Методика организации и проведения мероприятий в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма учащихся
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Очень важно именно в этом возрасте привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Актуальность темы: патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_den_pobedy.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

лЮго - Восточное управление министерства образования и науки

Самарской области

 

Структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную

программу дошкольного образования детский сад «Солнышко»

ГБОУ СОШ №2 г. Нефтегорска

Окружной конкурс методических разработок (методических материалов) на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России»

Номинация: Методика организации и проведения мероприятий в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма учащихся

Методическая разработка:

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Авторский коллектив педагогов:

 Протвень Елена Анатольевна

старший воспитатель

Макарова Антонина Михайловна

воспитатель  подготовительной к школе группы

Нефтегорск 2015

Содержание:

1.Пояснительная записка                                                                      

2. Ожидаемые результаты

3.    Перспективный план реализации проекта                                  

 4. Список используемой литературы                                  

5. Анкета для родителей по вопросам  патриотического  воспитания

6.  Приложение                                                

Пояснительная записка

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Очень важно именно в этом возрасте привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Актуальность темы: патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.

Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в ДОО.

К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о Великой отечественной войне, о защитниках родины -ветеранах, о том как протекала жизнь в военное время, , военном оружии, о форме одежды военных, о победе. Отсюда, в преддверии 70-летия празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.

 Проект «Никто не забыт, ничто не забыто»,  был реализован в структурном  подразделении, реализующее программу дошкольного образования детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ №2 г.Нефтегорска, группа №6 «Затейники» общеразвивающей направленности.

Цель проекта. Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов; формирование знаний о ВОВ через различные виды деятельности. Пополнить  методический  кабинет  материалами о ВОВ.

Задачи проекта. Воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников через расширение общего кругозора. 

Формировать элементарные знания детей о событиях в Великую Отечественную войну на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.

 Обсуждаем. Для чего нам нужно помнить о событиях Великой Отечественной войны?

Участники. Воспитатели, дети, родители.

Время проведения проекта: С 9 апреля по 9 мая.

Проект направлен на нравственно-патриотическое  воспитание подрастающего поколения через разные виды деятельности детей, педагогов и совместной работы родителей и их детей. Вся работа строилась с учетом предметно-пространственной среды, насыщенной материалами и подлинными документами прошлого и настоящего.

Взаимодействие с родителями в рамках проекта: Анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания. Провести родительское собрание «» с целью оптимизации процесса реализации проекта, активного привлечения родителей в предметно-методическом оснащении проекта.

Принципы реализации проекта:

При решении проблемы по воспитанию и формированию у детей патриотических учитываются следующие принципы:

Принцип доступности – подбор  дидактического материала по данной теме, соответствующий по возрасту.

Принцип наглядности – использование наглядного материала.

Принцип системности -   на всех видах деятельности  детей, предлагается решение данной проблемы.

Принцип индивидуального подхода - создание атмосферы сотворчества с ребенком с учетом индивидуальных, возрастных и типологических особенностей ребенка;

         Принцип эстетической организации развивающей среды: обеспечение эмоционального благополучия и комфорта каждому ребенку;

Принцип сотрудничества с семьей: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс ДОО.

Итог проекта:
- Оформление группового уголка «Моя родина - Россия», «Наш любимый городок»

- Изготовление стенгазеты «День Победы», поделок для ветеранов ВОВ

- Создание слайдовой презентации «Мы это помним…»

- Книжная выставка «Произведение о войне»;
-  Праздник «9 Мая – День Победы»

Ожидаемые результаты:

Успешность проекта обеспечила предметно-развивающая среда,  созданная силами всех участников. В рамках проекта использовались  разнообразные формы работы с детьми.

По проекту накоплен богатый материал, который адресован всем педагогам ДОО  для использования  в их работе с детьми.

Реализация проекта  показала свою эффективность, у детей:

        Повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым  России в период Великой Отечественной войны.

        Пополнен  материалом  о Великой Отечественной войне методический кабинет  ДОО.

        Дети знакомы с символикой Российского государства.

        Ребята имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ.

        Дети заняли призовые места в конкурсе чтецов о Родине.

        Они знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику.

        Дети владеют  расширенным словарным запасом на тему «9 Мая – День Победы».

        Также  они имеют представление об истории памятных мест  г. Нефтегорска.

        Умеют ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени.

        Дети толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.

Родители:

        Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.

Педагог:

        Осуществляет инновационную деятельность.

        Повышает профессиональный уровень.

        Диссимиляция педагогического опыта.

Перспективный план реализации проекта

Этапы

Содержание деятельности

Подготовительный

Подобрать иллюстрации, картины, слайды, грамзаписи по темам непосредственно-образовательной деятельности
-
подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая,  о мире;

  подборка песен военных лет.- разработать сценарий  праздника « 9 Мая-День Победы»!
- подготовить материал  по тематике проекта для художественного творчества (рисование, аппликация) продуктивной деятельности (конструирование, лепка)

Основной

Беседы: «Праздник со слезами на глазах!»,  «О Великой Отечественной войне», «Что такое героизм?», «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве», «Земляки – фронтовики», «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны»

Игровая деятельность: Дидактические игры:
«Назови пословицу», «Защитники Отечества», а также подвижные игры «Кто быстрее?», «Перетягушки».

        Экскурсии в Музей  г. Нефтегорска

        Экскурсии к Вечному огню.

        Изготовление праздничных открыток и рисунков к 9 Мая – совместное творчество детей и их родителей.

          Альбом:   «Герои Великой Отечественной войны»,

Взаимодействие с родителями:

Просмотр фильмов о войне вместе с детьми.

Привлечение родителей к подбору книжной выставки произведений о войне.

Участие в оформлении стенгазеты «День Победы»

Изготовление открытки в подарок ветерану.

Акция «Подарок ветерану»

Заключительный

        Выставки детских рисунков на темы войны, мира, 9 Мая.

        Подготовлен совместно с родителями и проведен праздничный утренник, посвященный Дню Победы, на котором присутствовали ветераны Великой Отечественной войны.

Список литературы:

  1. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  2. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  3. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.

  1.  « Мы живем в России». Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. Зеленова Н. Г; Осипова Л.Е.
  2. Государственные символы России. Иллюстративно- дидактический материал. Ривина Е.К. Ерохина Е.Л.
  3.  «Нефтегорская земля» И. Руденко, А. Артищев.
  4.  «Люби и знай свой край» Л. Земскова-Незванова. Москва «Чистые пруды» 2006.
  5.  «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». Н.Ю. Новицкая. Москва. 2003г.
  6. «Воспитание детей на традициях русской культуры». Г.В. Лунина. Москва 2004. Учебно-методическое пособие.

Приложение

Анкета для родителей по патриотическому воспитанию

1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

2. Что для вас означает выражение «быть патриотом»?

3. Как вы считаете, следует ли знакомить детей с государственной символикой, традициями, памятными датами страны?

4. Где, по-вашему,  ребенок получает основы патриотизма?

5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?

6. Рассказываете ли вы своему ребенку о Нефтегорске, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

Спасибо за сотрудничество!

Анализ  анкетирования родителей по теме патриотического воспитания.

В анкетировании  принимало участие родители подготовительной к школе группы №6, число опрошенных составило 38 человек, что составило 91%.

  1.  Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

Положительный ответ – 100%

                       

2. Что для вас означает выражение «быть патриотом»?

Самый распространенным ответ –«любовь к Родине к близким, уважение и почитание традиций» - 93%

Другие варианты ответа –7 %

3. Как вы считаете, следует ли знакомить детей с государственной символикой, традициями, памятными датами страны?

Положительный ответ – 100%

4. Где, по-вашему,  ребенок получает основы патриотизма?

 В семье – 82%

В детском саду 18%

5. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?

Да -100%

6. Рассказываете ли вы своему ребенку о Нефтегорске, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

Да -100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация и проведение мероприятий по экологическому воспитанию в ДОУ».

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формиров...

Конспект итогового мероприятия педагогического проекта "Национальная культура и традиции в семье"

Конспект итогового мероприятия педагогического проекта "Национальная культура и  традиции в семье "Кругосветная прогулка"...

«Сказ о том, как полезные вещи стали музыкальными инструментами» открытое мероприятие в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста

Мы живём в многонациональном государстве и в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах Дошкольного Образования (ФГОС ДО) сказано, что каждый ребёнок имеет право знать культуру, обы...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Организация работы по приобщению дошкольников к национальной культуре «Родина моя — Татарстан»

Организация работы по приобщению дошкольников к национальной культуре«Родина моя — Татарстан»...

Методика организации и проведения занятий физической культуры на воздухе в детском саду.

Физкультурные занятия  являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Учитывая большо...

Презентация "Методика организации и проведения индивидуальных групповых и массовых мероприятий"

Презентация "Методика организации и проведения индивидуальных групповых и массовых мероприятий"...