Конспект образовательной ситуации по познавательному экспериментированию в средней группе Тема: Волшебник - воздух
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Конспект разрботан на основе деятельностного подхода Л.Г.Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dlya_konkursa_volshebnik_-_vozduh.doc37 КБ

Предварительный просмотр:


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85 комбинированного вида» города Орла

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному экспериментированию в средней группе

Тема: Волшебник - воздух

 

Подготовила: воспитатель

Князева Ю.В.

19.11.2014

Орел, 2014


Цель: воспитывать интерес к экспериментированию.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие: познакомить детей со свойствами воздуха ( легкий, прозрачная, без запаха, невидимый). Формировать представление о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, обобщать, анализировать.
Речевое развитие: развивать речь и обогащать словарный запас детей.
Социально- коммуникативное: воспитывать у детей умение слушать воспитателя, сверстников.
Художественно- эстетическое: упражнять детей создавать образ веточки нетрадиционным методом рисования ( при помощи трубочки), равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа.
Физическое развитие: развивать двигательную активность детей.
Методы и приёмы: практические: создание художественного продукта, опыты, экспериментирование, физкультминутка, подвижная игра, сюрпризный момент.
Словесные: беседа, объяснения, вопросы к детям, словесная игра, загадывание загадки. Оборудование: игрушка – Незнайка; 2 шара воздушных разрисованных (1 большой весёлый, 1 маленький грустный) ; ватные шарики, прозрачные стаканы, трубочки, салфетки; мыльные пузыри; волшебная палочка; альбомные листы, гуашь, полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

Планируемый результат: дети познакомились со свойствами воздуха (легкий, прозрачная, без запаха, невидимый); у детей сформировались представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;  дети упражнялись в развитии мыслительных операций: сравнивали, обобщали, анализировали; развивали речь и обогащали словарный запас;  дети учились создавать образ веточки нетрадиционным методом рисования (при помощи трубочки), равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа; дети упражнялись в  двигательной активности.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в игровую ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

Любите ли вы ходить в гости?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а давайте сегодня мы с вами отправимся в гости к Незнайке.

А вот и он. Почему ты такой грустный?

Незнайка показывает два шарика. Он не понимает почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный. ( на шариках нарисованы рожицы: веселый и грустный)

Ребята вы хотите помочь Незнайке?

Сможете?

2. Актуализация знаний

2.1. Игра «Большой и маленький шарик»

Дидактические задачи: 

1) актуализировать  представления детей о свойствах воздуха;

2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение;

3) развивать память, речь;

4)обогащать и активизировать словарь детей: большой, маленький;

Дети стоят полукругом возле воспитателя.

Как вы  думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?

 (Дети предлагают разные версии).

 Вывод: шарик с дулся.

Воспитатель: Давайте, ребята, развеселим Незнайку. Покажем ему, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять).

А теперь покажем какой у него маленький шарик (щёчки втянуть) .

Ребята, почему же Незнайка опять грустный? (Ему нужно помочь)

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и весёлым?

Дети: Шарик надо надуть (Добиваться полного ответа детей) .

Воспитатель: Вот, видишь Незнайка какие ребята, они всегда всем помогают и тебе помогут.

А пока посиди и послушай загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это?

Ответы детей.

Ребята, что будет внутри шарика, если мы его надуем? (Воздух)

Воспитатель: Тогда, какой будет у нас шарик? (Воздушный шарик).

Как воздух попадает в шарик? (Ответы детей)

Воспитатель: Его выдыхают (показ выдоха воспитателем)

А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть.

А где мы берём воздух, когда вдыхаем?

(Дети предлагают свои варианты) .

3. Затруднение в игровой ситуации

3.1. Игра «Поймай воздух»

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для  понимания того, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3) тренировать мыслительные операции анализа и сравнения, развивать логическое мышление, речь;  

4) воспитывать дружеские отношения между детьми.

Раз воздух находится вокруг нас, давайте мы его поймаем с помощью пакетов.

Детям раздаются маленькие целлофановые пакеты.

Ребята захватывают воздух пакетами и зажимают  отверстия.

Воспитатель обращает внимание детей на объем пакетов, они плотные. Откройте пакет и посмотрите. Что вы видите?  (ответы детей)

А кто сможет объяснить Незнайке, почему мы не видим ничего в пакете?

Дети затрудняются с ответом.

Почему мы не смогли объяснить Незнайке? (потому, что мы не знаем как выглядит воздух  — он какой невидимый).

Что находится внутри пакетов? ( воздух)

3.2. Игра «Сдуй комочек»

Дидактические задачи:  развитие целенаправленной воздушной струи

Воспитатель: Вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот.

А сейчас положите на ладонь белый комочек и выдохните быстро на неё воздух.

Что произошло? (ответы детей)

Дети: Комочек упал (другие варианты) .

Воспитатель: А что помогло комочку упасть?

Какой у нас воздух волшебный, он движется.

Хотите, поиграем с нашим волшебным воздухом.

Физкультминутка «Превращение»

Дидактические задачи:

1) организовать активный отдых детей;

2) развивать воображение;

3) способствовать действовать по образцу.

Сейчас, я вас превращу в воздух.

Моя волшебная палочка поможет мне в этом.

Кручу, верчу, моих деток в воздух превращу!

Дую быстро, быстро «у-у-у», воздух двигается быстро.

Дую медленно, воздух двигается медленно. (Повтор 2 раза)

А сейчас, кручу, верчу, воздух в деток превращу!

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух? (Нет)

Если вы его не видите, значит, он какой?

Дети: Невидимый (полный ответ: воздух невидимый) .

4. Открытие нового знания

4.1. Игра «Легкий воздух»

Дидактические задачи:

1) сформировать представление о воздухе его свойствах, объяснить, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания затруднения способом «спросить у того, кто знает»;

3) закрепить умение определять и называть свойства воздуха;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.

Воспитатель: Вот Незнайка говорит, и правда воздух-волшебник: невидимый, движется. Уж очень хочет Незнайка, увидеть волшебника.

А вы, ребята, хотите увидеть воздух. Где же может быть воздух?

Воспитатель: Давайте пройдёмся, может увидим воздух. (по группе идём, пытаясь увидеть воздух).

Что нужно делать, если чего то не знаешь?

Спросить у того кто знает?

 Почему, мы не видим воздух?

Давайте спросим у Незнайке.

Вот Незнайка говорит, что воздух есть в стакане. Как вы думаете, в стакане воздух есть? (Дать детям возможность убедиться, есть ли в стакане воздух) .

А давайте проверим!

Опыт: пустой стакан перевернуть и опустить в таз с водой так, чтобы он не смог заполняться водой.

Воспитатель: Почему вода не проходит в стакан?

Что нужно делать, если чего то не знаешь?

Спросить у того кто знаете

Давайте спросим у Незнайке.

Правильно его не пускает воздух.

Вывод: в стакане был воздух.  

5. Включение нового знания в систему знаний

5.1. Игра «Волшебные трубочки»

Дидактические задачи:тренировать мыслительные операции

1) сформировать умение выделять свойства воздуха;

2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать воображение, речь.

Воспитатель: Ребята, что будет, если опустить трубочку в стакан с водой и выдохнуть воздух в трубочку? Давайте увидим! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку.

Что вы сейчас будете делать?

Как будете выполнять задание?

Что увидели в воде? (Пузырьки – воздух)

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы ребята.

А подумайте и скажите, зачем нам нужен воздух? (ответы детей)

Да ребята, воздух нам нужен чтобы дышать.

А вот, Незнайка говорит, что обойдётся без воздуха.

Воспитатель: Дети, покажем Незнайке, что мы не можем жить без воздуха?

Давайте вместе закроем ротик и зажмём носик пальчиками. (Проводится опыт)

Ребята, что скажите? Прав ли был Незнайка? (нет)

Вывод: без воздуха мы не можем дышать.

5.2. Игра «Развесили Незнайку»

Дидактические задачи:

1) закрепить умение выделять свойства воздуха;

2) развитие целенаправленной воздушной струи;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь.

Воспитатель: Ребята нам только, осталось развеселить Незнайку.

Давайте мы ему покажем как можно рисовать с помощью воздуха и красок.

Воспитатель показывает как с помощью трубочки можно раздуть каплю воды, чтобы получилась веточка.

Что вы сейчас будете делать?

Как будете выполнять задание?

Дети пробуют раздувать с помощью трубочки каплю воды и показывают незнайке что у них получилось.

6. Итог занятия

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

Где вы сегодня были?

Кому смогли помочь?

Что вы, можете сказать про воздух?

Воспитатель: Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе.

Итог: Невидимый, движется, легкий, он везде окружает нас, он волшебный.

Ребята, Незнайка говорит вам спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе волшебнике и дарит всем мыльные пузыри. А ещё он отдаёт вам этот большой, весёлый, воздушный шар. (Ребята благодарят, прощаются. После занятия дети надувают мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непрерывная образовательная деятельность с элементами экспериментирования в средней группе «Свойства воздуха» с использование игровых технологий

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Задачи:Образовательные: Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элем...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебник - воздух»

Совершенствовать представления детей о свойствах воздуха;Уточнить знания детей и подводить к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий и движется;Развивать у детей...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебник- воздух»

Програм                            Программное  содержание- развивать представления детей о  свойствах воздуха;- помогат...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебник – воздух»

Конспект занятия в средней группе «Волшебник – воздух»...