Консультация для родителей "Организация познавательно-исследовательской деятельности"
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей
«Организация познавательно-исследовательской деятельности»
От того, кто и как будет воспитывать ребенка, зависит его будущее мировоззрение, вся его жизнь. При правильной организации деятельности детей формируется их кругозор и обеспечивается видение целостной картины мира. Дети учатся рассматривать любые явления с разных точек зрения. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Именно в этом возрасте, каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Развитие ребенка зависит от его познавательной активности. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально - творческой деятельности, порождаемый в результате функционировании механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Каждый возраст имеет свои особенности познавательного развития и ставит перед собой определенные задачи. Опираясь на любознательность детей необходимо проводить игры-занятия в форме познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого с детьми, развёртывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Здесь уместна партнерская позиция родителей, которая способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, которая вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Проводя познавательно-исследовательскую деятельность с детьми, старайтесь
ставить определенные конкретные задачи:
· Развитие познавательной инициативы ребёнка (любознательности);
· Освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
· Перевод ребёнка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связи и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
· Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
· Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире), элементарных географических и исторических представлений.
Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности
заключается в том, что в процессе исследования:
Ø Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Ø Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Ø Развивается речь ребёнка.
Ø Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.
Ø Формируется самостоятельность.
Ø Развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
Ø Стимулирует детей к коммуникации. Работая сообща, обсуждая проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга и себя.
Ø Помогает установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.
Чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность, деятельность дошкольников выстраивается в определенной последовательности. Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, семье необходимо придерживаться следующей последовательности этапов исследования.
1.Привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.
2.Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем.
3.Опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями. В конце деятельности дети и родители вновь обсуждают окончательные выводы и решения, сопоставляют результаты исследования.
4.Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
Исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей "Организация познавательно-исследовательской деятельности" | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Организация познавательно-исследовательской деятельности»
От того, кто и как будет воспитывать ребенка, зависит его будущее мировоззрение, вся его жизнь. При правильной организации деятельности детей формируется их кругозор и обеспечивается видение целостной картины мира. Дети учатся рассматривать любые явления с разных точек зрения. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Именно в этом возрасте, каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Развитие ребенка зависит от его познавательной активности. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально - творческой деятельности, порождаемый в результате функционировании механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Каждый возраст имеет свои особенности познавательного развития и ставит перед собой определенные задачи. Опираясь на любознательность детей необходимо проводить игры-занятия в форме познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого с детьми, развёртывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Здесь уместна партнерская позиция родителей, которая способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, которая вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Проводя познавательно-исследовательскую деятельность с детьми, старайтесь
ставить определенные конкретные задачи:
- Развитие познавательной инициативы ребёнка (любознательности);
- Освоение ребёнком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
- Перевод ребёнка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связи и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
- Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире), элементарных географических и исторических представлений.
Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности
заключается в том, что в процессе исследования:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
- Развивается речь ребёнка.
- Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций.
- Формируется самостоятельность.
- Развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
- Стимулирует детей к коммуникации. Работая сообща, обсуждая проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга и себя.
- Помогает установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.
Чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность, деятельность дошкольников выстраивается в определенной последовательности. Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, семье необходимо придерживаться следующей последовательности этапов исследования.
1.Привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.
2.Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем.
3.Опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями. В конце деятельности дети и родители вновь обсуждают окончательные выводы и решения, сопоставляют результаты исследования.
4.Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
Исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему«Познавательно-исследовательская деятельность как средство амплификации детского развития»
Критерии конкурсной исследовательской деятельности дошкольников....
Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным осо...
Консультация для воспитателей «Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ»
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...
Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"
«Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» ...
Консультация для педагогов «Познавательно- исследовательская деятельность »
Консультация для педагогов «Познавательно- исследовательская деятельность »...
Консультация для воспитателей "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников"
Данный материал раскрывает значение познавательно-исследовательской деятельности для развития детей дошкольного возраста. Так же здесь приведен примерный перечень оборудования центров для детского экс...
Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста".
Данная консультация подскажет родителям как заинтересовать детей экспериментальной деятельностью....