Консультация для родителей «Речь взрослого – пример для подражания»
консультация

Гараева Елена Александровна

Речь ребенка развивается на основе подражания и воспроизведения образцов речи взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Речь взрослого – пример для подражания»


     Овладение речью – это сложный и многосторонний психический процесс. Речь ребенка развивается на основе подражания и воспроизведения образцов речи взрослых. Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых:

 - торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе;

- невнятность произношения, неточность произнесения отдельных звуков или слов;      

- монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

- повышенная громкость голоса (преходящая в крик);

- употребление в речи слов-паразитов (это, эт самое, короче и т.д.);

- побуквенное произнесение некоторых слов (что, вместо што);

- частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Анечка, вымой ручки);

- в общении с детьми подлаживание под речь детей, сюсюканье.

Одна из первоначальных задач родителей – подмечать собственные недостатки, вслушиваться в собственную речь. Ставить перед собой вопросы: «Как звучит моя речь?», «Каковы интонации в общении с ребенком?», «Может ли служить моя речь образцом для ребенка?». Ребенок овладевает речью по подражанию, копирует у взрослых, как произносить слова, звуки, правильно строить предложения, лексически последовательно излагать мысль. Отсюда следует сделать вывод, что родитель должен разговаривать с ребенком понятно, доступно, короткими фразами.  

Если ваш ребенок неправильно произносит какие- либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать ребенка, смеяться или наоборот хвалить его, требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за плохую речь или требовать, чтобы он медленно и верно повторил трудное слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует перебивать ребенка, предоставьте ему возможность высказаться, а затем укажите на ошибки и исправьте их. Для развития речи ребенку нужна практика. Создавайте условия для речевой деятельности ребенка.

  • разговаривайте с ребенком, читайте ему книжки;
  • задавайте ему вопросы по сюжетам сказок или по рисункам;
  • учите простые и понятные ребенку стишки;
  • развивайте мелкую моторику ребенка;
  • делайте пальчиковую гимнастику;
  • занимайтесь лепкой, конструируйте.

Избегайте распространенных родительских ошибок:

  1. Мой ребенок должен много знать. Эта ошибка возникает у родителей, которые увлекаются развитием ребенка. При этом они дают ребенку информацию, которую он не способен до конца понять (разучивают сложные стихотворения). В итоге речь малыша превращается в набор бессмысленных умных слов, которые он когда-то запомнил и пытается применить.
  2. Каки-бяки, муси-пуси. Для того, чтобы понять своего малыша, родители общаются с ним на детском языке. При этом они искажают звуки, придумывают новые слова. Малыш воспринимает речь родителей, как эталон, и прилежно заучивает эти искажения.
  3. Давать положительные характеристики, когда вы рассказываете о других детях.  Лучше воздержаться от обсуждения или поговорить о проблемах с целью их решения, а не просто ради интереса. Помните, что каждое определение, которым вы называете малыша, скажется на формировании его самооценки. Поэтому говорите о нем так, каким бы вы хотели его видеть в будущем.
  4.  Часто мы употребляем просьбы (а иногда и приказы) с применением частицы «не». Но эту приставку ребенок подсознание не воспринимает, и получается прямой приказ продолжать делать то, от чего хотим отучить: не реви, не бегай, не кричи, и т.д. Маленьким детям вообще бесполезно говорить о том, чтобы они не делали. Они просто не могут понять, как можно «не делать», нужно научиться говорить, ребенку что делать, а не то, что не делать (например: вместо «не прыгай» – «иди со мной спокойно», вместо «не кричи» – «играй тихо».
  5. Малышам нельзя сразу давать словесные инструкции общего характера, которые подразумевают цепь действий. Сначала нужно давать инструкцию к каждому действию ("засучи рукава", "открой кран", "возьми мыло" и т. д.) и лишь после упрочнять цепи действия, затем переходить к общей инструкции ("вымой руки"). У детей следует развивать способность правильно реагировать на инструкции общего характера, иначе в школе дети окажутся в трудном положении.
  6. Необходимо разговаривать с ребенком понятно и доступно, короткими фразами, правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия.

           При дефектах речи у ребенка лучше проконсультироваться с логопедом. Родитель должен говорить не громко, но так, чтобы ребенок мог его услышать. Речь должна быть внятной. Мелодичность придает голосу индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие ребенка: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Особую роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Движения и поза должны быть свободными, без зажатости, скованности.

         Чем чаще родители будут разговаривать с ребенком, не переутомляя его, и доступным, правильным языком рассказывать ему сказки, разучивать вместе стишки, потешки, и играть, тем скорее ваш ребенок овладеет правильной речью! В семье для ребенка необходимо и нужно создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с вами, чтобы он мог вам доверять

Речь взрослых – это образец для речи детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Взрослые- пример для подражания

Консультация для родителей Взрослые- пример для подражания...

Консультация для родителей «Речь взрослого-образец для подражания дошкольников.»

Консультация для родителей «Речь взрослого- образец для дошкольников.»...

Консультация " Речь взрослых - пример для подражания"

Консультация " Речь взрослых - пример для подражания"...

Консультации для родителей "Речь взрослого-как образец для подражания"

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь - не дар природы, она приобретается человеком в детстве, благодаря усилиям родителей и других людей, в окружении которых он растет и развивается. Невниматель...

Консультация для родителей «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников»

Консультация «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников»Воспитатель МДОАУ «Детский сад №83» Дусимова Екатерина ВалерьевнаПрофессор Л.И. Скво...