Консультация для воспитателей "Речь педагога - пример для подражания"
статья на тему

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Парус»

Консультация для воспитателей на тему:

«Речь педагога – пример для подражания»

 Подготовила:

учитель-логопед

Смирнова М. В.

г. Урень, 2016 г.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь.

Программа воспитания и обучения в детском саду чётко определяет задачу развития речи детей для разных возрастных этапов.

Речь ребёнка формируется в общении с окружающим. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение его со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, именно в дошкольном возрасте.

«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы». (К.Д, Ушинский).

Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна прежде всего учитывать возраст детей и быть образцом правильной речи. Она должна быть эмоциональной, образной, культурной. Следует к месту использовать произведения устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки, потешки.

Не следует злоупотреблять ласкательными, уменьшительными суффиксами, особенно, если речь не соответствует форме по содержанию. Воспитатель не должен допускать неточностей и небрежностей в своей речи.

Признаками хорошей речи  является лексическое богатство, точность, выразительность. Подражание речи взрослых для детей является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка под влиянием систематически организованной речи взрослых. Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются  в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования:

  • содержательность и одновременно точность, логичность, соответствие возрасту детей ;
  • лексическая, фонематическая, грамматическая правильность;
  • образность, выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость;
  • знание и соблюдение правил речевого этикета;
  • соответствие слова воспитателя его делам.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует жесты, мимику, пантомические выражения. Всё это выполняет важные функции: помогают эмоционально объяснить и дополнить значение слов.

Соответствующий жест помогает усвоению значений слов, связанных с конкретными зрительными представлениями. Мимика помогает уточнить значение слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, добрый, ласковый). Такие невербальные средства помогают углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала, выполняют важную социальную, воспитывающую роль.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

- Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

- Иметь чёткую, ясную отчётливую речь, хорошую дикцию.

- Использовать в своей речи литературные произношения, т.е. придерживаться орфоэпических норм.

- Стремиться использовать правильно интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

- Пользоваться речью в общении с детьми слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

- В доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слово и грамматические конструкции.

- Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Некоторые недочеты речи взрослых:

- торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, трудной для восприятия), лучше, если речь при общении с ребенком протекает в слегка замедленном темпе;

- невнятность произношения, неточность произнесения отдельных звуков или слов;

- монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

- повышенная громкость голоса (преходящая в крик);

- употребление в речи слов-паразитов (это, самое, короче);

- частое употребление слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами (Сашенька, вымой ручки, Машенька, убери чашечку со столика и т.п.);

- в общении с детьми подлаживание под речь детей, сюсюканье.

Словарь взрослого должен быть не только богатым и точным, слова взрослые должны произносить грамотно, правильно ставить в словах ударение. Чаще употреблять слова, которые обозначают цвета, оттенки, материал, форму, величину предметов и др.

Культура речи включает несколько элементов:

 - дикция (четкое и ясное произнесение звуков речи);

- выразительность (выразительная речь наполнена эмоциональным содержанием, особое значение приобретают интонация, жесты, мимика);

- логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа);

- паузы, мелодичность речи (движения голоса в речи по высоте и силе);

- темп (интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено);

- словарный запас;

- грамотность построения фраз;

Таким образом, общаясь с детьми, взрослый должен обратить внимание на следующее:

-правильно произносить все звуки родного языка, то есть иметь хорошую дикцию;

- использовать в своей речи правильное, литературное произношение слов;

- использовать интонационные средства выразительности;

- в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений;

- речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз.

От культуры речи родителей зависит культура речи детей.

Помня об этом, родители должны непрерывно совершенствовать свою речь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Речь воспитателя как пример для подражания"

Я думаю, что любой человек должен обладать граммотной речью, а тем более воспитатель, с которым ребёнок чаще всего находится....

Консультация для воспитателей: "Речь воспитателя как пример для подражания"

Я думаю, что каждый человек должен граммотно разговаривать. Особенно воспитатель, с которым ребёнок находится целый день....

Консультация на тему: «Речь педагога – пример для подражания».

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь....

Консультация для педагогов "Речь воспитателя как пример для подражания детям"

Воспитателям необходимо следить за своими словами ведь дети как губка копируют их ....

Консультация для родителей Взрослые- пример для подражания

Консультация для родителей Взрослые- пример для подражания...

Презентация выступления на семинаре-практикуме для педагогов ДОУ "Речь педагога как пример для подражания"

Материал раскрывает основные характеристики правильной речи педагога, ее влияние на становление речи воспитанников...

Консультация для родителей «Родитель — пример для подражания»

Информация для родителей о роли семьи в воспитании детей....