, ребенок выстраивает с помощью психотерапевта приятные ему образы, оживляет приятные воспоминания, которые помогут ему справиться с имеющимися фобиями или с напряжением по какому-либо поводу. Помимо музыки можно использовать различные природные звуки (пение птиц, шум моря).
Упражнение «Океан»
Текст примерный: «Закройте глаза и ощутите себя в океане голубого цвета, почувствуйте и поверьте, что вы – волна в этом океане… и т.д.» Упражнение выполняется в удобной для детей позе. Музыка –фон. Можно также использовать запись природных шумов –морской прибой, голоса дельфинов, чаек и т.д.
- Тренировка произвольного внимания.
Упражнение «Убегающий звук»
Используется колокольчик или любой другой музыкальный инструмент со звучание, затихающим постепенно (фортепиано, гитара, монохорд, гонг, треугольник, китайский колокольчик «Волшебный ветер» и др.)
Психотерапевт просит ребенка прислушаться к колокольчику (струне, клавише, гонгу) до тех пор, пока его звук совсем не затихнет.
Это упражнение служит также для концентрации и умения сосредоточиться.
3.Музыка и фантазия.
Метод направленных фантазий В. Оклендер.
Фантазии чрезвычайно ценны для развития детей. Они используются как терапевтическое средство. Музыка используется как фон, как иллюстрация, может органично вплетаться в задание.
Этот метод помогает детям выразить достаточно безопасным, щадящим образом подавленные чувства, потребности, устремления и мысли.
Перед тем как погрузиться в мир фантазии, ребенку предлагают закрыть глаза, расслабиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и затем уже представить что-то. Этому может способствовать соответствующая музыка. Затем стимулируют детское воображение вопросами, предлагают различные варианты и возможности формирования образа. Музыка может послужить здесь отправной точкой для фантазии. Яркая и иллюстративная, она создаст у ребенка соответствующее эмоциональное состояние, которое поможет родиться визуальным образам.
Фантазировать можно как с открытыми глазами, так и с закрытыми.
К фантазиям помимо музыки побуждают различные виды искусства: картинки, рисунки, природа (фильмы, звуки природы)
Придуманные детьми истории излагаются:
-в виде импровизационных сценок - спектаклей с участием детей;
-в устной форме – в виде рассказа;
- в письменном виде;
- - в виде кукольных представлений;
- в рисунке, лепке;
- в виде импровизации на различных муз. Инструментах, звучащих предметах;
- в виде импровизационного пения.
После фантазий обязательно проводится беседа с ребенком о том, что он изобразил, показал, сыграл, спел и т.д.
Фантазия «Крылья»
Проводится с открытыми глазами. Музыка –фон. Терапевт вводит в фантазию: «Вы замечаете, что у вас растут крылья. Вы летите. Что вы видите? Куда вы летите? Где вы приземлились?»
Фантазия «Животные»
Проводится с открытыми глазами. Терапевт вводит в фантазию: «Представьте, что вы – животные (дети выбирают по желанию) Вы двигаетесь, как они, издаете звуки, как они»
Дети фантазируют, а психотерапевт озвучивает их фантазии соответствующими музыкальными отрывками, которые иллюстрируют данных животных, сопровождает показ детей различными подходящими музыкальными инструментами или звучащими предметами.
4.Музыка и проективные методики. Художественная экспрессия.
В ходе различных проективных методик, связанных с рисованием, лепкой, конструированием, хорошо использовать соответствующий музыкальный фон. Импульсивных, неусидчивых детей музыка настроит на работу, поможет им сконцентрироваться. Слишком скованных, депрессивных детей расслабит, подтолкнет к работе, освободит эмоционально. Музыка может также служить отправной точкой для фантазии, для пробуждения мыслей и переживаний.
«Ваш мир в красках, формах и линиях»
Детей просят изобразить свой мир на бумаге, используя для этого только линии (прямые и кривые, широкие и тонкие, разных цветов) и формы, ничего конкретного.
Музыка-фон, подобранный в соответствии с детской аудиторией (успокаивающий, стабилизирующий или, наоборот, активизирующий).
«Спонтанное рисование под музыку»
Детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки и т.д. Музыка – яркая, эмоционально богатая, не громкая, не более 60-65 ударов в минуту.(Например, «Сладкая греза» П.И.Чайковского)
«Сквиггл»
В процессе этого упражнения возникает огромное количество способов общения. Сквиггл – изображение на листе бумаги беспорядочных знаков, обычно черного цвета.
Педагог (психотерапевт) и ребенок садятся напротив друг друга за стол, положив перед собой два карандаша и бумагу. Взрослый изображает сквиггл и просит ребенка превратить его во что-нибудь. Ребенок дополняет рисунок и просит взрослого продолжить и т.д. По ходу игры участники рассказывают о содержании своих картинок и обо всем, что они думают. Это задание можно выполнять под музыку, которая может служить фоном, а может, как таймер, фиксировать время рисования каждого из участников.
5 Метод музыкальной экспрессии.
Выражая себя через музыку, через звук, ребенок проявляет свои личностные качества. Мы можем увидеть его отношение к окружающим людям и миру. Мы можем узнать, как он себя оценивает, как представляет свое «Я». В этом диагностическая ценность музыкальной экспрессии.
«Музыкальный сквиггл»
На столе перед ребенком разложены несколько музыкальных инструментов, звучащих предметов (погремушки из металлических крышек, бумажные султанчики, деревянные бусы и т.д.) Педагог начинает играть на одном музыкальном инструменте, а ребенок продолжает на том, на котором хочет. Можно импровизировать на одном инструменте, например, на фортепиано, излагая содержание своих импровизаций.
«Музыкальные каракули, или «Музыкальная сказка»
Это инструмент развития социальных качеств –терпения, внимательности и т.д., а также для повышения самооценки. Применяют в групповой, индивидуальной и семейной работе.
Подготовительный этап.
(для индивидуальной работы) Предложить ребенку поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом или предметом, с помощью которого можно извлекать звук. Затем предлагается поиграть вместе., помогая друг другу создавать какое-либо сочетание звуков- музыкальную фразу. Важно, чтобы дети действовали спонтанно. Должна быть создана среда, которая подтолкнет ребенка к свободному самовыражению. (достаточное количество инструментов) Ребенок импровизирует, от него не требуется определенных способностей и навыков.
Первый этап.
(для групповой работы) В центр помещения (или на большой круглый стол) кладут различные музыкальные инструменты, муз. Игрушки и звучащие предметы. Детям предлагается сесть рядом, желательно в круг. Детей просят выбрать один инструмент или предмет.
Второй этап.
Педагог (психотерапевт) просит ребенка извлечь ряд звуков из своего инструмента, сыграть на нем «свою мелодию». Если дети затрудняются, то взрослый начинает первым. Ближайший участник пытается продолжить звуковой набор. (не долго, чтобы все участники поучаствовали).
Третий этап.
Весь процесс создания музыкальной импровизации записывается на пленку. Когда дети почувствуют, что им больше нечего добавить, им предлагают прослушать запись результата из совместного творчества. Дается положительная оценка творчества детей, предлагается детям обсудить их музыкальное произведение. Повторное прослушивание.
Основные моменты обсуждения:
- какие инструменты чаще использовались;
- что можно сказать о звуках, которые преобладают в импровизации, описать их;
- какие еще звуковые сочетания запомнились;
- можно ли услышать какую-либо мелодию, получилась ли красивая музыка;
- о чем, по их мнению, рассказывает музыка, ими созданная;
- отразила ли музыка жизнь детей, их взаимоотношения;
- что привнес в коллективное творчество каждый ребенок;
- как прозвучал его инструмент;
- как его музыка повлияла на ход и результат общей работы и т.д.
Четвертый этап.(альтернатива третьему этапу или его дополнение)
Спросить у детей, что может происходить в их музыкальном произведении, каков его сюжет, содержание. Или о том, что может сопровождать эта музыка, что может происходить на ее фоне, на что похожа их музыка. Предложить детям придумать на этой основе какую-нибудь историю, сочинить музыкальную сказку. Дети сочиняют сказку по очереди, передавая «эстафету» по кругу.
Вариант: дети сочиняют слова песни, которую можно петь под их музыку. Весь процесс записывается на пленку. На следующем занятии дети прослушивают запись музыкальной сказки, песни, обсуждают ее. Педагог предлагает дополнить ее, сыграть на др. муз. Инструментах, сочинить другие слова или подправить старые.
«Импровизация на ударных инструментах»
Ударные инструменты обладают особой привлекательностью для детей, так как из них можно извлекать звуки, даже не обладая необходимыми навыками. Ребенку предлагают показать, как он будет бить в барабан, если ему грустно, весело и т.д. Как вариант можно предложить пробарабанить то чувство, какое он сам хочет или испытывает в данный момент, а другие дети должны отгадать, что он изобразил.
Среди музыкальных инструментов, которые используются в целительстве, барабан оказывает наиболее сильное воздействие. «В нашем организме заложены многомерные ритмы, благодаря которым все органы работают синхронно, начиная от пищеварительной деятельности в кишечнике до активности высших нейронов в головном мозгу. В организме основной ритм закладывается сердечно-сосудистой системой, сердцем и легкими…» (Кемпбелл Д. Эффект Моцарта. Минск,1999.) Барабан синхронизирует ритмы сердечных сокращений и дыхания.
Ритм барабанов способен изменять ритмы организма. Играя на барабане, мы активно напрягаем мышцы, активизируем дыхание, ритм сердечных сокращений и волн мозга, что создает обратную связь. Десять минут игры на барабане в день снимают напряжение, заново настраивают внутренние часы мозга и организма и служат стимулятором.
В известной американской методике музыкальной терапии – методике Нордоффа-Роббинса широко применяются именно барабаны. Барабан – инструмент наиболее доступный, не требующий особых навыков и в то же время обладающий большой отмической силой, передающий тончайшие эмоциональные нюансы. Дополняют барабан цимбалы, литавры. Их звонкость вносит разнообразие в игру и делает ее более выразительной.
«Послушай ритм»
К.С. Станиславский, говоря об актерской роли, указывал на то, что каждое человеческое чувство имеет свой темп и ритм, и предлагал упражнения на воспроизведение ритма, в котором это чувство протекает. В этих упражнениях каждому было необходимо представить какой-то момент своей жизни. Детям предлагается вспомнить свой самый печальный, счастливый и т.д. день (событие). Затем они должны подумать, как о нем можно рассказать другим детям, пользуясь только барабанными палочками и барабаном (можно использовать другие ударные инструменты): «Простучите его, как вы его себе представляете».
Вариант: предложить ребенку пробарабанить то чувство, какое он сам хочет или испытывает в данный момент, а другие должны отгадать, что он изобразил.
5. Музыка и радость движения.
Не подлежит сомнению взаимосвязь двигательных способностей и обучаемости детей. Для детей, испытывающих серьезные трудности в обучении, характерно и запоздалое развитие моторики. Развивая моторику, развиваем и умственно.
«Дирижер»
Ребенку предлагается продирижировать звучащую музыку. Это увеличивает заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия музыки.
«Свободный танец»
Это упражнение на свободное выражение эмоций. Детям предлагается придумать свой танец под названием «Мой самый тяжелый день», «Я и мои родители» и т.д.
«Спонтанное движение под музыку»
Дети танцуют и двигаются под музыку. Для этого хорошо использовать цветные шифоновые шарфы. Дети, двигаясь, импровизируют с тканью. Ассоциации, вызванные музыкой свободно выражаются в движении.
«Движение в ритме звучащих ударных музыкальных инструментов»
Детей просят двигаться в ритме звучащих ударных музыкальных инструментов. Музыка и ритмические удары –античные формы коммуникации и самовыражения. Ребенок должен следовать ритму педагога. Педагог задает ритм бубном или барабаном. Дети двигаются, свободно перемещаясь в пространстве помещения.
Вариант. Каждому ребенку дают барабан (бубен, пластиковые бутылки). Дети двигаются и сопровождают свое движение звуком ударных инструментов.
«Падение» (для гиперактивных детей, для формирования контроля над своим телом)
Упражнение формирует контроль над телом. Музыка – активизирующий фон. Дети падают на подушки (маты). Необходимо упасть каким-либо определенным образом. Пространство падения ограничено, поэтому падение необходимо строго контролировать. Дети должны изобретать каждый раз новый способ падения. Это упражнение доставляет детям удовольствие от контролирования своего тела.
Вариант. Детей просят упасть соответственно звучащей музыке - медленно, с подскоком, весело и т.д., в ее характере.
«Чудесные бубенцы»
На голове у детей шапочки или ободки с бубенцами, которые звенят при малейшем движении.
Задание 1. Пройти так, чтобы не зазвенеть: обычным шагом, на цыпочках, на пятках, задним ходом, боком, на корточках.
Задание2. Станцуй так, чтобы не зазвенеть.
Задание 3. Двигаться как любое понравившееся животное, но так, чтобы не зазвенеть.
«Эстафета»: Дети разбиваются на две команды. В каждой команде они передают друг другу мяч так, чтобы бубенчики на головах не зазвенели. Если бубенцы зазвенят –штрафное очко. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
«Шляпа волшебника»
Используется в работе с детьми для развития контроля над телом. Развивает также слуховое внимание, ориентацию в пространстве, способность различать звуки.
Выполняется в парах. Один ребенок с завязанными глазами, на другом надета шляпа с колокольчиками, которые звенят при малейшем движении. Ребенок в шляпе двигается как можно осторожней, стараясь не звенеть. Первый ребенок внимательно прислушивается и ищет второго по звуку колокольчиков. Задание может выполняться всей группой детей с одним ведущим.
«Башмачки Элле»
Эти упражнения развивают чувство ритма, позволяют детям понять, как соотносятся движения и ритм, помогают контролировать свое тело. Рекомендуется проводить в малых группах.
Для упражнений необходимы туфельки с бубенцами (поролоновые, на резинках). При малейшем движении бубенцы звенят.
Задание 1. «Путешествие в Изумрудный город» Детей просят пройти так, чтобы бубенцы не звенели; потом так, чтобы бубенцы звенели отчетливо (шаг), отрывисто (прыжки), сплошным звоном (бег) и т.д. Упражнение может выполняться под музыку, которая задает ритм, под бой барабанов или других ударных инструментов, а может и без муз. Сопровождения, для того, чтобы дети лучше слышали себя, соответствие своих движений звуку бубенцов – получается ли у них красивая ритмичная музыка?
Задание 2. «Музыка ног». Двух детей просят придумать диалог башмачков.
Задание 3. «Живые башмачки» Детей просят продемонстрировать, как стучат башмачки грустного человека, веселого и т.д.
По материалам кн. О.А. Ворожцовой
«МУЗЫКА И ИГРА В ДЕТСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ»
Издательство Института Психотерапии, М. 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа всестороннего развития ребенка средствами музыки и ритмических движений
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития р...
Преодоление незначительных нарушений у дошкольников средствами синтеза музыки, слова, движения
Доклад для выступления на педагогическом совете...
Развитие физических качеств и оздоровление детей средствами музыкально-ритмических движений
Консультация была подготовлена для педагогов дошкольного отделения и относится к разделу "Здоровьесберегающие технологии"...
Презентация. Развитие детей средствами музыки и движений.
Развитие детей средствами музыки и движений....
Выступление на педсовете по теме: «Приемы оздоровления детей в процессе приобщения их к музыке»
Выступление на педсовете по теме: «Приемы оздоровления детей в процессе приобщения их к музыке»...
- Педсовет по теме: «Приемы оздоровления детей в процессе приобщения их к музыке»
ПедсоветПедсовет- Педсовет по теме: «Приемы оздоровления детей в процессе приобщения их к музыке» ...
семенар 28.03.2022 г. Приемы коррекционной работы по формированию эмоциональной сферы у школьников с ОВЗ на уроках музыки и музыка и движение.
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры....