"Роль элементов народной культуры, в формировании представлений у дошкольников о здоровом образе жизни." Опыт работы.
материал по теме
Роль элементов народной культуры,
в формировании представлений у
дошкольников о здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление:
Введение.
- Обоснование проблемы исследования.
- Роль народной культуры в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
- Характеристика элементов народной культуры.
- Особенности организации проведении разнообразных форм физического воспитания с использованием элементов фольклора.
2. Практическая часть:
- Анализ использования элементов народной культуры в физкультурно-оздоровительной работе в дошкольном учреждении.
- Выявление у детей дошкольного возраста исходного уровня представления о здоровом образе жизни.
- Подбор составление рекомендации по использованию элементов народной культуры в разных формах работы по физическому воспитанию
3. Заключение.
- Список литературы.
- Приложение
Введение.
Одной из главной ценностей человеческой жизни является здоровье, здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой, с самим собой. Известно, что здоровье взрослого человека формируется в детстве. Исследования ученных выявили нарушения в состоянии здоровья у 54% дошкольников (О.М. Филькина ), у 86% первоклассников (В.Т. Сазонова, М.С. Муравьева, Л.И. Вехлина ) негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения, остро проявлявшиеся в последние годы, поставили перед дошкольными учреждениями новые задачи. Среди них наиболее важными стали воспитание детей потребности в здоровье и формировании у них научного понимания здорового образа жизни (Г.К. Зайцев, В.В. Колбаков, М.Г. Колесникова, Л.В. Баль, В.В. Ветрова, )
Не секрет, что до недавнего времени в практике работы дошкольных учреждений доминировала система предполагающая, главным образом, увеличение объема двигательной активности детей, повышение моторной плотности физкультурных занятий. При этом учебный вопрос не был целенаправленно ориентирован на воспитание грамотного отношения к себе, своему телу и собственному здоровью. В последние время все чаще поднимается вопрос о необходимости валеологического образования детей дошкольного возраста на основе научных исследований разработаны различные программы по валеологическому образованию дошкольников (Ю.Ф. Змановский, В.П. Лукьяненко, и др.) следовательно, возникла необходимость разработки оптимальных путей совершенствования валеологического образования детей в дошкольных учреждениях. Ученные и педагоги нашего времени считают, что детей старшего дошкольного возраста можно знакомить с целым спектром проблем, связанных с их здоровьем, через близкие ему образы народной культуры средствами народной педагогики.
Цель: изучение особенностей формирования представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования валеологической культуры.
Предмет исследования: роль элементов народной культуры в формировании представления у дошкольников о здоровом образе жизни.
Основываясь на данном предположении, были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу.
2. Оценить исходный уровень представления детей о здоровом образе жизни.
3.Подбор элементов народной культуры валеологического содержания
Роль народной культуры в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт читая сказки, потешки, песни. Незаменимым средством пробуждения познавательной активности самостоятельной яркой индивидуальности и действительности, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малышей, но и у взрослого, использующийся образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Наблюдения показывают, что произносимые взрослыми короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывает у него реакцию на художественное произведение, интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других бодрит.
Попевки, приговорки, потешки первые художественные произведения, которые слышит ребенок, знакомство с ними обогащают его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Освоение ребенком столь близкого ему по духу фольклорного наследия – одно из приоритетных направлений валеологического образования дошкольников. Элементы устной речи – пословицы, поговорки наряду с другими устоявшими разговорными формами – присловьями и приговорками, пожеланиями и приветствиями, прибаутками и шутками, советами потешками и загадками предоставляют возможность доступно сообщать детям необходимые знания о здоровом образе жизни, еде и элементарной гигиене тела и жилища. Так, например, можно использовать в работе фольклорный материал из копилки народных мудростей о здоровье:
Береги нос в большой мороз.
Май, май, да шубу не снимай.
Лук семь недугов лечит. Лук- от семи недуг.
Кто долго жует, тот долго живет.”
Загадки:
Любит мыться и купаться, но от этого худеет? (мыло).
У нее с утра дела.
Чистит зубы до бела? (зубная щетка).
День и ночь оно словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук.( сердце).
Вот гора ,а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит.(нос).
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. ( глаза).
Если б не было его, не сказал бы ничего (язык).
Включение фольклора, как элемент занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольникам, например фольклорными мудростями:
Береги одежду снова, а здоровье и честь – смолоду.
Здоровье всего дороже.
Здоровому врач не надобен.
Застарелую болезнь трудно лечить.
Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.
Чистая вода – для хвори беда.
Дерево держится своими корнями, а человек пищей.
Держи голову в холоде, живот- в голоде, а ноги -в тепле
Хлеб да вода- то наша мужицкая еда.
Хлеб в человеке воин.
Губа не дура , язык не лопатка: знает, что горько, знает, что сладко.
- Характеристика элементов народной культуры.
Пестушки – создавались для того, чтобы развеселить ребенка, поиграть с ним, с его пальчиками, руками, ножками.
Потешки – наиболее широко в русском фольклоре представлены потешки, они знакомят детей с внешним видом животных и птиц, их повадками; героями могут быть и дети, обычно они показывают действия. Иногда потешки могут состоять из диалогов.
Прибаутки- маленькие сказочки в стихах. Веселят и забавляют детей. В них, действуют очеловеченные птицы, животные, насекомые.
Небылицы – строят комический эффект не на забавных поступках очеловеченных животных, птиц, а на путанице реального лица. (это отличает их от прибауток).
Заклички – короткие поэтические обращения к весне, дождю, солнцу, радуге.
Приговорка –является разновидностью закличек, обращение к животным, птицам, насекомым.
Пословица –краткое народное изречение с назидательным смыслом.
Поговорка –выраженное преимущественное образное не составляющие, в отличая от пословицы, законченного высказывания ,и не являющейся афоризмом.
Загадка – изображение или выражение нуждающееся в разгадке.
- Особенности организации форм физического воспитания с использованием элементов фольклора.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.
Например:
- Учебная работа – фольклорные физкультурные занятия:
- Двигательно-творческое;
- Сюжетное;
- Театрализованное;
- Игровые;
- Музыкально-ритмические;
- Познавательные;
- Интегрированные.
- Работа с семьей.
- Консультации и семинары-практикумы для родителей;
- Групповые и общие родительские собрания;
- Просмотр родителями физкультурно-оздоровительных мероприятий в сочетании с фольклором;
- Совместное проведение с родителями и детьми досугов, праздников и турпоходов.
Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения определенных условий.
- Детям должны быть хорошо знакомы для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающее, музыкально-ритмичные и танцевальные, основные движения, подвижные игры. Также в соответствии с возрастными особенностями детей должен использоваться и фольклорный материал: потешки, прибаутки, загадки и сказки, считалочки и скороговорки, русские народные песни и пляски.
- Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократном повторении каждого движения.
- Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми.
- Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающую характеристику учебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредствам фольклорного материала.
- Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом может достигать 80%.
Основной формой организованного обучения физическими упражнениями в дошкольных учреждениях является физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на физических занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названиями (например, общеразвивающие упражнения “Колобок”) ( Прил.№1) дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше выразительнее передать его образ. Также помогает качественнее выполнить основные движения например: ребенок идет твердым шагом – “волк идет”, с гордой осанкой – лиса – “всему краса”. (Прил.№2)
Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятий располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.
В работе дошкольных учреждений рекомендую использовать различные типы фольклорных физических занятий.
Двигательно-творческие занятия.
Основанные на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, сказках. Так например: при выполнении общеразвивающего упражнения “Совушка - сова” (и.п. – о.с. руки на поясе, поворот головы, махи руками) можно использовать потешку:
Совушка – сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.
При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомых потешек. Поэтому по возможности рекомендую подбирать несложные ритмические потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение, действие.
При проведение основных движений рекомендую использовать небольшие отрывки из сказок, например из русской народной сказки “Колобок”.
“Колобок покатился по тропинке” – катание мячей двумя руками на расстоянии 3,5 метра. Дети машут рукой вслед “Колобку”: “До свидания ”.
“Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь” – ползанье на ладонях и ступнях. На таких занятиях при проведении физических упражнений можно использовать 10-15 потешек или загадок двигательного характера. Также на занятии можно задействовать сюжет одной или двух народных сказок чаще всего это сказки о животных, например “Теремок”, “Гуси – лебеди”, “Царевна – лягушка” и др. можно использовать и авторские сказки (Маршака “Кошкин дом” и др.) дополняя их потешками или загадками.
Сюжетные физические занятия с “вкраплением”, “вплетением” элементов фольклора.
Эти занятия проводятся в форме “двигательного” рассказа или сказки. На занятиях могут использоваться до 5-6 элементов фольклора в зависимости от сюжета и задач занятия (“Путешествие с лесовичком”, “Праздник весны”, “Ярмарка”.)
Театрализованные физкультурные занятия.
С использованием имитационно - мимических и пантомических упражнений, инсценировок и игр, отмечается эмоциональная насыщенность физкультурных занятий. Образно представляется определенная сторона движений. Легко, бесшумно, “спрыгивают птички с ветки”, в перевалочку, широко расставляя ноги, идет “неуклюжа косолапый медведь”, весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает петушок – “золотой гребешок”.
Во время выполнения мимических и пантомимных движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки (русская народная сказка “Заюшкина избушка”). В инсценировках и играх-драматезациях дети выполняют различные роли подражая и копируя действия человека, изображая животных и птиц например занятие “Строим теремок для зверей”.
“Заюшкины слезы”, инсценировка русской народной сказки “Колобок”.
Музыкально-ритмические занятия.
Основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий. Такие занятия рекомендуется проводить под музыкальный аккомпанемент. Например, при выполнении ходьбы на носках можно использовать пение русские народные песни “Во поле березонька стояла”, а под мелодию лирического танца дети выполняют общеразвивающие упражнение “Красные девицы”. Это занятия на темы: “Русские узоры”, “Праздничный концерт” и т.д.
Игровые физкультурные занятия.
На основе русских народных подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями. В работе можно, использовать также игры и упражнения как “змейка”, “горелки”, “зайцы в лесу” и т.д. лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр, считалочек и скороговорок. Например, занятия “Делу время – потехе час”, “Богатырская наша сила”, “Скоморошьи забавы” и др.
Познавательные занятия.
Из серии “Забочусь о своем здоровье” с использованием элементов фольклора. На таких занятиях педагоги формируют элементарные знания и представления детей о значении физической культуры, знакомят их со строением тела человека, функциях различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни. Включение фольклора как элемента знания оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например: “Здоровому -все здорово”, “Кто долго жует, тот долго живет”, грязнулю всегда выручает ...(вода).
Интегрированные физкультурные занятия.
Эти занятия рекомендуется проводить с целью изучения необходимого материала. Интегрирование упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания (“Сердце и его работа”, “Малыши – крепыши”, “Сигналы тревоги” и т.д.) с целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к физической культуре считаем возможным повторять занятия не более 2-3 раз с обязательным варьированием методов проведения физических упражнений в сочетании с фольклором.
В дошкольных учреждениях также можно проводить и утреннюю гимнастику с использованием фольклорного материала например “Потешки для малышей”, “На лесной лужайке”, “В гостях у бабушки-загадушки” и др. Одной из форм работы с дошкольниками является ритмичная гимнастика. Дети старше дошкольного возраста (5-7 лет) способны выразительно, грациозно и пластично выполнять танцевальные упражнения, менять их характер в соответствии с ритмом и темпом направления музыки использование в работе комплексов ритмичной гимнастики в русском стиле позволяет познакомить детей с национальными традициями на примере основных, наиболее типичных танцевальных движений.
Помимо перечисленных форм работы считаю возможным включать фольклор и в физкультурно-оздаровительную работу и в активный отдых детей. Педагог, как эмоционально- образное средство влияния на детей, поддерживает их интерес к физической культуре по средствам русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.
- Практическая часть:
Практическая часть исследования проходила в три этапа.
- Анализ использования элементов народной культуры в физкультурно-оздоровительной работе в дошкольном учреждении.
- Выявление у детей старшего дошкольного возраста уровня представления о здоровом образе жизни.
- Подбор элементов народной культуры и составление рекомендаций по их использованию в разных формах работы по физическому воспитанию.
2.1 Анализ использования элементов народной культуры в физкультурно-оздоровительной работе в дошкольном учреждении.
Экспериментальная работа началась с наблюдения использования элементов народной культуры в разных формах работы по физическому воспитанию в группе. Анализ дал следующие результаты: мной в группе проводятся разнообразные формы по физическому воспитанию:
- физкультурные занятия,
- утренние гимнастики,
- подвижные игры,
- закаливающие мероприятия,
- самостоятельная двигательная деятельность,
- индивидуальная работа,
- праздники,
- развлечения,
элементы народной культуры применялись, но не в таком объеме и скорее в традиционной форме. Например, потешки использывались в проведении режимных моментах, считалки- в распределении ролей, загадки , пословицы и поговорки -в развлечениях.
Поэтому считаю, что формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни через разнообразные формы по физическому воспитанию должны дополняться другими методами и приемами работы. Например, как через образы народной культуры, с помощью которых легче установить с детьми эмоциональный контакт, побуждать познавательную активность, вызывать радость.
2.2 Выявление у детей старшего дошкольного возраста уровня представления о здоровом образе жизни.
Следующим этапом моей работы было выявление исходного уровня представления дошкольного возраста о здоровом образе жизни. В определении у детей уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни использовалась методика, где детям предлагалось внимательно рассмотреть картинки и выбрать те, в которых отражается положительное влияние на организм человека и те, в которых отражается отрицательное влияние на организм человека.
Детям были предложены вопросы с использованием картинок. Ребенок не только выбирает картинку, но и должен сказать, почему он выбрал именно эту картинку, а не какую-нибудь другую.
В методике есть набор правильных ответов в соответствии с которыми оценивались ответы детей.
2.3 Подбор элементов народной культуры и составление рекомендаций по их использованию в разных формах работы по физическому воспитанию.
Следующим этапом моей работы был подбор по использованию элементов народной культуры. В работе с детьми, мною были использованы следующие элементы народной культуры в различных формах (такие как: подвижные игры - кубанские народные игры, физкультурные занятия, утренние гимнастики, музыкальные зарядки, гимнастике пробуждения, физкультминутки, потешки, заклички, пословицы, загадки, поговорки, колыбельные песни во время дневного сна).
Потешки использовала в режимных процессах, на закаливающих мероприятиях, с пальчикавыми играми.
Загадки, считалки в развлечениях. Физкультминутки на таких занятиях, как изобразительная деятельность, развитие речи ,математика (путешествия в страну сказок) “Буратино”.
Используя все эти примеры, я увидела, что детям очень нравятся занятия с элементами народной культуры, они выполняют те или иные задания с большим интересом и рвением. Особенно нравится ребятишкам когда я « впускаю» в спальню тишину ,подхожу к кроватке и каждого ребенка «осыпаю золотисто-серебристыми звездочками» и при этом тихо-тихо напеваю или приговариваю.(смотри колыбельные песни).
Третий этап практической работы проходил в дух направлениях:
- подбор элементов народной культуры валеологического содержания. (Прил.№3)
- разработка плана на 1 неделю
Детям очень нравятся занятия валеологического содержания, у них всегда возникает масса вопросов: как? почему? для чего? за чем? а что будет если…?
Предложенный подбор элементов народной культуры можно использовать в дошкольных учреждениях при организации и проведении разнообразных форм физического воспитания:
- физкультурные занятия,
- утренние гимнастики,
- подвижные игры,
- комплекс закаливающих мероприятий,
- физкультурные праздники и развлечения.
Заключение
Здоровье детей – это богатство нации, этот тезис непросто актуален, но на сегодняшний день он самый главный, учитывая экономические и социально-экономические положения в нашей стране. (Шишкина В.Л. )
Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность. Этот факт свидетельствует о том, что необходимо проводить целенаправленную работу по формированию осознанного отношения к здоровому образу жизни. По данным моего исследования было установлено, что недостаточно для формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста использовать только разнообразные формы работы по физическому воспитанию. Необходимо включать и другие методы и приемы работы, например, такие как, элементы народной культуры (потешки, загадки, заклички, пословицы, поговорки, прибаутки) которые по моему мнению не только оживляют и поддерживают интересы детей при выполнении физических упражнений, но и будут способствовать формированию у детей осознанного отношения к своему образу жизни. Отсюда следует, что использование различных элементов культуры будут способствовать формированию детей представления о здоровом образе жизни.
Данная работа может быть использована в ДОУ, при планировании физкультурных занятий, утренних гимнастик, п/и, праздников и развлечений. А также использоваться студентами колледжа при изучении таких тем, как «Формы работы по физическому воспитанию в ДОУ», «Здоровый образ жизни».
Список литературы:
- А.П. Бабушкина, 1948 г.
- П.Г. Богатырев, В.Е. Гусев 1966 г.
- В.П. Аникин, Ю.Г. Круглов 1987 г.
- Дошкольное воспитание 1997 г., № 3.
- Дошкольное воспитание 1990 г., № 10.
- Дошкольное воспитание 1991 г., № 9.
- Дошкольное воспитание 1993 г., № 2, №5, № 9, № 10, № 12.
- Детская хрестоматия.
- Игры и игровые упражнения для детей дошкольного восраста Г.С.Швайко, В.В. Гербовой.
- «Учите, играя». А.И.Максаков, Г.А. Туманова
- Физкультурное воспитание дошкольников. В.Н.Шебеко, И.Н.Ермак, В.А. Шишкина.
- Методика физического воспитания в дошкольном учреждении. Д.В.Хухлаева.
- Твое здоровье. Укрепление организма. Г.К. Зайцев, А.Т. Зайцев.
- Здоровый ребенок в здоровом социуме. Чупах И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю.
- Здоровый дошкольник социально-оздоровительная технология XXI века. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина.
- Занимательная азбуковедение. В.В. Волина.
- Детские подвижные игры народов СССР, А.В. Кенеман; Т.Ф. Саулина.
- Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. В.Т.Фролов.
- Игры с правилами в Д/с. А.И.Сорокина, Е.Г. Батурина.
- Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Е.И.Вавилова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни"
Статья предназначена для прочтения воспитателям детских садов...
Формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
Формирование здорового образа жизни начинается уже в детском саду.Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является еженедельные познавательные, физк...
Консультация для воспитателей "Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни"
Потребность в здоровом образе жизни зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как личности. Необходимо, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное и в тоже время хрупкое соз...
Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни средствами познавательных занятий.
В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается. Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальны...
Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни средствами познавательных занятий
В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается. Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальны...
Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни средствами познавательных занятий
В настоящее время российские ДОУ, являющиеся важнейшим звеном в системе дополнительного образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Он связан с переосмыслением сущности проц...
Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни
Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни...