Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Седова Елена Борисовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года», а также презентация к занятию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с использование элементов ТРИЗ-технологии

для детей подготовительной к школе группы

на тему «Времена года»

Седова Е.Б., музыкальный руководитель,

Гончарова Л.А., воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 277»

городского округа Самара

Цель. Развивать творческие и музыкальные способности детей в процессе закрепления знаний о явлениях природы в разное время года.

Задачи:

Область «Познание»

Образовательные:

  • закреплять и систематизировать знания и представления воспитанников о характерных признаках времен года, о живой и неживой природе;

Развивающие:

  • развивать фантазию, творческую активность и самостоятельность;
  • развивать мышление, внимание, память;

Воспитательные:

  • воспитывать доброе начало и бережное отношение к природе;

Область «Музыка»:

Образовательные:

  • формировать умение эмоционально отзываться на музыку во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве;
  • закреплять умение передавать настроение, характер музыки в пении, в игре на музыкальных инструментах, танцевальных импровизациях.

Развивающие:

  • развивать умение создавать собственные танцевальные импровизации;
  • развивать способность подбирать музыкальные инструменты, соответствующие характеру музыки, и сопровождать исполнение песни игрой на музыкальных инструментах.

Воспитательные:

  • воспитывать желание слушать музыку, прививать интерес и любовь к классической музыке.

Область «Коммуникация»

- Образовательные:

  • совершенствовать умение воспитанников подбирать прилагательные для характеристики признаков времен года;
  • продолжать работу по обогащению словаря воспитанников.

Развивающие:

  • приобщать воспитанников к народным приметам о временах года.

Воспитательные:

- закреплять навыки позитивного общения  детей со сверстниками и взрослыми.

Оборудование:

  • проектор и мультимедийный экран,
  • видеоряд из фотографий времен года, картинки с изображением волшебников,
  • магнитофон,  аудиозаписи музыкальных произведений, детские музыкальные инструменты,
  • морфтаблица, карточки со схематичным изображением примет времен года,

Музыкальный репертуар:

  • «Осенняя песня», «Март»,  П.И. Чайковского;
  • «Ходит по двору мороз» (сл. М. Вершиной, муз. Д. Перлова);
  • «Утро» Э.Грига;
  • «Золотые ворота» русская народная мелодия.

Предварительная работа:

1) Организация развивающей среды – внесение иллюстраций, репродукций картин по теме;  рассматривание тематических альбомов;

2) Беседы, составление описательных рассказов о природе;

3) Чтение художественной литературы о животных и растениях в разные времена года, стихов;

4) Разучивание русской народной игры «Золотые ворота», песни «Ходит по двору мороз»;

5) Наблюдения за сезонными изменениями в природе на прогулке;

6) Использование в режимных моментах загадок, пословиц и народных примет, восприятие музыкальных произведений

Дети входят в музыкальный зал, садятся на стулья. Звучит тихая музыка.

В зале появляется Фея.

Фея: Здравствуйте, ребята! Я – Фея – Волшебница. Хочу пригласить вас в путешествие по временам года.

На экране схематичное изображение смены времен года

Фея: Но сначала скажите, почему наступает смена времен года.

Ответы детей

На экране – картинки с изображением Гномиков-волшебников

Фея: Отправляясь в путешествие, мы пригласим Гномиков - волшебников «Я только слышу», «Я только вижу», «Мы ощущаем лицом и руками», «Я ощущаю запах». В разных временах года нас встретят разные волшебники. Итак, в путь!

Фея читает детям загадку

Фея: Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен

Я -….

Ответы детей (Осень)

На экране – видеоряд из фотографий осенней тематики

Фея: Продолжите, ребята! Осень ранняя, поздняя, унылая. Как еще можно сказать об осени?

Ответы детей

На экране слайд с осенними пейзажами.

Музыкальный руководитель: Осенние дни вызывают разные настроения.

Прослушайте фрагмент музыкального произведения композитора Петра Ильича Чайковского «Осенняя песня» и скажите, какое настроение вызывает у вас оно

Звучит фрагмент музыкального произведения композитора П. И. Чайковского «Осенняя песня»

Восприятие музыкального фрагмента

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Закройте глазки и представьте, что вы – осенние листочки: багряные, золотые висите на ветках деревьев. И вдруг поднялся ветерок, сорвал листочки и полетели листочки….

Дети исполняют импровизацию «Осенние листья»

На экране картинка с изображением волшебника «Я только вижу»

Музыкальный руководитель: В осени нас встретил волшебник «Я только вижу». Что мы увидим вместе с ним?

Ответы детей

Фея достает из ларца схемы с зашифрованными приметами осени

Фея: У меня есть волшебный ларец. В нем зашифрованы приметы этого времени года. На схеме изображено начало приметы, завершите ее.

(Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы.

Высоко птицы перелетные летят – снегу много будет, а низко летят – мало снега будет.

Если листопад пройдет скоро, можно ждать холодной зимы)

Внести морфтаблицу

Фея: Молодцы! Перед вами знакомая вам морфтаблица. По вертикали – картинки с изображением времен года, а по горизонтали – их характерные признаки.  Я предлагаю вам заполнить ее по признакам осени.

Дети заполняют морфтаблицу

Музыкальный руководитель: Послушайте следующую загадку: Дел у меня немало,

Я белым одеялом всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня…

Ответы детей (Зима)

На экране – фотографии зимней тематики

Фея: Молодцы! Я назову признаки зимы, а вы продолжите их: Зима морозная, холодная, ….

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Чтобы не замерзнуть в студеную, морозную зиму предлагаю вам поиграть в игру «Я - исполнитель». Напомните правила игры своим друзьям. Какая песня станет основой нашей игры вам подскажет вступление.

Проводится музыкально-дидактическая игры «Я – исполнитель»

Дети исполняют песню «Ходит по двору мороз» в сопровождении музыкальных инструментов

На экране – картинка с изображением волшебников «Мы ощущаем лицом и руками»

Фея: Зимой нас встретили волшебников «Мы ощущаем лицом и руками». Что вы ощущаете зимой?

Ответы детей

Фея достает из ларца схемы с зашифрованными приметами зимы

Фея: Заглянем в волшебный ларец! В этих схемах зашифрованы приметы зимы. Расшифруйте их!

Гром зимой – (ответы детей – к холодам)

Дым из трубы столбом – к холодам.

Если зимой тепло – (ответы детей – летом ненастье)

Если зимой вьюги – (ответы детей – к сильным морозам)

Фея: Молодцы! И я предлагаю вам заполнить морфтаблицу по признакам зимы.

Дети заполняют морфтаблицу

Музыкальный руководитель: Следующая загадка:

Я раскрываю почки в зеленые листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня …

Ответы детей: Весна!

На экране – фотографии весенней тематики

Фея: Подберите, пожалуйста, прилагательные о весне. Я говорю: «Весна ранняя, долгожданная». Что придумали вы?

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Ребята, скажите, что происходит весной?

Ответы детей

На экране схематичное изображение музыкально-хореографической зарисовки «Ручеек».

Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам изобразить в движении весеннюю зарисовку «Ручеек». Ее содержание вам подскажут схемы. Посмотрите на экран и по схемам назовите последовательность движений. Исполните ее под музыку.  

Звучит мелодия Э.Грига «Утро»

Дети исполняют музыкально - хореографическую зарисовку «Ручеек»

На экране – картинка с изображением волшебника «Я только слышу»

Фея: Волшебник «Я только слышу» приглашает нас в весну. Ребята, что можно услышать весной?

Ответы детей

Фея достает из ларца схемы с зашифрованными приметами весны

На экране фотографии весенней тематики

Фея: Что еще нам приготовил волшебный ларец! Ребята, расшифруйте приметы весны!

Увидел скворца – (ответы детей – к жаркому лету).

Теплый мартовский ветер – (ответы детей – весна у крыльца).

Если весной воды в реке не прибавится – (ответы детей – к продолжительной весне).

Фея: Заполните морфтаблицу по весенним признакам.

Дети заполняют морфтаблицу

Музыкальный руководитель: Послушайте следующую загадку!

Солнышко печет, липа цветет,

Рожь колосится, золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Ответы детей:

На экране – видеоряд из фотографий летней тематики

Фея:  Лето бывает жаркое, дождливое. А еще какое?  

Ответы детей:  

Фея: Все волшебники собрались, чтобы проводить нас в лето. Посмотрите на фотографии лета и расскажите, что вы видите, слышите, ощущаете?

Ответы детей:

Фея: Предлагает детям заполнить морфтаблицу по признакам.

Дети заполняют морфтаблицу

Русская народная мелодия

Музыкальный руководитель: Приглашаем всех на летнюю полянку поиграть в игру «Золотые ворота».

Дети играют в  музыкальную подвижную игру «Золотые ворота»

На экране – видеоряд из фотографий времен года

Фея: И снова осень, зима, весна, лето.

Каждый год повторяется это.

Всякие природные явления

Вызывают разные ощущения.

Рефлексия

Фея: Наше путешествие закончилось.

Понравилось вам наше путешествие?

Что больше всего понравилось?

Какие трудности возникли во время путешествия?

Как вы с ними справились?

Какое настроение у вас после путешествия?

Дети возвращаются в группу

Взаимодействие с семьями воспитанников:

- Организовать выставку художественной литературы по теме;

- Предложить семьям воспитанников понаблюдать за сезонными изменениями в природе;

- Посетить вместе с детьми художественную галерею;

- Предложить семьям воспитанников прослушать вместе с детьми аудиозаписи музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.

Список литературы:

Гурылева Л.В. Музыка и чувства / Л.В. Гурылева, Т.В. Севастьянова. – Ульяновск: ИПКПРО, 2008. – 36 с.

Золотой ключик творческого мышления: сборник методических материалов дошкольного образовательного учреждения детского сада № 277 г. Самары / Т.А. Сидорчук [и др.]; под ред. Т.А. Сидорчук. – Челябинск: Идея, 2008. – 84 с.

Линченко Н.М. Серьезная музыка – малышам: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ / Н.М. Линченко, О.А. Кириллова – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2008. – 56 с.

Сидорчук Т.А. Обучение дошкольников умению решать творческие задачи: пособие для воспитателей ДОУ / Т.А. Сидорчук. – Ульяновск: ИПКПРО, 2010. – 151 с.

Творческие задания «Золотого ключика» / Е.В. Андреева [и др.]. – Самара.: СДп, 2007. – 112 с.

Экологическое воспитание дошкольников: пособие для специалистов дошкольного воспитания / С.Н. Николаева – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2009. – 334 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием элементов восточной гимнастики хатха-йога (подготовительная к школе группа)

Тема: «В стране восходящего солнца» (тема недели: «День добра»).Цель: Развитие физических и личностных качеств детей 6-7 лет посредством гимнастики «Хатха-Йога».Задачи:- отрабатывать умение правильно ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Гео и Квадрат спешат на помощь»

Конспект  образовательной деятельности имеет практическую значимость,  так как посвящён формированию элементарных математических представлений, развитию психологические процессов и соци...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на тему: «Волшебная страна Математики»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе  с общим недоразвитием речи на тему: «...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР Форма проведения: « Гость группы» Тема: «Знакомство с профессией логист».

Обоснования выбранной педагогической  технологии:Социоигровая технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопон...