консультация для родителей "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в домашних условиях"
консультация (подготовительная группа)
опыты и исследования детьми дошкольного возраста совместно с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в домашних условиях | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Организация познавательно-исследовательской деятельности
детей в домашних условиях»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов детской деятельности. Дети по своей природе исследователи, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Дети познают мир, как могут и чем могут. Что-то они потрогают руками, что-то попробуют на язык, что-то понюхают, а что-то будут внимательно разглядывать. В любом случае ребенок будет рад своему открытию. Но как же часто взрослые говорят: «Выбрось эту гадость! Отойди от лужи, промокнешь! Не трогай песок руками, испачкаешься! Не ешь снег, он грязный! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»
Вот так мы, взрослые, сами того не желая, отбиваем у ребенка интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совсем неинтересно, почему с деревьев опадают листья, куда течет река, откуда берётся дождь и многое другое.
Чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, наша задача не пресекать, а наоборот развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать в домашних условиях. Для этого не требуется больших усилий, только желание и немного фантазии.
Главное не оставляйте вопросы ребенка без ответов. Если вы не знаете точного ответа, обратитесь к справочной литературе, интернет ресурсам и постарайтесь объяснить доступным для малыша языком.
Эксперименты можно проводить во время любой деятельности.
Вот некоторые опыты:
«Нужен ли зимой растениям снег?»
Цель. Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. Материалы и оборудование: Емкость с водой, листочки комнатных растений.
Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Выносит две емкости с водой, одну из которых ставит на снег, а другую — под снег на время прогулки. Взрослый проверяет состояние воды в емкостях и спрашивает, почему под снегом вода не замерзла (под снегом тепло); что случится с растениями, если зимой не будет снега (снег сохраняет тепло растениям, они не вымерзнут. Не будет снега — могут замерзнуть и погибнуть корешки). Дети высказывают предположения. Делают вывод о необходимости снега растениям зимой.
«Животворное свойство воды»
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой. Вывод: Вода дает жизнь живому.
«Таянье льда в воде»
Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы. Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.
«Можно ли пить талую воду?»
Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений
«Давление воздуха: видим своими глазами»
Когда ты ребенок, вообразить атмосферу и ее эффект особенно сложно. Но этот эксперимент показывает, что мир физики гораздо сложнее, ведь именно благодаря ему ребенок может увидеть действие атмосферного давления.
Что понадобится: вода, прозрачный стакан, ненужный лист плотной бумаги.
Процесс: Сначала показываем ребенку, что вода капает, если ее немного вылить из стакана, а бумага падает;
Наливаем в стакан заготовленную воду;
Прикрываем его бумагой и, придерживая, быстро переворачиваем вверх дном;
Убираем ладонь и видим, что вода не выливается, потому что на нее и на бумагу действует давление.
«Танцующая фольга.»
Для этого опыта понадобится фольга и пластиковая расческа. Нарежьте алюминиевую фольгу небольшими полосками. Затем проведите расческой по волосам и поднесите ее к фольге. Под действием статического электричества полоски начнут двигаться в разных направлениях.
«Домашняя радуга»
На дно большого контейнера или таза положите зеркало, а затем наполните емкость водой. После этого предложите ребенку посветить фонариком на зеркало. Сверху поднесите лист белой бумаги к месту, куда будет направлен отраженный луч фонаря. Пройдя через воду, белый цвет разложится на составляющие и превратится в радугу.
«Вода бежит по дорожкам»
Для опыта вам понадобится три прозрачных стакана, пищевые красители и две салфетки (марлевые бинты). В два стакана налейте воду и добавьте в нее пищевой краситель (например, в один стакан – желтый, в другой – красный), а третий стакан оставьте пустым. Сложенные в несколько раз салфетки или полоски марли нужно поместить в стаканы таким образом, чтобы один концом они оказались на несколько сантиметров в воде, а другим в пустом стакане. В результате вода по дорожкам из салфеток будет перетекать в пустой стакан и там смешиваться. В нашем случае получится оранжевый цвет.
«Растения пьют воду»
Для этого опыта лучше всего подойдут белые цветы или листья салата. Поставьте срезанный цветок в воду и добавьте в нее пищевой краситель. Через некоторые время можно будет увидеть, как лепестки окрасятся. Также можно попробовать разрезать стебель вдоль на несколько частей, а потом каждую из них поместить в воду разного цвета. Тогда ваш цветок получится еще эффектнее! Этот эксперимент доказывает, что растение «пьет воду».
В процессе исследовательской деятельности ребёнка идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.
Чем больше вы с ребенком экспериментируете, тем быстрее он будет познавать окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Чтобы не снижалась познавательная активность ребенка нужно:
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, нужно не просто запрещать, а объяснять, почему этого нельзя делать.
5. Поощрять ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывать необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста".
Данная консультация подскажет родителям как заинтересовать детей экспериментальной деятельностью....
Консультация для родителей "ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"
Детское экспериментирование-один из ведущих видов детской деятельности....
"ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Мал...
Консультация для родителей на тему: «Организация познавательно- исследовательской деятельности детей в домашних условиях».
Родителям даны рекомендации к проведению исследовательской деятельности с детьми в домашних условиях, а также предложен практический материал для их проведеня....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"...
Консультация для родителей "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в домашних условиях"
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов детской деятельности. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Но среди родителей часто рас...
организация познавательно-исследовательской деятельности детей в домашних условиях
организация познавательно-исследовательской деятельности детей в домашних условиях...