Цикл занятий "Учимся по сказке"
рабочая программа по теме
"Я и мои эмоции", "Учимся по сказке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.5 КБ |
![]() | 37.43 КБ |
![]() | 821.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Я и мои эмоции
Задачи:
- Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивления, страхе, гневе, горе, интересе.
- Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.
- Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).
- Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).
- Расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая сравнивать их.
- Учить понимать свои чувства и чувства других людей, рассказывать об этом.
- Учить контролировать свои эмоции.
Содержание занятий:
Тема: «Радость».
Цель: Познакомить детей с эмоцией радости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать веселое настроение людей.
- Прослушивание веселой музыки.
- Чтение стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на братца» (беседа по содержанию стих-я, демонстрируется изображение веселой девочки и пиктограмма «Радость»).
- Упражнение «Зеркало» (дети по очереди смотрят в зеркало, изображая радость).
- Игра «Клоун -Тяп - Ляп» (дети играют с шариком).
- Этюд «Золотые капельки» (как приятен теплый дождик! Выразительные движения: голову запрокинуть, плечи опустить, нежная улыбка).
- Этюд «Цветок» (выразительные движения: присесть на корточки, голову и руки опустить, затем поднять голову, распрямить корпус, встать, руки медленно поднять в стороны - цветок расцвел. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены).
- Рисунок «Оживи кружочки» (пиктограмма «Радость»).
Тема: «Удивление».
Цель: Познакомить детей с эмоцией удивления; учить их передавать данное эмоциональное состояние, используя различные эмоциональные средства; учить эмоционально воспринимать удивленное настроение людей; развивать умение чувствовать чужое настроение и сопереживать окружающим.
- Чтение стих-я А.Барто «Купание» (беседа по содержанию).
- Рассматривание пиктограммы «Удивление» и изображение удивленных людей.
- Упражнение «Зеркало».
- Этюд «Удивление» (мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты).
- Упражнение «Тренируем эмоции» (улыбнитесь как кот на солнце и т.п., удивитесь, как ребенок, который увидел слона и т.п.).
- Рисунок «Оживи кружочки» (пиктограмма «Удивление»).
Тема: «Страх».
Цель: Познакомить детей с эмоцией страха; учить их передавать это эмоциональное состояние; учить эмоционально воспринимать это состояние у других людей; помогать детям осознавать и преодолевать страх.
- Чтение стих-я «Тили-бом» (беседа по содержанию, рассматривание пиктограммы «Страх» и изображений испуганных зверей.).
- Упражнение «Зеркало».
- Игра «Медвежонок» (медвежонок спит, дети вокруг него водят хоровод. Медвежонок просыпается и догоняет детей. Дети прячутся за стульчики, затем детям предлагается выбрать пиктограмму страха из трех пиктограмм).
- Упражнение «Тренируем эмоции» (улыбнись как.., удивись как..., испугайся как...).
- Этюд «Лисенок боится».
- Рисунок «Оживи кружочки» (рисуют по показу педагога лицо испуганного человека).
- Упражнение «У страха глаза велики» (играем со страхом. Представьте, что у вас большой страх (дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза (изображают большие, круглые глаза при помощи рук). Но теперь страх уменьшился (дети сдвигают руки). А за тем страх исчезает (пожимают плечами и в недоумении разводят руками). Улыбаются друг другу).
Тема: «Гнев».
Цель: Познакомить детей с эмоцией гнева; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально приемлемыми способами; знакомить со способами снятия негативных настроений.
- Чтение отрывка из сказки «Три медведя» (разыгрывание отрывка, где сердятся медведи).
- Упражнение «Зеркало» (рассматривание пиктограммы и рисунка с изображением злого мальчика, выполнение мимического упр-я перед зеркалом).
- Игра «Выбиваем пыль».
- Упражнение «Тренируем эмоции» (задания по выбору педагога).
- Рисунок «Оживи кружочки» (задание выполняется по показу педагога).
- Игра «Тух-тиби-тух» (заклинание против плохого настроения. Дети ходят по комнате ни с кем не разговаривая, как только захочется поговорить останавливаются напротив одного из детей и сердито говорят волшебное слово «ТУХ-тиби-тух!»).
Тема: Горе.
Цель: Познакомить детей с эмоцией горе; учить передавать это эмоциональное состояние; учить эмоционально воспринимать грустное настроение людей; знакомить со способами снятия негативных настроений.
- Чтение сказки «Теремок» (беседа по содержанию).
- Упражнение «Зеркало» (рассматривание пиктограммы горе и изображений грустных людей. Изображение грусти перед зеркалом).
- Этюд «Стрекоза замерзла» (мимика: приподнять и сдвинуть брови, стучать зубами).
- Упражнение «Тренируем эмоции» (чтение стих-я А.Барто «Встреча» и подбор пиктограмм).
- Рисунок «Оживи кружочки» (используется одновременный показ педагога).
Тема: Наши эмоции
Цель: Продолжить знакомство детей с эмоциями радости, горя, удивления, страха, гнева. Закрепить полученные на занятиях знания и умения. Расширить представления детей об эмоциях, продолжить развивать воображение.
- Знакомство с гномами.
- Игра «Кубик» (педагог бросает кубик, на каждой стороне которого нарисовано лицо, выражающее какое-либо настроение. Ребенок изображает настроение соответствующее выпавшему).
- Упражнение «Выбери такое же настроение» (каждому ребенку дается пиктограмма, ребенок находит соответствующую картинку).
- Игра «Хоровод» (дети идут по кругу, когда зазвонит колокольчик дети выполняют задания педагога, показать веселого зайчика, испуганную мышку и т.д.).
- Игра «Волны» (включается запись шума моря. Детям даются ленточки и они изображают настроение волн).
- Игра «Зеркало» (гимнастика для лица: педагог показывает какое-то настроение, дети определяют его, называют и, как зеркало повторяют).
- Этюд «Разные настроения» (педагог читает стих-е, а дети изображают настроения, описанные в тексте).
- Игра «Облако» (во время чтения предъявляются карточки с изображениями облаков с разными настроениями).
- Нарисуй облако.
Предварительный просмотр:
Учимся по сказке
Задачи:
- Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе.
- Формировать у детей умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.
- Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый, и т.д.).
Организация занятий:
Занятия по работе со сказкой проходят индивидуально или по подгруппам. Продолжительность занятий составляет 15-20 минут, однако при сильной положительной мотивации занятие может продолжаться до 30 минут. После завершения программы можно с детьми поставить сказку. В ходе подготовки к спектаклю дети могут использовать полученные знания и умения, продемонстрировать зрителям свои достижения.
Для реализации поставленных задач применяются следующие методические приемы: беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами; словесные, настольно-печатные и подвижные игры; рисование сказки; проигрывание.
Основные этапы работы над сказкой:
- Знакомство с персонажами сказки.
- Знакомство с главным героем сказки.
- Первичное рассказывание сказки.
- Вторичное рассказывание сказки.
- Анализ сказки.
- Стимулирование «подсказок» детьми. Повторное рассказывание сказки педагогом.
- Совместное рассказывание сказки педагогом и ребенком.
- Проведение игр.
Тематический план
№ нед. | Тема | Содержание |
1. | Знакомство с персонажами сказки. | Обратить внимание ребенка на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), звукоподражание, форму передвижения. |
2. | Закрепление. | Характеристики героев (величина, цвет, форма, основные части). Конструирование из палочек, объемных и плоскостных фигур. |
3. | Первичное рассказывание сказки. | Главная цель - установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания на эмоции педагога. |
4. | Вторичное рассказывание сказки с использованием мнемокарты. | Цель: обратить внимание на персонажей сказки и последовательность появления и каждого. |
5. | Анализ сказки. | Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки. |
6. | Повторное рассказывание сказки. | Стимулирование детских «подсказок». |
7. | Совместное рассказывание сказки: педагоги ребенок. | Фланелеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки. |
8. | Проведение игры-импровизации с ребенком. | Игра «Угадай, о ком я рассказала». Цель: Узнавать персонажей сказки по словесному описанию. |
9. | Закрепления содержания сказки. | Игра «Веселый-грустный» и др. Цель: учить понимать эмоциональное состояние сказочных героев. |
10. | Закрепление содержания сказки. | Игра «Расскажем сказку вместе». Настольный театр. Цель: формировать навыки речевого общения. |
Сказка «Курочка Ряба».
Цель: Совершенствовать мелкую и общую моторику; пересказывать совместно со взрослым фрагменты сказки; развивать зрительное и слуховое восприятие детей; соотносить предметы по признакам формы, величины, цвета. Воспитывать умение подражать
Игры:
- Игра «Запомни и расскажи» (педагог задает вопрос по содержанию сказки и предлагает выбрать персонаж (картинку) необходимый для ответа).
- Игра «Покормим курочку» (перекладывание фасоли (гороха) в миску).
- Подвижная игра «Курочка-хохлатка».
- Игра «Подуем на перышко» (развитие речевого дыхания).
- Конструирование из палочек «Перышко».
- «Лабиринт». Работа с картинкой (развитие зрительного внимания - найти ту дорожку, по которой баба может дойти до корзинки и т.д.).
- Развитие сенсорного восприятия (предложить детям рассмотреть сюжетную картинку «Две бабы» и рассказать о том, кто нарисован на картинке).
Сказка «Репка».
Цель: Совершенствовать мелкую моторику ребенка, выполнять точные движения пальцами ведущей руки. Продолжать развивать зрительное и слуховое внимание. Воспитывать умение подражать.
Игры:
- «Да - нет» (педагог показывает ребенку по очереди картинки с изображением героев сказки. Просит ребенка глядя на фигурку, правильно ответить на вопрос: «да» или «нет». Например: «Это мышка?»).
- «Кто сначала, кто потом» (попросить ребенка, глядя на картинку, ответить на вопросы: Кто стоит впереди? и т.д.).
- Развитие грамматики (показать ребенку предметные картинки и попросить рассказать, что где нарисовано (репка - репки, огурец - огурцы и т.д.)).
- «Кого не стало?» (ребенок отворачивается, педагог в этот момент убирает одну фигурку).
- «Мал, мала меньше». Развитие сенсорных представлений (поставить картинки - репки в ряд от самой большой до самой маленькой).
- «Загадки - отгадки».
- «Что где лежит?» (сюжетная картинка).
- Драматизация сказки.
Сказка «Колобок».
Цель: Продолжать совершенствовать мелкую моторику детей. Учить использовать в активной речи предлоги. Развивать зрительное, слуховое внимание, мышление. Вырабатывать умение дослушивать сказку до конца.
Игры:
- «Да - нет» (показать картинку с зайцем. Спросить: Это волк? Аналогично обыграть остальных героев).
- Узнай по контуру (ребенку предлагается среди контурных изображений яблока, лимона и т. п. найти Колобка).
- Имитируем походки (попрыгайте, как зайчик).
- Что сначала, что потом (разложить картинки).
- «Кто спрятался» (взрослый прячет фигурку, а ребенок должен угадать, кого не стало).
- «Лабиринт» (провести фломастером по той дорожке, которая привела бы Колобка к бабушке и т. д.).
- Развитие мышления и грамматики (ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинки и отгадать загадки: У кого длинные уши? У кого рыжая шубка и т.д.).
- Театр на ложках.
Сказка «Волк и козлята».
Цель: Продолжать учить детей выполнять правила игры. Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
Игры:
- «Угадалки - узнавалки» (детям предлагается внимательно послушать, кто говорит за ширмой - коза или козленок и т. д.).
- «Узнай по контуру».
- «Через мост мы идем» (выполняются движения в соответствии с текстом).
- Закончи фразу (коза большая, а козленок маленький и т.д.).
- Мимическая гимнастика.
- «Лабиринт» (детям предлагается картинка).
- Выкладывание из палочек следов козы и козленка.
- «Попробуй найди» (рассказать о том, где спрятался каждый герой и как догадались? Например: из-за печки торчит хвостик и т.д.).
- Настольный театр.
Сказка «Аленушка и лиса».
Цель: Продолжать расширять словарный запас детей за счет имен прилагательных и глаголов. Вводить в активный словарь детей антонимы, уметь подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым, воспитывать умение слушать друг друга и взрослого.
Игры:
- «Узнай по контуру».
- «Ласковая Аленушка» (назвать ласково животное так же, как называла Аленушка: лиса- лисонька и т.д.).
- «У медведя во бору».
- «Эхо» (педагог читает стих-е, а дети произносят «Ау» (громко и тихо)).
- Что изменилось? (детям предлагается внимательно посмотреть на фигурки персонажей и запомнить, как они стоят. Попросить их отвернуться, в этот момент переставить местами фигурки, спросить, что изменилось?).
- «Лабиринт». Работа по картинке (попросить ребенка помочь Аленушке добраться до дома, провести пальчиком по дорожке и назвать при этом, что увидела Аленушка слева и справа от тропинки).
- «Отгадай загадку».
- «Спрячь девочку» (раздаются картинки для игры, дети выполняют действия по просьбе педагога. Например: спрячь девочку под деревом, поставь девочку на пенек и т.д.).
- Театрализация сказки.
Сказка «Теремок».
Цель: Расширять активный словарь детей за счет имен прилагательных, обозначающих величину (большой, маленький, больше, меньше). Развивать умение рассматривать иллюстрации, узнавать контурные изображения животных, умение вслушиваться в речь взрослых. Воспитывать умение сопереживать героям.
Игры:
- «Да - нет» (правила описаны выше).
- «Прятки» (взрослый прячет героя сказки, а ребенок угадывает, кого не стало).
- «Что сначала, что потом» (картинки).
- Загадки о животных.
- Имитируем походку животных.
- «Кто где живет?» (например: зайка под кустом, мышка в норке и т.д.).
- «Кто как кричит?» (звукоподражания).
- Настольный театр.
Сказка «Заюшкина избушка».
Цель: Совершенствовать общую моторику; расширять словарный запас; развивать зрительное и слуховое внимание; вовлекать детей в совместные виды деятельности; воспитывать умение слушать друг друга.
Игры:
- «У кого что?» (посмотреть на картинки и отгадать загадки. У кого красный гребешок? Длинные ушки? и т.д.).
- «Жил-был зайчик» (дети выполняют действия в соответствии с текстом).
- «Посмотри и назови» (например: зайчик маленький, а медведь...(большой и т. д.)).
- «О ком загадка? » (отгадать, глядя на фигурки).
- «Какой? Какая?» (предметные картинки. Например: какой домик выше, а какой ниже и т.д.).
- «Что изменилось?» (педагог меняет местами игрушки).
- «Кто лишний?».
- Выкладывание домика из палочек.
- Театрализация.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-165646-1358074717.jpg)
Цикл занятий по созданию бесконфликтной обстановке в группе детей "Учимся дружить"
Конспекыт развивающих занятий.Цель:1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний и чувств.2. Развитие навыков совместной деятельности, навыков общения3. Осознание соб...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/04/picture-629658-1430704154.jpg)
Цикл занятий для старшей группы " Сказки о чудесном угольке"
Данная методическая разработка поможет педагогам дошкольного образования в проведении занятий по экологии, окружающему миру, углубляя знания детей о пр...
Сказка для детей старшего дошкольного возраста "Волшебная сказка" из цикла занятий по пожарной безопасности
Литературный материал для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/10/picture-1225820-1583850461.jpg)
Цикл занятий по созданию бесконфликтной обстановки в группе детей «Учимся общаться и дружить»
Цикл занятий поможет в работе по развитию коммуникативных способностей, развитию положительного отношения к сверстникам, профилактике негативного поведения и носит профилактический характер....
Цикл занятий «Учимся дружить. Секреты дружбы».
Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.Программные задачи:Образовательные:познакомить детей с секретами (правилами) дружеских отношений;обобщать и расширя...