Консультация "Речь воспитателя - пример для подражания детям"
консультация

Рящина Лидия Викторовна

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_vospitatelya_konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду         

                                                                     

                                                     

          Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно воспитатель играет главную роль в развитии речи ребенка, поскольку большую часть времени в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является его общение с воспитателем.                                                      Обучение родному языку, развитие речи - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Эта задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

          В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым связан ребенок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик – все является образцом для детей.  

        Зная, что дети дошкольного возраста овладевают родным языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее:

  • Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего – в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребенка с воспитателем.
  • На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям.    

               

Требования, предъявляемые к речи воспитателя:  

     1. Смысловое содержание обращенной к ребенку речи должно быть близким и понятным детям.

     2. Грамматическая правильность речи.

     3. Использование средств выразительности речи.      

     4. Умение выражать свои мысли точно и убедительно.

      Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей к тому, что говорит воспитатель. Приобретенные на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни. Распространенной ошибкой у воспитателей является многословие, употребление непонятных слов. Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом выполняют задание, то на занятиях по овладению речью образец имеет еще большее значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи только на основе слухового восприятия, на основе услышанного от воспитателя.

      Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка как на занятиях, так и в повседневном общении. При помощи дидактических игр, загадок воспитатель упражняет детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений.

      Наряду с требованиями к образцу речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям:

- воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети;

- необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить;

- систематически контролировать речь детей, вовремя исправлять ошибки.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального “речевого вклада” в решение общей задачи- в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.

Заботясь об обогащении лексикона детей, необходимо понимать, что слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них,  который называется активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком  подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму – пассивному, относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в его речь не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.

Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка, обладающего богатым словарным запасом, может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя – максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря.

         

          Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

           Ребенок, обладая развитой речью,  будет более подготовлен к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему учителем, меньше будет проблем при общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Речь воспитателя как пример для подражания детям"

Воспитателям необходимо следить за своими словами ведь дети как губка копируют их ....

Статья. "Речь воспитателя как пример для подражания детям"

Правильная речь воспитателя и её значение....

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя - пример для подражания детям»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеХанты-Мансийского района «Детский сад «Березка» п.Горноправдинск»      Консульт...

Доклад на педсовет Речь воспитателя- пример для подражания

Доклад на педсовет Речь воспитателя- пример для подражания...

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя – пример для подражания детям»

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью де...

Доклад на педсовет "Речь воспитателя- пример для подражания"

Доклад на педсовет"Речь воспитателя- пример для подражания"...