«Возраст ни при чем. RU» обучающая программа, направленная на адаптацию людей старшего возраста от 55 лет в информационной среде
рабочая программа по информатике на тему
1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vozrast_ni_pri_chem._ru.docx | 290.38 КБ |
рабочая тетрадь к программе "Возраст ни при чем. RU@ | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина»
«Возраст ни при чем. RU»
обучающая программа, направленная на адаптацию людей старшего возраста от 55 лет в информационной среде
Автор:
Тиссен Татьяна Геннадьевна, методист организационно-методического отделения
Когалым, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Пояснительная записка…………………………………………………………… | 4 |
1. | Актуальность программы……………………………………………………………..… | 4 |
2. | Целевая группа………………………………………………………………………….…... | 5 |
3. | Цель программы……………………………………………………………………………. | 5 |
4. | Задачи программы…………………………………………………………………………. | 5 |
5. | Формы и методы работы ………..…………………………………………………...… | 5 |
II. | Содержание программы………………………………………………………..… | 8 |
1. | Этапы реализации программы………………………………………………………….. | 8 |
2. | Примерный план мероприятий программы…………………………………………... | 9 |
3. | Ресурсы………………………………………………………………………………………. | 11 |
4. | Ожидаемые результаты………………………………………………………………… | 12 |
5. | Список литературы………………………………………………………………. | 12 |
Приложение………………………………………………………………………. | 14 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Актуальность программы
Современность подарила нам уникальные инструменты, с помощью которых легко поддерживать связь с окружающим миром, вне зависимости от возраста, социального статуса, географического положения и прочих условностей. Речь идет об информационных технологиях (мобильные телефоны, компьютер, банкоматы, терминалы др.), которые служат отличными проводниками между нами и тем, что нам действительно интересно и необходимо. Поэтому информационные технологии сегодня привлекательны не только для молодых, но и для пожилых людей. Многие пенсионеры, инвалиды указывают, что чувствуют себя оторванными от молодого поколения, потому что говорят на «другом языке», используют другие каналы коммуникации. Сегодня умение свободно обращаться с компьютером - требования современного мира.
В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно самостоятельно войти в мир информации, виртуального общения. Неумение работать с персональным компьютером не дает гражданам пожилого возраста пользоваться услугами любых компьютеризованных учреждений.
Владение персональным компьютером и свободное пользование сетью Интернет способно облегчить жизнь пожилым гражданам, ограниченных в передвижении. Овладев навыками использования поисковых систем, работой с Интернетом и электронной почтой, пожилые люди смогут общаться, узнавать нужную информацию, записываться на прием к врачу, совершать крупные покупки, не выходя из дома.
К сожалению, как показал опрос граждан пожилого возраста, являющихся клиентами БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина», многие граждане не могут воспользоваться достижениями цивилизации в силу различных причин:
- психологического барьера перед компьютером и Интернетом (30%);
- неумения работать с современными средствами коммуникации (50%);
- ограничения подвижности (20%);
- другое (10 %).
Преодолеть эти препятствия, предотвратить разрыв связи поколений и повысить качество жизни граждан пенсионного возраста, направлена обучающая программа «Возраст ни при чем. RU».
Особенностью реализации программы является то, что наряду с общим курсом компьютерной грамотности особое внимание уделяется обучению пользованию электронными государственными и муниципальными услугами, азам информационной безопасности и защиты от мошеннических действий, а так же пользованию банкоматами и терминалами. Обучение граждан проводится бесплатно.
Данная программа, несколько отличается от аналогичных учебных программ для других категорий граждан. Основные отличия заключаются в том, что обучение пенсионеров проводится в более спокойном темпе, с частым повторением пройденного материала, с периодическим возвратом к уже отработанным вопросам. Все это делает курсы более эффективными и интересными. Занятия направлены не только на изучение каких-то основ, но и на обеспечение скорейшего привыкания слушателей к новой терминологии, к решительному исключению чувства боязни, вызываемого новейшими информационными технологиями.
Занятия проводятся с группами по три человека в кабинете, оборудованном персональными компьютерами, а так же индивидуально на дому с гражданами пожилого возраста, ограниченными в передвижении. Помимо специалистов учреждения к реализации программы привлекаются волонтеры из числа студентов, молодых специалистов из молодой гвардии партии «Единая Россия».
Процесс обучения строится на интерактивной основе в условиях доверия, открытости участников процесса. Обучающий материал занятий систематизирован в рабочей тетради, в которой граждане будут работать на протяжении всего курса обучения, что позволит легче усвоить материал и в любое время просмотреть, вспомнить пройденный материал.
Обучение пользованию современными информационно-коммуникационными технологиями могут стать замечательным средством тренировки памяти, развивающие компьютерные игры и головоломки помогут поддержать активную реакцию пожилых людей, современные средства коммуникаций позволят вести социальное общение. Образование в области информационно-коммуникационных технологий станет одним из средств поддержки качества и продолжительности жизни людей в пожилом возрасте.
- Целевая группа
Целевой группой программы «Возраст ни при чем. RU» являются граждане пожилого возраста и инвалиды (женщины от 55 лет, мужчины от 60 лет).
- Цель программы
Повысить знания заинтересованных пожилых людей и инвалидов в области информационно-коммуникационных технологий.
- Задачи программы:
- Набрать группу граждан пожилого возраста для обучения по программе «Возраст ни при чем. RU».
- Выявить уровень первичных умений и навыков пользования информационными технологиями.
- Обучить пожилых людей навыкам пользования персональным компьютером и сетью Интернет.
- Познакомить граждан пожилого возраста с государственными и муниципальными электронными услугами, обучить пользованию ими.
- Обучить пользованию банкоматами и терминалами.
- Анализ результатов реализации программы, внесение необходимых корректив.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация программы осуществляется три этапа: организационный, обучающий, аналитический. Определены цель и мероприятия каждого этапа.
Этап I «Организационный»
Цель: создать условия для эффективной реализации программы.
Основные мероприятия организационного этапа представлены в таблице 1
Таблица 1
№ п/п | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственные исполнители |
Выявление граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в обучении по программе «Возраст ни причем. RU» | ежемесячно | Специалист по социальной работе социально- реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов. Социальный работник отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Инженер АСУП | |
Регистрация и ведение базы данных граждан желающих обучиться по программе «Возраст ни при чем. RU» (Приложение 1) | ежемесячно | Методист организационно-методического отделения Инженер АСУП | |
Прием и регистрация заявлений на обучение по программе «Возраст ни при чем. RU» (Приложение 2) | январь июль | Методист организационно-методического отделения Инженер АСУП | |
Составление списка граждан, зачисленных на обучение по программе «Возраст ни при чем. RU» (Приложение 3) | январь июль | Методист организационно-методического отделения Инженер АСУП | |
Анкетирование граждан зачисленных на обучение, на предмет выявления первичных умений и навыков пользования информационными технологиями | январь июль | Методист организационно-методического отделения Инженер АСУП | |
Подписка на журнал «Мой компьютер» | декабрь | Методист организационно-методического отделения |
Этап II «Обучающий» (4 месяца)
Цель: обучить основным навыкам и умениям пользования информационными технологиями.
Курс обучения по программе «Возраст ни при чем. RU» рассчитан на 5 месяцев при 2-х разовых занятиях в неделю. Программа курса состоит из 40 основных учебных занятий, разбитых на 5 блоков, которые выстроены в соответствии с логичностью и с усложнением учебного материала (рисунок 1).
Группы формируются не более трех человек согласно регистрации (не более 2-х групп)
Групповые занятия проводят специалисты учреждения (методист, инженер АСУП), индивидуальные занятия на дому - волонтеры.
Рис.1 Блоки обучающего этапа программы «Возраст ни при чем. RU»
Основными формами и методами работы, используемыми при обучении по программе «Возраст ни при чем. RU» являются:
- анкетирование (в начале и в конце обучения);
- беседы, консультирование (индивидуальные и групповые);
- практические занятия;
- лекции (предоставление теоретического материала);
- экскурсии (в СБЕРБАНК, Ханты-Мансийский банк, к платежным и информационным терминалам и др.);
- текущий (поблочный) и итоговый контроль освоения материала (выполнение определенных упражнений).
Структура практического занятия при работе на компьютере:
- Вводная часть (повторение пройденного) - 5 минут.
- Теоретическая часть - 7 минут.
- Пальчиковая гимнастика - 2 минуты.
- Практическая часть - 20 минут.
- Пальчиковая гимнастика - 2 минуты.
- Гимнастика для глаз -1 минута.
- Задания на дом - 3 минуты.
Тематический план обучения представлен в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п | Содержание работы | Количество занятий |
I БЛОК «Основы работы с компьютером» | ||
1. | Общие сведения о компьютерном оборудовании. Дополнительное оборудование. | 1 |
2. | Включение, перезагрузка, выключение компьютера. Техника безопасности при работе с компьютером. | 1 |
3. | Органы управления компьютера (клавиатура, мышь) | 2 |
4. | Файлы и папки (основные операции с файлами и папками на компьютере) | 2 |
II БЛОК «Программа Microsoft Office Word» | ||
1 | Общие сведения о программе Microsoft Word. | 2 |
2 | Инструменты набора и редактирования текста в программе Microsoft Word. Сохранение текста. | 6 |
III БЛОК «Интернет» | ||
1. | Введение в интернет-грамотность (понятия о локальной сети, веб-сайтах, интернет браузере). Выход в интернет. | 2 |
2. | Работа с браузером Google Chrome | 1 |
3. | Поиск информации в интернете | 2 |
4. | Электронная почта (понятие об электронной почте, интернет-сервисы электронной почты, регистрация почтового ящика, электронная переписка) | 4 |
5. | Социальные сети (понятие социальных сетей в интернет, обзор популярных социальных сетей, регистрация аккаунта, поиск друзей, переписка, сообщества) | 3 |
6. | Интересные интернет-ресурсы и сервисы | 2 |
7. | Меры предосторожности при работе в интернете (компьютерные угрозы и средства противодействия) | 1 |
IV БЛОК «Электронныеуслуги» | ||
1. | Государственные электронные услуги (понятие об электронном правительстве, обзор официальных сайтов Президента и Правительства Российской Федерации, обзор электронных услуг, предоставляемых федеральными и региональными органами исполнительной власти, сайты государственных электронных услуг для населения, механизм предоставления и пользования услугами) | 3 |
2. | Муниципальные электронные услуги (обзор официального сайта администрации города Когалыма, форма электронного обращения граждан к Главе города, телефонный справочник ответственных лиц в городе; обзор электронных услуг в городе, механизм предоставлении и пользования услугами) | 3 |
V БЛОК «Банкоматы и терминалы» * | ||
1. | Понятие о банкоматах, информационных киосках и платежных терминалах, сенсорное управление и ввод информации, обзор систем, установленных в Когалыме, механизм пользования и оплаты услуг через банкоматы и платежные терминалы | 2 |
* V БЛОК «Банкоматы и терминалы» в программу обучения с гражданами, обучающимися на дому, включается по желанию клиента.
Этап III «Аналитический» (одна неделя)
Цель: анализ результативности программы, внесение корректив.
Мероприятия аналитического этапа представлены в таблице 3.
Таблица 3
№ п/п | Содержание работы | Сроки проведения | Ответственный исполнитель |
1. | Анкетирование обучившихся граждан на предмет удовлетворенности обучением по программе «Возраст ни при чем. RU» | июнь декабрь | Методист организационно-методического отделения Инженер АСУП Волонтеры |
2. | Планирование и корректирование плана мероприятий, рабочей тетради с учетом выявленных проблем и пожеланий участников | июнь декабрь | Методист организационно-методического отделения Инженер АСУП |
3. | Обобщение опыта работы по программе «Возраст ни при чем. RU» на Методическом совете учреждения | декабрь | Методист организационно-методического отделения Инженер АСУП |
- Ресурсы
Кадровые ресурсы
В реализации программы «Возраст ни причем. RU» участвуют:
- социальные работники отделения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому;
- специалисты по социальной работе социально-реабилитационного отделения граждан пожилого возраста и инвалидов;
- методист организационно-методического отделения;
- инженер АСУП;
- волонтеры из числа студентов, молодых специалистов из молодой гвардии партии «Единая Россия».
Контроль за реализацией программы осуществляет заведующий организационно-методического отделения
Информационные ресурсы:
- буклет о деятельности учреждения;
- памятка о деятельности Университета третьего возраста;
- информационный лист о деятельности факультета «Информационные технологии»;
- памятка об обучающей программе «Возраст ни при чем. RU»;
- официальный сайт учреждения «Жемчужина» (www.jemchujina.my1.ru);
- демонстрационный и информационный материал (информационные стенды, папки-передвижки, тематические памятки, буклеты);
Методические ресурсы:
- анкеты;
- рабочая тетрадь.
Материально-технические ресурсы:
- обрадованная комната-класс (3 стола, 3 стула)
- 3 стационарных компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь);
- мультимедийное оборудование;
- канцелярские товары (ручки, карандаши, бумага белая и цветная для офисной техники).
- Ожидаемые результаты
Количественным показателем результативности программы «Возраст ни при чем. RU» является количество обучившихся граждан пожилого возраста и инвалидов.
Качественными показателями является результат освоения программы гражданами пожилого возраста и инвалидов, прошедших обучение:
Знать:
- общие сведения о компьютерном оборудовании, дополнительного оборудования;
- технику безопасности при работе с компьютером;
- азы информационной безопасности при работе в сети Интернет;
- механизм предоставления электронных услуг;
- механизм пользования и оплаты услуг через банкоматы и платежные терминалы.
Уметь:
- включать и выключать компьютер;
- работать я папками и файлами;
- создавать текстовый документ в программе Microsoft Word и редактировать его;
- работать в сети Интернет;
- работать с электронной почтой;
- пользоваться электронными услугами;
- пользоваться банкоматами и терминалами.
Для разработки программы использованы интернет ресурсы:
1. http://babushka-on-line.ru/
2. http://www.3vozrast.ru/article/society/opinion/731/
3. http://ozr-znanie-all.livejournal.com/15751.html/
4. http://computer.minsocium.ru/book/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Регистрация и ведение базы данных граждан желающих обучиться
по программе «Возраст ни причем. RU»
№ п/п | Ф.И.О гражданина | Возраст | Дата регистрации | Дата принятия на обучение | Дата окончания обучения | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Приложение 2
Директору бюджетного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» Самокрутовой Елене Владимировне (фамилия, имя, отчество) от___________________________________________ _____________________________________________ (фамилия, имя, отчество слушателя) категория ____________________________________ возраст ______________________________________ адрес: г. Когалым, ул. _________________________ дом _________ корпус ________ квартира ________ телефон _____________________ |
ЗАЯВЛЕНИЕ НА ОБУЧЕНИЕ
Прошу зачислить меня в «Университет третьего возраста» на факультет «Информационные технологии» с «______» ____________ 2013г. по «______» ______________ 2013г.
_____________________________/________________________________
(личная подпись слушателя) (расшифровка подписи)
«______» _________________ 2013г.
Регистрационный номер заявления | Дата регистрации | Ф.И.О., подпись специалиста осуществившего регистрацию | |
Приложение 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор бюджетного учреждения
Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
«Комплексный центр социального
обслуживания населения «Жемчужина»
________________Е.В. Самокрутова
«_____»____________________ 20___ год
СПИСОК
слушателей, зачисленных в «Университет третьего возраста»
на факультет «Информационные технологии» с «___»____ 20__г. по «___» ____ 20___г.
№ п/п | Ф.И.О. слушателя | Возраст | Категория |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
Итого слушателей: |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" В детский сад с радостью". ( адаптация детей старшего возраста в детском саду).
Рекомендации для воспитателей по организации адоптационного периода детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада....
" В детский сад с радостью". ( адаптация детей старшего возраста в детском саду).
Рекомендации для воспитателей по организации адоптационного периода детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада....
« Совместная работа с родителями по воспитанию толерантного отношения к людям старшего возраста»
Известно, что толерантность как наиболее скрытая глубинная структура личности закладывается на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и поведения. Именно период дошкольного дет...
«Дорога в успешную жизнь» Программа по социальной адаптации детей школьного возраста (14-16 лет)
Цель программы: оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через владения социально-психологическими знаниями и формирование о...
Проект программы организации индивидуального обучения для воспитанников с особыми образовательными потребностями испытывающие трудности в обучении (для детей старшего возраста (2 период обучения) в группе компенсирующей направленности)
Создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)....
Рабочая программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую соци...