Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности (старшая и подготовительная к школе группа) «Азбука безопасности» на 2020-2021 учебный год
рабочая программа по обж (старшая, подготовительная группа)
Рабочая программа
по формированию основ безопасности
жизнедеятельности
(старшая и подготовительная к школе группа)
«Азбука безопасности»
на 2020-2021 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_azbuka_bezopasnosti_dlya_detey_5-7_let.docx | 731.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА
на педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад № 80
«Веснушка»
(протокол от 30.08.2019 № 1)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
Рабочая программа
по формированию основ безопасности
жизнедеятельности
(старшая и подготовительная к школе группа)
«Азбука безопасности»
на 2020-2021 учебный год
Срок реализации: 2 года
Составитель: Шпенглер И.В.
Смоленск
2020
Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей дошкольной разновозрастной (5-7 лет) группы МБДОУ «Детский сад №80 «Веснушка» разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральными государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года). Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса разновозрастной (старшей-подготовительной) группы.
Содержание образовательного процесса в старшей подготогруппе выстроено в соответствии с программой "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.2660-10 № 164 20.12.2010 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года
- Уставом МБДОУ «Детский сад №80 «Веснушка»
Цели программы:
Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:
- Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
- Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;
- Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;
- Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
- Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
Принципы и подходы к формированию образовательной программы:
- Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
- Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- Включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);
- Наглядность;
- Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольной старшей группе
Педагогическая работа с воспитанниками дошкольной разновозрастной (старшей - подготовительной) группы строится с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Возрастные особенности детей 5 до 6 лет Безопасное поведение в природе.
- Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
- Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
- Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
- Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах.
- Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс порта, о работе светофора.
- Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
- Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
- Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка
автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания»,
«Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности
- Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
- Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
- Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
- Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
- Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
- Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Возрастные особенности детей 6 до 7 лет Безопасное поведение в природе.
- Формировать основы экологической культуры.
- Продолжать знакомить с правилами поведения на природе.
- Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее.
- Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.
Безопасность на дорогах.
- Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
- Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
- Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
- Расширять представления детей о работе ГИБДД.
- Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
- Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности.
- Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности
- Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы,
газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
- Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.).
- Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
- Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся»,
«Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
- Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре.
- Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01»,
«02», «03».
- Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Планируемые результаты
- Сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
- Умеет правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них.
- Владеет правилами взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду.
- Знает и соблюдает правила поведения в природе.
- Различает съедобные и несъедобные грибы, съедобные ягоды и ядовитые растения.
- Сформированы навыки безопасного поведения при контактах с животными.
- Соблюдает необходимые меры предосторожности при обращении с бытовыми предметами.
- Умеет правильно оценивать свои возможности по преодолению опасности.
- Сформированы навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар».
- Имеет сформированные знания о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи, полиции.
- Умеет вызывать службы «01», «02», «03», «04».
- Знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
- Имеет сформированные представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
- Сформированы навыки личной гигиены.
- Умеет самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
- Имеет представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
- Знает дорожные знаки. Классифицирует их на предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.
- Понимает, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.
Перспективное планирование
Навыки безопасного поведения в природе | Правила пожарной безопасности | Основы безопасности собственной жизнедеятельно | |
Сентябрь |
деятельность, аппликация «Выросли грибы на поляне» |
предметы» «Безопасность»Н.Н.Авде ева с.54
|
детском саду. Конфликты между детьми» «Безопасность» Н.Н.АвдеевАС.111
|
Октябрь |
деятельность, рисование « Урожай ягод» |
«Пожарные на учении». |
|
Ноябрь |
льду. Осторожно, тонкий лёд» »Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности». с.126
|
«Безопасность»Н.Н.Авдеева с.56
|
|
Декабрь |
общении с животными»Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности».с.35
«Человек собаке – друг» |
«Безопасность»Н.Н.Авдеева с.58
|
«Безопасность» Н.Н.Авдеева с.4
|
Январь |
|
«Пожарные собаки», «Пожар», «Кошкин дом» С.Маршак«Корифей» с.7-10 |
|
Февраль |
на тему «Контакты с животными» (неправильные действия ребёнка на картинке) |
|
жизнедеятельности».с.47
поросёнка» Обсуждение поговорки « У страха глаза велики» |
Март |
жизнедеятельности».с.121 |
|
мишке добраться до дома» |
Апрель |
воде» Усачёв А.А «Основы безопасности жизнедеятельности». с.105 |
литературы С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» |
А. Барто |
Май |
«Безопасность» Н.Н.Авдеевас.108
поведения на прогулке.) |
|
безопасности жизнедеятельности» с.47 |
План работы с родителями
Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание работы с семьей по направлению «Формирование основ безопасности»
Месяц | Формы работы | Цель |
Сентябрь | Выставка рисунков «Останови огонь» (сотрудничество педагогов, детей и родителей) | Привлечение внимания родителей к вопросам сохранения безопасности детей |
Октябрь | Буклет «Ребенок и взрослый на улице» Памятка «Как обучать ребёнка безопасному поведению» | Привлечение внимания родителей к правилам соблюдения безопасного поведения и формирования чувств глубокой ответственности |
Ноябрь | Информация в уголке для родителей «Осторожно, хрупкий лед!» | Распространение среди родителей знаний о сохранении здоровья детей в зимний период на реке. |
Декабрь | Памятки для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» | Стимулирование родителей на соблюдение основ дорожно-транспортного травматизма детей |
Январь | Оформление уголка безопасности в группе | Привлечение родителей к взаимодействию |
Февраль | Буклет «Формирование основ безопасности у детей посредством чтения художественной литературы» | Стимулирование родителей к чтению литературы по формированию основ безопасности. |
Март | Консультация «Формирование культуры здоровья у дошкольников» | Пропаганда здорового образа жизни. |
Апрель | Папка-передвижка «На воде, на солнце» (О правилах поведения) | Обеспечение доступности информации детей старшего дошкольного возраста. |
Май | Родительское собрание «Безопасность детей на улице летом» | Обмен опытом по формированию основ дружеских отношений среди родителей |
Материально-техническое обеспечение:
-ТСО: ПК, магнитофон, колонки, проектор, экран.
-Информационные стенды.
-Модель огнетушителя.
-Настольные игры по ПБ.
-Комплект видеофильмов по ПБ.
-Аудиокасеты.
Литература
- Основная примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой,М.А. Васильевой. 2015 г.
- Безопасность:
- АвдееваН.Н., КнязеваО.Л., СтеркинаР.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 2007г.
- АвдееваН.Н., КнязеваО.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей»- М.ACT, 1998г.
- Аралина Н. А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности». – М.: Скрипторий 2007г.
- Коган М. С. «Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем!» – Новосибирск :Сиб. унив. изд-во, 2009г.
- Максиняева М.Р. « Занятия по ОБЖ». -М., ТЦ «Сфера», 2010г.
- Прилепко Е. Ф. «Пожарная безопасность для дошкольников». – М. : Скрипторий 2003г.
- Усачев А.А. «Основы безопасности жизнедеятельности». – М.: АСТ, 2008г.
- Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах пожарной безопасности». – М. : Сфера, 2008г.
- Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки: Безопасность для малышей». - М., «Прометей», 2002г.
- Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей разновозрастной группе
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Люди очень часто страдают из-за своей собстве...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности в разновозрастной группе «Островок безопасности»
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьк...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 4-7 лет « Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с помощью игровой деятельности» 2019-2023
рабочая программа по самообразованию...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности (подготовительная к школе группа) «Азбука безопасности» на 2021-2022 учебный год
Рабочая программапо формированию основ безопасностижизнедеятельности(подготовительная к школе группа)«Азбука безопасности»на 2021-2022 учебный год...