Цикл занятий по созданию бесконфликтной обстановке в группе детей "Учимся дружить"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Конспекыт развивающих занятий.
Цель:
1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний и чувств.
2. Развитие навыков совместной деятельности, навыков общения
3. Осознание собственной значимости
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Впемя занятия не должно превышать 30 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cikl_zanyatiy_po_sozdaniyu_beskonfliktnoy_obstanovki_v_gruppe_detey.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 162»
Ленинского района г. Саратова
Саратовской области
Конспекты цикла занятий с детьми
по созданию бесконфликтной обстановке
в группе детей «Учимся дружить»
Педагог – психолог
Федорова Наталия Геннадиевна
2013 год
Цикл занятий по созданию бесконфликтной обстановки в группе детей «Учимся дружить»
Пояснительная записка к циклу занятий «Учимся дружить»
Проблема становления межличностного общения детей между собой связана с неумением строить свои отношения со сверстниками, что приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам.
Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера, соблюдая этикет.
Как правило, в каждой группе, есть дети, составляющие группу риска. Они демонстративны, обидчивы, грубы, плаксивы.
Цикл занятий носит профилактический характер.
Предложенный цикл занятий «Учимся дружить» помогает в работе по развитию коммуникативных навыков, умения децентрироваться в общении, развитию положительного самоотношения, коррекции эмоциональных зажимов, профилактика неадекватного поведения.
Задачи:
- Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний и чувств.
- Осознание собственной ценности. Умение принимать себя таким, какой есть.
- Развитие навыков совместной деятельности, навыков общения.
Структура занятия.
Занятие проводится 1 раз в неделю. Время занятия не должно превышать 30 минут. Используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не переутомлены.
- Упражнение – приветствие «Давайте поздороваемся!»
- Игры, направленные на развитие чувства близости с другими детьми
- Дискуссии, чтение и обсуждение художественных и музыкальных произведений.
- Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
- Социально-поведенческий тренинг, психогимнастика.
Примерные конспекты занятий
Занятие 1
Цели:
- Уточнить представления детей о том, что значит « уметь дружить»;
- Научить оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нормами поведения;
- Познакомить с пословицами и поговорками о дружбе;
- Снять мышечное напряжение;
- Укрепить чувство единства в детском коллективе, развить тактильное восприятие и воображение детей;
- Научить детей выражать свое отношение к той или иной части занятия;
- Настроить на повседневные дела.
Материалы: гроздь винограда (замена другой ягодой); колокольчик; диск с записью марша, польки, вальса, спокойной мелодии и песнями В.Я.Шаинского; магнитофон; канат; текст сказки С.В. Михалкова «Как друзья познаются»; мяч.
Ход занятия:
Упражнение-приветствие «давайте поздороваемся»
Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (вполне возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
- Под музыку марша – за руку;
- Под музыку польки – плечиками;
- Под музыку вальса – спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, появляющихся при проведении этой игры даст ребёнку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.
Игра «Виноградная гроздь»
Под спокойную музыку дети рассаживаются на ковре вокруг выложенного в виде круга каната, берутся за руки, закрывают глаза. В это время в середине круга кладется гроздь винограда на тарелке. По звонку колокольчика дети открывают глаза и опускают руки.
Педагог просит одного ребенка взять в руки кисть винограда, рассмотреть её и передать своему соседу. После того как гроздь прошла целый круг, педагог просит передать ее по второму кругу, отрывая при этом по одной ягодке. Каждая «ягодка» должна назвать себя, т.е. дети представляются.
Внимание детей обращается на то, что как гроздь состоит из разных ягодок, так и группа состоит из разных детей. Ягодки на веточке висят все вместе, крепко держась за нее. Так и ребята всегда должны быть вместе и крепко дружить друг с другом.
Беседа о дружбе.
Педагог: Дети, сегодня я принесла диск с песнями В.Я. Шаинского «Когда мои друзья со мной» (сл. М.И. Танича, муз. В.Я.Шаинского)
О чем эта песня. Как вы думаете? Взрослые часто говорят вам: «Нужно быть дружными, дружно жить!» Подумайте, и пусть тот, кто хочет, скажет, что такое дружба.
Вспомните, кто с кем дружит в детском саду или дома, и что вы делаете для того, чтобы дружба была крепкой. (Ответы детей)
Педагог: Вы хорошо рассказали, как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать им что-то хорошее, но не только тем, с кем особенно дружит, но и всем детям группы. Тот, кто хорошо дружит, - не ссорится, делится игрушками; если товарищ не знает, как правильно поступить, что-то сделать, - поможет ему, научит. Настоящий друг заметит, кто заплакал, кто загрустил, придумает, как развеселить товарища, поиграет с ним.
(Педагог рассказывает или зачитывает сказку С.В. Михалкова «Как друзья познаются», после чего задает вопросы):
- Как вы думаете, почему Бобер не захотел идти дальше вместе с Лисой и Кабаном?
- Почему Кабан сказал: «Ты иди первым, ты постарше, тебе почет?
- Помогла ли Лиса чем-нибудь Бобру?
- Почему же она закричала: «кабан, спасай Бобра, пропадет наш Бобер?»
- Как же поступают настоящие друзья? (Ответы детей)
Упражнение с мячом
Дети встают в круг. Педагог просит их рассказать, что на занятии (какое упражнение) им понравилось больше всего, что они почувствовали, когда выполняли его. Аналогично выясняется у детей, что на занятии не понравилось, по каким причинам. Дети, передавая друг другу мячик, поочередно делятся своими впечатлениями.
Упражнение-прощание «Всем-всем, до свидания!»
Дети ставят свои кулачки в единый «столбик», затем громко кричат: «Всем-всем, до свидания!» и убирают кулачки.
Занятие 2.
Цели:
- Развивать умение действовать согласованно, создавать ощущение единства;
- Формировать взаимопонимание;
- Создать атмосферу доверия, психологического комфорта;
- Содействовать формированию доброжелательных отношений в группе;
- Сплотить детей.
Материалы: мяч
Ход занятия
Упражнение-приветствие «Общий круг»
Педагог: Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас.
(Дети принимают единственное верное решение – сесть в круг).
Педагог: А теперь каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед.
(Педагог заглядывает каждому ребенку в глаза по кругу и слегка кивает головой. Поздоровавшись таким образом со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).
Упражнение-разминка «Один за всех»
Педагог предлагает детям выучить небольшое четверостишье, чтобы начинать им каждое последующие занятие после взаимного приветствия)
Педагог: Только смелый и упорный доберется к цели бодро, а еще в дороге нужно знать секреты прочной дружбы.
Во время выполнения дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем ребята кладут правые руки одну на другую в центре круга и произносят девиз: «Один за всех и все за одного»).
Игра «Я хочу с тобой подружиться»
Выбирается водящий. Он произносит слова: «Я хочу подружиться с …», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.
Игра «Клубочек»
Педагог исполняет роль «катушки». Дети берутся за руки. Тот, кто стоит первым, дает ему руку. Получается «ниточка», закрепленная на катушке. Последний ребёнок водит «ниточку» по кругу до тех пор, пока она не «намотается» на «катушку».
Упражнение с мячом (см. занятие 1)
Упражнение – прощание «Всем-всем, до свиданья!» (см. занятие 1)
Занятие 3.
Цели:
- Развивать умение работать в микрогруппах, разбиваться на пары, тройки, действовать согласованно, договариваться;
- Создать ощущение единства;
- Формировать взаимопонимание;
- Содействовать формированию внимательного отношения друг к другу;
- Способствовать раскрепощению неуверенных в себе детей;
- Развивать внимание и координацию движений.
Материалы: картинки с изображением животных (по количеству детей), мяч, крупные игрушки.
Ход занятия.
Упражнение-приветствие «Превращение во взрослых»
Детям поочередно предлагается представиться так, как будто они взрослые, и всех поприветствовать. Остальные ребята отвечают: «Очень приятно» и аплодируют.
Упражнение-разминка «Один за всех» (см. занятие 2)
Игра «Коровы, собаки, кошки»
Дети вытаскивают из «волшебного мешочка» картинку с изображением коровы, собаки или кошки и таким образом делятся на три группы. Педагог завязывает всем глаза, и ребята несколько минут ходят по группе. По команде они начинают мычать, лаять или мяукать и ищут, таким образом, своих «родственников», говорящих на том же языке.
Игра «Помоги другу»
Дети разбиваются на пары. Один ребенок – «зеркало». Второй «смотрится» в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. Затем ребята меняются ролями.
Упражнение с мячом ( см. занятие 1)
Упражнение - прощание «Всем-всем, до свиданья» ( см. занятие 1)
Занятие 4
Цели:
- Создать ощущение единства;
- Формировать взаимопонимание;
- Содействовать формированию внимательного отношения друг к другу, раскрепощению, снятию эмоционального напряжения;
- Обогатить словарь детей ласковыми словами;
- Формировать нравственные категории.
Материалы: текст стихотворения А. Кузнецовой «Поссорились»
Ход занятия
Упражнение – приветствие «Давайте поздороваемся» (см. занятие 1)
Упражнение – разминка «Один за всех» ( см. занятие 2)
Беседа «О ссорах»
Педагог: Мы поссорились с подругой и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам!
Я ее не обижала, Только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам!»
(Стихотворение А.Кузнецовой «Поссорились»)
Педагог задает вопросы:
- Что же случилось с подругами?
- Из-за чего поссорились девочки?
- Нужны ли ссоры?
- Что чувствует поссорившийся с кем-то человек?
- А тот, с кем он поссорился?
- Если обоим бывает плохо, то можно ли сделать так, чтобы ссор не происходило вообще?
- А что сделать, чтобы ссор стало меньше и они не были такими уж серьезными?
- А как можно помирить двух поссорившихся друзей?
(Дети вспоминают детские шуточные «мирилки». Затем им предлагается подумать, как бы закончилась история двух подружек их стихотворения
В заключение зачитывается авторский вариант)
Педагог: Дам ей мишку, извинюсь, дам ей мячик, дам трамвай и скажу: «Играй давай!»
Игра «Ругаемся овощами»
Педагог: Иногда в ссоре, если она все-таки произошла, очень трудно удержаться от обидных слов. Но чтобы эти слова не принесли ущерба окружающим, можно их «приучить». Как? А вот так! Представьте, что поссорились два приятеля. Но вдруг оказалось, что они оба забыли все обидные слова, остались лишь слова – названия овощей (фруктов, рыб, птиц, цветов и т.п.) Вот приятели и хотят поругаться, а с их языка слетают только «овощи». Давайте представим, как это будет выглядеть.
(Выбираются два ребенка, которые разыгрывают сценку).
После педагог задает вопросы:
- Легко ли так ругаться?
- Что почувствовал каждый?
- Возникла ли охота кричать и ссориться?
(Игра повторяется несколько раз с разными участниками).
Игра «Ласковые слова»
Педагог: Мы с вами научились сдерживать обидные слова, а теперь поучимся придумывать ласковые слова. Давайте встанем в круг, и по очереди будем передавать друг другу вот этот красивый шарик. Пока шарик у вас в руках, вы можете придумать ласковое слово и вместе с шариком предать его своему соседу, а он – своему, и так по кругу.
(Дети выполняют задание. После выполнения педагог задает вопросы:)
- Вам понравилось играть в эту игру?
- Какие слова были самыми приятными?
- Что труднее – произносить обидные слова или приятные?
- А что приятнее произносить?
Упражнение – прощание «Всем – всем, до свиданья» ( см. занятие 1)
Занятие 5
Цели:
- Создать ощущение единства;
- Формировать взаимопонимание;
- Содействовать формированию согласованности в действиях, снятию эмоционального напряжения;
- Развивать сотрудничество в группе, создать положительный настрой;
- Развивать зрительное восприятие, восприятие цвета и формы, умения общаться друг с другом;
- Формировать нравственные категории.
Материалы: круглые, овальные и квадратные значки четырех цветов (красный, синий, зеленый, желтый), мяч.
Ход занятия
Упражнение – приветствие «Дождик»
(Дети хлопают в ладоши в ускоряющемся темпе соответственно словам педагога).
Педагог: Набежали тучки, и пошел дождик… Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик усиливается, капли падают чаще. Чаще. Настоящий ливень!
Беседа о дружбе
Педагог: Ребята, только что мы с вами играли в игру «Дождик». Дождик у нас действительно получился как настоящий: капель много, падают часто-часто – настоящий ливень! Каждый из вас был отдельной капелькой, а все мы вместе стали бурным ливнем, который смочил всю землю, дал напиться цветам, травам и деревьям! А одна капелька смогла бы это сделать? А один человек может прожить на свете? А если у него есть друзья и близкие? А как вы думаете, кому легче и интереснее жить – человеку одинокому или человеку, у которого есть друзья? Почему? Чем дружба помогает людям?
Упражнение – разминка «Один за всех» (см.занятие 2)
Игра «Ладошки» (Каждому ребенку дается значок и прикрепляется таким образом, чтобы его могли видеть остальные члены группы).
Педагог: Ребята, когда я хлопну в ладоши один раз, вы должны найти свою пару по цвету (красный к красному, синий к синему и т.д.) и хлопнуть друг друга ладошкой, назвав при этом имя того, с кем здороваешься. Если я хлопну два раза в ладоши, вы должны найти пару по форме значка (квадратик к квадратику, кружочек к кружочку) и хлопнуть двумя ладошками друг друга, поздороваться и назвать имя того, кого приветствуешь
(Дети выполняют задание)
Игра «Доброе животное»
Дети вместе с педагогом – одно большое. Доброе животное. Дышат вместе. Слушают, как оно дышит. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Животное дышит очень ровно и спокойно. Затем все изображают и слушают, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.
Упражнение с мячом Упражнение – прощание «Всем-всем до свиданья»
Занятие 6
Цели:
- Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, толерантности;
- Развитие групповой сплоченности;
- Формирование бережного и позитивного отношения к партнеру;
- Повышение самооценки детей.
Материалы: магнитофон, мячи (воздушные шары), цветные карандаши. Плотная ткань размером 1,5*1,5 м.
Ход занятия
Игра «Давайте познакомимся»
(Дети стоят в кругу. По очереди каждый называет свое имя, говорит что-то хорошее о себе и делает какой-нибудь жест, а остальные повторяют за ним).
Ребята, сегодня у нас с вами пойдет речь о … О чем, попробуйте догадаться сами. Настя приготовила для нас сюрприз, выучила стихотворение. Послушайте, пожалуйста, а потом скажите, о чем у нас сегодня пойдет речь.
Настя: Хорошо, когда с тобою рядом друг,
Друг всегда со мной играет, понимает и прощает.
Я люблю его улыбку и тепло его рук.
Без него я так скучаю! Хорошо, когда с тобою рядом друг!
Воспитатель:
- О чем это стихотворение? ( Ответы детей)
- Зачем человеку нужен друг, каким он должен быть? Как вы понимаете выражения «настоящий друг», «одиночество»? Как объяснить значение пословицы «Старый друг лучше новых двух»?
- А что вы цените в дружбе, мы знаем, поиграв в игру «Волшебный мяч».
Игра «Волшебный мяч»
(Дети встают в круг. Передавая по кругу «волшебный мяч», они рассказывают, с кем в группе дружат и почему.)
Воспитатель:
Ребята, а что было приятнее: говорить добрые слова самому или слышать их от других? (Ответы детей)
Настоящие друзья понимают друг друга с полуслова. Им достаточно только взглянуть друг на друга, и они поймут, о чем идет речь. Вот и мы сейчас попытаемся это сделать.
Ирга «Моргалки»
(по кругу расставлены стулья. Дети делятся на пары. Один ребенок сидит, второй стоит позади него. Водящий приглашает к себе на свободный стул одного из сидящих невербальным способом – подмигнув, сделав небольшой кивок головой и т.д. Задача стоящих детей заметить это и не отпустить своего партнера.)
Воспитатель: Настоящие друзья обязательно помогают друг другу. А вот можно ли про вас сказать, что вы не оставите друга в беде, мы сейчас проверим.
Игра «Паутина» (на сплоченность группы)
(Дети встают в круг, берутся за руки и «запутываются» в один большой «клубок», обязательно не разжимая рук. После этого необходимо распутываться, но с тем же условием – не разжимая рук.)
Воспитатель:
В чем была трудность игры? Что помогло вам распутаться? Какие чувства вы испытывали в начале игры и в конце? (Ответы детей)
Мы много сегодня говорили о том, что нужно для того, чтобы дружба была крепкой, настоящей, и какими качествами должен обладать для этого человек. А ещё хорошо быть сильным и ловким. Ведь вашему другу может понадобиться ваша помощь. Поэтому у меня для вас сюрприз: Фея Дружбы соткала для вас волшебный ковер. Кто по нему пройдет, тот станет сильнее, смелее и ловчее.
Игра «Волшебный ковер» (на развитие чувства ответственности друг за друга)
(Берется ткань размером 1,5*1,5м. Дети вместе с воспитателем встают вокруг нее, берут двумя руками за края и туго натягивают. Ткань поднимается над полом на 15-20см. Ребята по очереди медленно проходят по ней, преодолевая сопротивление ткани.)
Воспитатель: Было ли страшно идти по этому ковру? Какие опасения были? Были ли вы уверены в своих друзьях? Знали, что они обязательно поддержат? (Ответы детей)
А что вы больше всего любите делать со своими друзьями?
Дети: Играть!
Но бывают такие игры, где нужно выбрать водящего. И случается, что сразу всем хочется быть первыми. Как вы думаете, как друзьям решить эту проблему, чтобы не ссориться?
Дети: Посчитаться, чтобы никому не было обидно.
Верно, я согласна с вами, что это справедливый способ выбора водящего. Предлагаю всем вместе поиграть в веселую игру. Вставайте цепочкой друг за другом, а первым встанет тот, кого мы выберем. (Дети считаются и выбирают водящего)
Игра «Гусеница»
(Дети встают цепочкой друг за другом. Между спиной и животом каждой пары мяч (воздушный шар). Задача «гусеницы» - преодолеть все заранее приготовленные препятствия, не уронив мяч.)
Дети: Я большая и цветная гусеница озорная.
Мне на месте не сидится, буду с вами веселиться.
Воспитатель: Ребята, скажите, разве можно было бы поиграть в эту игру одному? Конечно, нет. Только вместе с друзьями, большой, веселой компанией можно играть в такую веселую игру.
Рисование (создание проблемной ситуации)
(Педагог предлагает ребятам изобразить свои эмоции, впечатления, полученные на занятии, на одном ватмане. Цветных карандашей заведомо меньше, чем детей. Дошкольники должны выйти из этой ситуации без помощи педагога.)
Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня с вами учились лучше понимать друг друга, заботиться о товарище, быть внимательными, уступать друг другу. В нашей группе есть свои «Правила дружбы», которых мы стараемся придерживаться.
Но, к сожалению, бывают и между друзьями ссоры. Скажите, что вы тогда делаете?
Дети: У нас есть «Ковер мира», с его помощью мы решает все споры.
(Дети садятся на «Ковер мира», вспоминают способы примирения и произносят «Мирилки», используют куклу-мирилку.
Список используемой литературы
Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога/ Серия «Психологический практикум»: Ростов н/д: «Феникс», 2004
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.; Просвещение, 1995
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996
Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. – М.:АРКТИ, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия по созданию бесконфликтной обстановки в группе
Цель занятий:- снятие напряжения в коллективе,- развитие навыков общения, эффективной коммуникации,- раскрепощение неуверенных в себе детей,- сплочение группы....
Методическая разработка по теме: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Методическая разработка по теме: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕ...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Статья воспитателя детского сада Кабановой Валентины Устиновны «Роль воспитателя в создании комфортной обстановки в группе»
Образ воспитателя для создания комфорта детей в группе....
Роль воспитателя в создании благоприятной обстановки в группе
Статья на тему "Роль воспитателя в создании благоприятной обстановки в группе"...
Цикл занятий по созданию бесконфликтной обстановки в группе детей «Учимся общаться и дружить»
Цикл занятий поможет в работе по развитию коммуникативных способностей, развитию положительного отношения к сверстникам, профилактике негативного поведения и носит профилактический характер....
Картотека упражнений на создание бесконфликтной обстановки в группе
Как создать в группе бесконфликтную обстановку?1. Прежде всего, необходимо создать единую систему традиций и ценностей. Для этого подойдут ритуалы начала и завершения дня.2. Привлечь вн...