ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Использование сюжетно – ролевых игр у младших дошкольников с целью приобретения навыков игровой деятельности и общения»
проект (младшая группа) на тему
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
УТВЕРЖДЕНО: СОГЛАСОВАНО:
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ № ЗАВЕДУЮЩЕЙ МБДОУ
ОТ_____________________ ЛЯЛИЧКИНОЙ С.В.______________
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
« Использование сюжетно – ролевых игр у младших
дошкольников с целью приобретения навыков
игровой деятельности и общения»
Разработала: Лобанова Наталия Николаевна – воспитатель
первой квалификационной категории.
2014 г.
Вид проекта: исследовательско – творческий
Участники проекта : воспитатель, родители, дети дошкольного возраста 2-4 лет
Продолжительность : долгосрочный (два года)
Актуальность проблемы
Существенные изменения в связи с введением ФГТ и переходом на федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, требуют актуальные перемены в содержании и построении образовательной деятельности. Изменился взгляд и на выпускника детского сада, успешно освоившего образовательную программу. Речь идет о сформированности у него интегративных качеств личности, одним из которых является овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
В последнее время серьезное беспокойство со стороны педагогов и психологов вызывает сделанный на основе тщательного анализа вывод об «утончении» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре. Так, Д.И. Фельдштейн отмечает сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников.
Н.А. Короткова, Н.Я.Михайленко указывают на то, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют " профессиональные сюжеты», которые, как традиционно считалось, в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов. Дети постепенно перестают осознавать и принимать важность соблюдения в игре определенных правил, все чаще считая вполне возможным их нарушать. В современном обществе игра постепенно перестает быть «способом освоения социальных отношений » и школой становления произвольного поведения, а дети все более отдаляются от взрослых, не видят и не понимают смысла профессиональной деятельности родителей. Игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство, - к такому неутешительному заключению приходят исследователи детской игры.
Практика показывает: сюжетно-ролевые игры младших дошкольников характеризуется однообразностью и стереотипностью; не умением принимать и последовательно менять игровые роли; не достаточно используют действия с предметами и ролевую речью, то есть не осознаются сущность, смысл и мотивы деятельности, которые скрыты за внешними признаками людей и присущими им атрибутами. Сюжет игры в основном связан с семейными отношениями и бытом, а также отражает героев современных мультфильмов.
Игровые действия у младших дошкольников недостаточно развернуты, иногда сопровождаются речью, но с ней не взаимосвязаны. Игра, как правило заключается в однообразном повторении одного игрового действия ( например, кормление). Игровое сосредоточение недостаточное: начинают игровые действия и быстро прекращают их, переходят к новым игрушкам и так же быстро оставляют игру, не развив сюжет.
Большинство младших дошкольников (65 % ) не выполняют правила игры, недостаточно осознают их, проявляю т неустойчивость в игровом общении: дружеское отношение часто сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей.
Таким образом, возникшее противоречие между осознанием значимости сюжетно- ролевой игры для развития дошкольников и недостаточной сформированностью ведущей деятельностью у младших дошкольников определило актуальность данного проекта.
Актуальность вопроса определяется еще и тем , что значительная часть современных родителей и педагогов, ориентируясь на искусственно сформулированные требования ранней подготовки к обучению в школе, беспечно игнорируют возрастные особенности дошкольников. А ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы чрезвычайно важных социальных компетенций: социального партнерства, продуктивного взаимодействия, управления конфликтами.
Также актуальность проекта обозначена необходимостью коррекции межличностных отношений и недостатков общения у детей. К сожалению, ребенок при общении в детском саду использует копию типичной для большинства ( как правило, однодетных) семей модели неконструктивного поведения, индикатором которого является раздражительность, неуступчивость , агрессивность. Ребенка в такой семье не учат дружить, уступать друг другу, сочувствовать, быть толерантным, стараться понять товарищей по игре. Все чаще, наблюдается негативная реакция со стороны детей и на просьбы взрослого: капризы, немотивированные требования, плаксивость.
Таким образом, актуальность работы подтверждается следующими положениями:
1. Игра и общение дошкольников очень тесно связаны. Формируя внеситуативное общение, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей , а, организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть),
мы способствуем развитию их общения
2. Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками , его конфликт с ними порождаются недостаточной сформированностью ведущей деятельностью ребенка.
Исходя из этого, определены следующие принципы работы по развитию сюжетно-ролевой игры у младших дошкольников:
1. Принцип безусловного принятия ребенка. Реализуется в установлении равноправных отношений в системе «ребенок-взрослый», принятии ребенка, таким, какой он есть, в отказе от попыток изменить его личность ; в предоставлении ребенку инициативы и права определять сюжет, тему и содержание игровых сессий.
2. Принцип недирективности. Находит свое воплощение в отказе педагога от попыток вмешательства в игру с целью манипулировать ребенком и управлять его поведением, а также в сведении к минимуму числа ограничений и запретов.
3. Принцип центрации на чувствах и переживаниях ребенка. Позволяет выразить чувства и называть с помощью речи, а также создать условия для самопознания ребенка.
4. Принцип активности и свободы самовыражения ребенка. Предоставление ребенка свободы в возможности играть достаточное время. Игра, наполненная творчеством и богатым воображением, является неотъемлемой частью детства и развития личности.
5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной работе. Важнейшим компонентом социальной ситуации развития ребенка, определяющим зону его ближайшего развития, составляет система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности.
Цель исследования : Формирование игровых и социальных компетенций у младших дошкольников через развитие сюжетно - ролевой игры.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- Развивать умения развертывать игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом.
- Связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.
- Стимулировать самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками.
- Побуждать к игровому общению со сверстниками, вступать в ролевой диалог, развивать восприятие сверстника как игрового партнера.
- Формировать собственную позицию ребенка.
- Развивать навыки социального партнерства: дружелюбие, спокойно играть, обмениваться игрушками, уступать, доброжелательно относиться друг к другу.
Объектом – является воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования – систематическое исследование сюжетно - ролевых игр, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.
Гипотеза исследования:
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что если включить сюжетно – ролевые игры в воспитательно - образовательной процесс , то это даст положительный результат на развитие навыков общения между детьми и расширению кругозора в целом.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- использование и комбинирование сюжетных игр в процессе обучения;
-диагностика развития детей;
- включение сюжетных игр в самостоятельную деятельность дошкольников;
- анкетирование, консультации, беседы с родителями, проведение праздников.
Условия:
- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
- правильное определение главной цели сюжетной игры;
- необходимость сохранять положительно - эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;
- использовать в сюжетных играх элементы из дидактической игры, а также развивающие упражнения.
Новизна педагогического проекта заключается :
Сюжетно-ролевая игра рассматривается, как ведущий вид деятельности на раннем уровне психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире, учит взаимоотношения в нем и помогает формировать положительные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Введение новых ФГОС в дошкольном образовании диктует обновление содержания и форм работы всех комбинаций образовательных областей, и это несомненно даст хороший результат в моей работе.
Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений и навыков и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
Практическая значимость . Данный педагогический проект способствует благоприятной адаптации детском саду, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка , приобрете- нию навыков игровой деятельности и общения.
Разработанная система работы поможет при разработке планов и организации сюжетно-ролевых игр в младшем дошкольном возрасте воспитателям, реализующих разные образовательные программы.
Познавательная значимость состоит в том, что:
- в работе используются различные приемы и методы;
- соблюдаются правила игры и игровых действий;
- применяется личностно-ориентированный подход к процессу подготовки игры, организации ее проведения.
Ожидаемые результаты проекта:
Анализ результатов, в проведенной работе, свидетельствует о том, что применение сюжетных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее понятной для детей форме. Дети отражают в играх развитые сюжеты. Активно осваивают способы ролевого поведения, называют свою роль и обращаются к сверстникам по имени ролевого персонажа, меняют интонацию голоса в зависимости от роли. В игре понимают игровую задачу и действуют в соответствии с нею. Проявляют интерес к игровому общению со сверстниками.
Проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет с низким уровнем социальных и игровых компетенций.
Вызывают озабоченность и требует усилий в работе с детьми, если :
1. Дети воспроизводят один и те же игровые действия, их игры однообразны.
2. Использование предметов- заместителей вызывает затруднение.
3. В совместной игре мало инициативны;
4. Игровое сосредоточение недостаточное: начинают игровые действия и быстро прекращают их, переходят к новым игрушкам и так же быстро оставляют игру, не развив сюжета.
5. Проявляют неустойчивость в игровом общении, не уверены в себе и в своих силах.
6. Ребенок испытывает трудности в общении, не уверены в себе .
7. Отличаются неорганизованностью поведения (недостаточная целенаправленность деятельности, неумение планировать, регулировать и оценивать свои действия, вступать в игровое и ролевое взаимодействие со сверстниками).
Развитие ребенка во многом зависит от того , какое влияние оказывают на детей взрослые. Поэтому основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта и для которых данный опыт предназначен, являются педагоги дошкольного образования, дети младшего дошкольного возраста и их родители (законные представители).
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
1 ЭТАП – ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ)
Цель: Определение индивидуально - типических проявлений сформированности игровой деятельности, реальных достижений ребенка, положение в группе, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации | Сроки |
Подготовительные мероприятия | 1.Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы.
2.Внедрение передового педагогичекого опыта по проблеме развития. игровой деятельности дошкольников (использование методик Г.А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной: 1) Изучение игровых предпочтений; 2) Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры; 3) Изучение взятия ребенком на себя роли.) 3.Повышение квалификации педагога. 4.Выявление уровня развития интеллектуально- творческих способностей детей 3-4 лет 5.Разработка перспективного плана работы 6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды. 7. Наблюдение за детьми в различных ситуациях (параметры : замысел, сюжет, содержание игры; выполнение роли и взаимодействие детей в игре и т.п. 8.Создание установки у детей и родителей на актив- ный процесс работы, активи- вируя соответствующие мотивационные механизмы |
| 1 год |
2 ЭТАП – РАБОЧИЙ (ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ)
1. БЛОК – работа с детьми
Система мероприятий | Задачи :
| Способы реализации | Сроки |
Циклы занятий: · «Семья»
· «Магазин»
· «Парикмахер ская» · «Медицина»
· «Животный мир» · «Больница»
· «Транспорт»
На РМО, на конференции в МРИО, публикации
| Формирование у детей представление о себе и окружающей действительности, рукотворном мире, мире животных, повышение уверен ности в себе, уровня адаптированности к иг ровым видам деятель ности и взаимоотноше ниям. | Чтение, беседы, экскурсии, наблюдения, работа с ком пьютером,экспе риментирование использование методов и прие мов (психогим настика, релак сация, и др.)
|
2 года Работы по проекту |
2. БЛОК - работа с родителями
1. Предварительная работа | Выявление запросов родителей по органи зации учебно- воспитательной работы с детьми | Анкетирование, беседы |
|
2.Повышение педагогической культуры родителей | Обогащение родительского опыта по развитию творчес ких способностей детей | Консультации и беседы | В течение всего периода |
3.Успехи детей | Показ достижений детей | «День открытых дверей» | 2 раза в год |
3.БЛОК – работа с педагогами
1.Выступление на педагогическом совете | Повышение общей культуры педагогического коллектива
| Доклады, презентации | В течение всего периода |
2.Выступление на РМО, на кон ференции в МРИО | Обобщение опыта работы | Доклады, «Мастер-класс», публикации | В течение всего периода |
3 ЭТАП – коррекционный (внедренческий)
1.Анализ и корректировка | Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми
|
| В конце каждого учебного года |
4 ЭТАП – обобщающий
1.Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп
2.Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материала к печати
| Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе раз вития творческих спо собностей детей.
| Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом | в конце каждого учебного года |
ВЫВОДЫ
Проведенная мною работа показала большую эффективность во всестороннем развитии дошкольников. Игры такого рода игры очень нравятся детям. Предлагаемое мною взаимодействие обеспечивается целенаправленным, активным включением всех участников проекта в игровую деятельность детей. Результатом такого социального партнерства является максимальное раскрытие индивидуальности каждого воспитанника с низким уровнем игровых компетенций, формирование собственной позиции ребенка, гармонизация личности ребенка.
В проекте использовались педагогические наблюдения, соответствующие возрасту. Они позволили отследить навыки игровой деятельности и общения детей , как на начальном этапе так и в конце, а так же выявить результаты приобретенных умений и навыков в конце проекта.
В результате углубленной работы по данной теме, удалось сформировать у детей представление о себе и окружающей действительности, рукотворном мире, мире людей и их взаимоотношениях, мире животных и т.д.
Для отслеживания динамики познавательного развития детей использовала педагогическую диагностику по следующим разделам:
*«Семья», * «Магазин», * «Парикмахерская», * «Медицина», * «Животный мир», * «Больница», * «Транспорт».
1 младшая группа (2 –3 года) 2013 – 2014 учебный год
Оцен ка | Период времени | «Семья» | «Мага зин» | «Парик махер ская»
| «Меди цина» | «Жив. мир» | «Боль ница» | « Тран спорт» |
Высок. | Нач. года Конец года | 10%
20% | 8%
29% | 9%
18% | 6%
27% | 11%
31% | 8%
24% | 7%
18% |
Сред. | Нач. года Конец года . | 50%
65% | 60%
69%
| 59%
70% | 52%
63% | 50%
60% | 54%
68% | 50%
65% |
Низ кая | Нач. года Конец года
| 40%
15%
| 32%
8% | 32%
12% | 42%
10% | 39%
9% | 38%
8% | 43%
17% |
2 младшая группа (3 -4 лет) 2014 – 2015 учебный год.
Оцен- ка | Период времени | Семья | «Мага- зин» | «Парик- махер- ская» | «Меди- цина» | «Жив. Мир» | «Боль- ница» | Тран- спорт |
Высок. | нач. года конец года | 15%
25%
| 10%
26% | 8%
26% | 18%
29% | 17%
35% | 19%
32% | 20%
37% |
Сред. | Нач. Года Конец Года | 65%
71% | 65%
70% | 60%
72% | 50%
70%
| 53%
61% | 60%
68% | 60%
62% |
Низкая | Нач. Года Конец года | 20%
4% | 25%
4% | 22%
2% | 32%
1%
| 20%
4% | 21%
0% | 20%
1% |
Приложение
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По развитию и формированию положительных взаимоотношений между
детьми посредством сюжетных игр
1 младшая группа 2012 – 2013 г.
Система мероприятий | Способы реализации | Работа с родителями |
1.Квартал Сентябрь «Кормление куклы Кати» Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отноше ние к кукле.
Октябрь «Магазин игру шек» Создать у детей бодрое, радостное настроение. Воспитывать дружеские отношения в игре.
Ноябрь «Дочки-матери» Помогать детям объеди няться в маленькие груп пы (по 2-3 человека) на основе личных симпатий. 2- квартал Декабрь «Кукла Катя за болела» Вызвать сочувствие к заболевшей кукле, формировать начальные навыки роле вого поведения.
Январь «Делаем прическу кукле Кате» Формировать начальные навыки роле вого поведения, связы вать сюжетные действия с названием роли. .Воспитывать дружеские отношения в игре. Февраль «Помоги Мишке собрать игрушки в детском саду» Способствовать возникновению игр на темы окружающей жизни, ориентирование в группе, умение играть небольшими группами. Помочь робким детям включиться в игру . 3- квартал Март «В детский сад пришел гость (кукла-повар) Подводить к пониманию роли в игре, активизировать комму никативные навыки детей и диалоговую речь.Воспитывать дру жеские отношения в игре. Апрель «Зверята в детском саду» Активизировать и разви вать речь детей. Воспитывать навыки по зитивного общения со сверстниками и взрос лыми. 3 квартал .Март . «Едим в детский сад». Раскрыть игровой замысел, формировать навыки ролевого пове дения. Воспитание навы ков позитивного общения со свертника ми и взрослыми.
Апрель. «Лисичка садит ся обедать» Развивать речь, активизировать диалоговую речь. Зак реплять знания о посуде прививать культуру пове дения за столом. Вовлекать детей малоак тивных. Май «Кукла Катя собирается в детский сад» Активизировать речь де тей, воспитывать внима ние к своему внешнему виду, заботливое отношение к кукле. Помогать детям объеди ниться в небольшие группы для совместной игры. Закреплять пра вила общения ,учить встречать нового человека.
| 1.Рассматривание картин на соответствующую тему, беседа 2.Разыгрывание ситуации «К нам гости пришли» 3.Лепка «Угощение для кукол» 1.Беседы о профессиях с использованием иллюстраций 2.Рассматривание альбо ма «Профессии»
1.Беседа о членах семьи детей. 2.Заучивание колыбель ной песенки
1.Эккурсия в мед.кабинет. 2.Рассматривание иллюстраций на данную тему 3.Лепка «Таблетки от Айболита»
1.Рассматривание картин на соответствую щую тему, беседа 2.Д/игра «Подбери ленточку для куклы» 3.Разыгрывание ситуации «Подарки для друзей»
1.Чтение рассказа: «Маша – растеряша» 2.Д/игра: «Чего не стало»
1.Лепка на тему : «Я для милой мамочке, испеку…» 2.Д/игра: «Чудесный мешочек»
1.Д/игра: «Кто, где живет» 2.Рассматривание иллюстраций на тему: «Ребятам о зверятах» 3.Чтение стихов А.Барто
1.Разыгрывание игровой ситуации «Знакомство с новой куклой» 2.Д/игра «Кто первый»
1.Рассматривание картин на выбранную тему 2.Лепка : «Разноцветные конфетки» 3.П/игра: «Дружно, вместе раз, два, три…»
1.Д/игра : «Новая девочка» 2.Игровая ситуация: «Встречайте гостей» 3.Лепка: «Угощение для кукол» | 1.Консультация : «Сюжетно-ролевые игры для детей 1 мл. группы»
1.Подготовка атрибутов к игре
1.Подготовка атрибутов к игре (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол)
1.Выставка фотографий на тему : «Мы играем» 2.Беседа с родителями на тему «Как правильно выбрать игрушку для ре бенка»
1.Изготовление инструментов для игры: парикмахерская из бро сового материала
1.Беседа с родителями на тему : «Маленькие помощники дома»
1.Выставка – поделок детей. 2.День открытых дверей
1.Пополнение игрового уголка новыми атрибутами на тему: «Сказочные звери из любимых сказок»
1.Пополнение игрового уголка для сюжетных игр новыми атрибутами. 2.Консультация для родителей на тему: «Игрушки на день рождения»
1.Беседы с родителями на тему : «Общение взрослых и детей дома» |
2 младшая группа (3 – 4 года), 2013-2014г.
Тема, задача игры
| Работа с детьми | Работа с родителями |
1 квартал Сентябрь «Семья» Помогать детям объе- диняться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личных сим- патий. Развивать выпол- нять несколько взаимос- вязанных действий.
Октябрь. Магазин «Продукты» Учить детей взаимо- действию в сюжетах с двумя действующими лицами (продавец- покупатель) Приучать соблюдать элементар- ные правила поведения в игре.
Ноябрь «В гостях у мат- решки» Способствовать обога- щению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сю- жетную линию. В про- цессе игры обогащать словарный запас.
2 Квартал. Декабрь. «Семья» Поощрять попытки де- тей подбирать атрибуты для роли. Развивать умение выполнять нес- колько взаимосвязан- ных действий
Январь «Парикмахерская» Познакомить с трудом парикмахера. Учить ис- пользовать предметы- заместители. Помогать робким, застенчивым детям включаться в игру
. Февраль «Детский сад» Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни. Развивать самос- тоятельность в выборе игры.Содействовать развертыванию детьми ролевого диалога в игре.
Март. «Семья» Способствовать возникновению игры на темы из окружающей жизни.
«Магазин игрушек» Разнообразить игру иг- ровыми действиями (в магазин привезли иг- рушки, продавец рас- кладывает товар) Развивать умение рас- познавать свойства предметов.
Апрель. «Автобус» Познакомить с профес- сией шофера. Показать Игровые действия шо- фера. Способствовать объединению в неболь- шие группы (по 2-3 че- ловека) Развивать уме- ние взаимодействовать друг с другом.
Май. «Больница» Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сю- жетную линию. Разви- вать умение самостоя- тельно подбирать атри- буты, выбирать роль.
Июнь. «Лошадки» , «Котята», «Медвежата» и т.д. Развитие у детей спо- собности принять на се- бя роль животного. Побуждать к вхождению в образ « лисят», «медвежат», и т.д.
Июль «Зоопарк» Учить использовать в иг- ре строительный мате- риал. Развивать умение исполнять роль за себя и за игрушку. Совер- шенствовать умение взаимодействовать друг с другом.
Август. «Строители» Ознакомление с трудом строителя, обучение де- тей устанавливать взаи- моотношения в игре. Учить поддерживать ро- левый диалог. | 1.Заучивание «Прихо- дите в гости». 2.Чтение Капутихян С. «Мама обедает» 3.Д/игра «Устроим ком- нату для куклы Кати» 4.Д/игра «Будем завари- вать чай». 5.Беседа о членах семьи детей. Подчеркивать за- боту в семье друг о дру- ге.
1.Рассматривание ил-люстраций на тему «Продукты», «Овощи- фрукты» 2.Д/игра « Купим овощи для супа в магазине» 3.Лепка «Яблоки и груши» 4.Рисование «Заготавливаем картофель» 5.Разыгрывание ситуа- ции. «Разговор продав- ца и покупателя»
1.Д/игра «Подарки для Матрешки» 2.Д/игра «Мебель в до- ме» 3.Разыгрывание игра-вой ситуации «Матреш-кино новоселье» 4.Д/игра «Что изменилось?»
1.Рассматривание кар- тин из серии «Мы игра- ем» 2.Чтение «Муха-Цокоту- ха» К.Чуковского 3.Разыгрывание ситуа- ции «Наши подарки Аленушке» 4.Д/игра «Подбери по- суду для куклы» 1.Д/игра «Радио» 2.Рассказ о труде парикмахера. 3.Забава «Красивые бантики» 4.Д/игра «Кому что нужно для работы» 5.Д/игра «У кого какое платье» 1.Разыгрывание ситуа- ции «Мы убираем иг- рушки» 2.Д/игра «Каждой вещи свое место» 3.Беседа «Я и детский сад», «Я и дети», 4.Развлечение «Наша дружная группа»
1.Разыгрывание ситуа- ции «Кукла Таня у нас в гостях» 2.Общение «За что меня любят мама и папа».
1.Беседа «Мои люби- мые игрушки» 2.Лепка «Наши игрушки» 3.Д/игра «Найди пред- мет по описанию»
1.Заучивание «Песня машиниста» 2.Д/игра «Транспорт» 3.Аппликация «Автобус» 4.П/игра «Птицы и автобиль».
1.Слушание «Кукла за- болела» 2.Лепка «Поможем док- тору Айболиту вылечить детей» 3.Д/игра «Кому что нуж- но для работы?»
1.Чтение произведений К.Чуковского, Маршака о животных. 2.Рассматривание кар- тин о животных, беседа. 3.Д/игра «Кто что ест»
1.Беседа о диких живот- ных «Кто живет в лесу?» 2.Конструирование «Построим загородку для зверей» 3.Показ театра на фла- нелеграфе «Лиса и заяц» 4.Д/игра : «Чьи детки»
1.Рассматривание картин «Строим дом» 2.Чтение стихотворения Е.Тихеевой «Плотник» 3. Наблюдение за строительством нового дома | 1.Рекомендации «Играйте вместе с ребенком» 2.Привлечь к оснащению игровой зоны: сшить кукол, пос-ель, одежду для кукол.
1.Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игры: макаронные изделия , крупы, конди- терские изделия. 2.Выставка «Дары осени».
1.Консультация «Проведение праздника дома» 2.Обсуждение с родителями конкретной тактики работы с ребенком дома, нацеливание их на изменения отношения к дошкольнику.
1.Памятка «Поговорите с ребенком»
Привлечь к изготовлению предметов –заместителей: би- гуди, ножницы. 2.Конкурс «Коса-девичья краса»
1.Рекомендации «Про гулки вместе с ребенком» 2.Вечер «Веселые посиделки» 3.Консультации «Роль отца в воспитании ре- бенка»
1.Папка –передвижка «Дочки-матери» 2.Фотовыставка «Мама, папа, –дружная семья»
1.Консультация «Роль игрушки в детских играх
1.Привлечь к изготовлению атрибутов: руль, кепка, макет автобуса. 2.Собрание родителей детей; нуждающихся в коррекции игрового развития детей; обсуждение основных направлений работы с такими детьми дома
1.Изготовление предметов-заместителей: гра- дусника, таблетки и т.д. 2.Обсуждение с родителями конкретной тактики работы с ребенком дома, нацеливание их на изменения отношения к дошкольник
1.Беседа с родителями на тему: «Что читать детям». Подбор литературы
1.Выставка. Совместное рисование родителей и детей «Необычное животное» 2.Беседа с родителями Об игровых предпочтениях детей дома, проявлениях активности в организации игр и участия в них
1.Памятка для родителей «Как выбрать игрушки для малыша» 2.Папка-передвижка с фотографиями детей на тему «Мы строители» |
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдулова Т.Г. «Игра : ее развитие на современном этапе» , Дошкольное воспитание. 2008 г. №8, стр.28-33
2. Доронова Т.Н. «Игра в дошкольном возрасте», пособие для воспитателей детских садов, Издательство дом «Воспитание дошколника», 2002 г., стр. 128
3. Карабанова О.А., «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет», метод.пособие для воспитателей , М. Просвещение, 2010 г. 96 стр.
4. Краснощекова Н.В., «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 3-е, Ростов, 2008 год
5. Маралов В.Г., «Коррекция личностного развития дошкольников», М.: ТЦ Сфера, 2008 год.
6. Михайленко Н.Я. «Организация сюжетной игры в детском саду», пособие для воспитателя» , 3-е изд.испр. М.ЛИНКА-ПРЕСС, 2009г.
7. Ткаченко И.В., «Играю – значит живу»,М., ДРОФА, 2008 г. ДРОФА, 2008 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innov.proekt_lobanovoy.docx | 71.58 КБ |
Предварительный просмотр:
К
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
УТВЕРЖДЕНО: СОГЛАСОВАНО:
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ № ЗАВЕДУЮЩЕЙ МБДОУ
ОТ_____________________ ЛЯЛИЧКИНОЙ С.В.______________
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
« Использование сюжетно – ролевых игр у младших
дошкольников с целью приобретения навыков
игровой деятельности и общения»
Разработала: Лобанова Наталия Николаевна – воспитатель
первой квалификационной категории.
2014 г.
Вид проекта: исследовательско – творческий
Участники проекта : воспитатель, родители, дети дошкольного возраста 2-4 лет
Продолжительность : долгосрочный (два года)
Актуальность проблемы
Существенные изменения в связи с введением ФГТ и переходом на федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, требуют актуальные перемены в содержании и построении образовательной деятельности. Изменился взгляд и на выпускника детского сада, успешно освоившего образовательную программу. Речь идет о сформированности у него интегративных качеств личности, одним из которых является овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
В последнее время серьезное беспокойство со стороны педагогов и психологов вызывает сделанный на основе тщательного анализа вывод об «утончении» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре. Так, Д.И. Фельдштейн отмечает сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников.
Н.А. Короткова, Н.Я.Михайленко указывают на то, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют " профессиональные сюжеты», которые, как традиционно считалось, в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов. Дети постепенно перестают осознавать и принимать важность соблюдения в игре определенных правил, все чаще считая вполне возможным их нарушать. В современном обществе игра постепенно перестает быть «способом освоения социальных отношений » и школой становления произвольного поведения, а дети все более отдаляются от взрослых, не видят и не понимают смысла профессиональной деятельности родителей. Игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство, - к такому неутешительному заключению приходят исследователи детской игры.
Практика показывает: сюжетно-ролевые игры младших дошкольников характеризуется однообразностью и стереотипностью; не умением принимать и последовательно менять игровые роли; не достаточно используют действия с предметами и ролевую речью, то есть не осознаются сущность, смысл и мотивы деятельности, которые скрыты за внешними признаками людей и присущими им атрибутами. Сюжет игры в основном связан с семейными отношениями и бытом, а также отражает героев современных мультфильмов.
Игровые действия у младших дошкольников недостаточно развернуты, иногда сопровождаются речью, но с ней не взаимосвязаны. Игра, как правило заключается в однообразном повторении одного игрового действия ( например, кормление). Игровое сосредоточение недостаточное: начинают игровые действия и быстро прекращают их, переходят к новым игрушкам и так же быстро оставляют игру, не развив сюжет.
Большинство младших дошкольников (65 % ) не выполняют правила игры, недостаточно осознают их, проявляю т неустойчивость в игровом общении: дружеское отношение часто сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей.
Таким образом, возникшее противоречие между осознанием значимости сюжетно- ролевой игры для развития дошкольников и недостаточной сформированностью ведущей деятельностью у младших дошкольников определило актуальность данного проекта.
Актуальность вопроса определяется еще и тем , что значительная часть современных родителей и педагогов, ориентируясь на искусственно сформулированные требования ранней подготовки к обучению в школе, беспечно игнорируют возрастные особенности дошкольников. А ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы чрезвычайно важных социальных компетенций: социального партнерства, продуктивного взаимодействия, управления конфликтами.
Также актуальность проекта обозначена необходимостью коррекции межличностных отношений и недостатков общения у детей. К сожалению, ребенок при общении в детском саду использует копию типичной для большинства ( как правило, однодетных) семей модели неконструктивного поведения, индикатором которого является раздражительность, неуступчивость , агрессивность. Ребенка в такой семье не учат дружить, уступать друг другу, сочувствовать, быть толерантным, стараться понять товарищей по игре. Все чаще, наблюдается негативная реакция со стороны детей и на просьбы взрослого: капризы, немотивированные требования, плаксивость.
Таким образом, актуальность работы подтверждается следующими положениями:
- Игра и общение дошкольников очень тесно связаны. Формируя внеситуативное общение, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей , а, организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть),
мы способствуем развитию их общения
- Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками , его конфликт с ними порождаются недостаточной сформированностью ведущей деятельностью ребенка.
Исходя из этого, определены следующие принципы работы по развитию сюжетно-ролевой игры у младших дошкольников:
- Принцип безусловного принятия ребенка. Реализуется в установлении равноправных отношений в системе «ребенок-взрослый», принятии ребенка, таким, какой он есть, в отказе от попыток изменить его личность ; в предоставлении ребенку инициативы и права определять сюжет, тему и содержание игровых сессий.
- Принцип недирективности. Находит свое воплощение в отказе педагога от попыток вмешательства в игру с целью манипулировать ребенком и управлять его поведением, а также в сведении к минимуму числа ограничений и запретов.
- Принцип центрации на чувствах и переживаниях ребенка. Позволяет выразить чувства и называть с помощью речи, а также создать условия для самопознания ребенка.
- Принцип активности и свободы самовыражения ребенка. Предоставление ребенка свободы в возможности играть достаточное время. Игра, наполненная творчеством и богатым воображением, является неотъемлемой частью детства и развития личности.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной работе. Важнейшим компонентом социальной ситуации развития ребенка, определяющим зону его ближайшего развития, составляет система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности.
Цель исследования : Формирование игровых и социальных компетенций у младших дошкольников через развитие сюжетно - ролевой игры.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- Развивать умения развертывать игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом.
- Связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.
- Стимулировать самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками.
- Побуждать к игровому общению со сверстниками, вступать в ролевой диалог, развивать восприятие сверстника как игрового партнера.
- Формировать собственную позицию ребенка.
- Развивать навыки социального партнерства: дружелюбие, спокойно играть, обмениваться игрушками, уступать, доброжелательно относиться друг к другу.
Объектом – является воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования – систематическое исследование сюжетно - ролевых игр, направленных на всестороннее развитие личности ребенка.
Гипотеза исследования:
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что если включить сюжетно – ролевые игры в воспитательно - образовательной процесс , то это даст положительный результат на развитие навыков общения между детьми и расширению кругозора в целом.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- использование и комбинирование сюжетных игр в процессе обучения;
-диагностика развития детей;
- включение сюжетных игр в самостоятельную деятельность дошкольников;
- анкетирование, консультации, беседы с родителями, проведение праздников.
Условия:
- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
- правильное определение главной цели сюжетной игры;
- необходимость сохранять положительно - эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;
- использовать в сюжетных играх элементы из дидактической игры, а также развивающие упражнения.
Новизна педагогического проекта заключается :
Сюжетно-ролевая игра рассматривается, как ведущий вид деятельности на раннем уровне психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире, учит взаимоотношения в нем и помогает формировать положительные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Введение новых ФГОС в дошкольном образовании диктует обновление содержания и форм работы всех комбинаций образовательных областей, и это несомненно даст хороший результат в моей работе.
Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений и навыков и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
Практическая значимость . Данный педагогический проект способствует благоприятной адаптации детском саду, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка , приобрете- нию навыков игровой деятельности и общения.
Разработанная система работы поможет при разработке планов и организации сюжетно-ролевых игр в младшем дошкольном возрасте воспитателям, реализующих разные образовательные программы.
Познавательная значимость состоит в том, что:
- в работе используются различные приемы и методы;
- соблюдаются правила игры и игровых действий;
- применяется личностно-ориентированный подход к процессу подготовки игры, организации ее проведения.
Ожидаемые результаты проекта:
Анализ результатов, в проведенной работе, свидетельствует о том, что применение сюжетных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее понятной для детей форме. Дети отражают в играх развитые сюжеты. Активно осваивают способы ролевого поведения, называют свою роль и обращаются к сверстникам по имени ролевого персонажа, меняют интонацию голоса в зависимости от роли. В игре понимают игровую задачу и действуют в соответствии с нею. Проявляют интерес к игровому общению со сверстниками.
Проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет с низким уровнем социальных и игровых компетенций.
Вызывают озабоченность и требует усилий в работе с детьми, если :
- Дети воспроизводят один и те же игровые действия, их игры однообразны.
- Использование предметов- заместителей вызывает затруднение.
- В совместной игре мало инициативны;
- Игровое сосредоточение недостаточное: начинают игровые действия и быстро прекращают их, переходят к новым игрушкам и так же быстро оставляют игру, не развив сюжета.
- Проявляют неустойчивость в игровом общении, не уверены в себе и в своих силах.
- Ребенок испытывает трудности в общении, не уверены в себе .
- Отличаются неорганизованностью поведения (недостаточная целенаправленность деятельности, неумение планировать, регулировать и оценивать свои действия, вступать в игровое и ролевое взаимодействие со сверстниками).
Развитие ребенка во многом зависит от того , какое влияние оказывают на детей взрослые. Поэтому основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта и для которых данный опыт предназначен, являются педагоги дошкольного образования, дети младшего дошкольного возраста и их родители (законные представители).
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
1 ЭТАП – ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ)
Цель: Определение индивидуально - типических проявлений сформированности игровой деятельности, реальных достижений ребенка, положение в группе, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
2 ЭТАП – РАБОЧИЙ (ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ)
1. БЛОК – работа с детьми
Система мероприятий | Задачи :
| Способы реализации | Сроки |
Циклы занятий:
ская»
мир»
На РМО, на конференции в МРИО, публикации | Формирование у детей представление о себе и окружающей действительности, рукотворном мире, мире животных, повышение уверен ности в себе, уровня адаптированности к иг ровым видам деятель ности и взаимоотноше ниям. | Чтение, беседы, экскурсии, наблюдения, работа с ком пьютером,экспе риментирование использование методов и прие мов (психогим настика, релак сация, и др.) | 2 года Работы по проекту |
2. БЛОК - работа с родителями
1. Предварительная работа | Выявление запросов родителей по органи зации учебно- воспитательной работы с детьми | Анкетирование, беседы | |
2.Повышение педагогической культуры родителей | Обогащение родительского опыта по развитию творчес ких способностей детей | Консультации и беседы | В течение всего периода |
3.Успехи детей | Показ достижений детей | «День открытых дверей» | 2 раза в год |
3.БЛОК – работа с педагогами
1.Выступление на педагогическом совете | Повышение общей культуры педагогического коллектива | Доклады, презентации | В течение всего периода |
2.Выступление на РМО, на кон ференции в МРИО | Обобщение опыта работы | Доклады, «Мастер-класс», публикации | В течение всего периода |
3 ЭТАП – коррекционный (внедренческий)
1.Анализ и корректировка | Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми | В конце каждого учебного года |
4 ЭТАП – обобщающий
1.Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп 2.Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материала к печати | Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе раз вития творческих спо собностей детей. | Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом | в конце каждого учебного года |
ВЫВОДЫ
Проведенная мною работа показала большую эффективность во всестороннем развитии дошкольников. Игры такого рода игры очень нравятся детям. Предлагаемое мною взаимодействие обеспечивается целенаправленным, активным включением всех участников проекта в игровую деятельность детей. Результатом такого социального партнерства является максимальное раскрытие индивидуальности каждого воспитанника с низким уровнем игровых компетенций, формирование собственной позиции ребенка, гармонизация личности ребенка.
В проекте использовались педагогические наблюдения, соответствующие возрасту. Они позволили отследить навыки игровой деятельности и общения детей , как на начальном этапе так и в конце, а так же выявить результаты приобретенных умений и навыков в конце проекта.
В результате углубленной работы по данной теме, удалось сформировать у детей представление о себе и окружающей действительности, рукотворном мире, мире людей и их взаимоотношениях, мире животных и т.д.
Для отслеживания динамики познавательного развития детей использовала педагогическую диагностику по следующим разделам:
*«Семья», * «Магазин», * «Парикмахерская», * «Медицина», * «Животный мир», * «Больница», * «Транспорт».
1 младшая группа (2 –3 года) 2013 – 2014 учебный год
Оцен ка | Период времени | «Семья» | «Мага зин» | «Парик махер ская» | «Меди цина» | «Жив. мир» | «Боль ница» | « Тран спорт» |
Высок. | Нач. года Конец года | 10% 20% | 8% 29% | 9% 18% | 6% 27% | 11% 31% | 8% 24% | 7% 18% |
Сред. | Нач. года Конец года . | 50% 65% | 60% 69% | 59% 70% | 52% 63% | 50% 60% | 54% 68% | 50% 65% |
Низ кая | Нач. года Конец года | 40% 15% | 32% 8% | 32% 12% | 42% 10% | 39% 9% | 38% 8% | 43% 17% |
2 младшая группа (3 -4 лет) 2014 – 2015 учебный год.
Оцен- ка | Период времени | Семья | «Мага- зин» | «Парик- махер- ская» | «Меди- цина» | «Жив. Мир» | «Боль- ница» | Тран- спорт |
Высок. | нач. года конец года | 15% 25% | 10% 26% | 8% 26% | 18% 29% | 17% 35% | 19% 32% | 20% 37% |
Сред. | Нач. Года Конец Года | 65% 71% | 65% 70% | 60% 72% | 50% 70% | 53% 61% | 60% 68% | 60% 62% |
Низкая | Нач. Года Конец года | 20% 4% | 25% 4% | 22% 2% | 32% 1% | 20% 4% | 21% 0% | 20% 1% |
Приложение
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По развитию и формированию положительных взаимоотношений между
детьми посредством сюжетных игр
1 младшая группа 2012 – 2013 г.
Система мероприятий | Способы реализации | Работа с родителями |
1.Квартал Сентябрь «Кормление куклы Кати» Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отноше ние к кукле. Октябрь «Магазин игру шек» Создать у детей бодрое, радостное настроение. Воспитывать дружеские отношения в игре. Ноябрь «Дочки-матери» Помогать детям объеди няться в маленькие груп пы (по 2-3 человека) на основе личных симпатий. 2- квартал Декабрь «Кукла Катя за болела» Вызвать сочувствие к заболевшей кукле, формировать начальные навыки роле вого поведения. Январь «Делаем прическу кукле Кате» Формировать начальные навыки роле вого поведения, связы вать сюжетные действия с названием роли. .Воспитывать дружеские отношения в игре. Февраль «Помоги Мишке собрать игрушки в детском саду» Способствовать возникновению игр на темы окружающей жизни, ориентирование в группе, умение играть небольшими группами. Помочь робким детям включиться в игру . 3- квартал Март «В детский сад пришел гость (кукла-повар) Подводить к пониманию роли в игре, активизировать комму никативные навыки детей и диалоговую речь.Воспитывать дру жеские отношения в игре. Апрель «Зверята в детском саду» Активизировать и разви вать речь детей. Воспитывать навыки по зитивного общения со сверстниками и взрос лыми. 3 квартал .Март . «Едим в детский сад». Раскрыть игровой замысел, формировать навыки ролевого пове дения. Воспитание навы ков позитивного общения со свертника ми и взрослыми. Апрель. «Лисичка садит ся обедать» Развивать речь, активизировать диалоговую речь. Зак реплять знания о посуде прививать культуру пове дения за столом. Вовлекать детей малоак тивных. Май «Кукла Катя собирается в детский сад» Активизировать речь де тей, воспитывать внима ние к своему внешнему виду, заботливое отношение к кукле. Помогать детям объеди ниться в небольшие группы для совместной игры. Закреплять пра вила общения ,учить встречать нового человека. | 1.Рассматривание картин на соответствующую тему, беседа 2.Разыгрывание ситуации «К нам гости пришли» 3.Лепка «Угощение для кукол» 1.Беседы о профессиях с использованием иллюстраций 2.Рассматривание альбо ма «Профессии» 1.Беседа о членах семьи детей. 2.Заучивание колыбель ной песенки 1.Эккурсия в мед.кабинет. 2.Рассматривание иллюстраций на данную тему 3.Лепка «Таблетки от Айболита» 1.Рассматривание картин на соответствую щую тему, беседа 2.Д/игра «Подбери ленточку для куклы» 3.Разыгрывание ситуации «Подарки для друзей» 1.Чтение рассказа: «Маша – растеряша» 2.Д/игра: «Чего не стало» 1.Лепка на тему : «Я для милой мамочке, испеку…» 2.Д/игра: «Чудесный мешочек» 1.Д/игра: «Кто, где живет» 2.Рассматривание иллюстраций на тему: «Ребятам о зверятах» 3.Чтение стихов А.Барто 1.Разыгрывание игровой ситуации «Знакомство с новой куклой» 2.Д/игра «Кто первый» 1.Рассматривание картин на выбранную тему 2.Лепка : «Разноцветные конфетки» 3.П/игра: «Дружно, вместе раз, два, три…» 1.Д/игра : «Новая девочка» 2.Игровая ситуация: «Встречайте гостей» 3.Лепка: «Угощение для кукол» | 1.Консультация : «Сюжетно-ролевые игры для детей 1 мл. группы» 1.Подготовка атрибутов к игре 1.Подготовка атрибутов к игре (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол) 1.Выставка фотографий на тему : «Мы играем» 2.Беседа с родителями на тему «Как правильно выбрать игрушку для ре бенка» 1.Изготовление инструментов для игры: парикмахерская из бро сового материала 1.Беседа с родителями на тему : «Маленькие помощники дома» 1.Выставка – поделок детей. 2.День открытых дверей 1.Пополнение игрового уголка новыми атрибутами на тему: «Сказочные звери из любимых сказок» 1.Пополнение игрового уголка для сюжетных игр новыми атрибутами. 2.Консультация для родителей на тему: «Игрушки на день рождения» 1.Беседы с родителями на тему : «Общение взрослых и детей дома» |
2 младшая группа (3 – 4 года), 2013-2014г.
Тема, задача игры
| Работа с детьми | Работа с родителями |
1 квартал Сентябрь «Семья» Помогать детям объе- диняться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личных сим- патий. Развивать выпол- нять несколько взаимос- вязанных действий. Октябрь. Магазин «Продукты» Учить детей взаимо- действию в сюжетах с двумя действующими лицами (продавец- покупатель) Приучать соблюдать элементар- ные правила поведения в игре. Ноябрь «В гостях у мат- решки» Способствовать обога- щению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сю- жетную линию. В про- цессе игры обогащать словарный запас. 2 Квартал. Декабрь. «Семья» Поощрять попытки де- тей подбирать атрибуты для роли. Развивать умение выполнять нес- колько взаимосвязан- ных действий Январь «Парикмахерская» Познакомить с трудом парикмахера. Учить ис- пользовать предметы- заместители. Помогать робким, застенчивым детям включаться в игру . Февраль «Детский сад» Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни. Развивать самос- тоятельность в выборе игры.Содействовать развертыванию детьми ролевого диалога в игре. Март. «Семья» Способствовать возникновению игры на темы из окружающей жизни. «Магазин игрушек» Разнообразить игру иг- ровыми действиями (в магазин привезли иг- рушки, продавец рас- кладывает товар) Развивать умение рас- познавать свойства предметов. Апрель. «Автобус» Познакомить с профес- сией шофера. Показать Игровые действия шо- фера. Способствовать объединению в неболь- шие группы (по 2-3 че- ловека) Развивать уме- ние взаимодействовать друг с другом. Май. «Больница» Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сю- жетную линию. Разви- вать умение самостоя- тельно подбирать атри- буты, выбирать роль. Июнь. «Лошадки» , «Котята», «Медвежата» и т.д. Развитие у детей спо- собности принять на се- бя роль животного. Побуждать к вхождению в образ « лисят», «медвежат», и т.д. Июль «Зоопарк» Учить использовать в иг- ре строительный мате- риал. Развивать умение исполнять роль за себя и за игрушку. Совер- шенствовать умение взаимодействовать друг с другом. Август. «Строители» Ознакомление с трудом строителя, обучение де- тей устанавливать взаи- моотношения в игре. Учить поддерживать ро- левый диалог. | 1.Заучивание «Прихо- дите в гости». 2.Чтение Капутихян С. «Мама обедает» 3.Д/игра «Устроим ком- нату для куклы Кати» 4.Д/игра «Будем завари- вать чай». 5.Беседа о членах семьи детей. Подчеркивать за- боту в семье друг о дру- ге. 1.Рассматривание ил-люстраций на тему «Продукты», «Овощи- фрукты» 2.Д/игра « Купим овощи для супа в магазине» 3.Лепка «Яблоки и груши» 4.Рисование «Заготавливаем картофель» 5.Разыгрывание ситуа- ции. «Разговор продав- ца и покупателя» 1.Д/игра «Подарки для Матрешки» 2.Д/игра «Мебель в до- ме» 3.Разыгрывание игра-вой ситуации «Матреш-кино новоселье» 4.Д/игра «Что изменилось?» 1.Рассматривание кар- тин из серии «Мы игра- ем» 2.Чтение «Муха-Цокоту- ха» К.Чуковского 3.Разыгрывание ситуа- ции «Наши подарки Аленушке» 4.Д/игра «Подбери по- суду для куклы» 1.Д/игра «Радио» 2.Рассказ о труде парикмахера. 3.Забава «Красивые бантики» 4.Д/игра «Кому что нужно для работы» 5.Д/игра «У кого какое платье» 1.Разыгрывание ситуа- ции «Мы убираем иг- рушки» 2.Д/игра «Каждой вещи свое место» 3.Беседа «Я и детский сад», «Я и дети», 4.Развлечение «Наша дружная группа» 1.Разыгрывание ситуа- ции «Кукла Таня у нас в гостях» 2.Общение «За что меня любят мама и папа». 1.Беседа «Мои люби- мые игрушки» 2.Лепка «Наши игрушки» 3.Д/игра «Найди пред- мет по описанию» 1.Заучивание «Песня машиниста» 2.Д/игра «Транспорт» 3.Аппликация «Автобус» 4.П/игра «Птицы и автобиль». 1.Слушание «Кукла за- болела» 2.Лепка «Поможем док- тору Айболиту вылечить детей» 3.Д/игра «Кому что нуж- но для работы?» 1.Чтение произведений К.Чуковского, Маршака о животных. 2.Рассматривание кар- тин о животных, беседа. 3.Д/игра «Кто что ест» 1.Беседа о диких живот- ных «Кто живет в лесу?» 2.Конструирование «Построим загородку для зверей» 3.Показ театра на фла- нелеграфе «Лиса и заяц» 4.Д/игра : «Чьи детки» 1.Рассматривание картин «Строим дом» 2.Чтение стихотворения Е.Тихеевой «Плотник» 3. Наблюдение за строительством нового дома | 1.Рекомендации «Играйте вместе с ребенком» 2.Привлечь к оснащению игровой зоны: сшить кукол, пос-ель, одежду для кукол. 1.Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игры: макаронные изделия , крупы, конди- терские изделия. 2.Выставка «Дары осени». 1.Консультация «Проведение праздника дома» 2.Обсуждение с родителями конкретной тактики работы с ребенком дома, нацеливание их на изменения отношения к дошкольнику. 1.Памятка «Поговорите с ребенком» Привлечь к изготовлению предметов –заместителей: би- гуди, ножницы. 2.Конкурс «Коса-девичья краса» 1.Рекомендации «Про гулки вместе с ребенком» 2.Вечер «Веселые посиделки» 3.Консультации «Роль отца в воспитании ре- бенка» 1.Папка –передвижка «Дочки-матери» 2.Фотовыставка «Мама, папа, –дружная семья» 1.Консультация «Роль игрушки в детских играх 1.Привлечь к изготовлению атрибутов: руль, кепка, макет автобуса. 2.Собрание родителей детей; нуждающихся в коррекции игрового развития детей; обсуждение основных направлений работы с такими детьми дома 1.Изготовление предметов-заместителей: гра- дусника, таблетки и т.д. 2.Обсуждение с родителями конкретной тактики работы с ребенком дома, нацеливание их на изменения отношения к дошкольник 1.Беседа с родителями на тему: «Что читать детям». Подбор литературы 1.Выставка. Совместное рисование родителей и детей «Необычное животное» 2.Беседа с родителями Об игровых предпочтениях детей дома, проявлениях активности в организации игр и участия в них 1.Памятка для родителей «Как выбрать игрушки для малыша» 2.Папка-передвижка с фотографиями детей на тему «Мы строители» |
ЛИТЕРАТУРА
- Авдулова Т.Г. «Игра : ее развитие на современном этапе» , Дошкольное воспитание. 2008 г. №8, стр.28-33
- Доронова Т.Н. «Игра в дошкольном возрасте», пособие для воспитателей детских садов, Издательство дом «Воспитание дошколника», 2002 г., стр. 128
- Карабанова О.А., «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет», метод.пособие для воспитателей , М. Просвещение, 2010 г. 96 стр.
- Краснощекова Н.В., «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 3-е, Ростов, 2008 год
- Маралов В.Г., «Коррекция личностного развития дошкольников», М.: ТЦ Сфера, 2008 год.
- Михайленко Н.Я. «Организация сюжетной игры в детском саду», пособие для воспитателя» , 3-е изд.испр. М.ЛИНКА-ПРЕСС, 2009г.
- Ткаченко И.В., «Играю – значит живу»,М., ДРОФА, 2008 г. ДРОФА, 2008 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные ориентиры деятельности воспитателей по использованию сюжетно-ролевой игры в системе воспитания детей
Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игр...
Презентация:Технология использования сюжетно-ролевых игр в целях формирования первоначального социального опыта у детей младшего дошкольного возраста»
Ранний возраст-это возраст активного познания окружающего мира, основа дальнейшего развития в дошкольном, а затем и в школьном возрасте. Каждый малыш испытывает естественную потребность в развитии. Сю...
Использование сюжетно-ролевых игр в целях формирования первоначального социального опыта
Технология использования сюжетно-ролевых игр в целях формированияпервоначального социального опыта у детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников» Подготовила воспитатель Ивченко Н.А.
Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процесс...
Консультация для педагогического совета на тему: «Использование сюжетно-ролевых игр в целях развития речи дошкольников»
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...
Использование сюжетно-ролевых игр с целью формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни
Данный методический материал отражает специфику формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролеворй игры....
Использование сюжетно-ролевой игры в коррекционно-речевых целях с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Роль сюжетно-ролевых игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ...