Консультация для родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности»
консультация (подготовительная группа) на тему

Яскевич Инна Владимировна

От того, кто и как будет воспитывать ребенка, зависит его будущее мировоззрение, вся его жизнь. 
           При правильной организации деятельности детей формируется их кругозор и обеспечивается видение целостной картины мира. Дети учатся рассматривать любые явления с разных точек зрения. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее  развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Именно в этом возрасте, каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Развитие ребенка зависит от его познавательной активности.
        Познавательная  активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. 
В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально - творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. 
Каждый возраст имеет свои особенности познавательного развития  и ставит перед собой определенные задачи.

Опираясь на любознательность детей, необходимо проводить игры-занятия в форме познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого с детьми, развёртывающейся как исследование вещей  и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Здесь уместна партнерская  позиция родителей, которая способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, которая вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. Партнер – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. При этом нужно стараться учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, облечь (образно говоря «упаковать») развивающее содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Организация познавательно-исследовательской деятельности»

Подготовила воспитатель

Яскевич И.В.

От того, кто и как будет воспитывать ребенка, зависит его будущее мировоззрение, вся его жизнь. 
           При правильной организации деятельности детей формируется их кругозор и обеспечивается видение целостной картины мира. Дети учатся рассматривать любые явления с разных точек зрения. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее  развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Именно в этом возрасте, каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Развитие ребенка зависит от его познавательной активности.
        Познавательная  активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. 
В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально - творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. 
Каждый возраст имеет свои особенности познавательного развития  и ставит перед собой определенные задачи.

Опираясь на любознательность детей, необходимо проводить игры-занятия в форме познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого с детьми, развёртывающейся как исследование вещей  и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Здесь уместна партнерская  позиция родителей, которая способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, которая вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. Партнер – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением. При этом нужно стараться учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, облечь (образно говоря «упаковать») развивающее содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.
Проводя познавательно-исследовательскую деятельность с детьми, старайтесь ставить определенные конкретные задачи:

  • Развитие познавательной инициативы ребёнка (любознательности);
  • Освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
  • Перевод ребёнка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связи и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
  • Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  • Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире), элементарных географических и исторических представлений.

Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности заключается в том, что в процессе исследования:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идёт обогащение памяти  ребёнка , активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
  • Развивается речь  ребёнка .
  • Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.
  • Формируется самостоятельность.
  • Развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки
  • Стимулирует детей к коммуникации. Работая сообща, обсуждая проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга и себя.
  • Помогает  установить партнёрские отношения с семьёй  каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.

    Чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность, деятельность дошкольников выстраивается в определенной последовательности. Приняв позицию заинтересованного,  любознательного партнера, семье необходимо придерживаться следующей последовательности этапов исследования.

1.Привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

2.Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

3.Опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми  предметами, явлениями;

В конце деятельности дети и родители вновь обсуждают окончательные выводы и решения, сопоставляют результаты исследования.

4.Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Консультация для родителей "Организация познавательно-исследовательской деятельности"

Консультация для родителей«Организация познавательно-исследовательской деятельности»     От того, кто и как будет воспитывать ребенка, зависит его будущее мировоззрение...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"...

Консультация для родителей "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в домашних условиях"

    Детское экспериментирование – это один из ведущих видов детской деятельности. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Но среди родителей часто рас...