Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года», а также презентация к занятию
Скачать:
Предварительный просмотр:
непосредственно образовательной деятельности
с использование элементов ТРИЗ-технологии
для детей подготовительной к школе группы
на тему «Времена года»
Седова Е.Б., музыкальный руководитель,
Гончарова Л.А., воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 277»
городского округа Самара
Цель. Развивать творческие и музыкальные способности детей в процессе закрепления знаний о явлениях природы в разное время года.
Задачи:
Область «Познание»
Образовательные:
- закреплять и систематизировать знания и представления воспитанников о характерных признаках времен года, о живой и неживой природе;
Развивающие:
- развивать фантазию, творческую активность и самостоятельность;
- развивать мышление, внимание, память;
Воспитательные:
- воспитывать доброе начало и бережное отношение к природе;
Область «Музыка»:
Образовательные:
- формировать умение эмоционально отзываться на музыку во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве;
- закреплять умение передавать настроение, характер музыки в пении, в игре на музыкальных инструментах, танцевальных импровизациях.
Развивающие:
- развивать умение создавать собственные танцевальные импровизации;
- развивать способность подбирать музыкальные инструменты, соответствующие характеру музыки, и сопровождать исполнение песни игрой на музыкальных инструментах.
Воспитательные:
- воспитывать желание слушать музыку, прививать интерес и любовь к классической музыке.
Область «Коммуникация»
- Образовательные:
- совершенствовать умение воспитанников подбирать прилагательные для характеристики признаков времен года;
- продолжать работу по обогащению словаря воспитанников.
Развивающие:
- приобщать воспитанников к народным приметам о временах года.
Воспитательные:
- закреплять навыки позитивного общения детей со сверстниками и взрослыми.
Оборудование:
- проектор и мультимедийный экран,
- видеоряд из фотографий времен года, картинки с изображением волшебников,
- магнитофон, аудиозаписи музыкальных произведений, детские музыкальные инструменты,
- морфтаблица, карточки со схематичным изображением примет времен года,
Музыкальный репертуар:
- «Осенняя песня», «Март», П.И. Чайковского;
- «Ходит по двору мороз» (сл. М. Вершиной, муз. Д. Перлова);
- «Утро» Э.Грига;
- «Золотые ворота» русская народная мелодия.
Предварительная работа:
1) Организация развивающей среды – внесение иллюстраций, репродукций картин по теме; рассматривание тематических альбомов;
2) Беседы, составление описательных рассказов о природе;
3) Чтение художественной литературы о животных и растениях в разные времена года, стихов;
4) Разучивание русской народной игры «Золотые ворота», песни «Ходит по двору мороз»;
5) Наблюдения за сезонными изменениями в природе на прогулке;
6) Использование в режимных моментах загадок, пословиц и народных примет, восприятие музыкальных произведений
Дети входят в музыкальный зал, садятся на стулья. Звучит тихая музыка. | |
В зале появляется Фея. | Фея: Здравствуйте, ребята! Я – Фея – Волшебница. Хочу пригласить вас в путешествие по временам года. |
На экране схематичное изображение смены времен года | Фея: Но сначала скажите, почему наступает смена времен года. |
Ответы детей | |
На экране – картинки с изображением Гномиков-волшебников | Фея: Отправляясь в путешествие, мы пригласим Гномиков - волшебников «Я только слышу», «Я только вижу», «Мы ощущаем лицом и руками», «Я ощущаю запах». В разных временах года нас встретят разные волшебники. Итак, в путь! |
Фея читает детям загадку | Фея: Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь елочек и сосен Я -…. |
Ответы детей (Осень) | |
На экране – видеоряд из фотографий осенней тематики | Фея: Продолжите, ребята! Осень ранняя, поздняя, унылая. Как еще можно сказать об осени? |
Ответы детей | |
На экране слайд с осенними пейзажами. | Музыкальный руководитель: Осенние дни вызывают разные настроения. Прослушайте фрагмент музыкального произведения композитора Петра Ильича Чайковского «Осенняя песня» и скажите, какое настроение вызывает у вас оно |
Звучит фрагмент музыкального произведения композитора П. И. Чайковского «Осенняя песня» | Восприятие музыкального фрагмента Ответы детей |
Музыкальный руководитель: Закройте глазки и представьте, что вы – осенние листочки: багряные, золотые висите на ветках деревьев. И вдруг поднялся ветерок, сорвал листочки и полетели листочки…. | |
Дети исполняют импровизацию «Осенние листья» |
На экране картинка с изображением волшебника «Я только вижу» | Музыкальный руководитель: В осени нас встретил волшебник «Я только вижу». Что мы увидим вместе с ним? |
Ответы детей | |
Фея достает из ларца схемы с зашифрованными приметами осени | Фея: У меня есть волшебный ларец. В нем зашифрованы приметы этого времени года. На схеме изображено начало приметы, завершите ее. (Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы. Высоко птицы перелетные летят – снегу много будет, а низко летят – мало снега будет. Если листопад пройдет скоро, можно ждать холодной зимы) |
Внести морфтаблицу | Фея: Молодцы! Перед вами знакомая вам морфтаблица. По вертикали – картинки с изображением времен года, а по горизонтали – их характерные признаки. Я предлагаю вам заполнить ее по признакам осени. |
Дети заполняют морфтаблицу | |
Музыкальный руководитель: Послушайте следующую загадку: Дел у меня немало, Я белым одеялом всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома, Зовут меня… | |
Ответы детей (Зима) | |
На экране – фотографии зимней тематики | Фея: Молодцы! Я назову признаки зимы, а вы продолжите их: Зима морозная, холодная, …. |
Ответы детей | |
Музыкальный руководитель: Чтобы не замерзнуть в студеную, морозную зиму предлагаю вам поиграть в игру «Я - исполнитель». Напомните правила игры своим друзьям. Какая песня станет основой нашей игры вам подскажет вступление. | |
Проводится музыкально-дидактическая игры «Я – исполнитель» | Дети исполняют песню «Ходит по двору мороз» в сопровождении музыкальных инструментов |
На экране – картинка с изображением волшебников «Мы ощущаем лицом и руками» | Фея: Зимой нас встретили волшебников «Мы ощущаем лицом и руками». Что вы ощущаете зимой? |
Ответы детей | |
Фея достает из ларца схемы с зашифрованными приметами зимы | Фея: Заглянем в волшебный ларец! В этих схемах зашифрованы приметы зимы. Расшифруйте их! Гром зимой – (ответы детей – к холодам) Дым из трубы столбом – к холодам. Если зимой тепло – (ответы детей – летом ненастье) Если зимой вьюги – (ответы детей – к сильным морозам) |
Фея: Молодцы! И я предлагаю вам заполнить морфтаблицу по признакам зимы. | |
Дети заполняют морфтаблицу | |
Музыкальный руководитель: Следующая загадка: Я раскрываю почки в зеленые листочки, Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня … | |
Ответы детей: Весна! | |
На экране – фотографии весенней тематики | Фея: Подберите, пожалуйста, прилагательные о весне. Я говорю: «Весна ранняя, долгожданная». Что придумали вы? |
Ответы детей | |
Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, что происходит весной? | |
Ответы детей | |
На экране схематичное изображение музыкально-хореографической зарисовки «Ручеек». | Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам изобразить в движении весеннюю зарисовку «Ручеек». Ее содержание вам подскажут схемы. Посмотрите на экран и по схемам назовите последовательность движений. Исполните ее под музыку. |
Звучит мелодия Э.Грига «Утро» | Дети исполняют музыкально - хореографическую зарисовку «Ручеек» |
На экране – картинка с изображением волшебника «Я только слышу» | Фея: Волшебник «Я только слышу» приглашает нас в весну. Ребята, что можно услышать весной? |
Ответы детей | |
Фея достает из ларца схемы с зашифрованными приметами весны На экране фотографии весенней тематики | Фея: Что еще нам приготовил волшебный ларец! Ребята, расшифруйте приметы весны! Увидел скворца – (ответы детей – к жаркому лету). Теплый мартовский ветер – (ответы детей – весна у крыльца). Если весной воды в реке не прибавится – (ответы детей – к продолжительной весне). |
Фея: Заполните морфтаблицу по весенним признакам. | |
Дети заполняют морфтаблицу | |
Музыкальный руководитель: Послушайте следующую загадку! Солнышко печет, липа цветет, Рожь колосится, золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? | |
Ответы детей: | |
На экране – видеоряд из фотографий летней тематики | Фея: Лето бывает жаркое, дождливое. А еще какое? |
Ответы детей: | |
Фея: Все волшебники собрались, чтобы проводить нас в лето. Посмотрите на фотографии лета и расскажите, что вы видите, слышите, ощущаете? | |
Ответы детей: | |
Фея: Предлагает детям заполнить морфтаблицу по признакам. | |
Дети заполняют морфтаблицу | |
Русская народная мелодия | Музыкальный руководитель: Приглашаем всех на летнюю полянку поиграть в игру «Золотые ворота». |
Дети играют в музыкальную подвижную игру «Золотые ворота» | |
На экране – видеоряд из фотографий времен года | Фея: И снова осень, зима, весна, лето. Каждый год повторяется это. Всякие природные явления Вызывают разные ощущения. |
Рефлексия | Фея: Наше путешествие закончилось. Понравилось вам наше путешествие? Что больше всего понравилось? Какие трудности возникли во время путешествия? Как вы с ними справились? Какое настроение у вас после путешествия? |
Дети возвращаются в группу |
Взаимодействие с семьями воспитанников:
- Организовать выставку художественной литературы по теме;
- Предложить семьям воспитанников понаблюдать за сезонными изменениями в природе;
- Посетить вместе с детьми художественную галерею;
- Предложить семьям воспитанников прослушать вместе с детьми аудиозаписи музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.
Список литературы:
Гурылева Л.В. Музыка и чувства / Л.В. Гурылева, Т.В. Севастьянова. – Ульяновск: ИПКПРО, 2008. – 36 с.
Золотой ключик творческого мышления: сборник методических материалов дошкольного образовательного учреждения детского сада № 277 г. Самары / Т.А. Сидорчук [и др.]; под ред. Т.А. Сидорчук. – Челябинск: Идея, 2008. – 84 с.
Линченко Н.М. Серьезная музыка – малышам: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ / Н.М. Линченко, О.А. Кириллова – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2008. – 56 с.
Сидорчук Т.А. Обучение дошкольников умению решать творческие задачи: пособие для воспитателей ДОУ / Т.А. Сидорчук. – Ульяновск: ИПКПРО, 2010. – 151 с.
Творческие задания «Золотого ключика» / Е.В. Андреева [и др.]. – Самара.: СДп, 2007. – 112 с.
Экологическое воспитание дошкольников: пособие для специалистов дошкольного воспитания / С.Н. Николаева – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2009. – 334 с.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием элементов восточной гимнастики хатха-йога (подготовительная к школе группа)
Тема: «В стране восходящего солнца» (тема недели: «День добра»).Цель: Развитие физических и личностных качеств детей 6-7 лет посредством гимнастики «Хатха-Йога».Задачи:- отрабатывать умение правильно ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы.
Тема: «Математическое путешествие по разным странам»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы
Математика – наука! Хороша и всем нужна, без неё прожить нам трудно, без неё нам жизнь сложна!...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы "Открытие математических островов"
Увлекательное занятие для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Гео и Квадрат спешат на помощь»
Конспект образовательной деятельности имеет практическую значимость, так как посвящён формированию элементарных математических представлений, развитию психологические процессов и соци...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на тему: «Волшебная страна Математики»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на тему: «...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР Форма проведения: « Гость группы» Тема: «Знакомство с профессией логист».
Обоснования выбранной педагогической технологии:Социоигровая технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопон...