«Возраст ни при чем. RU» обучающая программа, направленная на адаптацию людей старшего возраста от 55 лет в информационной среде
рабочая программа по информатике на тему


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина»

«Возраст ни при чем. RU»

обучающая программа, направленная на адаптацию людей старшего возраста от 55 лет в информационной среде

Автор:

Тиссен Татьяна Геннадьевна, методист организационно-методического отделения

Когалым, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Пояснительная записка……………………………………………………………

4

1.

Актуальность программы……………………………………………………………..…

4

2.

Целевая группа………………………………………………………………………….…...

5

3.

Цель программы…………………………………………………………………………….

5

4.

Задачи программы………………………………………………………………………….

5

5.

Формы и методы работы ………..…………………………………………………...…

5

II.

Содержание программы………………………………………………………..…

8

1.

Этапы реализации программы…………………………………………………………..

8

2.

Примерный план мероприятий программы…………………………………………...

9

3.

Ресурсы……………………………………………………………………………………….

11

4.

Ожидаемые результаты…………………………………………………………………

12

5.

Список литературы……………………………………………………………….

12

Приложение……………………………………………………………………….

14

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность программы

Современность подарила нам уникальные инструменты, с помощью которых легко поддерживать связь с окружающим миром, вне зависимости от возраста, социального статуса, географического положения и прочих условностей. Речь идет об информационных технологиях (мобильные телефоны, компьютер, банкоматы, терминалы др.), которые служат отличными проводниками между нами и тем, что нам действительно интересно и необходимо. Поэтому информационные технологии сегодня привлекательны не только для молодых, но и для пожилых людей. Многие пенсионеры, инвалиды указывают, что чувствуют себя оторванными от молодого поколения, потому что говорят на «другом языке», используют другие каналы коммуникации. Сегодня умение свободно обращаться с компьютером - требования современного мира.

В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно самостоятельно войти в мир информации, виртуального общения. Неумение работать с персональным компьютером не дает гражданам пожилого возраста пользоваться услугами любых компьютеризованных учреждений.

Владение персональным компьютером и свободное пользование сетью Интернет способно облегчить жизнь пожилым гражданам, ограниченных в передвижении. Овладев навыками использования поисковых систем, работой с Интернетом и электронной почтой, пожилые люди смогут общаться, узнавать нужную информацию, записываться на прием к врачу, совершать крупные покупки, не выходя из дома.

К сожалению, как показал опрос граждан пожилого возраста, являющихся клиентами БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина», многие граждане не могут воспользоваться достижениями цивилизации в силу различных причин:

  • психологического барьера перед компьютером и Интернетом (30%);
  • неумения работать с современными средствами коммуникации (50%);
  • ограничения подвижности (20%);
  • другое (10 %).

Преодолеть эти препятствия, предотвратить разрыв связи поколений и повысить качество жизни граждан пенсионного возраста, направлена обучающая программа «Возраст ни при чем. RU».

Особенностью реализации программы является то, что наряду с общим курсом компьютерной грамотности особое внимание уделяется обучению пользованию электронными государственными и муниципальными услугами, азам информационной безопасности и защиты от мошеннических действий, а так же пользованию банкоматами и терминалами. Обучение граждан проводится бесплатно.

Данная программа, несколько отличается от аналогичных учебных программ для других категорий граждан. Основные отличия заключаются в том, что обучение пенсионеров проводится в более спокойном темпе, с частым повторением пройденного материала, с периодическим возвратом к уже отработанным вопросам. Все это делает курсы более эффективными и интересными. Занятия направлены не только на изучение каких-то основ, но и на обеспечение скорейшего привыкания слушателей к новой терминологии, к решительному исключению чувства боязни, вызываемого новейшими информационными технологиями.

Занятия проводятся с группами по три человека в кабинете, оборудованном персональными компьютерами, а так же индивидуально на дому с гражданами пожилого возраста, ограниченными в передвижении. Помимо специалистов учреждения к реализации программы привлекаются волонтеры из числа студентов, молодых специалистов из молодой гвардии партии «Единая Россия».

Процесс обучения строится на интерактивной основе в условиях доверия, открытости участников процесса. Обучающий материал занятий систематизирован в рабочей тетради, в которой граждане будут работать на протяжении всего курса обучения, что позволит легче усвоить материал и в любое время просмотреть, вспомнить пройденный материал.

Обучение пользованию современными информационно-коммуникационными технологиями могут стать замечательным средством тренировки памяти, развивающие компьютерные игры и головоломки помогут поддержать активную реакцию пожилых людей, современные средства коммуникаций позволят вести социальное общение. Образование в области информационно-коммуникационных технологий станет одним из средств поддержки качества и продолжительности жизни людей в пожилом возрасте.

  1. Целевая группа

Целевой группой программы «Возраст ни при чем. RU» являются граждане пожилого возраста и инвалиды (женщины от 55 лет, мужчины от 60 лет).

  1. Цель программы

Повысить знания заинтересованных пожилых людей и инвалидов в области информационно-коммуникационных технологий.

  1. Задачи программы:
  1. Набрать группу граждан пожилого возраста для обучения по программе «Возраст ни при чем. RU».
  2. Выявить уровень первичных умений и навыков пользования информационными технологиями.
  3. Обучить пожилых людей навыкам пользования персональным компьютером и сетью Интернет.
  4. Познакомить граждан пожилого возраста с государственными и муниципальными электронными услугами, обучить пользованию ими.
  5. Обучить пользованию банкоматами и терминалами.
  6. Анализ результатов реализации программы, внесение необходимых корректив.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Реализация программы осуществляется три этапа: организационный, обучающий, аналитический. Определены цель и мероприятия каждого этапа.

Этап I «Организационный»

Цель: создать условия для эффективной реализации программы.

Основные мероприятия организационного этапа представлены в таблице 1

Таблица 1

№ п/п

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

Выявление граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в обучении по программе «Возраст ни причем. RU»

ежемесячно

Специалист по социальной работе социально- реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Социальный работник отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

Инженер АСУП

Регистрация и ведение базы данных граждан желающих обучиться по программе «Возраст ни при чем. RU» (Приложение 1)

ежемесячно

Методист организационно-методического отделения

Инженер АСУП

Прием и регистрация заявлений на обучение по программе «Возраст ни при чем. RU» (Приложение 2)

январь

июль

Методист организационно-методического отделения

Инженер АСУП

Составление списка граждан, зачисленных на обучение по программе «Возраст ни при чем. RU» (Приложение 3)

январь

июль

Методист организационно-методического отделения

Инженер АСУП

Анкетирование граждан зачисленных на обучение, на предмет выявления первичных умений и навыков пользования информационными технологиями

январь

июль

Методист организационно-методического отделения

Инженер АСУП

Подписка на журнал «Мой компьютер»

декабрь

Методист организационно-методического отделения

Этап II «Обучающий» (4 месяца)

Цель: обучить основным навыкам и умениям пользования информационными технологиями.

Курс обучения по программе «Возраст ни при чем. RU» рассчитан на 5 месяцев при 2-х разовых занятиях в неделю. Программа курса состоит из 40 основных учебных занятий, разбитых на 5 блоков, которые выстроены в соответствии с логичностью и с усложнением учебного материала (рисунок 1).

Группы формируются не более трех человек согласно регистрации (не более 2-х групп)

Групповые занятия проводят специалисты учреждения (методист, инженер АСУП), индивидуальные занятия на дому - волонтеры.

        

Рис.1 Блоки обучающего этапа программы «Возраст ни при чем. RU»

Основными формами и методами работы, используемыми при обучении по программе «Возраст ни при чем. RU» являются:

  • анкетирование (в начале и в конце обучения);
  • беседы, консультирование (индивидуальные и групповые);
  • практические занятия;
  • лекции (предоставление теоретического материала);
  • экскурсии (в СБЕРБАНК, Ханты-Мансийский банк, к платежным и информационным терминалам и др.);
  • текущий (поблочный) и итоговый контроль освоения материала (выполнение определенных упражнений).

Структура практического занятия при работе на компьютере:

  1. Вводная часть (повторение пройденного) - 5 минут.
  2. Теоретическая часть - 7 минут.
  3. Пальчиковая гимнастика - 2 минуты.
  4. Практическая часть - 20 минут.
  5. Пальчиковая гимнастика - 2 минуты.
  6. Гимнастика для глаз -1 минута.
  7. Задания на дом - 3 минуты.

Тематический план обучения представлен в таблице 2.

Таблица 2

п/п

Содержание работы

Количество занятий

I БЛОК «Основы работы с компьютером»

1.

Общие сведения о компьютерном оборудовании. Дополнительное оборудование.

1

2.

Включение, перезагрузка, выключение компьютера. Техника безопасности при работе с компьютером.

1

3.

Органы управления компьютера (клавиатура, мышь)

2

4.

Файлы и папки (основные операции с файлами и папками на компьютере)

2

II БЛОК «Программа Microsoft Office Word»

1

Общие сведения о программе Microsoft Word.

2

2

Инструменты набора и редактирования текста в программе Microsoft Word. Сохранение текста.

6

III БЛОК «Интернет»

1.

Введение в интернет-грамотность (понятия о локальной сети, веб-сайтах, интернет браузере). Выход в интернет.

2

2.

Работа с браузером Google Chrome

1

3.

Поиск информации в интернете

2

4.

Электронная почта (понятие об электронной почте, интернет-сервисы электронной почты, регистрация почтового ящика, электронная переписка)

4

5.

Социальные сети (понятие социальных сетей в интернет, обзор популярных социальных сетей, регистрация аккаунта, поиск друзей, переписка, сообщества)

3

6.

Интересные интернет-ресурсы и сервисы

2

7.

Меры предосторожности при работе в интернете (компьютерные угрозы и средства противодействия)

1

IV БЛОК «Электронныеуслуги»

1.

Государственные электронные услуги (понятие об электронном правительстве, обзор официальных сайтов Президента и Правительства Российской Федерации, обзор электронных услуг, предоставляемых федеральными и региональными органами исполнительной власти, сайты государственных электронных услуг для населения, механизм предоставления и пользования услугами)

3

2.

Муниципальные электронные услуги (обзор официального сайта администрации города Когалыма, форма электронного обращения граждан к Главе города, телефонный справочник ответственных лиц в городе; обзор электронных услуг в городе, механизм предоставлении и пользования услугами)

3

V БЛОК «Банкоматы и терминалы» *

1.

Понятие о банкоматах, информационных киосках и платежных терминалах, сенсорное управление и ввод информации, обзор систем, установленных в Когалыме, механизм пользования и оплаты услуг через банкоматы и платежные терминалы

2

* V БЛОК «Банкоматы и терминалы» в программу обучения с гражданами, обучающимися на дому, включается по желанию клиента.

Этап III «Аналитический» (одна неделя)

Цель: анализ результативности программы, внесение корректив.

Мероприятия аналитического этапа представлены в таблице 3.

Таблица 3

п/п

Содержание работы

Сроки

проведения

Ответственный исполнитель

1.

Анкетирование обучившихся граждан на предмет удовлетворенности обучением по программе «Возраст ни при чем. RU»  

июнь

декабрь

Методист организационно-методического отделения

Инженер АСУП

Волонтеры

2.

Планирование и корректирование плана мероприятий, рабочей тетради с учетом выявленных проблем и пожеланий участников

июнь

декабрь

Методист организационно-методического отделения Инженер АСУП

3.

Обобщение опыта работы по программе «Возраст ни при чем. RU» на Методическом совете учреждения

декабрь

Методист организационно-методического отделения Инженер АСУП


  1.  Ресурсы

Кадровые ресурсы

В реализации программы «Возраст ни причем. RU» участвуют:

  • социальные работники отделения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому;
  • специалисты по социальной работе социально-реабилитационного отделения граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • методист организационно-методического отделения;
  • инженер АСУП;
  • волонтеры из числа студентов, молодых специалистов из молодой гвардии партии «Единая Россия».

Контроль за реализацией программы осуществляет заведующий организационно-методического отделения

Информационные ресурсы:

  • буклет о деятельности учреждения;
  • памятка о деятельности Университета третьего возраста;
  • информационный лист о деятельности факультета «Информационные технологии»;
  • памятка об обучающей программе «Возраст ни при чем. RU»;
  • официальный сайт учреждения «Жемчужина» (www.jemchujina.my1.ru);
  • демонстрационный и информационный материал (информационные стенды, папки-передвижки, тематические памятки, буклеты);

Методические ресурсы:

  • анкеты;
  • рабочая тетрадь.

Материально-технические ресурсы: 

  • обрадованная комната-класс (3 стола, 3 стула)
  • 3 стационарных компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь);
  • мультимедийное оборудование;
  • канцелярские товары (ручки, карандаши, бумага белая и цветная для офисной техники).

  1. Ожидаемые результаты

Количественным показателем результативности программы «Возраст ни при чем. RU» является количество обучившихся граждан пожилого возраста и инвалидов.

Качественными показателями является результат освоения программы гражданами пожилого возраста и инвалидов, прошедших обучение:

Знать:

  • общие сведения о компьютерном оборудовании, дополнительного оборудования;
  • технику безопасности при работе с компьютером;
  • азы информационной безопасности при работе в сети Интернет;
  • механизм предоставления электронных услуг;
  • механизм пользования и оплаты услуг через банкоматы и платежные терминалы.

Уметь:

  • включать и выключать компьютер;
  • работать я папками и файлами;
  • создавать текстовый документ в программе Microsoft Word и редактировать его;
  • работать в сети Интернет;
  • работать с электронной почтой;
  • пользоваться электронными услугами;
  • пользоваться банкоматами и терминалами.

Для разработки программы использованы интернет ресурсы:

1. http://babushka-on-line.ru/

2. http://www.3vozrast.ru/article/society/opinion/731/

3. http://ozr-znanie-all.livejournal.com/15751.html/

4. http://computer.minsocium.ru/book/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Регистрация и ведение базы данных граждан желающих обучиться

по программе «Возраст ни причем. RU»

№ п/п

Ф.И.О гражданина

Возраст

Дата регистрации

Дата принятия на обучение

Дата окончания обучения

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Приложение 2

Директору бюджетного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина»

               Самокрутовой Елене Владимировне

                        (фамилия, имя, отчество)

от___________________________________________

_____________________________________________

                        (фамилия, имя, отчество слушателя)

категория ____________________________________

возраст ______________________________________

адрес: г. Когалым, ул. _________________________

дом _________ корпус ________ квартира ________

телефон _____________________

ЗАЯВЛЕНИЕ НА ОБУЧЕНИЕ

Прошу зачислить меня в «Университет третьего возраста» на факультет «Информационные технологии» с «______» ____________ 2013г. по «______» ______________ 2013г.

_____________________________/________________________________                                                

             (личная подпись слушателя)                               (расшифровка подписи)

«______» _________________ 2013г.                                               

Регистрационный номер заявления

Дата

регистрации

Ф.И.О., подпись специалиста

осуществившего регистрацию

Приложение 2

УТВЕРЖДАЮ

Директор бюджетного учреждения

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

«Комплексный центр социального

обслуживания населения «Жемчужина»

________________Е.В. Самокрутова

«_____»____________________ 20___ год

СПИСОК

слушателей, зачисленных в «Университет третьего возраста»

на факультет «Информационные технологии» с «___»____ 20__г. по «___» ____ 20___г.

п/п

Ф.И.О. слушателя

Возраст

Категория

1

2

3

4

5

6

Итого слушателей:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" В детский сад с радостью". ( адаптация детей старшего возраста в детском саду).

Рекомендации для воспитателей по организации адоптационного периода детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада....

" В детский сад с радостью". ( адаптация детей старшего возраста в детском саду).

Рекомендации для воспитателей по организации адоптационного периода детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада....

« Совместная работа с родителями по воспитанию толерантного отношения к людям старшего возраста»

Известно, что толерантность как наиболее скрытая глубинная структура личности закладывается на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и поведения.  Именно период дошкольного дет...

«Дорога в успешную жизнь» Программа по социальной адаптации детей школьного возраста (14-16 лет)

Цель программы: оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через владения социально-психологическими знаниями и формирование о...

Рабочая программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую соци...