«Дорога в успешную жизнь» Программа по социальной адаптации детей школьного возраста (14-16 лет)
учебно-методический материал на тему
Цель программы: оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через владения социально-психологическими знаниями и формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doroga_v_uspeshnuyu_zhizn.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дорога в успешную жизнь»
Программа по социальной адаптации детей школьного возраста (14-16 лет)
Апатитский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей имени В.Р. Булычева.
Воспитатель: Лаппо Надежда Владимировна
Подготовка воспитанников Центра к самостоятельной жизни всегда стояла острой проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, образование, профессиональную подготовку. Однако их реализация требуется кропотливой педагогической работы с воспитанниками.
Поэтому большое значение придаю повышению социальной компетентности наших воспитанников для того, чтобы выйдя из Центра, они могли жить и общаться с окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им предстоит жить, работать, создавать семью, растить детей. Понимая всю сложность положения воспитанников, проанализировав существующие проблемы, я разработала эту программу.
Цель программы: оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через владения социально-психологическими знаниями и формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Для поэтапного формирования необходимых способностей и навыков все занятия разделены на 3 тематических блока.
I. Личностный блок.
Цели и задачи: расширить представление о себе; дать представление о мире внутренних переживаний, о личностных ценностях и уникальности каждого человека; научить осознавать собственные ресурсы; способствовать адекватной самооценке; формировать представление о социальных ролях; ознакомить с основными документами гражданина РФ.
Занятия: 1. Представление о себе.
2. Мой внутренний мир.
3. Ценности личности.
4. Мои ресурсы.
5. Я глазами других.
6. Документы.
II. Коммуникативный блок.
Цели и задачи: формировать навыки эффективного общения (вербального и невербального); дать представление о коммуникативных барьерах и путях их преодоления; обучить навыкам уверенного поведения в общении; формировать представление о сети социальной поддержки и навыки дружеских отношений; рассмотреть значение конфликтов и формировать навыки бесконфликтного общения; рассмотреть понятие стресса и выработать навыки борьбы со стрессом; познакомить с понятием "толерантность".
Занятия: 1. Как мы общаемся без слов.
2. Как мы разговариваем.
3. Барьеры по пути к общению, манипуляции.
4. Что такое уверенное поведение? Общение без манипуляций.
5. Поддержка. Дружба.
6. Взрослые и подростки.
7. Конфликты и как им противостоять.
8. Стресс и как им управлять.
9. Толерантность.
10. Я и другие.
III. Мир, в котором я живу.
Данный блок состоит из 10 блоков по следующим направлениям.
1. Я взрослею.
Цели и задачи: расширить представление о взрослении — баланс возможностей и ответственности (ГК РФ); расширить представления о гендерных ролях; формирование ответственного отношения к жизни; помочь понять и принять чувства, связанные с взрослением; выработка навыка противостояния манипуляциям.
Занятия: 1. Взросление.
2. Два мира.
3. Непростые ситуации.
4. Мой выбор.
5. Какие мы подростки XXI века?
2. Семья.
Цели и задачи: помочь осознать и принять свой опыт проживания в семье; помочь осознать значение семьи в жизни человека; дать возможность представить себя в воображаемом семейном будущем; дать представление о нормах и правилах жизни людей за стенами Центра; формировать представление о семье и браке, знакомство с Семейным кодексом РФ; способствовать осознанию важности предстоящий роли родителя и мере ответственности (Конвенция о правах ребенка); дать представление о конфликтных ситуациях в семье, о путях их решений; формировать позитивный образ семьи в жизни человека.
Занятия: 1. Откуда я родом?
2. Зачем нужна семья?
3. Родня.
4. Быть отцом (матерью).
5. Можно ли жить без ссор и скандалов?
6. Секреты семейного счастья.
7. «Какого на дому – такого и самому».
3. Досуг.
Цели и задачи: актуализировать опыт проведения свободного времени (способы проведения досуга, сознательное отношение к планированию свободного времени); формировать навык организации досуга (умение просить и оказывать поддержку); формирование умения планирования и проведения досуга.
Занятия: 1. Мой досуг.
2. Праздник.
Практикум «Дом творчества (спорткомплекс)».
4. Профориентация и трудовая деятельность.
Цели и задачи: расширить представление о мире профессий; актуализировать знания о способах поиска информации, связанной с выбором профессии; дать представление о том, как выбирать профессию (понятие способности); помочь детям осознать собственные способности; познакомить с классификации профессий; мотивировать на получение образования (дать представление о связи с собственных потребностей с получением образования); формировать навык поиска работы; дать представление о "ловушках", встречающихся при поиске работы; дать представление о документах, необходимых для поиска работы и трудоустройства ( правовые аспекты, резюме и др.).
Занятия: 1. Мир профессий.
2. Выбирая профессию, выбираешь образ жизни.
3. Мои желания, мои возможности.
4. Учиться?
5. Ищу работу!
5. Финансовая система.
Цели и задачи: дать представление о денежных средствах; дать понятие о том, что такое бюджет; формировать умение распоряжаться деньгами (доход/расход); познакомить с новыми финансовыми документами и понятиями; познакомить с работой Сбербанка.
Занятия: 1. Деньги.
2. Бюджет.
3. Счета.
Практикум: 1. Экономия в домашнем хозяйстве.
2. Сбербанк.
6. Потребительская среда.
Цели и задачи: дать представление о товарах и услугах (понятия товар, услуга, кредит, рассрочка); дать общее представление о потребительской сфере ( понятия "гарантийный срок", "срок годности"); формировать умение совершать покупки.
Занятия: 1. Товары и услуги.
2. Добро пожаловать в реальный мир.
Ролевая игра: «Книга жалоб и предложений».
7. Жилищно-бытовая система.
Цели и задачи: дать представление об основных правах и обязанностях нанимателей и собственника жилья (понятия "договор", "ордер", "договор безвозмездного пользования"); формировать ответственное отношение к своему жилью; дать представление о жилищных организациях; формировать навык взаимодействия с жилищными организациями.
Занятия: 1. Получаю жильё.
2. Жилищные организации.
Познавательно-развлекательное мероприятие: "В нашем доме поселился замечательный сосед".
8. Система социального обеспечения.
Цели и задачи: расширить представление о системе социального обеспечения; познакомить с видами государственной помощи и системой льгот; формировать навык обращения в организации системы социального обеспечения; познакомить с организацией ЦСО; дать опыт взаимодействия с этой организацией.
Занятия: 1. Система социального обеспечения.
2. Организации системы социальной защиты.
Практикум «Посещение ЦСО».
9. Здравоохранение.
Цели и задачи: формировать ответственное отношение к своему здоровью; акцентировать внимание на жизненной важности забота и здоровье; дать представление о симптомах некоторых наиболее распространённых заболеваний; дать представление о медицинских учреждениях и их назначении; учиться ответственно относиться к лечению.
Занятия: 1. Моё здоровье.
2. Больницы, поликлиники, диспансеры, медицинское страхование,
аптеки.
3. Практическое. Социальные роли «врач – больной».
Круглый стол «Медицинский всеобуч».
Практикум: «Посещение поликлиники».
10. Правоохранительная система.
Цели и задачи: актуализировать знания об основных документах, регулирующих права и обязанности граждан; формировать ответственное поведение; познакомиться организацией ОВД; научить общаться по интересующим вопросам в разные отделы организации, научить получать информацию со стендов.
Занятия: 1. Правила и законы.
2. Мои права и обязанности.
3. Я, человек и гражданин.
После завершения каждого блока проводится итоговое мероприятие, итоговая диагностика, где ребёнок должен сам определить, какую позицию занимал лично он до участия в данной части проекта и после.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
социальная адаптация детей младшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. ...
Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни.
Здоровый стиль жизни дошкольника...
Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни.
Проблемы здоровья детей...
Педагогический проект. Тема: "Устное народное творчество, как стимул социальной адаптации детей раннего возраста"
Педагогический проект в адаптационный период....
Методы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ как средство социальной адаптации детей дошкольного возраста
В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. По мнению учёных, в настоящие время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционал...
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...