Народная культура в формировании гендерной толерантности дошкольников
консультация (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_kultura_v_formirovanii_gendernoy_tolerantnosti_doshkolnikov.docx | 33.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Народная культура в формировании гендерной толерантности дошкольников
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть: ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными. Дочерей хотят видеть: ласковыми, красивыми, изящными.
Наблюдая за воспитанниками, отмечалось, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Известно, что первые 5-6 лет жизни – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики личности, в которые самым прямым образом вплетена полоролевая дифференциация.
Когда –то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках.
Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Так как половая идентификация ребенка происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (курение, брань и т.п.). Ребенок еще не использует эти символы «мужественности» и «женственности» в своей практике , но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор.
Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.
С самого рождения в русской семье учитывались гендерные особенности ребенка.
Известно, что даже при рождении пуповину девочкам и мальчикам отрезали по- разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение её качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с «программированием» будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого его ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.
Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной», «Сынко , голубочек».
При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.
Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим –красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный , крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.
Величание для мальчика:
Мой сыночек, мой дружочек,
Мой сиреневый цветочек,
Молодец да удалец,
В волосах твоих венец.
Храбрый , смелый богатырь,
Ты добро приносишь в мир.
Величание для девочки:
Моя девочка – прелестница,
Мастерица и кудесница!
Зорькой алой умывалась
И с рассветом просыпалась.
Маме с солнцем улыбнулась-
Лучики лица коснулись.
Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа).
В решении этой задачи может помочь народный фольклор, где большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.
Например:
Чешу ,чешу волосинки,
Расчесываю косыньку,
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти, коса, не путайся.
Дочка, маму слушайся!
Как у доченьки моей
Ворох золотых кудрей!
Как у ласточки моей
Речи плавные как ручей!
А в очах – озера синь,
А стан будто у осин!
Она прытка словно лань,
А душа – цветущий май!
Радость –доченька моя.
«Еду-еду к бабе ,к деду
На лошадке в красной шапке
По ровной дорожке,
В старом лапоточке ,..»
«Новый сарафанчик из цветного ситца.
В новом сарафане дома не сидится.
Побегу вприпрыжку, буду петь, кружиться
в новом сарафане из цветного ситца.
Приутихнет ветер, приумолкнут птицы,
увидав мой новый сарафан из ситца».
В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п. Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, боронования, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты и рыбалки.
Например :
Для мальчиков:
« … Будем рано разбужать, на работку посылать,
На работу на таку, да на веселую страду,
Будем сено косить, да будем в кучки носить.»
Будешь большой
Будешь рыбку ловить,
Тетерьку ловить,
Будешь лес рубить,
Тятьку, мамку кормить»
«.. Спи, посыпай, боронить поспевай.
Мы те шапочку купим, зипун сошьем,
Зипун сошьем, боронить сошлем
В чистые поля, в зелены луга».
«..Пастушок, пастушок
Заиграй в рожок.
Рано утром на заре - гони стадо к реке.
Идет Кузьма из кузнецы, Несет Кузьма два молота. Тук ,тук, тук! Вот ударим разом вдруг: Для всех людей, Накуем гвоздей!
Для девочек:
Аленка- малёнка
Шустра, быстра: Наша –то хозяюшка
Грибов насобир Сметлива была,
Носок довязала, Всем в избе работушку
Сарафан дошила, К праздничку дала:
Воды наносила. Чашечку собачка моет языком,
Везде поспела Мышка собирает крошки под окном,
В охотку ей дело. По столу котище лапою скребёт,
Половичку курочка веничком метёт.
В огороде ,во саду
Берет Маша лебеду. Во поле рябинушка,
Она рвет и берет, Во поле кудрявая стояла.
Во передничек кладет, Как под той ли рябинушкой
Приговаривает : Сидят четыре девушки.
"У дударя, гусли, самогуды, Первая –Катюшенька- шьёт.
На них шелковые струны. Вторая-Марфушенька –прядет.
Его гусли ,заиграли : Третья – Акулинушка –вышивает.
Мои ноги заплясали, Четвертая –Аринушка – зевает…
Той так и вот так,
И вот будет это так . Сеяла Алёнушка ленок,
Тонок, долог и высок.
Посылали молодицу Лён ленистый, волокнистый,
Под горушку по водицу. К шитью ниткой шелковистой.
А водица далеко, Стал леночек поспевать,
А ведерко велико. Его стали в дело брать,
Наша Катя подрастет, Его стали в дело брать,
Катя силы наберет, Во снопочки собирать.
Станет по воду ходить, Стлали, мяли, пряли, ткали
Вёдра красные носить. И платочки вышивали.
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность.
Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке- платок,
Братьям-соколам-
По козлиным сапогам ,
Сестрицам -лебедицам-
До по новым рукавицам.
Баю баюшки бай бай .
Глазки, Маша, закрывай.
Я тебя качаю,
Тебя величаю.
Будь счастлива, будь умна,
При народе будь скромна.
Спи дочка, до вечера,
Тебе делать нечего!
Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня (картотека). Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д.р.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. А народная игра – является неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания , в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта , обычаями и трудом мужчин и женщин.
Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Арина»
По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
В ходе фольклорных игр, такие как, «Бояре-княгини», «А мы просо сеяли», «Царевна - королевна», «Во кузнеце» и др. дети усваивают основные черты, характерные для носителя того или иного пола. В этих играх, кроме самого текста, значительное воздействие оказывали и телесные контакты. В хороводе дети держатся за руки; выбрав пару, мальчик (девочка) телесно общаются с представителем противоположного пола, усваивают начальные важнейшие нормы такого общения.
Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.
. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса – Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают представления о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей. Положительные качества сказочных героев Ивана-царевича, Ивана-дурака и др. являются ориентиром для воспитания мужественности у мальчиков.
Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Существует мнение, будто сказки о животных воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.
В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы: «мужские», отражают мужские стратегии поведения, где главный герой – мужской персонаж; «женские», отражают женские стратегии поведения, где главная героиня – персонаж женского пола; «смешанные»: есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Сюжет «женских» и «мужских» сказок построен таким образом, чтобы герои самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли некий урок для себя. Сюжет же «смешанных сказок», в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.
Таким образом, как видно из вышесказанного. Роль народного фольклора является одним из средств гендерного воспитания дошкольников. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной: чтобы укрепить ниточку, которая называется связью поколений; чтобы воспитывать уважение к старшим, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников, мы можем и должны использовать богатейший опыт народа , накопленный веками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Игры - драматизации в формировании гендерной толерантности"
Консультация для педагогов "Игры - драматизиции в формировании гендерной толерантности"...
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
"Роль элементов народной культуры, в формировании представлений у дошкольников о здоровом образе жизни." Опыт работы.
Роль элементов народной культуры,в формировании представлений удошкольников о здоровом образе жизни....
«Формирование гендерной толерантности у детей дошкольного возраста средствами татарской народной культуры» Тема: «Профессии» Средняя группа
«Формирование гендерной толерантности у детей дошкольного возраста...
Роль русской народной песни в формировании ценностного отношения дошкольников к родной культуре.
Роль русской народной песни в формировании ценностного отношения дошкольников к этнокультуре.Дети - особый народ. Они слышат, видят, воспринимают окружающий мир не так, как мы, взрослые. Часто мы не м...
Консультация "Народная культура в формировании гендерной толерантности"
КОНСУЛЬТАЦИЯ «НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В ФОРМИРОВАНИИ ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по теме: « Использование дидактических игр в процессе формирования гендерной толерантности НОД ».
Цель: развивать умение у детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками....