конспект НОД "Спасибо зима, что снега принесла"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Непосредственно - образовательная деятельность
«Спасибо зима, что снега принесла»
Возраст детей 6 – 7 лет
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация, Познание, Социализация, Здоровье, Художественное творчество.
Тип непосредственно-образовательной деятельности: обобщение-закрепление.
Цель: расширение и закрепление знаний детей о зиме и зимних явлениях.
Программные задачи:
Образовательные:
обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; учить подбирать однокоренные слова; обогащать и активизировать словарный запас детей; понимание и употребление в речи слов – синонимов; познакомить с природным явлением «снегопад», причинами его возникновения;
Развивающие:
способствовать развитию памяти, внимания, воображения, логического мышления, творческих способностей;
Воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любовь к родной природе, отображать представление в изобразительной деятельности, умение дружно работать в коллективе.
Планируемые результаты: имеет представление о красоте зимней природы; умеет поддерживать беседу; сопровождает творческо – познавательные игры эмоциональной речью, активно занимается словотворчеством, проявляет творчество и фантазию в изобразительной детской деятельности.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и беседы о зиме, зимних явлениях, зимних развлечениях, наблюдение на прогулке за зимними явлениями, чтение художественной литературы, разгадывание загадок.
Материалы: снежинка, картинка – загадка, мультимедийная презентация, снежок, салфетки бумажные белые, запись музыки «Танец снежинок» из произведения «Щелкунчик», бумага для рисования, кисточки, гуашь голубого цвета, стаканчики для воды, салфетки
Содержание организованной деятельности:
- Добрый день, добрый час.
Как я рада видеть вас.
Вправо – влево повернулись
И друг другу улыбнулись!
Воспитатель обращает внимание детей на снежинку за окном.
- Кто ее мог прислать? (Снегурочка, Дед Мороз, Снежная королева, Снеговик…)
- Ребята, я думаю, это Снеговик, которого мы слепили на прогулке. Он еще приготовил вам загадку. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какого предмета не хватает?
Снежинка, санки, снеговик;
Снеговик, снежинка, санки;
Санки, снеговик, …
? |
- Правильно, снежинки. Посмотрите на картинку – санки, снеговик, снежинка, значит о каком времени года пойдет речь?
- Правильно, о зиме. Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
- Ребята, вы любите зиму? Я люблю. За то, что она снежная. А вы за что? Еще я люблю за то, что можно кататься на коньках. А вы за что?
- А без чего не бывает зимы? (Без снега)
- Зимой, действительно все покрыто снегом. Какой бывает снег? (белый, пушистый, серебристый, скрипучий, рыхлый и т.д.)
- А что можно сказать про зиму, какая она? (снежная, холодная, суровая, морозная, ветреная, лютая, студеная…)
- Давайте разделимся на команды и поиграем в игру «Придумай слово».
Команда девочек подбирает однокоренные слова к слову зима (зимний, зимушка, зимовать, зимовье, перезимовать, зимник…), а команда мальчиков подбирает однокоренные слова к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, подснежник, снегирь…) За каждое названное слово команда получает снежинку.
- Все старались, и снежинок получилось поровну.
- Посмотрите, ребята, сколько от слова снег произошло много других слов. Давайте поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы добавляйте слова, связанные со словом «снег»:
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…(Снег.)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые…(Снежинки.)
На поселки, на лужок
Все снижается…(Снежок.)
Вот веселье для ребят –
Все сильнее…(Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …(Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился …(Снеговик.)
Рядом снежная фигурка –
Эта девочка - …(Снегурка.)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой …(Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил …(Снег.)
- Ребята, а чем вы любите заниматься зимой на улице? (ответы детей)
-Правильно, зима - веселое время для детских забав. Посмотрите на картинки, и расскажите, чем занимаются дети? (Показ слайдов «Зимние забавы» и ответы детей)
- Дети катаются на лыжах;
- Дети катаются на коньках;
- Дети лепят снеговика;
- Дети катаются на санках с горки;
- Дети играют в снежки.
- Я вам тоже предлагаю поиграть в игру «Снежки». Я буду бросать волшебный снежок и говорить слово. А вы должны сказать это слово ласково и бросить снежок мне. (снег – снежок, зима – зимушка, метель – метелица, снеговик – снеговичок, ветер – ветерок, сосулька – сосулечка, облако – облачко, лед – ледок, снежинка – снежиночка и т.д.)
- Столько зимних слов мы сказали, что даже холодно стало, давайте погреемся.
Физкультминутка:
Ручки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем,
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются.
Губки улыбаются.
(Дети выполняют соответствующие движения)
- Согрелись? А теперь скажите мне, почему мы не замерзаем на улице? Ведь зима морозная, холодная? (Надеваем теплую одежду)
Словесная игра «Это правда или нет?»
- Это правда или нет, что валенки надевают на руки?
- Это правда или нет, что шарфик мы надеваем на шею?
- Это правда или нет, что зимой мы ходим босиком?
- Это правда или нет, что шапка защищает наши уши и головы от холода?
- Это правда или нет, что варежки или перчатки мы надеваем на ноги?
- Вы много знаете о зиме, поэтому загадку эту вы легко отгадаете:
Белые звездочки с неба упали,
Мне на ладошку легли и пропали. (Снежинки)
– Правильно, снежинки. Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой!
Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!
Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко- высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе – это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздухе. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды превращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
– А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? (Ответы детей). Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи. Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: Возьмите салфетку за уголок и попробуйте подуть на неё, вдох делаем через нос, а выдох через рот, чтобы салфетки у нас слегка взлетали и опустились на ковёр. Это у нас будут большие хлопья снега.
- А сейчас мы с вами превратимся в художников и нарисуем снежинки, только помните, что нет одинаковых снежинок, они все разные.
Вокруг себя повернитесь
И в художников превратитесь.
Дети рисуют снежинки. Во время рисования звучит музыка «Танец снежинок» из произведения П.И. Чайковского «Щелкунчик».
-Посмотрите, какие красивые снежинки у вас получились. Что нового вы узнали о них? Какие снежинки вам больше понравились? (обсуждение детских работ)
- Молодцы, ребята, очень много вы знаете о зиме. Как можно поблагодарить зиму? Хочется сказать: «Спасибо зима, что снега принесла».
Литература
- Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (7)
- Детский сад. Все для воспитателя! №1 (25) январь 2014
- Развитие речи: конспекты занятий в подготовительной группе
авт.-сост. Л. Е. Кыласова. - Волгоград: Учитель, 2008. 332с.
- Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя лет. сада / А.К. Бондаренко - 2-е изд., дораб. - Мл Просвещение, 1991. - 160 с.
- Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД «Пришла в гости Зима, много снега принесла» Образовательная область: художественное творчество ранний возраст
Программное содержание:«Художественное творчество»· Формировать умение детей рисовать красками способом «примакивания» используя кисть.·...
Пальчиковые игры " Ах ты зимушка зима, сколько снега принесла"
Интересные пальчиковые игры для любого возраста....
Пальчиковые игры " Ах ты зимушка зима, сколько снега принесла"
Интересные пальчиковые игры для любого возраста....
Конспект занятия "Зима. Свойства снега" по развитию речи во второй младшей группе
Цель: создание условий для развития речи детей Задачи:- закреплять знания детей о приметах зимы; познакомить со свойствами снега;- обогащать и активизировать словарь детей:• существительные...
Конспект занятия "Вот зима пришла, много снега принесла"
Цель:Создание условий для развития представлений у детей о признаках времени года - зиме.Задачи:- формировать умения замечать изменение в природе;- развивать умения внимательно рассматривать сюжетную ...
Конспект интегрированного занятия для детей первой младшей группы «Зима пришла — снег с собою принесла»
Задачи: Обогащать представления детей о времени года «зима», закреплять признаки зимы (снег белый и холодный, падает на землю, деревья, дома). ...