Консультация на тему: «Речь педагога – пример для подражания».
консультация на тему

Челобытова Елена Валерьевна

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Речь педагога – пример для подражания».

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь.

Программа воспитания и обучения в детском саду чётко определяет задачу развития речи детей для разных возрастных этапов.

Речь ребёнка формируется в общении с окружающим. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение его со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, именно в дошкольном возрасте.

«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы». (К.Д, Ушинский).

Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна прежде всего учитывать возраст детей и быть образцом правильной речи. Она должна быть эмоциональной, образной, культурной. Следует к месту использовать произведения устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки, потешки.

Не следует злоупотреблять ласкательными, уменьшительными суффиксами, особенно, если речь не соответствует форме по содержанию. Воспитатель не должен допускать неточностей и небрежностей в своей речи.

Признаками хорошей речи  является лексическое богатство, точность, выразительность. Подражание речи взрослых для детей является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка под влиянием систематически организованной речи взрослых. Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются  в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования:

  • содержательность и одновременно точность, логичность, соответствие возрасту детей ;
  • лексическая, фонематическая, грамматическая правильность;
  • образность, выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость;
  • знание и соблюдение правил речевого этикета;
  • соответствие слова воспитателя его делам.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует жесты, мимику, пантомические выражения. Всё это выполняет важные функции: помогают эмоционально объяснить и дополнить значение слов.

Соответствующий жест помогает усвоению значений слов, связанных с конкретными зрительными представлениями. Мимика помогает уточнить значение слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, добрый, ласковый). Такие невербальные средства помогают углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала, выполняют важную социальную, воспитывающую роль.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  • Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  • Иметь чёткую, ясную отчётливую речь, хорошую дикцию.
  • Использовать в своей речи литературные произношения, т.е. придерживаться орфоэпических норм.
  • Стремиться использовать правильно интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
  • Пользоваться речью в общении с детьми слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
  • В доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слово и грамматические конструкции.
  • Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Речь педагога - пример для подражания"

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь....

Консультация для родителей по теме: "Родители - это пример для подражания"

      Наши мысли и убеждения в сочетании с привычными действиями - это то, что мы передаем своим детям на повседневной основе. Мы служим моделью, на которую они смотря...

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя - пример для подражания детям»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеХанты-Мансийского района «Детский сад «Березка» п.Горноправдинск»      Консульт...

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя – пример для подражания детям»

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью де...

Консультация "Речь воспитателя - пример для подражания детям"

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве....

Консультация " Речь взрослых - пример для подражания"

Консультация " Речь взрослых - пример для подражания"...

Консультация для родителей «Речь взрослого – пример для подражания»

Речь ребенка развивается на основе подражания и воспроизведения образцов речи взрослых....