Цикл занятий для старшей группы " Сказки о чудесном угольке"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Выдрина Светлана Вадимовна

       Данная методическая разработка поможет педагогам дошкольного образования в проведении занятий по экологии,  окружающему миру, углубляя знания  детей о профессиях, живой и не живой природе,  знакомя ребёнка с живописным уголком России Кузбассом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_zanyatiy_ugolyok.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение № 153

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

Цикл занятий

для старшей группы

Путешествия уголька

Занятия  разработаны

воспитателем  

Выдриной Светланой Вадимовной

Кемерово

2014

Содержание

Введение                                                                                                                               4                          

Занятие 1. «Как появился уголёк?»                                                                                   5

Занятие 2. «Для чего нужен уголь?»                                                                                 8

Занятие 3. «Русский рудознатец Михайло Волков»                                                      11

Занятие 4. «Профессия – шахтёр»                                                                                   14

Занятие 5. «Кузбасс – шахтёрский край»                                                                       17

Заключение                                                                                                                       20 Список литературы                                                                                                          21


Пояснительная записка

 

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определённые позитивные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей по воспитанию любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи. Но как воспитать эту любовь?

 Воспитание ребенка начинается с малого.  Бережное отношение к месту, где человек живет, уважение к истории своей семьи, города, края,  сопричастность к тому, что происходит вокруг.

      Цикл занятий «Путешествия уголька» знакомят детей в игровой форме с историей зарождения угля, с первооткрывателем полезного ископаемого, а также рассказывает о профессии шахтёра и какие ещё богатства природы таит шахтёрский край.  Тем самым обогащая знания детей о своей малой Родине, воспитывая чувства любви к ней  и формируя нравственные качества.

       Данная методическая разработка поможет педагогам дошкольного образования в проведении занятий по экологии,  окружающему миру, углубляя знания  детей о профессиях, живой и не живой природе,  знакомя ребёнка с живописным уголком России Кузбассом.

Введение

           В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации, подчеркивается, что « система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих  национальную и религиозную терпимость».

          Система патриотического  воспитания предусматривает формирование и развитие

социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения. Это одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

          Мы считаем, что наш краеведческий материал имеет большое значение в воспитание чувства патриотизма, в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, игровая основа построения занятий по ознакомлению с родным краем воспитывает в детях устойчивый интерес, познавательное отношение к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине».

Цель: развитие в детях дошкольного возраста интереса к поисково-исследовательской деятельности направленной на изучение родного края.

Задачи:

  • обратить внимание детей на причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы;
  • познакомить с разнообразием растительного и животного мира родного края;
  • познакомить детей  с профессией шахтёра;
  • дать знания о первооткрывателе угля рудознатце Михайло Волкове;
  • воспитывать элементы экологического сознания;
  • воспитывать чувство гордости и любви  к  своей малой Родине.

Занятие 1

Как появился уголёк?

Задачи:

  • Знакомить детей с неживой природой (углём). Дать знания о появлении угля в природе.   На опытах познакомить со свойствами угля.
  • Воспитывать любовь, доброжелательное отношение к природе.
  • Развивать эстетическое восприятие детей.
  • Расширять словарный запас: шахтёр, углярка, лес юрского периода.

НОД:

Воспитатель:  

    - Дети послушайте загадку и попробуйте её отгадать.

Чёрный камень, вот это да!

Он тепло даёт в дома.

Если в печку ты его положишь,

То зимою не замёрзнешь!

(Появляется Уголёк)

Уголёк:

    -Здравствуйте ребята! Какие вы умные сразу отгадали загадку про меня.

Воспитатель:

    -Ой, откуда ты уголёк появился?

Уголёк:

   - Из шахты, конечно! Лежал я себе под землёй, лежал и вдруг человек, по профессии – шахтёр, поднял меня наверх к солнышку. Вот я и решил по свету погулять, о себе рассказать. Да и на других посмотреть.

Воспитатель:

    -Уголёк, нам очень интересно будет знать, как ты родился и оказался под землёй. Правда, ребята?

Уголёк:

    -Тогда закройте глаза и представьте, что мы сели в машину времени.

(Звучит музыка).

Уголёк:

    -Откройте глаза, посмотрите, куда мы приехали.

(Дети открывают глаза, перед ними иллюстрации леса юрского периода).

    Да, вы угадали, это лес. Но это не простой лес. Такой лес существовал во времена, когда жили динозавры.

    Давайте, с вами поищем меня. Кто-нибудь нашел? Я вам расскажу, почему меня здесь не видно!

    Вы видите этот лес, эти высокие необычные деревья и растения? Когда растения и деревья погибают, они падают на землю. Лежат деревья на земле, солнышко их греет, они постепенно засыхают. А тут ещё ветер повалил деревья, они тоже лежат на солнце сохнут и медленно уходят под землю. Под землёй, лежат наши растения очень долго и постепенно год от года превращаются в уголь.

(Уголёк сопровождает свой рассказ картинками).

Вот так я и появился! Хоть у меня нет седой бороды, и выгляжу молодым, на самом деле мне много лет. И я очень люблю играть. Вы со мной поиграете?

Игра «Уголёк»

Дети стоят в кругу. «Уголёк-ведущий» ходит за кругом, ищет пламя, дети проговаривают слова :

Уголёк в углярке жил,

Жил он жил и не тужил.

Пламя встретил, как-то раз.

(На эти слова «уголёк» и «пламя» встают лицом друг к другу).

Убежал он сей же час.

(Разбегаются в разные стороны по кругу и пытаются  быстрее прибежать на пустое место).

Воспитатель:

     -Ребята, к нам уголёк пришёл не один, он пришёл со своими сестричками и братишками.

Уголёк:

    - Да, это верно. Я их принёс в коробочке. Не удивляйтесь! Я ведь волшебный уголёк, сказочный, а они самые настоящие.

(Воспитатель и Уголёк раздают детям уголь в коробочке, дают возможность разглядеть уголь).

Воспитатель:

   -  Дети, какого цвета уголь? А какой на ощупь? Посмотрите у меня кусок угля большего размера, чем у вас. У вас по размеру, какой кусочек? А у меня?

Значит, как получился маленький кусочек?

(Ответы детей; Уголёк демонстрирует, разбивает большой камень молотком).

Дети, а вы знаете самое главное свойство угля?  Давайте мы зажжём уголёк.

(Воспитатель пытается зажечь уголь спичкой. Опыт не удаётся).

   Как вы думаете, почему не получилось? Потому, что пламя огня от спички не сильно жаркое, оно не может зажечь уголёк. Вот если бы мы положили его в костёр или горящую печь, то уголёк сразу бы затрещал и загорелся.

Уголёк:

 - Ребята, а у меня ещё есть друзья, угольки – художники. Они умеют рисовать красивые картины.

(Показывает несколько картин, написанных углём).

   А вы хотите нарисовать свою картину угольком?

( В конце занятия Уголёк хвалит детей за прекрасные рисунки. Предлагает сделать выставку).

Занятие 2

Для чего нужен уголь?

Задачи:

  • Знакомить детей с основным использованием угля в жизни человека.

( Начиная с 19 века по 21 век).

  • Воспитывать интерес к неживой природе.
  • Развивать эстетическое восприятие.

НОД:

     Воспитатель читает стихотворение:

Стучат вагоны тук, тук, тук.

Нам песню об угле поют:

Везём мы чёрный уголёк на север, запад и восток.

В домах, чтоб грел он всех людей.

Мы едем всё быстрей, быстрей.

Нас ждёт с углём и стар и млад.

И будет очень каждый рад.

Принять к себе тот чёрный клад.

И вот вагоны и спешат».

А машинист даёт гудок

И чёрный, чёрный уголёк

В вагоне едет тук, тук, ток.

На север, запад и восток.

Воспитатель:

    - Везут вагоны людям уголь в разные части света. Кому достаётся «чёрный клад», каждый ему рад. Почему люди радуются углю? Да, для человека он  нужен. Вот и наш сказочный Уголёк нам очень, очень нужен.  Ведь он рассказывает интересные истории, сказки об угле. Только, что-то он к нам сегодня запаздывает, наверно что- то случилось.

(Звучит музыка).

     Слышите, это нас машина времени приглашает в путешествие. Вы готовы? Тогда вперёд к приключениям! Закройте глаза.

(Звучит музыка, постепенно затихает, переходя в стук колёс поезда. Дети открывают глаза).

Уголёк:

     (Входит в группу).

-Чух-чух-чух!

     (Изображает паровоз).

Привет ребята, я еду на паровозе! Со мной хотите? Тогда поехали!

     (Дети вместе с угольком имитируют паровоз, двигаясь по всей группе).

Я здесь самый главный помощник! Знаете почему?

     (Показывает иллюстрацию, где кочегар закидывает в топку паровоза уголь. Иллюстрация-подсказка. Дети отвечают на вопрос).

Э-эх! Закончился уголь и наш паровоз остановился. Пересядем на пароход? Тогда полный вперёд! Даёшь гудок!

     (Дети имитируют параход, говорят: «У-у-у!»).

Поплыл пароход, что такое и здесь, тоже печь и так же, как и  паровоз, пароход плывёт с помощью угля. Мы с вами приплыли в деревню, где живёт бабушка Агафья. Давайте к ней в гости зайдём!?

     (Показывает макет, на нём  убранство русской избы, стоит печь).

Бр-р-р, как холодно! Затопим печь пока бабушка Агафья в магазине. Ей будет приятно.

Игра – имитация

«Как затопить печь?»

Уголёк:

  - Кладём бумагу, дрова в печь. Зажигаем бумагу. Огонёк разгорается всё больше и больше. Вам стало теплее? Что же ещё надо подбросить в огонь, чтобы он в печи горел дольше? Правильно, уголь! Слышите, кто-то идёт – это бабушка Агафья возвращается. Давайте, мы спрячемся в машине времени, а бабушка придёт и удивится: «Кто же это печь растопил?»

  (Звучит музыка. Дети усаживаются).

Воспитатель:

  -  Мы приехали в наше время. Как вы думаете, нужен ли сейчас нам уголь?

Ведь в нашем времени нет паровозов. А вместо них электровозы. Пароходы и сейчас существуют, но они плавают на горючем топливе. Так, где же используют уголь? Правильно, кто живет в частном доме, топят печь. А кто живёт в квартирах, разве тем людям не нужен уголь?  В каждом городе и районе есть котельные, где нагревают воду с помощью печей, в которые кладётся уголь. Горячая вода бежит по трубам, попадает в каждый дом в батарею и кран.

(Показывает схемы – картины).

Уголёк:

  -  Уголь нужен не только для тепла, но ещё для изготовления вот таких замечательных изделий.

(Показывает кастрюли, сковороды, железные тазики, гайки, шурупы и т.д.).

Как вы считаете, причём тут уголёк? Я вам скажу, что на заводе стоят огромные печи с горящим углем, сталевары накаляют в печи железо, пока оно не станет жидкое, затем наливают в формы и получают вот такие изделия. А если бы не было угля, получились бы вот эти кастрюли, тазики? Почему? Да, уголь очень горячий, даже может расплавить железо. Вот какой волшебный Уголёк.

       Мне пора уходить, но я с вами не прощаюсь. У меня еще много историй о «черном золоте» под названием – уголь.  

 

 

Занятие 3

Русский рудознатец Михайло Волков

Задачи:

    На конкретных исторических событиях знакомить детей с историей Кузбасса, с рудознатцем Михайло Волковым; подчеркнуть, что все сибиряки с благодарностью помнят этого человека; воспитывать уважение к каждому человеку.

НОД:

(Входит Уголёк).

 Уголёк:

    - Ой, соскучился по вас ребята! А вы по мне? А по моим сказкам и историям? А хотите узнать следующую сказку об угольке? Тогда отправляемся в прошлое. Ах ты, я забыл, что машина времени сломалась. Что же делать? Как попасть в другое время?   А … есть у меня волшебный глобус и если произнести волшебные слова, он обязательно нас перенесёт туда, куда нам нужно. Вы мне будете помогать? Тогда повторяйте вместе со мной слова и кружитесь, как наш глобус вокруг себя.

Глобус я кручу, кручу.

Время вспять вернуть хочу.

(2-3раза)

(Уголёк крутит глобус, а затем кружится вместе с детьми).

   Вези нас в 1721 год.

(Уголёк и дети медленно останавливаются).

   Ну, вот мы и приехали! В какой год? Кто запомнил? Молодцы! 1721 год. Посмотрите!

(Показывает картину: плывёт лодка по реке, в ней сидят мужчины, один мужчина стоит и смотрит на дымящуюся гору).

 Кто там,  вдалеке? Вы видите?

Уголёк:

 -  Это плывут рудознатцы, мужчина, который стоит - это Михайло Волков. А вы ребята знаете кто такие рудознатцы? Рудознатец – это человек, который может найти по природным приметам руду. Вот и Михайло Волков , когда увидел горящую гору, подумал, что  горит руда. Но когда он рассмотрел породу, то понял, что это нечто другое. Он даже не знал, что горит уголь.

    Сведения о «горящей горе» он передал рудоначальникам. Позже уже другие люди исследовали камень и поняли, какой ценный клад природы нашёл Михайло Волков.

Воспитатель:

  - Уголёк, а я вот видела Михайло Волкова в нашем времени!

Уголёк:

   -Не может быть! Ребята, разве можно увидеть человека, который жил много лет назад? Я вот думаю, что нет!

Воспитатель:

   - А я вот видела и смогу вам его показать. Да вот только, нужно нам вернуться в настоящее время.

Уголёк:

  - Так это просто, сейчас я поверну волшебный глобус, скажем с ребятами волшебные слова и мы уже в настоящем.

(Уголёк и дети кружатся вместе, произносят волшебные слова).

    Вот мы и приехали в наше время. Где же рудознатец Михайло Волков. Когда мы его увидим?

Воспитатель:

    - Да, вот же и он.

(Показывает фото, на котором памятник Михайло Волкову).

Я думаю, что вы все уже не раз его видели.

Уголёк:

  - Это же… Вы поняли ребята? Памятник человеку, который открыл месторождения угля. Мы смотрим на него и сразу вспоминаем, что он для нас сделал. А  знаете, ведь это место названо в честь этого человека - Площадью Волкова.

   Хочется мне ещё один памятник показать, да я вижу вы устали. Поиграем немного.

Физминутка

Уголёк, однажды человек нашёл.

Огонёк от уголька, как цветок зацвёл.

Стал расти, тепло дарить

Людям на земле.

Будем мы его любить.

Это дар тебе!

(Повороты вправо, влево подставляя руку ко лбу. Наклониться вперёд и медленно выпрямляться, поднимая руки вверх, чуть согнув в локтях, ладони вверх. Обняться с близ стоящим человеком).

Воспитатель:

    - Мы и не заметили, как очутились на горе, возле памятника. Что же это за гора? Как же она называется? А почему она так называется? Кто знает?

   Когда Михайло Волков нашёл гору, что с ней происходило? А когда уголь раскаляется, он каким становится? Так значит, почему назвали Красной горкой?

Уголёк:

  - Кому же поставлен этот памятник? Подумайте, а почему люди выбрали это место для памятника? Я знаю, вы ребята очень умные и скажите мне, по какой же реке на лодке плыл наш рудознатец? Конечно, по реке Томь.

   Мне уже пора! Так грустно с вами прощаться потому, что я ещё знаю сказки о чудесном угольке, и мне хочется их вам рассказать. Вы будете меня ждать? Тогда, до свидания, ещё увидимся!

        

 

Занятие 4

Профессия – шахтёр.

Задачи: 

  • Знакомить детей с профессией шахтёр, с местом его работы.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к людям этой профессии.
  • Расширять словарный запас ребёнка: «горнодобывающая», «эскалатор», «экскаватор», «КАМАЗ».

НОД:

 (Воспитатель читает стихотворение).

                                              Спускаясь в шахту смело,

                                              Идёт в забой шахтёр.

                                              Он твёрдой хваткой,

                                              Так умело,

                                              Ведёт с углём смертельный бой.

                                              Зачем же он рискует жизнью,

                                              Работая день ото дня.

                                              Как Прометей, он дарит людям

                                              «Цветов отростки» жаркого огня.

                                              Слава Кузбасским шахтёрам,

                                              За ваш нелёгкий труд!

                                              Пусть героизм и честь за вами

                                              Широкой поступью идут!

Воспитатель:

 -  Вам понравилось стихотворение? Как бы вы его назвали? Я бы назвала «Во славу шахтёрам». Почему поэт прославляет шахтёров? Когда человек, что – то хорошее совершил, о нём пишут стихи, песни.  Профессия шахтёр – это героическая профессия. Объясните почему? Какими должны быть шахтёры? Почему в стихотворении говорится, что шахтёр рискует жизнью? Я думаю, что больше и лучше о шахтёрах знает волшебный Уголёк. Давайте, мы его позовём в гости.

(Воспитатель набирает номер телефона. Разговаривает по телефону).

Здравствуйте! Пригласите, пожалуйста, Уголька!

Здравствуй, Уголёк! Мы приглашаем тебя к нам в гости, хотим, чтобы ты рассказал подробнее о шахтёрах. Хорошо, я думаю, они будут согласны.

(Вешает трубку. Говорит детям).

    К сожалению, Уголёк не может прийти к нам  в детский сад. Но не огорчайтесь! Он пригласил нас к себе домой. Где же живёт уголёк? Да, в шахте под землёй. Тогда поехали? Стоп. Машина времени сломалась, волшебного глобуса у нас нет. На чём же ехать? Есть одно у меня заклинание, которое может превратить нас в ветер. Как вы думаете, оно нам пригодится? Тогда нам нужна одна вещь, вот она. Это тонкие полоски бумаги, чтобы мы летели со свистом. Вы готовы?

(дети зажимают зубами полоски бумаги, дуют ртом так, чтоб полоска развивалась. Дети начинают дуть, когда воспитатель проговаривает заклинание).

        Мы буйные ветра

        Летим мы хоть куда,

        Но нынче путь не так далёк,

        Нас в гости ждёт волшебный уголёк.

(Звучит музыка. Входит Уголёк, подходит к макету разреза, который накрыт тканью).

Уголёк:

  - Здравствуйте ребята! Я так рад, что вы ко мне приехали, т. е. прилетели. Милости просим, проходите в моё жилище!

(Снимает ткань с макета).

Я тут немного поколдовал, хотел порядок навести. Только у меня это не очень хорошо получилось. Но так даже лучше, потому что мы всё сразу увидим, а еще  у меня есть фото из семейного альбома.

Где находится мой дом? Правильно, на разрезе. На площадке стоят КАМАЗы. Для чего нужны машины КАМАЗы? Конечно, чтобы перевозить уголь. А рядом с площадкой стоят вагоны с углём. На разрезе работают много людей разной профессии: диспетчер, геологи, шофёры и даже врачи. А какая самая важная и главная профессия на шахте? Конечно шахтёр. Вы хотите спуститься в шахту?

(Уголёк сопровождает «экскурсию» в шахту, фото).

Шахтёр спускается в шахту в лифте.  Затем на подземных электропоездах людей доставляют к месту работы.

   Надо сказать, что сейчас шахтёры редко используют отбойные молотки. Такие молотки использовались ещё в прошлом веке и были основным орудием труда.

( Фото. «Шахтёр с отбойным молотком» ).

  В наше время в шахте стоит горнодобывающая техника, теперь шахтёр не работает  вручную, у него есть механические помощники.

   Добыл шахтёр угля, что же с ним дальше делают люди? Шахта, чтобы складывать уголь, слишком мала, уголь поднимают на поверхность с помощью специальной техники похожей на эскалатор. «Приезжает» уголь прямо на погрузочный пункт, где с  помощью экскаватора его грузят   на КАМАЗы или в вагоны поезда. Рассыпавшийся уголь собирает в кучи бульдозер.

    Мы поднялись на поверхность вместе с углём. Нужно немного размяться.

Эстафета «Кто быстрей переправит уголь»

Дети делятся на 2 команды. Пред командами стоят корзины с мячами. По команде, дети предают мяч внизу между ногами другому игроку. Пока последний игрок не положит мяч в пустую корзину. Выигрывает та команда, которая переправила все мячи из одной корзины в другую.

Уголёк:

   -  Славно поиграли, но не торопитесь уходить. Мы с вами знаем, что шахтёры должны быть сильными, смелыми, настоящими героями. И я хочу, чтобы вы пофантазировали и сделали из пластилина шахтёра. У нас получится настоящая шахтёрская бригада. Я покажу её моим знакомым горнякам, для них это будет настоящим подарком.

Занятие 5

Кузбасс - шахтёрский край.

Задачи:

  • С помощью фотографий, знакомить детей с угольной промышленностью, природой Кузбасса; творчеством художника Юрия Титова.
  • Развивать чувство гордости и любви к краю; воображение и эстетическое восприятие.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к людям шахтёрской профессии.

НОД:

      (Уголёк заходит с сундучком в группу).

Уголёк:

    - Здравствуйте ребята! Вы готовы слушать новую сказку? Она осталась всего одна и лежит в этом сундучке. Прежде чем его открыть, я хочу у вас спросить. Как называется город, в котором вы живёте? А как называют наш край? Верно, Кузбасс.

     Об этом наша следующая сказка.

(Уголёк хочет открыть сундучок и не может).

     Что такое, сундучок без замка, а я не могу его открыть. Понял, сундучок ведь сказочный и без волшебных слов не откроется!

Ты волшебный мой дружок,

Отопри скорей замок,

Кладезь в тайне не держи.

Детям сказку расскажи.

Что - то не открывается! Попробуем вместе? Может, получится, открыть сундучок.

(Дети с Угольком повторяют «волшебные» слова 2-3 раза).

 Ну,  наконец – то открылся!

(Уголёк достаёт из сундучка самолёт).

Не случайно он оказался в сундучке. Мы полетим высоко над землёй и посмотрим, как красив наш сибирский край.

 Пристегнуть ремни! Начинаем взлёт! Полетели!

(Звучит фоном музыка на протяжении всей «экскурсии». Показ фото шахт, разрезов и природы Кузбасса).

    Кузбасс похож на большую котловину из угля, поэтому он приобрёл ещё от людей себе одно имя -  Кузнецкий бассейн, а по всей России наш край принято называть -  угольной кладовой.

    Кузнецкая котловина очень богата полезными ископаемыми и  природой.  Она может соперничать  с такими странами, как Англия и Бельгия.

    Большое количество угля находится в Кемеровской области.

    Мы пролетаем над рекой. Что это за река? Как она называется? Томь – главная река Кузбасса.

    А сейчас мы летим над снежными вершинами Абаканского хребта, когда снег тает, он бурным потоком спускается в Кузнецкую котловину. Многие реки берут начала у подножия гор.

    Посмотрите, как всё зелено, словно расстелили изумрудный ковёр. Что это? Да, это лес. Как он называется? Какие деревья здесь растут? Тайгу населяют наши друзья животные. Какие животные живут в тайге?

    Рядом с тайгой стоит шахта – гигант «Расспадская».    

     Вот разрез «Сибиргинский», здесь уголь лежит ближе к земле, и поэтому нет шахт, а стоят экскаваторы и добывают уголь на поверхности.

    Самая старейшая шахта имени С.М. Кирова, находится  на Ленинском руднике.

     Мы летим над городом. Знакомые улицы? Какой это город?  Там внизу виднеется памятник. Кому установлен он? Правильно, это памятник Михайло Волкову.

    А это другой памятник и стоит он на горе. Как называется эта гора? Конечно, Красная горка. Кому установлен памятник? Давайте, спустимся к нему?

    Я включу вам гимн Кузбасса, а вы внимательно вслушайтесь в слова.

О чём и о ком поётся в гимне? Вызывает ли увиденное в «экскурсии» и услышанное в гимне гордость за наш Кузнецкий край? Чтобы вы изменили или создали в Кузбассе, если были бы волшебниками? Можно ли назвать Кузбасс шахтёрским краем? Почему?

 Я вас просто завалил вопросами, как на экзамене, но с этим вы справились на оценку пять. А теперь давайте играть?

Игра «Пламя и уголёк»

    Сундучок для сказки приготовил картины. Эти картины написаны  

художником Юрием Титовым.

   Вот природа Сибири и угольный разрез, изображённый Юрием Титовым. Такой он видит нашу Сибирь. Приехав к нам, он был покорён красотой природы и людьми, которые здесь живут. Вот, что он сказал: «Необъятна, могуча Сибирь. Можно отдать всю жизнь, всё своё творчество, но не успеть отразить и тысячной доли её красоты, величия природы, её людей».

    Вам понравились картины? А хотите тоже побыть художниками?  В конце работы, мы повесим ваши рисунки, и у нас получится настоящая выставка. А люди, которые посмотрят на неё, увидят Сибирь вашими глазами. Будут восхищаться ею так же, как вы.

     

Заключение

     Итак, используя в работе материал по краеведению, мы выяснили, что ребёнка нельзя ограничивать в познании своей «маленькой» Родины только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой он живёт. «Малая Родина»  ребёнка – это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое. Всё это раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведческая поисково- исследовательская деятельность является важным педагогическим средством, которое способствует расширению знаний дошкольника о родном крае, об особенностях его прошлой и настоящей жизни.

     

Список литературы

  1. История Кузбасса. / [Текст] WWW.Kemobl.ru/PASPORT/history.asp
  2. Природа Кузбасса. / [Текст] Prirodakem.narod.ru
  3. Рудознатец Михайло Волков. / [Текст] WWW.Kemerovo.ru
  4. Сенсационная история Земли. / [Текст] Книга. Ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе "Сказка белой зимы"

Занятие проводится в старшей группе. Оно способствует развитию творческого воображения детей. Приобщает детей к классической музыке, развивая у них музыкальный слух и вкус. Может дополняться собс...

Комплексгное занятие для старшей группы "Сказки Песочной страны"

"Это занятие ставит такие цели:Совершенствовать умения и навыки практического общения,используя вербальные и невербальные средства;развивать фантазию и образное мышление;способствовать проявлению эмпа...

Комплексное занятие для старшей группы "Сказки Песочной страны"

"Это занятие ставит такие цели:Совершенствовать умения и навыки практического общения,используя вербальные и невербальные средства;развивать фантазию и образное мышление;способствовать проявлению эмпа...

Конспект занятия для старшей группы "Сказка-игра "Кто колечко найдет?" по мотивам сказки С. Маршака.

Формирование творческой личности ребенка посредством театрализованной деятельности, пробуждение положительных эмоций, поддержание благоприятного психологического климата в группе....

Интегрированное занятие в старшей группе "СКАЗКА, СКАЗКА, ПРИХОДИ!"

ОО «Речевое развитие»с интеграцией  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Образовательные задачи:  расширять словарный запас детей за счет прилагательных и глаголо...

Конспект логопедического фронтального занятия в старшей группе "Сказка о Нюше и Жуже. Дифференциация звуков [С - Ш]" (авторская сказка)

Использование сказочных сюжетов на коррекционных занятиях с детьми с ТНР позволяет пробудить  интерес к содержанию занятий, процессу обучения в целом, добиваться усвоения материала. Внимание дошк...

Конспект занятия в старшей группе по рисованию "Чудесные превращения кляксы"

Конспект занятия в старшей группе по рисованию "Чудесные превращения кляксы"...