Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Соседовой Инны Ивановны на тему: "Адаптация детей раннего возраста к ДОУ".
статья (младшая группа) на тему
В работе представлена тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по адаптации и дезадаптации детей раннего возраста к ДОУ | 43.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
- «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ»
- воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 35 ст. Черноерковской
- муниципального образования Славянский район
2015г
Содержание
- Введение……………………………………………. 3
- Актуальность………..…………………………….. 3
Цель…………………………...…………………… 4
Организация процесса адаптации………………..4
- Теоретическая база опыта…………………………6
Работа с родителями………………………………..8
- Результативность……………………………………8
- Заключение…………………………………………..9
- Литература……………………………………….....10
1.Введение.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменно сложный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружают знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослыми. Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин.
Различают три варианта протекания адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.
Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.
Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.
Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
2. Актуальность работы
Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 часов и более, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды и т. д.
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: как, сделать привыкание ребенка к детскому саду максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.
Цель работы – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо, чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.
Для достижения поставленной цели следует выяснить, от чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?
- От возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 1 года до 2,5-3 лет.
- От состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
- От индивидуальных особенностей.
- От уровня тренированности адаптационных механизмов. Необходимо заранее создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения.
- От опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Чтобы успешно организовать процесс адаптации в первой младшей группе необходимо выделить три группы условий:
1. Создание пространственной предметно-развивающей среды.
Зона познавательной деятельности– способствует ознакомлению малыша с окружающим, математика, развитие речи: поделки-подарки из различных материалов, «сокровищницы» - чудесные мешочки, коробочки; предметы из различных материалов (мех, ткани и т.д.), предметы из разнообразных конусовых основ из 4-5 колец, книжный уголок, материал для элементарной экспериментальной деятельности и др.
Требование: материал, представленный в этой зоне должен быть функциональным, простым в изготовлении и быть легкодоступным для детей. Максимальный уровень размещения материала - рост ребенка + приподнятая рука.
Зона для художественного творчества - изобразительная деятельность, ручной труд: материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина).
Конструктивно-игровая зона - конструирование, игра: все виды конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, детские полиэтиленовые тазики для стирки, бросовый материал.
Требования: для расположения материала необходимо удобное место и большое пространство.
2. Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога.
- Хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста.
- Учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша.
- Ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду.
Для решения выделенных задач воспитателю необходимо активно реализовывать процесс самообразования:
- Знакомиться с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет.
- Принимать участие в методических мероприятиях.
- Активно сотрудничать с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт проведения адаптационной кампании в детском саду.
- Решать задачи педагогического мониторинга.
- Диагностическим инструментом становится метод наблюдения за ребенком. Анализ результатов наблюдения предполагает обмен информацией между воспитателями и родителями ребенка, обсуждение полученной информации со специалистами.
Сведения о развитии ребёнка, полученные в результате проведения систематических наблюдений, являются неотъемлемой основой для построения конструктивного взаимодействия между педагогами детского сада и семьями детей, что способствует активному вовлечению семьи и привлечению родителей к процессу принятия решений, касающихся всех аспектов развития их ребёнка.
3. Организация работы с родителями.
План работы:
1. Изучить специальную литературу по теме.
2. Определить задачи для реализации плана.
3. Пополнить материал для работы с родителями.
4.Разнообразить предметно - развивающую среду группы.
3. Теоритическая база опыта.
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского сада, в семье необходимо готовить его к поступлению в ДОУ. Детский сад является тем учреждением, которое может и должно дать родителям рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. К сожалению, родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят ребенка в группу. В условиях воспитания детей раннего возраста в детском саду индивидуальный подход к ребенку обуславливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. С другой стороны воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Не все дети, приходя в первый раз в группу, плачут. Многие дети идут в группу без боязни. Им все интересно. Они рассматривают окружающее, сами подходят к заинтересовавшей их игрушке. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже без беспокойства, проходят в группу. Они внимательно наблюдают за действиями, выполняют просьбу. И те и другие дети спокойно отпускают родителей.
Есть дети, которые быстро осваиваются в новой обстановке, находят сами себе занятие. И только при необходимости обращаются воспитателю. У этих детей заметна растерянность и беспокойство лишь в первые дни.
Бывает дети, приходя первый раз в детский сад, не хотят расставаться с мамой, в такой ситуации мама остается в группе на какое-то время. Ребенок чувствует себя спокойно и начинает обращать внимание на окружающее. После небольшого наблюдения, берет понравившуюся игрушку. С мамой он чувствует защищенность, опору. Все приходящие дети ведут себя по-разному. Особенности их поведения определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.
Можно выделить три группы детей.
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, ожидая от них внимания, ласки.
Вторая группа – это дети, у которых сформировалась потребность в общении со взрослыми.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях.
Плач при уходе близкого человека, отрицательное отношение к взрослым, к детям и бурная радость при встрече с мамой являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними. Дети глубоко переживают расставание с близкими, так как нет опыта общения с посторонними. Чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптация ребенка к детскому саду.
Дети отнесенные ко второй группе, до поступления в ДОУ приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Придя в группу, пока рядом воспитатель, ребенок спокоен, но он держится на расстоянии с другими детьми. Такие дети, в случае невнимания со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности.
У детей третьей группы выявляется потребность в активных самостоятельных действиях при общении со взрослыми.
Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает в рамках трех этапов:
Первый этап – потребность в общении с близкими взрослыми, как потребность в получении от них ласки, внимания.
Второй этап - потребность в общении со взрослыми, как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем.
Третий этап - потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
Дети первой группы должны пройти все три этапа. Их потребность в
ласке, внимании, просьбе взять их на руки т. д. Адаптация таких детей длительная, с осложнениями (20 дней до 2-3 месяцев.)
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10-20 дней).
Дети третьей подгруппы – конечный этап является первым, они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10 дней)
Если для поступившего ребенка будет правильно организована игровая деятельность и правильное общение с ним, привыкание его не только не задержится, но и не осложниться. Вот почему необходимо воспитателю знать не только характерные особенности детей, но и этапы их привыкания.
Работа с родителями.
В работе с родителями использую анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы, родительские собрания.
Стараюсь по мере возможности, знакомится с каждым ребенком до поступления его в детский сад. Узнаю особенности его развития и поведения. Проводя беседы с родителями будущих воспитанников, обращаю внимание на то, как важен для процесса привыкания режим дня ребенка в семье. Несовпадения домашнего режима с режимом ДОУ отрицательно влияет на состояние ребенка. Рассказываю о том, какое значение имеет то, как сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания. Часто приходя в детский сад, дети двух и трех летнего возраста не умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.
Проводя беседы с родителями, стараюсь корректно указать на характерные ошибки, даю совет, как отучить малыша от нежелательных привычек. Помочь своевременно сформировать необходимые навыки, полезные привычки. Приглашаю родителей посетить нашу группу с ребенком, чтобы они посмотрели, в каких условиях он будет находиться, знакомлю малыша с детьми, показываю игрушки, место для прогулок, занятий физкультурой.
- Результативность
С августа по сентябрь 2013 года в наше учреждение поступило 6 детей. В результате изучения течения адаптации детей младшей группы, были получены следующие данные: из 6 детей у 4 - лёгкая форма привыкания, 1 - средне – тяжёлая, 1- тяжёлая форма привыкания.
Дети, которые прошли лёгкую форму адаптации более самостоятельны, легко шли на контакт со взрослыми и сверстниками, менее привязаны к родителям.
Среди родителей проведено анкетирование по теме «Адаптировался ли ваш ребёнок к детскому саду». Данное анкетирование позволило подтвердить наблюдения по изменению детей за период адаптации.
Дети стали более самостоятельны, общительны идут на контакт со взрослыми, сверстниками в группе, играют в совместные игры, добавился словарный запас. В детский сад малыши идут с желанием - значит им здесь комфортно.
С августа по сентябрь 2014 года в наше учреждение поступило 6 детей. В результате изучения течения адаптации детей младшей группы, были получены следующие данные: 4 детей адаптировались в легкой форме, т.е. эти дети почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.
У 1 ребенка адаптация средней степени. Тяжелая адаптация – 1 ребенок, переболел 1- 2 раза; у него наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность. Но по истечению 2 месяца поведение нормализовалось и самочувствие улучшилось.
У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход. Был налажен тесный контакт с родителями. Проведен анкетный опрос родителей с целью того, чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду, подготовлена папка-передвижка по теме «Адаптация ребенка к детскому саду».
Итоги адаптации детей 1-й младшей группы 2013г.
В группе 12 детей
50% (6 детей) – ранее адаптированные;
8.3% (1 ребенок) – имеет тяжелую степень адаптации;
8.3% (1человек) – имеют среднюю степень адаптации;
33.4% (4человека) – имеют легкую степень адаптации.
Итоги адаптации детей 1-й младшей группы 2014г.
В группе 13 детей
53.2% (7 детей) – ранее адаптированные;
7.6% (1 ребенок) – имеет тяжелую степень адаптации;
7.6% (1 ребенка) – имеют среднюю степень адаптации;
30.6% (4 человек) – имеют легкую степень адаптации.
По результатам наблюдений и бесед с родителями были выделены основные трудности, адаптации детей к детскому саду:
- Несоответствие режимов (домашнего и группового);
- Несформированность культурно-гигиенических навыков;
- Незнание слов-запретов;
- Отсутствие навыков правильного и эффективного общения;
- Неумение занять себя.
5. Заключение.
Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.
Первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках, организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы:
- индивидуальные консультации;
- проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы;
- открытые детские праздники ДОУ;
- знакомство родителей с соответствующей литературой.
Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы работы по адаптации детей следующие:
1. Постепенное заполнение группы (прием 2–3 малышей в неделю).
2. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).
3. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
4. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
5. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Список литературы:
1. К. Ю. Белая Первые шаги (модель воспитания детей раннего возраста). ООО ЛИНКА_ПРЕСС, 2002г.
2. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) .- Изд.3-е.-Ростов на /Д: Феникс, 2008.- 186с.
3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста .- М., 1977
4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие- Воронеж, «Учитель», 2006.-236с
5. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-128с.-(Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
6. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: Практическое пособие – 2-е изд.-М., Айрис- пресс, 2006.-112с.
7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.- 5-е изд., стериотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 336с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: « Адаптация у детей раннего возраста »
Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что, живя в семье, в определенных сравнительно устойчивых условиях, реб...
Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой Александры Александровны на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру".
Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с № 35 ст. Черноерковской Кудиновой А. А. на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую игру"....
Опыт работы на высшую квалификационную категорию по теме: "Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием традиционных и современных логопедических технологий".
Выполнена в соответствии с ФГОС ДО...
Опыт работы по теме «Развитие чувства ритма как средство формирования слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с самого раннего возраста. Не является исключением и возможность ра...
Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...
Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад №30 «Ёлочка» Фролковой Надежды Ивановны на тему:«Развитие познавательных интересов детей 2-3 лет с помощью блоков Дьенеша»
Выступление воспитателя МБДОУ детский сад №30 «Ёлочка» Фролковой Надежды Ивановны на заседании районного методического объединения по развитию детей раннего возраста №3на тему: «...
Опыт работы Славновой Ю.А. воспитателя МАДОУ ЦРР № 27 "Росинка" г. о. Ступино Московской области Занятие для детей старшего возраста по аппликации «Цветик-семицветик»
Вовлекая детей в продуктивную деятельность – аппликацию, через художественную литературу, мы приобщаем их к умению слушать произведения, интересоваться ими, прививаем желание читать книги....