«Дорога в успешную жизнь» Программа по социальной адаптации детей школьного возраста (14-16 лет)
учебно-методический материал на тему

Лаппо Надежда Владимировна

Цель программы: оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через владения социально-психологическими знаниями и формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroga_v_uspeshnuyu_zhizn.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Дорога в успешную жизнь»

Программа по социальной адаптации детей школьного возраста (14-16 лет)

Апатитский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей имени В.Р. Булычева.

Воспитатель: Лаппо Надежда Владимировна

Подготовка воспитанников Центра к самостоятельной жизни всегда стояла острой проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, образование, профессиональную подготовку. Однако их реализация требуется кропотливой педагогической работы с воспитанниками.

Поэтому большое значение придаю повышению социальной компетентности наших воспитанников для того, чтобы выйдя из Центра, они могли жить и общаться с окружающими их людьми, чтобы они знали, как устроено общество, в котором им предстоит жить, работать, создавать семью, растить детей. Понимая всю сложность положения воспитанников, проанализировав существующие проблемы, я разработала эту программу.

Цель программы: оказать содействие в повышении социальной компетенции воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через владения социально-психологическими знаниями и формирование основных жизненных навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Для поэтапного формирования необходимых способностей и навыков все занятия разделены на 3 тематических блока.

I. Личностный блок.

Цели и задачи: расширить представление о себе; дать представление о мире внутренних переживаний, о личностных ценностях и уникальности каждого человека; научить осознавать собственные ресурсы; способствовать адекватной самооценке; формировать представление о социальных ролях; ознакомить с основными документами гражданина РФ.

Занятия: 1. Представление о себе.

                 2. Мой внутренний мир.

                 3. Ценности личности.

                 4. Мои ресурсы.

                 5. Я глазами других.

                 6. Документы.

II. Коммуникативный блок.

Цели и задачи: формировать навыки эффективного общения (вербального и невербального); дать представление о коммуникативных барьерах и путях их преодоления; обучить навыкам уверенного поведения в общении; формировать представление о сети социальной поддержки и навыки дружеских отношений; рассмотреть значение конфликтов и формировать навыки бесконфликтного общения; рассмотреть понятие стресса и выработать навыки борьбы со стрессом; познакомить с понятием "толерантность".

Занятия:  1. Как мы общаемся без слов.

                  2. Как мы разговариваем.

                  3. Барьеры по пути к общению, манипуляции.

                  4. Что такое уверенное поведение? Общение без манипуляций.

                  5. Поддержка. Дружба.

                  6. Взрослые и подростки.

                  7. Конфликты и как им противостоять.

                  8. Стресс и как им управлять.

                  9. Толерантность.

                  10. Я и другие.

III. Мир, в котором я живу.

Данный блок состоит из 10 блоков по следующим направлениям.

1. Я взрослею.

Цели и задачи: расширить представление о взрослении — баланс возможностей и ответственности (ГК РФ); расширить представления о гендерных ролях; формирование ответственного отношения к жизни; помочь понять и принять чувства, связанные с взрослением; выработка навыка противостояния манипуляциям.

Занятия: 1. Взросление.

                 2. Два мира.

                 3. Непростые ситуации.

                 4. Мой выбор.

                 5. Какие мы подростки XXI века?

2. Семья.

Цели и задачи: помочь осознать и принять свой опыт проживания в семье; помочь осознать значение семьи в жизни человека; дать возможность представить себя в воображаемом семейном будущем; дать представление о нормах и правилах жизни людей за стенами Центра; формировать представление о семье и браке, знакомство с Семейным кодексом РФ; способствовать осознанию важности предстоящий роли родителя и мере ответственности (Конвенция о правах ребенка); дать представление о конфликтных ситуациях в семье, о путях их решений; формировать позитивный образ семьи в жизни человека.

Занятия: 1. Откуда я родом?

                 2. Зачем нужна семья?

                 3. Родня.

                 4. Быть отцом (матерью).

                 5. Можно ли жить без ссор и скандалов?

                 6. Секреты семейного счастья.

                 7. «Какого на дому – такого и самому».

3. Досуг.

Цели и задачи: актуализировать опыт проведения свободного времени (способы проведения досуга, сознательное отношение к планированию свободного времени); формировать навык организации досуга (умение просить и оказывать поддержку); формирование умения планирования и проведения досуга.

Занятия: 1. Мой досуг.

                 2. Праздник.

Практикум «Дом творчества (спорткомплекс)».

4. Профориентация и трудовая деятельность.

Цели и задачи: расширить представление о мире профессий; актуализировать знания о способах поиска информации, связанной с выбором профессии; дать представление о том, как выбирать профессию (понятие способности); помочь детям осознать собственные способности; познакомить с классификации профессий; мотивировать на получение образования (дать представление о связи с собственных потребностей с получением образования); формировать навык поиска работы; дать представление о "ловушках", встречающихся при поиске работы; дать представление о документах, необходимых для поиска работы и трудоустройства ( правовые аспекты, резюме и др.).

Занятия: 1. Мир профессий.

                 2. Выбирая профессию, выбираешь образ жизни.

                 3. Мои желания, мои возможности.

                 4. Учиться?

                 5. Ищу работу!

5. Финансовая система.

Цели и задачи: дать представление о денежных средствах; дать понятие о том, что такое бюджет; формировать умение распоряжаться деньгами (доход/расход); познакомить с новыми финансовыми документами и понятиями; познакомить с работой Сбербанка.

Занятия: 1. Деньги.

                 2. Бюджет.

                 3. Счета.

Практикум: 1. Экономия в домашнем хозяйстве.

                       2. Сбербанк.

6. Потребительская среда.

Цели и задачи: дать представление о товарах и услугах (понятия товар, услуга, кредит, рассрочка); дать общее представление о потребительской сфере ( понятия "гарантийный срок", "срок годности"); формировать умение совершать покупки.

Занятия: 1. Товары и услуги.

                 2. Добро пожаловать в реальный мир.

Ролевая игра: «Книга жалоб и предложений».

7. Жилищно-бытовая система.

Цели и задачи: дать представление об основных правах и обязанностях нанимателей и собственника жилья (понятия "договор", "ордер", "договор безвозмездного пользования"); формировать ответственное отношение к своему жилью; дать представление о жилищных организациях; формировать навык взаимодействия с жилищными организациями.

Занятия: 1. Получаю жильё.

                 2. Жилищные организации.

Познавательно-развлекательное мероприятие: "В нашем доме поселился замечательный сосед".

8. Система социального обеспечения.

Цели и задачи: расширить представление о системе социального обеспечения; познакомить с видами государственной помощи и системой льгот; формировать навык обращения в организации системы социального обеспечения; познакомить с организацией ЦСО; дать опыт взаимодействия с этой организацией.

Занятия: 1. Система социального обеспечения.

                 2. Организации системы социальной защиты.

Практикум «Посещение ЦСО».

9. Здравоохранение.

Цели и задачи: формировать ответственное отношение к своему здоровью; акцентировать внимание на жизненной важности забота и здоровье; дать представление о симптомах некоторых наиболее распространённых заболеваний; дать представление о медицинских учреждениях и их назначении; учиться ответственно относиться к лечению.

Занятия: 1. Моё здоровье.

                 2. Больницы, поликлиники, диспансеры, медицинское страхование,

                     аптеки.      

                 3. Практическое. Социальные роли «врач – больной».

Круглый стол «Медицинский всеобуч».

Практикум: «Посещение поликлиники».

10. Правоохранительная система.            

Цели и задачи: актуализировать знания об основных документах, регулирующих права и обязанности граждан; формировать ответственное поведение; познакомиться организацией ОВД; научить общаться по интересующим вопросам в разные отделы организации, научить получать информацию со стендов.

Занятия: 1. Правила и законы.

                 2. Мои права и обязанности.

                 3. Я, человек и гражданин.

После завершения каждого блока проводится итоговое мероприятие, итоговая диагностика, где ребёнок должен сам определить, какую позицию занимал лично он до участия в данной части проекта и после.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социальная адаптация детей младшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все по­зволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемо­гущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и за­нимательным. ...

Методы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ как средство социальной адаптации детей дошкольного возраста

В детстве закладывается основа личности человека и его судьба. По мнению учёных, в настоящие время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционал...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...