«Сказ о том, как полезные вещи стали музыкальными инструментами» открытое мероприятие в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Мы живём в многонациональном государстве и в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах Дошкольного Образования (ФГОС ДО) сказано, что каждый ребёнок имеет право знать культуру, обычаи, традиции своей страны, своей национальной культуры.
Именно знакомство с историей, культурой, музыкой разных народов, населяющих нашу страну, сформирует у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей Родины.
Всё это натолкнуло на мысль познакомить старших дошкольников с народной музыкой и народными музыкальными инструментами. И начать это знакомство я решила с знакомства с русскими народными музыкальными инструментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skaz_o_tom_kak_umnye_i_poleznye_veshchi_stali_muzykalnymi_instrumentami.docx | 28.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда была и остаётся одной из наиболее актуальных. Ещё В.А.Сухомлинский говорил: «Если человека учат добру – учат умело, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитывать»
Детский сад является первой ступенькой к формированию у детей нравтственно-патриотических качеств и поэтому нам, как педагогам дошкольного образования необходимо подвести детей к осознанию того, что плохих народов не бывает, встречаются плохие люди, что о человеке судят не по цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам.
Мы живём в многонациональном государстве и в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах Дошкольного Образования (ФГОС ДО) сказано, что каждый ребёнок имеет право знать культуру, обычаи, традиции своей страны, своей национальной культуры.
Именно знакомство с историей, культурой, музыкой разных народов, населяющих нашу страну, сформирует у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей Родины.
Всё это натолкнуло на мысль познакомить старших дошкольников с народной музыкой и народными музыкальными инструментами. И начать это знакомство я решила с знакомства с русскими народными музыкальными инструментами.
Дети в процессе разных видов музыкальной деятельности не просто познают мир и получают новую для себя информацию, но и становятся активными участниками этого увлекательного путешествия, яркие впечатления от которого способствуют воспитанию бережного отношения к своей Родине, родной природе, к истории родного края, к народной музыке, к людям, живущим рядом.
План-конспект открытого мероприятия по воспитанию патриотизма детей
старшего дошкольного возраста
Тема: «Сказ о том, как полезные вещи стали
музыкальными инструментами»
Цель: воспитание у детей чувства патриотизма и национальной гордости к истории, культуре, музыке родной страны средствами музыки.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
1. Воспитывать любовь и уважение к традициям, истории, музыкальной культуре и самобытности родной страны. («Познавательное развитие»)
2.Через сказку знакомить воспитанников с разнообразным, самобытным миром народных музыкальных инструментов.
Развивать умение поддерживать беседу о русских народных музыкальных инструментах, о тембрах их звучания, поощрять стремление делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. («Речевое развитие»)
3. Содействовать развитию навыков исполнения народной музыки, используя шумовые народные инструменты - деревянные ложки, трещотки, рубель, развивая тем самым у детей тембровый, ритмический слух, музыкальную память, исполнительское мастерство. («Художественно-эстетическое развитие»)
4. Способствовать проявлению любознательности у детей к народной музыкальной культуре и искусству, чувства уважения к народным традициям. («Социально-коммуникативное развитие»)
5. Создать условия для воспитания толерантного отношения к людям всех национальностей, живущих в нашей стране, понимать, чувствовать и с уважением относиться к культуре разных народов («Социально-коммуникативное развитие»)
Методы и приёмы:
- словесные: рассказывание сказки, беседа-диалог;
- наглядные: рассматривание музыкальных инструментов;
- практические: игра на детских музыкальных инструментах, рисование.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование,
-проектор,
- музыкальный центр,
- музыкальные шумовые инструменты (деревянные ложки, трещотка, рубель, рожок, бубен),
- аудиозапись - р.н.п. «Камаринская», р.н.п. «Светит месяц», звук балалайки, звук гуслей,
- цветные карандаши, бумага.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы совместной деятельности |
Коммуникативная | Беседа, вопросы, диалог |
Музыкальная | Восприятие (слушание) музыки, игра на русских народных шумовых инструментах |
Познавательная | Отгадывание загадок, поиск отгадок |
Игровая | игровые задания в электронном методическом пособии |
Восприятие (художественной литературы и фольклора)) | Рассказ, чтение |
Рисование | Раскрашивание народных музыкальных инструментов. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Педагог предлагает детям вспомнить названия известных народных сказок и отправиться в гости к новой сказке | Дети внимательно слушают и отвечают на вопрос педагога | Дети заинтересованы предстоящим путешествием. |
2. | Педагог рассказывает сказку, сопровождая свой рассказ мультимедийной презентацией. слайд №1-2 (приложение 1) | Дети внимательно смотрят и слушают | Дети удивлены и заинтересованы. |
3. | Педагог показывает музыкальные шумовые инструменты (деревянные ложки, трещотка, рубель, рожок) и знакомит детей с тембрами их звучания. слайд №3 | Дети дают предположительные ответы на вопросы педагога: - из чего сделаны инструменты? - какой они формы? - какой у них звук? | У детей развито восприятие (зрительное, слуховое) Через сказку дети познакомились с разнообразным, самобытным миром народных музыкальных инструментов. Развито умение поддерживать беседу о русских народных музыкальных инструментах, о тембрах их звучания. |
4. | Педагог включает запись р.н. мелодии «Камаринская» и рассказывает детям о скоморохах Слайд №4 | Дети дают предположительные ответы на вопросы: - какие скоморохи? - что они делали? | Воспитание любви и уважения к традициям, истории, музыкальной культуре и самобытности родной страны. |
5. | Педагог рассказывает детям о русских народных инструментах балалайке, гуслях, знакомит с тембрами их звучания. Слайд №5-8 | Дети внимательно смотрят и слушают. | У детей развито восприятие (зрительное, слуховое) |
6. | Педагог знакомит детей с понятием «Оркестр русских народных инструментов», предлагает послушать в исполнении оркестра русскую народную песню «Светит месяц», акцентирует внимание детей на звучании голосов музыкальных инструментов. Слайд №9-10 | Дети внимательно слушают и отвечают на вопрос педагога: - что такое оркестр; - какие инструменты играли в оркестре; - как называют людей, исполняющих музыку. | Проявляют любознательность к народной музыкальной культуре и искусству, чувство уважения к народным традициям. У детей развита музыкальная память. |
7. | Педагог предлагает детям сыграть на русских народных музыкальных инструментах. Вызывает трех детей и раздаёт им музыкальные инструменты: ложки, трещотку и бубен. | Дети экспериментируют со звуками музыкальных инструментов, обучаются первоначальным навыкам игры на рус.нар.инструментах. играют в детском шумовом оркестре. | У детей развита любознательность к музыкальной исполнительской деятельности, тембровый, ритмический слух, музыкальная память. Развиты навыки исполнения народной музыки, с использованием шумовых народных инструментов - деревянных ложек, трещоток, рубеля, развит тембровый, ритмический слух, музыкальная память, исполнительское мастерство. |
8. | Педагог предлагает вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых говорили при помощи электронного методического пособия «Русские народные инструменты» Слайд №11-16 (приложение 2) | Дети внимательно слушают загадки, находят отгадки, используя ИКТ (при помощи щелчка компьютерной мыши) | Дети проявили заинтересованность и любознательность к игре, к народной музыкальной культуре и искусству. Появилось чувство уважения к народным традициям |
9. | Педагог подводит итог путешествия и предлагает детям выбрать полюбившийся русский народный музыкальный инструмент и раскрасить его. Слайд №17 | Дети раскрашивают музыкальные инструменты и объясняют, почему им полюбился именно этот инструмент. | У детей развито уважение к народной музыке и народным инструментам, толерантное отношение к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. |
Логика образовательной деятельности
Дорогие ребята! Вы любите сказки? С древнейших времён люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа есть свои любимые сказочные герои, это - добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку. Я думаю что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки. Ответы детей
И сегодня мы все вместе отправимся в гости к сказке.
Педагог рассказывает, детям сказку сопровождая свой рассказ показом презентации.
Слайд№1
Сказку которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что, придумала её для вас я сама. И называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также научитесь играть на них.
Слайд№2
Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.
Слайд№3
Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы всё в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от не прошеных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.
Во время рассказа педагог показывает эти музыкальные шумовые инструменты и знакомит детей с тембрами их звучания (голосами).
Слайд№4
Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.
Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.
Педагог включает запись р.н. мелодии «Камаринская»
Слай№5
В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.
Слайд №6
Педагог рассказывает о гуслях и балалайке.
Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.
Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.
Слайд№7
«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем». Звучит запись игры на балалайке.
«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель.
Слайд№8
Тут в разговор вступили гусли. Звучит запись игры на гуслях.
«За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы, своей музыкой, людям радость приносим!». «Ой!», - воскликнул рожок. «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.
Слайд№9
С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.
Слайд№10
Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.
А вы, ребята, хотели бы услышать голоса музыкальных инструментов в оркестре?
Ответы детей
Слайд сопровождает р.н.п. «Светит месяц» в исполнении народного оркестра. Педагог кратко рассказывает о составе народного оркестра, акцентирует внимание детей на звучании голосов музыкальных инструментов.
Педагог предлагает детям сыграть на русских народных музыкальных инструментах.
Педагог вызывает трех детей и раздаёт им музыкальные инструменты: ложки, трещотку и рубель.
Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голоса. (Дети играют сначала по одному на инструменте, затем все одновременно)
На примере р.н.п. «Светит месяц». Разучивает с ребятами ритмический аккомпанемент: сначала отдельно с каждым « музыкантом», а затем, со всеми вместе.
Добавляются «музыканты» из числа детей.
Ребята! Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них. А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили. Сделать это нам помогут музыкальные загадки.
Cлайды 11-16 Электронное дидактическое пособие «Русские народные инструменты»
Педагог загадывает воспитанникам загадки о музыкальных инструментах, дети (самостоятельно) по щелчку мыши узнают, правильно ли они ответили.
Слайд17
Наша сказка подошла к своему завершению. Сказка сегодня была весь день с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила понимать особый язык музыкальных инструментов. Сказка помогла вам исполнять музыку по-разному.
С помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научила.
А сейчас давайте нарисуем полюбившийся музыкальный инструмент, а сказке скажем: «До новых встреч!»
Литература.
1. «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Практическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж: «Учитель», 2005
2. М.Ю. Новицкая « Наследие: патриотическое воспитание в детском саду»
Москва, 2003
3. «Музыкальный руководитель» журнал №2,20005; №2, 2006; №2,2007; №2, 2008.
4. Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаевой.
5. «С любовью к России» Методические рекомендации. Москва: «Воспитание дошкольника», 2007
Интернет – ресурсы.
http://www.zuzuka.be/forum/showthread.php?p=46376 музыкальный альбом «Русская балалайка»
http://fler-de-lis.ru/index.php?categoryID=576&category_slug=suveniry-iz-dereva&offset=160 гусли
http://www.muzprom.ru/catalog/muzprom/udarnie_shumovie/30.php рубель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематического занятия Как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами
Конспект тематического занятия Как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами...
Методика организации и проведения мероприятий в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма учащихся
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными...
Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная» (старший дошкольный возраст, познавательно-творческий)
- формирование у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы;- создание своей коллекции (мини-музея) тряпичных кукол. изготовленные совместно ро...
Конспект открытого музыкального мероприятия с использованием инновационных технологий и интеграции для детей старшего дошкольного возраста «Дружат дети на планете»
Знакомство детей с музыкальной культурой народов разных национальностей, их костюмами, традициями средствами искусства. Формирование этнической и аутотолерантности через ознакомление с танцами разных ...
Конспект тематического занятия Как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами
Конспект тематического занятия Как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами...
Новые игровые средства и их использование при формировании у дошкольников представления о здоровом образе жизни с использованием национальной культуры своего народа. Для детей старшего дошкольного возраста.
в ДАННОМ ТЕКСТЕ ПРЕДОЛЖЕНЫ ИГРЫ ,КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВОСПИТАТЕЛЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.в СТАТЬЕ УКАЗАНЫ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ,ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ,СЮЖЕТН...
Приобщение к истокам русской национальной культуры и традициях у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) .
Приобщение к истокам русской национальной культуры через проектную деятельность«… Для гражданина России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без это...