Методика организации и проведения мероприятий в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма учащихся
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Очень важно именно в этом возрасте привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Актуальность темы: патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_den_pobedy.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
лЮго - Восточное управление министерства образования и науки
Самарской области
Структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную
программу дошкольного образования детский сад «Солнышко»
ГБОУ СОШ №2 г. Нефтегорска
Окружной конкурс методических разработок (методических материалов) на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России»
Номинация: Методика организации и проведения мероприятий в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма учащихся
Методическая разработка:
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Авторский коллектив педагогов:
Протвень Елена Анатольевна
старший воспитатель
Макарова Антонина Михайловна
воспитатель подготовительной к школе группы
Нефтегорск 2015
Содержание:
1.Пояснительная записка
2. Ожидаемые результаты
3. Перспективный план реализации проекта
4. Список используемой литературы
5. Анкета для родителей по вопросам патриотического воспитания
6. Приложение
Пояснительная записка
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Очень важно именно в этом возрасте привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Актуальность темы: патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.
Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОО.
К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о Великой отечественной войне, о защитниках родины -ветеранах, о том как протекала жизнь в военное время, , военном оружии, о форме одежды военных, о победе. Отсюда, в преддверии 70-летия празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.
Проект «Никто не забыт, ничто не забыто», был реализован в структурном подразделении, реализующее программу дошкольного образования детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ №2 г.Нефтегорска, группа №6 «Затейники» общеразвивающей направленности.
Цель проекта. Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов; формирование знаний о ВОВ через различные виды деятельности. Пополнить методический кабинет материалами о ВОВ.
Задачи проекта. Воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников через расширение общего кругозора.
Формировать элементарные знания детей о событиях в Великую Отечественную войну на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.
Обсуждаем. Для чего нам нужно помнить о событиях Великой Отечественной войны?
Участники. Воспитатели, дети, родители.
Время проведения проекта: С 9 апреля по 9 мая.
Проект направлен на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения через разные виды деятельности детей, педагогов и совместной работы родителей и их детей. Вся работа строилась с учетом предметно-пространственной среды, насыщенной материалами и подлинными документами прошлого и настоящего.
Взаимодействие с родителями в рамках проекта: Анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания. Провести родительское собрание «» с целью оптимизации процесса реализации проекта, активного привлечения родителей в предметно-методическом оснащении проекта.
Принципы реализации проекта:
При решении проблемы по воспитанию и формированию у детей патриотических учитываются следующие принципы:
Принцип доступности – подбор дидактического материала по данной теме, соответствующий по возрасту.
Принцип наглядности – использование наглядного материала.
Принцип системности - на всех видах деятельности детей, предлагается решение данной проблемы.
Принцип индивидуального подхода - создание атмосферы сотворчества с ребенком с учетом индивидуальных, возрастных и типологических особенностей ребенка;
Принцип эстетической организации развивающей среды: обеспечение эмоционального благополучия и комфорта каждому ребенку;
Принцип сотрудничества с семьей: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс ДОО.
Итог проекта:
- Оформление группового уголка «Моя родина - Россия», «Наш любимый городок»
- Изготовление стенгазеты «День Победы», поделок для ветеранов ВОВ
- Создание слайдовой презентации «Мы это помним…»
- Книжная выставка «Произведение о войне»;
- Праздник «9 Мая – День Победы»
Ожидаемые результаты:
Успешность проекта обеспечила предметно-развивающая среда, созданная силами всех участников. В рамках проекта использовались разнообразные формы работы с детьми.
По проекту накоплен богатый материал, который адресован всем педагогам ДОО для использования в их работе с детьми.
Реализация проекта показала свою эффективность, у детей:
Повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны.
Пополнен материалом о Великой Отечественной войне методический кабинет ДОО.
Дети знакомы с символикой Российского государства.
Ребята имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ.
Дети заняли призовые места в конкурсе чтецов о Родине.
Они знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику.
Дети владеют расширенным словарным запасом на тему «9 Мая – День Победы».
Также они имеют представление об истории памятных мест г. Нефтегорска.
Умеют ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени.
Дети толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.
Родители:
Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
Педагог:
Осуществляет инновационную деятельность.
Повышает профессиональный уровень.
Диссимиляция педагогического опыта.
Перспективный план реализации проекта
Этапы | Содержание деятельности |
Подготовительный | Подобрать иллюстрации, картины, слайды, грамзаписи по темам непосредственно-образовательной деятельности подборка песен военных лет.- разработать сценарий праздника « 9 Мая-День Победы»! |
Основной | Беседы: «Праздник со слезами на глазах!», «О Великой Отечественной войне», «Что такое героизм?», «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве», «Земляки – фронтовики», «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны» Игровая деятельность: Дидактические игры: Экскурсии в Музей г. Нефтегорска Экскурсии к Вечному огню. Изготовление праздничных открыток и рисунков к 9 Мая – совместное творчество детей и их родителей. Альбом: «Герои Великой Отечественной войны», Взаимодействие с родителями: Просмотр фильмов о войне вместе с детьми. Привлечение родителей к подбору книжной выставки произведений о войне. Участие в оформлении стенгазеты «День Победы» Изготовление открытки в подарок ветерану. Акция «Подарок ветерану» |
Заключительный | Выставки детских рисунков на темы войны, мира, 9 Мая. Подготовлен совместно с родителями и проведен праздничный утренник, посвященный Дню Победы, на котором присутствовали ветераны Великой Отечественной войны. |
Список литературы:
- Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
- « Мы живем в России». Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. Зеленова Н. Г; Осипова Л.Е.
- Государственные символы России. Иллюстративно- дидактический материал. Ривина Е.К. Ерохина Е.Л.
- «Нефтегорская земля» И. Руденко, А. Артищев.
- «Люби и знай свой край» Л. Земскова-Незванова. Москва «Чистые пруды» 2006.
- «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». Н.Ю. Новицкая. Москва. 2003г.
- «Воспитание детей на традициях русской культуры». Г.В. Лунина. Москва 2004. Учебно-методическое пособие.
Приложение
Анкета для родителей по патриотическому воспитанию
1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
2. Что для вас означает выражение «быть патриотом»?
3. Как вы считаете, следует ли знакомить детей с государственной символикой, традициями, памятными датами страны?
4. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
6. Рассказываете ли вы своему ребенку о Нефтегорске, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
Спасибо за сотрудничество!
Анализ анкетирования родителей по теме патриотического воспитания.
В анкетировании принимало участие родители подготовительной к школе группы №6, число опрошенных составило 38 человек, что составило 91%.
- Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
Положительный ответ – 100%
2. Что для вас означает выражение «быть патриотом»?
Самый распространенным ответ –«любовь к Родине к близким, уважение и почитание традиций» - 93%
Другие варианты ответа –7 %
3. Как вы считаете, следует ли знакомить детей с государственной символикой, традициями, памятными датами страны?
Положительный ответ – 100%
4. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
В семье – 82%
В детском саду 18%
5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
Да -100%
6. Рассказываете ли вы своему ребенку о Нефтегорске, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
Да -100%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация и проведение мероприятий по экологическому воспитанию в ДОУ».
Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формиров...
Конспект итогового мероприятия педагогического проекта "Национальная культура и традиции в семье"
Конспект итогового мероприятия педагогического проекта "Национальная культура и традиции в семье "Кругосветная прогулка"...
«Сказ о том, как полезные вещи стали музыкальными инструментами» открытое мероприятие в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста
Мы живём в многонациональном государстве и в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах Дошкольного Образования (ФГОС ДО) сказано, что каждый ребёнок имеет право знать культуру, обы...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Организация работы по приобщению дошкольников к национальной культуре «Родина моя — Татарстан»
Организация работы по приобщению дошкольников к национальной культуре«Родина моя — Татарстан»...
Методика организации и проведения занятий физической культуры на воздухе в детском саду.
Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Учитывая большо...
Презентация "Методика организации и проведения индивидуальных групповых и массовых мероприятий"
Презентация "Методика организации и проведения индивидуальных групповых и массовых мероприятий"...