Перспективный план-проект работы над темой самообразования на 2014-2015 учебный год
календарно-тематическое планирование по теме
«Введение региональных и этнокультурных компонентов в построение образовательного процесса в средней группе общеразвивающей направленности от 4-х до 5 лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План проект по самообразованию | 26.22 КБ |
Перспективный план реализации | 25.3 КБ |
Отчёт по самообразованию | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 4 «Родничок» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа–Югры городской округ город Радужный
Перспективный план-проект работы над темой самообразования
на 2014-2015 учебный год
«Введение региональных и этнокультурных компонентов в построение образовательного процесса в средней группе общеразвивающей направленности от 4-х до 5 лет»
Воспитатель: Пашкевич О.С.
2014
Паспорт проекта
Тип проекта:
- по методу – познавательно – исследовательский, творческий;
- по содержанию – ребенок и природа;
- по характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его приделами;
- по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет, их родители, воспитатели;
- по продолжительности – долгосрочный, 2014-2015 учебный год
В соответствии с Законом РФ “Об образовании” государственный стандарт (ГОС) включает не только федеральный, но и национально - региональный компоненты. Законодательство в области образования и установления национально - региональных компонентов ГОС находится в ведении субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 29, п. 2,8 Закона РФ “Об образовании”.
Важным положением документа является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие. Природа нашей страны выполняет особую функцию: для всей планеты Россия является регионом компенсации глобальных антропогенных нарушений. Леса России - это легкие планеты, они имеют самый высокий комплексный показатель вклада в сохранение устойчивости биосферы - общепланетарного баланса. С одной стороны, этим обстоятельством можно гордиться, а с другой - следует понимать, что на россиянах лежит ответственность за поддержание и сохранение полноценной жизни на Земле. Именно поэтому необходимо экологическое образование всего населения начиная с дошкольного детства и на протяжении всей жизни.
Ханты Мансийский автономный округ – это исторически сложившийся общий для некоторых территорий уклад жизни, общность людей, проживающих на территории и обладающих сознанием субъекта исторического действия;
Ежегодная диагностика выявляет, что дети практически незнакомы с растительным миром нашего края. Из деревьев и кустарников они называют ель, березу, сосну. Единицы указывает птиц, животных, насекомых, обитающих в лесах, живущих рядом с нами. В связи с этим возникает необходимость показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет.
Цель проекта:
Проект реализует системный подход к решению задач экологического воспитания дошкольников и имеет практическую направленность, познакомить детей дошкольного возраста с растительным и животным миром региона. Содержание проекта направлено на постепенное формирование экологических знаний у детей, развитие познавательной активности дошкольников, формирование у детей осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы.
Основной предпосылкой для моего профессионального саморазвития является желание соответствовать установленным профессиональным требованиям. Немалую роль при этом играет самоудовлетворение от проделанной над собой работой. Хочется также становления в профессиональном плане. Вот для этого нужна стратегия саморазвития.
Задачи проекта:
- Изучение методической литературы по данному вопросу;
- Систематизация методов, приемов и дидактического материала по использованию регионального компонента;
- Определение эффективности предложенных разработок по регионализации учебно- воспитательной деятельности в ДОУ.
- Развитие осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность;
- формирование у детей элементарной системы знаний о природе;
- развитие элементарных естественнонаучных представлений;
- организация элементарно-поисковой деятельности;
- ценностная ориентация, мотивы, потребности и установка на активную деятельность дошкольников по охране окружающей среды;
- развитие способности анализировать экологические ситуации;
- развитие способности оценивать эстетическое состояние природы;
- основы безопасности жизнедеятельности;
Актуальность проекта:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства Югры; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе. Обучение в региональном компоненте строится на основе уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет дошкольникам адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Практическая значимость: заключается в исследованиях проблемы, методов и средств организации работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ при ознакомлении с природой Родного края.
Принципы проекта:
Научность: По этому принципу отбираются знания, которые четко определены и не могут быть опровергнуты. Примером таких знаний могут служить знания о приспособлениях живых организмов к среде обитания. Осуществляется идея единства живого и неживого в природе: живой организм может существовать, если не нарушены его связи с неживой природой.
Доступность: Если материал доступен пониманию ребенка, то он может увидеть связь организма и среды, выделить признаки и свойства живого организма, установить причинно – следственные, временные и функциональные связи в природе. Дети старшего дошкольного возраста осваивают целые цепочки различных связей в природе.
Конкретность: Объем знаний увеличивается, и эти знания должны быть конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все знания необходимо давать только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «букашками», все водные растения водорослями.
Наглядность: Наглядность позволяет показать природу во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях; позволяет формировать наблюдательность.
Гуманность: Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. Применяя данный принцип на практике, формируется человек с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
Деятельность: Этот принцип основан на том, что экологические знания должны обязательно стать основой формирования мотивации участия детей в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды.
Целостность: Этот принцип отражает, прежде всего, целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с миром природы. Работа с детьми по данному принципу строится с учетом именно целостного подхода и осуществляется не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности детей, трудовой деятельности в группе, театральной деятельности.
Региональность: Принцип отбора знаний о природе, который позволяет маленькому ребенку понимать ценность окружающего его мира, знать обитателей местной природы и осознавать необходимость ее сохранения. Знакомство с объектами живой и неживой природы родного края, с учетом его историко-географических и этнографических особенностей целесообразно начинать именно в дошкольном детстве
Системность: Простые сведения о предметах дадут просто представления об этих предметах, в то время, как различные классификации, построенные методом сравнения, позволяют привести детей к обобщениям, дать знания в определенной системе.
Преемственность: Преемственность проявляется в «стыковке» звеньев по содержанию, формам и методам работы и предполагает взаимосвязь и взаимодополняемость уровней образования, где каждый уровень является непосредственным продолжением предыдущего и основой для последующего, обеспечивая поступательное развитие личности.
Ожидаемые результаты:
- Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.
- Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.
- Создание благоприятной атмосферы для работы с детьми;
- Освоение педагогом методов экологического воспитания и инновационных технологий в работе с детьми;
- Разработка новых форм взаимодействия с родителями и их экологическое просвещение;
- Установление связей с различными организациями соответствующего профиля;
- Оснащение воспитательно-образовательного процесса необходимым оборудованием, материалом, литературой и др.
Предварительный просмотр:
План реализации образовательного проекта по самообразованию
По теме «Введение региональных и этнокультурных компонентов в построение образовательного процесса»
Месяц | Содержание деятельности | |||
Работа педагога (МО, консультации (очные, заочные), публикации на Интернет-сайте ДОУ, сообщения из опыта работы, доклады и др.; нетрадиционные: семинары-практикумы, мастер-классы, акции, консультации в виде презентации, тренинги, открытый показ НОД, взаимодействие с социальными институтами города) | С детьми (мероприятия в рамках тематических недель; - участие воспитанников в конкурсах, соревнованиях всех уровней) | С родителями (мероприятия в рамках тематических недель; оформление тематической рубрики «Академия мудрых родителей» - 1 консультация; другие мероприятия в рамках темы проекта) | Результат (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) | |
Сентябрь «Во саду ли в огороде» | -Составление плана работы на 2014-2015. -Разработка Нод с привлечением родителей «Овощи» как итоговое мероприятие по проекту «Огород на участке». | -Сбор урожая с огорода на участке. - Дидактические игры. -Подвижные игры. -Рисование «Овощи выращенные на огороде» -Загадывание загадок. -Познавательные беседы по теме. | -Привлечь Вержанского Д.А. к участию в итоговом нод в качестве героя –Доктора Айболита. -Оформление газеты для родителей «Что за чудо огород, посмотрите что растёт». - Привлечь родителей к совместному с детьми приготовлению овощей выращенных на огороде. -Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. | - Оформление материалов проекта «Мой уголок природы» - представление материалов проекта на конкурс ДОУ. Итог: Почётная грамота ДОУ за I место в конкурсе педагогических проектов «Мой уголок природы». -Участие материалов проекта во всероссийском конкурсе с международным участием на интернет сайте (Конкурс.net) Итог: Диплом 3 степени №АА6675 Ссылка http://xn--j1aaidmgm.net/shk2Ds.php?num=246&buk=CF -Размещение материалов проекта на личном сайте-блоге воспитателя. -Размещение конспекта открытого НОД «Овощи» на международном образовательном интернет портале Маам.ru http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstvenoi-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-poznavatelnomu-razvitiyu-ovoschi.html |
Октябрь «Лес, точно терем расписной» | Подготовка фотоматериала для участия в международном конкурсе «Что растёт на нашей грядке» на интернет сайте «Огонёк» -Подбор материала по теме -Подбор материала для презентации «Деревья Сибири» | -Д/И «Лото – растения» Рассматривание иллюстраций Деревья, грибы, цветы. -Изготовление с детьми поделок из овощей и фруктов. | -Привлечение к изготовлению поделок из овощей и фруктов. -Привлечь родителей к подбору материала для гербария растений нашего города | -Выставка поделок из овощей и фруктов. -Диплом III степени (приказ №205 от 15.10.2014) http://www.o-gonek.com/ -Изготовления гербария |
Ноябрь Осень | Подготовка фотоматериала для участия в конкурсе «Моя весёлая прогулка» на интернет сайте «Педсовет» | Участие в международном фотоконкурсе «Моя весёлая прогулка» | Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. | Оформление материалов по конкурсу участков. Диплом II степени (серия п-к12 №024-10/1) |
-Разработка сценария «Чайные традиции» для выступления на празднике посвящённом дню толерантности. -Подготовка национального костюма (деда), элементов костюмов для детей. | Разучивание театрализованного номера с детьми | -Участие родителей в театрализованном номере посвященному дню толерантности «Чайные традиции» -Подготовка национальных костюмов разных народов | -Выступление на празднике «День толерантности» -Фото отчёт «Чайные традиции» -Участие в конкурсе «Взаимодействие с семьёй» на сайте РусКонкурс. -Размещение сценария на личном сайте воспитателя. | |
-Подготовка детей к музыкальному театрализованному номеру с песней «Мама есть» | Разучивание песни «Мама есть» | Привлечение родителей к разучиванию песни с детьми, подбор костюмов | -Выступление на празднике «День матери» -Фото отчёт. -размещение материала для родителей на личном сайте воспитателя. | |
Декабрь «Здравствуй гостья зима» | - 10 декабря «День рождения Югры» -Создание в интернет ресурсах личного блога. | -Беседа: «О предстоящем новогоднем празднике». -Чтение рассказа М.Зощенко «Елка» -Рассматривание сюжетных картинок о новогоднем празднике. -Загадывание загадок о хвойных деревьях | -Привлечение родителей к участию в новогоднем празднике. | Адрес блога: http://pashkievicholga.blogspot.ru/ |
Январь Мы жители Югры | - Оформление краеведческого уголка в группе. -Подбор материалов написание сценария «Рождественские святки» | -Сказки народов ханты и манси. -Загадки, пословицы и поговорки жителей Югры. -Игры народов Севера. -Иллюстрации (ханты, манси, быт коренных жителей Югры, одежда, обувь, промыслы). -Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе. -рисование животных наших лесов -Проведение развлечения для детей «Рождественские святки» | -Привлечение родителей к оформлению краеведческого уголка в группе. | -Оформление сборника сказок северных народов. -Оформление сборника игр, пословиц, поговорок народов севера. -Подбор мультипликационных фильмов для детей о северных народах. -участие в творческом конкурсе для детей «В мире животных» на портале «Поколение –индиго» -Участие в |
Февраль Масленица | -разработка и подбор материала к проекту «Масленичная неделя» | Реализация плана проекта «Широкая Масленица» | -Привлечение родителей к проекту «Масленица». -Наглядный материал для родителей «Масленица» | -Оформление материалов проекта -Выставка продуктивной деятельности по проекту масленица. -Размещение материалов проекта на личном блоге -Участие в конкурсе «Сохранение народных традиций» на портале Рус-конкурс |
Март «Весна идет, весне дорогу» | -Подбор материала по теме -Рыбы нашего края Игра "Пищевые цепочки водоёма" | -Рисование рыб -Беседы о рыбах -Просмотр презентации о рыбах -НОД «Подводное царство» | -Привлечение родителей к подбору информации по теме | -Оформление материалов по теме -Размещение материалов на личном блоге |
Апрель Охрана природы Праздник Серой вороны | -Начало реализации проекта «Огород на окне» -Подбор материалов «Красная книга Югры» -Сбор информации по празднику Серой вороны | -Высадка рассады овощных культур -Познакомить детей с Красной книгой Югры -Организовать развлечение для детей «Праздник серой вороны» | - Привлечение родителей к реализации проекта «Огород на окне и огород на участке» -Привлечь родителей к сбору информации «красная книга Югры» -Привлечь родителей к совместному развлечению | -Размещение материалов на личном блоге -Участие в конкурсе «Сохранение народных традиций» на портале Рус-конкурс -Оформление «красной книги Югры |
Май Никто не забыт, ни что не забыто | -В рамках года литературы в Росси подобрать материал «Поэты и писатели Югры детям» -Подготовить экскурсию в Краеведческий музей | -Организовать экскурсию в Краеведческий музей | -привлечь родителей к организации экскурсии в Краеведческий музей | -Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала. -Публикация опыта педагогической деятельности в интернет ресурсах, на личном блоге |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию Пашкевич Ольги Святославовны
за I полугодие 2014-2015 учебного года по теме:
«Введение региональных и этнокультурных компонентов в построение образовательного процесса»
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края.
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе. Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).
Основные направления деятельности по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, формирование толерантного отношения к другим.
Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом. Также включаю проектную деятельность в реализацию регионального компонента. Итогом проектов является создание презентаций, фотоальбомов и коллекций, посредством которых ребята закрепляют свои знания.
В ознакомление детей с народной культурой всё глубже входят электронные образовательные ресурсы. В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов.
Семья является главным источником народных традиций. Поэтому активно взаимодействую с родителями, которые помогают собирать экспонаты, для краеведческого уголка, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду.
С целью повышения этнокультурной компетентности участвую в творческих и профессиональных конкурсах.
И так, для успешной реализации регионального компонента важно создать единую систему, которая даёт более эффективные результаты
- по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;
- позволяет осуществлять поиск нестандартных форм деятельности;
- даёт возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.
Результаты деятельности
Месяц | Результат |
Сентябрь «Во саду ли в огороде» | -Почётная грамота ДОУ за I место в конкурсе педагогических проектов «Мой уголок природы» в двух номинациях. -Участие материалов проекта во всероссийском конкурсе с международным участием на интернет сайте (Конкурс.net) Диплом 3 степени №АА6675 Ссылка http://xn--j1aaidmgm.net/shk2Ds.php?num=246&buk=CF -Размещение конспекта открытого НОД «Овощи» на международном образовательном интернет портале Маам.ru Ссылка http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstvenoi-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-poznavatelnomu-razvitiyu-ovoschi.html -Размещение материалов проекта на личном сайте-блоге воспитателя. |
Октябрь «Лес, точно терем расписной» | -Выставка поделок в группе из овощей и фруктов. -Участие во всероссийском фотоконкурсе с международным участием «Что растёт на нашей грядке» на интерне сайте (Огонёк) Диплом III степени (приказ №205 от 15.10.2014) http://www.o-gonek.com/ -Изготовлен гербарий -Оформлен тематический альбом «Деревья нашего края» -Размещение материалов проекта на личном сайте-блоге воспитателя. |
Ноябрь Осень | -Почётная грамота ДОУ за I место в конкурсе участков. -Участие во всероссийском фотоконкурсе с международным участием «Моя весёлая прогулка» на интерне сайте (Педсовет) Диплом II степени (серия п-к12 №024-10/1) http://edu-pedsovet.ru/pobeda-102014.html -Размещение материалов проекта на личном сайте-блоге воспитателя. -Выступление на празднике «День толерантности» с номером совместно с родителями «Чайные традиции» -Подготовлен фото отчёт «Чайные традиции» -Участие во всероссийском творческом конкурсе «Взаимодействие с семьёй» на сайте (РусКонкурс). Диплом III степени №-ФВ/02-026 февраль 2015 -Размещение сценария номера «Чайные традиции» на личном сайте воспитателя. |
Декабрь «Здравствуй гостья зима» | Создан личный блог Адрес блога: http://pashkievicholga.blogspot.ru/ - Оформлен тематический альбом «Животные севера» -Привлечены родители к участию в новогоднем утреннике |
Январь Мы жители Югры | -Оформлен сборник сказок северных народов. -Оформлен сборник игр, пословиц, поговорок народов севера. -Подобраны мультипликационные фильмы для детей о северных народах. -Участие в творческом конкурсе для детей направлено два рисунка «В мире животных» на портале «Поколение –индиго» (результат 10.03.2015) -Участие во II всероссийском творческом конкурсе «Праздник рождества христова» на интернет портале (Дети цветы жизни) Диплом I место приказ №В-00482 январь 2015 |
Февраль Масленица | -Оформление материалов проекта в творческую папку. -Выставка продуктивной деятельности по проекту масленица. -Размещение материалов проекта на личном блоге. -Участие в конкурсе «Сохранение народных традиций» на портале Рус-конкурс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями на 2014-2015 учебный год
Перспективный план работы с родителями на 2014-2015 учебный год....
Перспективное планирование работы с родителями на 2014-2015 учебный год
Перспективное планирование работы с родителями на 2014-2015 учебный годгруппа №4 (подготовительная) Воспитатель: Захарова Елена Анатольевна...
Перспективный план работы с родителями на 2014-2015 учебный период
Перспективный план работы с родителями на 2014-2015 учебный период...
Перспективный план работы с родителями на 2014-2015 учебный год во второй младшей группы.
План работы с родителями....
Перспективный план работы с родителями на 2014-2015 учебный год
Перспективный план работы с родителями на 2014-2015 учебный год...
Перспективный план работы с родителями на 2014 - 2015 учебный год.
План разработан для детей второй младшей группы соотвественно ФГОС ДО....