Конспект образовательной ситуации по познавательному экспериментированию в средней группе Тема: Волшебник - воздух
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Конспект разрботан на основе деятельностного подхода Л.Г.Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_konkursa_volshebnik_-_vozduh.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85 комбинированного вида» города Орла
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному экспериментированию в средней группе
Тема: Волшебник - воздух
Подготовила: воспитатель
Князева Ю.В.
19.11.2014
Орел, 2014
Цель: воспитывать интерес к экспериментированию.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие: познакомить детей со свойствами воздуха ( легкий, прозрачная, без запаха, невидимый). Формировать представление о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, обобщать, анализировать.
Речевое развитие: развивать речь и обогащать словарный запас детей.
Социально- коммуникативное: воспитывать у детей умение слушать воспитателя, сверстников.
Художественно- эстетическое: упражнять детей создавать образ веточки нетрадиционным методом рисования ( при помощи трубочки), равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа.
Физическое развитие: развивать двигательную активность детей.
Методы и приёмы: практические: создание художественного продукта, опыты, экспериментирование, физкультминутка, подвижная игра, сюрпризный момент.
Словесные: беседа, объяснения, вопросы к детям, словесная игра, загадывание загадки. Оборудование: игрушка – Незнайка; 2 шара воздушных разрисованных (1 большой весёлый, 1 маленький грустный) ; ватные шарики, прозрачные стаканы, трубочки, салфетки; мыльные пузыри; волшебная палочка; альбомные листы, гуашь, полиэтиленовые пакеты по количеству детей.
Планируемый результат: дети познакомились со свойствами воздуха (легкий, прозрачная, без запаха, невидимый); у детей сформировались представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе; дети упражнялись в развитии мыслительных операций: сравнивали, обобщали, анализировали; развивали речь и обогащали словарный запас; дети учились создавать образ веточки нетрадиционным методом рисования (при помощи трубочки), равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа; дети упражнялись в двигательной активности.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в игровую ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
Любите ли вы ходить в гости?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а давайте сегодня мы с вами отправимся в гости к Незнайке.
А вот и он. Почему ты такой грустный?
Незнайка показывает два шарика. Он не понимает почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный. ( на шариках нарисованы рожицы: веселый и грустный)
Ребята вы хотите помочь Незнайке?
Сможете?
2. Актуализация знаний
2.1. Игра «Большой и маленький шарик»
Дидактические задачи:
1) актуализировать представления детей о свойствах воздуха;
2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение;
3) развивать память, речь;
4)обогащать и активизировать словарь детей: большой, маленький;
Дети стоят полукругом возле воспитателя.
Как вы думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?
(Дети предлагают разные версии).
Вывод: шарик с дулся.
Воспитатель: Давайте, ребята, развеселим Незнайку. Покажем ему, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять).
А теперь покажем какой у него маленький шарик (щёчки втянуть) .
Ребята, почему же Незнайка опять грустный? (Ему нужно помочь)
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и весёлым?
Дети: Шарик надо надуть (Добиваться полного ответа детей) .
Воспитатель: Вот, видишь Незнайка какие ребята, они всегда всем помогают и тебе помогут.
А пока посиди и послушай загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это?
Ответы детей.
Ребята, что будет внутри шарика, если мы его надуем? (Воздух)
Воспитатель: Тогда, какой будет у нас шарик? (Воздушный шарик).
Как воздух попадает в шарик? (Ответы детей)
Воспитатель: Его выдыхают (показ выдоха воспитателем)
А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть.
А где мы берём воздух, когда вдыхаем?
(Дети предлагают свои варианты) .
3. Затруднение в игровой ситуации
3.1. Игра «Поймай воздух»
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для понимания того, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализа и сравнения, развивать логическое мышление, речь;
4) воспитывать дружеские отношения между детьми.
Раз воздух находится вокруг нас, давайте мы его поймаем с помощью пакетов.
Детям раздаются маленькие целлофановые пакеты.
Ребята захватывают воздух пакетами и зажимают отверстия.
Воспитатель обращает внимание детей на объем пакетов, они плотные. Откройте пакет и посмотрите. Что вы видите? (ответы детей)
А кто сможет объяснить Незнайке, почему мы не видим ничего в пакете?
Дети затрудняются с ответом.
Почему мы не смогли объяснить Незнайке? (потому, что мы не знаем как выглядит воздух — он какой невидимый).
Что находится внутри пакетов? ( воздух)
3.2. Игра «Сдуй комочек»
Дидактические задачи: развитие целенаправленной воздушной струи
Воспитатель: Вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот.
А сейчас положите на ладонь белый комочек и выдохните быстро на неё воздух.
Что произошло? (ответы детей)
Дети: Комочек упал (другие варианты) .
Воспитатель: А что помогло комочку упасть?
Какой у нас воздух волшебный, он движется.
Хотите, поиграем с нашим волшебным воздухом.
Физкультминутка «Превращение»
Дидактические задачи:
1) организовать активный отдых детей;
2) развивать воображение;
3) способствовать действовать по образцу.
Сейчас, я вас превращу в воздух.
Моя волшебная палочка поможет мне в этом.
Кручу, верчу, моих деток в воздух превращу!
Дую быстро, быстро «у-у-у», воздух двигается быстро.
Дую медленно, воздух двигается медленно. (Повтор 2 раза)
А сейчас, кручу, верчу, воздух в деток превращу!
Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух? (Нет)
Если вы его не видите, значит, он какой?
Дети: Невидимый (полный ответ: воздух невидимый) .
4. Открытие нового знания
4.1. Игра «Легкий воздух»
Дидактические задачи:
1) сформировать представление о воздухе его свойствах, объяснить, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;
2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
3) закрепить умение определять и называть свойства воздуха;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.
Воспитатель: Вот Незнайка говорит, и правда воздух-волшебник: невидимый, движется. Уж очень хочет Незнайка, увидеть волшебника.
А вы, ребята, хотите увидеть воздух. Где же может быть воздух?
Воспитатель: Давайте пройдёмся, может увидим воздух. (по группе идём, пытаясь увидеть воздух).
Что нужно делать, если чего то не знаешь?
Спросить у того кто знает?
Почему, мы не видим воздух?
Давайте спросим у Незнайке.
Вот Незнайка говорит, что воздух есть в стакане. Как вы думаете, в стакане воздух есть? (Дать детям возможность убедиться, есть ли в стакане воздух) .
А давайте проверим!
Опыт: пустой стакан перевернуть и опустить в таз с водой так, чтобы он не смог заполняться водой.
Воспитатель: Почему вода не проходит в стакан?
Что нужно делать, если чего то не знаешь?
Спросить у того кто знаете
Давайте спросим у Незнайке.
Правильно его не пускает воздух.
Вывод: в стакане был воздух.
5. Включение нового знания в систему знаний
5.1. Игра «Волшебные трубочки»
Дидактические задачи:тренировать мыслительные операции
1) сформировать умение выделять свойства воздуха;
2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать воображение, речь.
Воспитатель: Ребята, что будет, если опустить трубочку в стакан с водой и выдохнуть воздух в трубочку? Давайте увидим! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку.
Что вы сейчас будете делать?
Как будете выполнять задание?
Что увидели в воде? (Пузырьки – воздух)
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы ребята.
А подумайте и скажите, зачем нам нужен воздух? (ответы детей)
Да ребята, воздух нам нужен чтобы дышать.
А вот, Незнайка говорит, что обойдётся без воздуха.
Воспитатель: Дети, покажем Незнайке, что мы не можем жить без воздуха?
Давайте вместе закроем ротик и зажмём носик пальчиками. (Проводится опыт)
Ребята, что скажите? Прав ли был Незнайка? (нет)
Вывод: без воздуха мы не можем дышать.
5.2. Игра «Развесили Незнайку»
Дидактические задачи:
1) закрепить умение выделять свойства воздуха;
2) развитие целенаправленной воздушной струи;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь.
Воспитатель: Ребята нам только, осталось развеселить Незнайку.
Давайте мы ему покажем как можно рисовать с помощью воздуха и красок.
Воспитатель показывает как с помощью трубочки можно раздуть каплю воды, чтобы получилась веточка.
Что вы сейчас будете делать?
Как будете выполнять задание?
Дети пробуют раздувать с помощью трубочки каплю воды и показывают незнайке что у них получилось.
6. Итог занятия
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
Где вы сегодня были?
Кому смогли помочь?
Что вы, можете сказать про воздух?
Воспитатель: Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе.
Итог: Невидимый, движется, легкий, он везде окружает нас, он волшебный.
Ребята, Незнайка говорит вам спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе волшебнике и дарит всем мыльные пузыри. А ещё он отдаёт вам этот большой, весёлый, воздушный шар. (Ребята благодарят, прощаются. После занятия дети надувают мыльные пузыри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе "Волшебник - воздух".
Конспект занятияпо экспериментированию ...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе "Волшебник - воздух".
Занятие по окружающему миру в средней группе....
Непрерывная образовательная деятельность с элементами экспериментирования в средней группе «Свойства воздуха» с использование игровых технологий
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Задачи:Образовательные: Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элем...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебник - воздух»
Совершенствовать представления детей о свойствах воздуха;Уточнить знания детей и подводить к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий и движется;Развивать у детей...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебник- воздух»
Програм Программное содержание- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогат...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебник – воздух»
Конспект занятия в средней группе «Волшебник – воздух»...