Консультация для воспитателей "Речь педагога - пример для подражания"
статья на тему
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Парус»
Консультация для воспитателей на тему:
«Речь педагога – пример для подражания»
Подготовила:
учитель-логопед
Смирнова М. В.
г. Урень, 2016 г.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь.
Программа воспитания и обучения в детском саду чётко определяет задачу развития речи детей для разных возрастных этапов.
Речь ребёнка формируется в общении с окружающим. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение его со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, именно в дошкольном возрасте.
«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы». (К.Д, Ушинский).
Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна прежде всего учитывать возраст детей и быть образцом правильной речи. Она должна быть эмоциональной, образной, культурной. Следует к месту использовать произведения устного народного творчества, пословицы, поговорки, загадки, потешки.
Не следует злоупотреблять ласкательными, уменьшительными суффиксами, особенно, если речь не соответствует форме по содержанию. Воспитатель не должен допускать неточностей и небрежностей в своей речи.
Признаками хорошей речи является лексическое богатство, точность, выразительность. Подражание речи взрослых для детей является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка под влиянием систематически организованной речи взрослых. Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования:
- содержательность и одновременно точность, логичность, соответствие возрасту детей ;
- лексическая, фонематическая, грамматическая правильность;
- образность, выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость;
- знание и соблюдение правил речевого этикета;
- соответствие слова воспитателя его делам.
В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует жесты, мимику, пантомические выражения. Всё это выполняет важные функции: помогают эмоционально объяснить и дополнить значение слов.
Соответствующий жест помогает усвоению значений слов, связанных с конкретными зрительными представлениями. Мимика помогает уточнить значение слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, добрый, ласковый). Такие невербальные средства помогают углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала, выполняют важную социальную, воспитывающую роль.
Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
- Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
- Иметь чёткую, ясную отчётливую речь, хорошую дикцию.
- Использовать в своей речи литературные произношения, т.е. придерживаться орфоэпических норм.
- Стремиться использовать правильно интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
- Пользоваться речью в общении с детьми слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
- В доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слово и грамматические конструкции.
- Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
Некоторые недочеты речи взрослых:
- торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, трудной для восприятия), лучше, если речь при общении с ребенком протекает в слегка замедленном темпе;
- невнятность произношения, неточность произнесения отдельных звуков или слов;
- монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
- повышенная громкость голоса (преходящая в крик);
- употребление в речи слов-паразитов (это, самое, короче);
- частое употребление слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами (Сашенька, вымой ручки, Машенька, убери чашечку со столика и т.п.);
- в общении с детьми подлаживание под речь детей, сюсюканье.
Словарь взрослого должен быть не только богатым и точным, слова взрослые должны произносить грамотно, правильно ставить в словах ударение. Чаще употреблять слова, которые обозначают цвета, оттенки, материал, форму, величину предметов и др.
Культура речи включает несколько элементов:
- дикция (четкое и ясное произнесение звуков речи);
- выразительность (выразительная речь наполнена эмоциональным содержанием, особое значение приобретают интонация, жесты, мимика);
- логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа);
- паузы, мелодичность речи (движения голоса в речи по высоте и силе);
- темп (интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено);
- словарный запас;
- грамотность построения фраз;
Таким образом, общаясь с детьми, взрослый должен обратить внимание на следующее:
-правильно произносить все звуки родного языка, то есть иметь хорошую дикцию;
- использовать в своей речи правильное, литературное произношение слов;
- использовать интонационные средства выразительности;
- в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений;
- речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз.
От культуры речи родителей зависит культура речи детей.
Помня об этом, родители должны непрерывно совершенствовать свою речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-183785-1358676142.jpg)
Консультация для воспитателей: "Речь воспитателя как пример для подражания"
Я думаю, что любой человек должен обладать граммотной речью, а тем более воспитатель, с которым ребёнок чаще всего находится....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-183785-1358676142.jpg)
Консультация для воспитателей: "Речь воспитателя как пример для подражания"
Я думаю, что каждый человек должен граммотно разговаривать. Особенно воспитатель, с которым ребёнок находится целый день....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/10/picture-664394-1441847336.jpg)
Консультация на тему: «Речь педагога – пример для подражания».
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-773857-1459086972.jpg)
Консультация для педагогов "Речь воспитателя как пример для подражания детям"
Воспитателям необходимо следить за своими словами ведь дети как губка копируют их ....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-392943-1395168697.jpg)
Консультация для родителей Взрослые- пример для подражания
Консультация для родителей Взрослые- пример для подражания...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/24/picture-964049-1650800064.jpg)
Презентация выступления на семинаре-практикуме для педагогов ДОУ "Речь педагога как пример для подражания"
Материал раскрывает основные характеристики правильной речи педагога, ее влияние на становление речи воспитанников...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/18/picture-1354064-1666117800.jpg)
Консультация для родителей «Родитель — пример для подражания»
Информация для родителей о роли семьи в воспитании детей....