Проблемы инертных (медлительных) детей дошкольного возраста (из опыта работы)
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В этой статье речь пойдет о детях, которые оказываются трудными для родителей и воспитателей детских садов.
Это тема достаточно хорошо изучена советскими учеными. В данный материал статьи включены результаты проведенного мною обследования инертных (медлительных) детей и отмечены особые условия взаимодействия с инертными детьми.
Эта статья будет интересна для специалистов, работающих с дошкольниками, студентам и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
результаты исследовательской работы с инертными детьми дошкольного возраста | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы инертных (медлительных) детей дошкольного возраста
(из опыта работы)
Ахмедова Гузяль Аглямовна педагог-психолог высшей категории МАДОУ «Детский сад №60 «Иволга» г Набережные Челны Республики Татарстан |
В этой статье речь пойдет о детях, которые оказываются трудными для родителей и воспитателей детских садов.
Это тема достаточно хорошо изучена советскими учеными. В данный материал статьи включены результаты проведенного мною обследования медлительных детей и отмечены особые условия взаимодействия с инертными детьми.
Эта статья будет интересна для специалистов, работающих с дошкольниками, студентам и родителям.
Павлов Иван Петрович, первый русский физиолог мира, открыл нервные процессы, в частности, разные виды внутреннего торможения, которые оказывают прямое влияние на социальное приспособление человека: усвоение правил поведения в обществе, понимание требований и их выполнение.
Он указывал, что усвоение правил поведения в человеческом обществе опирается на выработку различных видов внутреннего торможения и именно поэтому проблема внутреннего торможения имеет самое прямое отношение к практике педагогики. Павлов И.П. открыл и описал два основных вида торможения: 1.Врожденное, безусловнорефлекторное (внешнее); 2.Приобретенное, условнорефлекторное (внутреннее).
У инертных детей сильным является лишь внешнее торможение (врожденное), внутреннее же торможение слабое. Внутреннее торможение постепенно вырабатывается под влиянием воспитания (!), а внешнее торможение с возрастом ослабевает.
Выработка всех форм внутреннего торможения - очень трудная задача и поведение детей часто сопровождается капризами, плачем, обидами, они очень сердятся. Больше всего страдают от этого медлительные дети, так как взрослые раздражаются на них за их медлительность: их то и дело торопят, бранят, наказывают, дети не очень охотно принимают их в игры и они испытывают трудности в обучении. Темп объяснений и показа учебного материала в образовательных учреждениях для инертных детей оказывается слишком быстрым.
Еще в начале 80-х годов, учеными НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, при массовом обследовании детей дошкольников и младших школьников выявили, что 22% детей, имеют затруднения в обучении, связанные с медлительностью.
В условиях обучения в современной школе — ранее систематическое обучение детей, широкая компьютеризация учебного процесса, ускорение темпа ведения уроков, определяют важность, необходимость и актуальность, своевременного выявления и оказания помощи медлительным детям в период дошкольного детства, отвечая современным запросам в условиях внедрения ФГОС ДО.
Многолетние наблюдения ученых свидетельствуют о том, что в школе медлительные дети оказываются в неблагоприятном положении и у них плохая успеваемость. По результатам наблюдений ученых, медлительные дети испытывают затруднения при обучении уже в детском саду и они больше подвержены развитию неврозов.
Кольцова М.М., занимавшаяся проблемами медлительных детей, отмечает, что медлительные дети нуждаются в помощи. Поэтому своевременное выявление, правильное выстраивание отношений с ними и оказание помощи медлительным детям дошкольникам, является не только физиологической, но важной социальной задачей.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на решение такой задачи: «Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». Решение такой важной задачи в соответствии с ФГОС обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение «особых» детей и формирования высоких адаптационных возможностей детского организма к социальным условиям.
Учеными разработан эффективный метод тренировки нервных процессов и впервые учеными Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков Российской Академии Наук использована тренировка подвижности нервных процессов у детей дошкольного возраста, которая повысила максимальный темп двигательных реакций.
Учеными того же института установлено, что оптимальным периодом для тренировки подвижности нервных процессов является возраст от 4 до 6 лет, так как в этот период идет очень энергичное созревание биохимических механизмов нервной системы, а в связи с этим и формирование свойств нервных процессов: возбуждения и торможения.
Эффективный прием — тренировка процесса торможения, это многократная переделка значений раздражителей. Тренировка привела к расширению адаптационных возможностей организма детей.
Ввиду того, что вопрос о медлительных детях, как о детях с типологическими особенностями в развитии не ставился, то сейчас в рамках ФГОС ДО рекомендую педагогам обратить пристальное внимание на эту категорию «особых» детей. Инертные дети относятся к группе риска по адаптации к ДОУ, школе.
Надо отметить, что наряду с теоретической значимостью, результаты выявления детей с низкой подвижностью нервных процессов имеют практическое значение для тренировки низкой подвижности и могут быть использованы в практике воспитания и обучения.
С 2007-2008 учебного года по 2009-2010 учебный год мною проводилась работа по психологическому сопровождению медлительного ребенка в ДОУ. Результаты данной работы показали, что во вторых младших группах (3-4 года) преобладает в основном возрастная медлительность. Результаты отражены в статье «Психологическое сопровождение медлительного ребенка» в журнале «Наука и школа» №7-8, 2011г.
С 2013-2014учебного года мною была продолжена исследовательская работа по выявлению инертных детей в два этапа – на начало и конец учебного года, с целью оказания своевременной помощи «особым» детям, через разработку рекомендаций администрации, родителям и воспитателям на учебный год и летний оздоровительный период.
Для выявления детей с низкой подвижностью нервных процессов (инертных) использовались следующие методики: наблюдение воспитателей в режимных моментах и в образовательной деятельности (бланк разработан автором); экспертная оценка воспитателей свойства подвижности нервной системы в разных видах деятельности (разработана в лаборатории ВНД детей дошкольного возраста НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР); анкетирование родителей (анкета разработана автором), для углубленной диагностики использовался теппинг – тест (Ильина Е.П.).
Необходимо отметить, что психологическое сопровождение детей с низкой подвижностью нервных процессов в ДОУ предполагает оптимальное расходование средств и времени у специалистов для достижения положительных результатов.
В учебном году я провожу диагностику в два этапа: наблюдение воспитателей в режимных моментах и в образовательном процессе, анкетирование родителей. По результатам наблюдения и анкетирования составляю список медлительных детей. Этим детям, воспитатели дают оценку свойства подвижности нервной системы в разных видах деятельности. Далее составляю список детей по результатам экспертной оценки воспитателей и, согласно списку, мной проводится индивидуальная углубленная диагностика свойства подвижности нервной системы.
На начало и конец 2013-2014 учебного года мною проведена работа по выявлению медлительных детей в средних, старших и подготовительных группах (4-6 лет). По результатам наблюдения воспитателей, анкетирования родителей, экспертной оценки воспитателей, проведенной мной, углубленной диагностики по выявлению детей с низкой подвижностью нервных процессов (инертных), получена следующая статистика:
На начало 2013-2014уг По списку на диагностику детей: 24 из них прошли диагностику: 22 МД – 17д 77%; СП – 4д 18%; П – 1д 5% Ср.гр детей:9,из них прошли диагностику: 8 МД – 8 100% ; СП – 0 0%; П – 0 0% Ст.гр детей:10, из них прошли диагностику: 9 МД – 7 78%; СП – 2 22%; П – 0 0% Пд.гр детей: 5, из них прошли диагностику: 5 МД – 2 40%; СП – 2 40%; П – 1 20%; | На конец 2013-2014уг По списку на диагностику детей: 24 из них прошли диагностику: 12 МД – 5д 42%; СП – 5д 42%; П – 2д 16% Ср.гр детей: 9, из них прошли диагностику: 7 МД – 5 71% ; СП – 2 29%; П – 0 0% Ст.гр детей: 10, из них прошли диагностику: 3 МД – 0 0%; СП – 3 100%; П – 0 0% Пд.гр детей: 5, из них прошли диагностику: 2 МД – 0 0%; СП – 0 0%; П – 2 100%; |
Из 7 детей, показавших на конец 2013-2014учебного года среднюю подвижность и подвижность нервных процессов, 5 детей из старших и подготовительных групп.
По результатам диагностики даны рекомендации администрации, родителям, воспитателям на учебный год, на летний период, по запросу проводилось консультирование.
На начало и конец 2014-2015 учебного года по результатам наблюдения воспитателей, анкетирования родителей, экспертной оценки воспитателей, углубленной диагностики педагога-психолога по выявлению детей с низкой подвижностью нервных процессов (инертных), получена следующая статистика:
На начало 2014-2015уг Всего в ДОУ детей: 311 на углубленную диагностику детей: 38 из них прошли диагностику: 37, из них МД – 36 97%; СП – 0 0%; П – 1 3% Ср.гр детей:16,из них прошли диагностику:15 МД – 15 100% ; СП – 0 0%; П – 0 0% Ст.гр детей:12,из них прошли диагностику:12 МД – 11 92%; СП – 0 0%; П – 1 8% Пд.гр детей:10,из них прошли диагностику:10 МД – 10 100%; СП – 0 0%; П – 0 0%; | На конец 2014-2015уг Всего в ДОУ детей: 286 на углубленную диагностику детей: 37 из них прошли диагностику: 36, из них МД – 24 67%; СП – 12 33%; П – 0 0% Ср.гр детей: 16, из них прошли диагностику: 16 МД – 14 88% ; СП – 2 12%; П – 0 0% Ст.гр детей: 12, из них прошли диагностику: 12 МД – 7 58%; СП – 5 42%; П – 0 0% Пд.гр детей: 9, из них прошли диагностику: 8 МД – 3 38%; СП – 5 62%; П – 0 0%; |
Из 12 детей показавших на конец 2014-2015учебного года среднюю подвижность нервных процессов, 10 детей из старших и подготовительных групп.
По полученным результатам даны рекомендации администрации, родителям, воспитателям на учебный год, на летний период, по запросу проводилось консультирование.
Проводимая мной работа показывает, что подвижность нервных процессов у медлительных детей тренируема и улучшает качество жизни ребенка, а это свидетельствует о том, что тренировать подвижность нервных процессов у медлительных детей возможно и очень важно. Для этого взрослым необходимо проводить ежедневные игровые занятия в детском саду и дома в течение 10-15 минут с учетом возраста и эмоционального состояния.
Важно знать, что организация жизни медлительного ребенка требует выполнения условий: четкий режим дня, не проявлять спешки, не подстегивать ребенка, а подбадривать, разговаривать с ним спокойно, проводить занятия в игровой форме, использовать песочные часы, использовать игры для малоподвижных и медлительных детей и другое.
Если не жалеть того незначительного времени взрослым дома и в детском саду и учитывать особенности организации жизни медлительного ребенка, то адаптация медлительных детей к социуму будет протекать в благоприятном русле, что улучшит, в свою очередь, качество жизни медлительного ребенка.
Литература
1.Ахмедова С.А. Автореферат диссертации по теме "Физиологический анализ ассоциативной функции мозга детей дошкольного возраста с разным уровнем подвижности нервных процессов". Академия наук республики Узбекистан, Ташкент, 1995
2. Ахмедова Г.А. Психологическое сопровождение медлительного ребенка /Г.А. Ахмедова //журнал Наука и школа.-2011.-№11
3. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь, 3-е изд. 2008
4. Кольцова М.М. «Медлительные дети» СПб.: Речь, 2003.-96с
5. Ильина Е.П. теппинг – тест
6.ФГОС ДО http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
Страница из
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)...
Консультация для педагогов: «Совместная работа с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста» (из опыта работы учителя-логопеда Коцур Г. В.)
Консультация для педагогов...
педагогический час "Продуктивные формы работы с родителями детей дошкольного возраста" - из опыта работы
Материал поможет воспитателям при подготовке к МО...
Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы
Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...
Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)
В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...
«Реализация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделено воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек...
Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...