Перспективный план-проект работы над темой самообразования на 2014-2015 учебный год
календарно-тематическое планирование по теме

Ольга Святославовна Пашкевич

«Введение региональных и этнокультурных компонентов в построение образовательного процесса в средней группе общеразвивающей направленности от 4-х до 5 лет»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 4 «Родничок» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа–Югры городской округ город Радужный

Перспективный план-проект работы над темой самообразования

на 2014-2015 учебный год

 «Введение региональных и этнокультурных компонентов в построение образовательного процесса в средней группе общеразвивающей направленности от 4-х до 5 лет»

Воспитатель: Пашкевич О.С.

2014

Паспорт проекта

Тип проекта:

  • по методу – познавательно – исследовательский, творческий;
  • по содержанию – ребенок и природа;
  • по характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его приделами;
  • по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет, их родители, воспитатели;
  • по продолжительности – долгосрочный,  2014-2015 учебный год  

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” государственный стандарт (ГОС) включает не только федеральный, но и национально - региональный компоненты. Законодательство в области образования и установления национально - региональных компонентов ГОС находится в ведении субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 29, п. 2,8 Закона РФ “Об образовании”.

Важным положением документа является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие. Природа нашей страны выполняет особую функцию: для всей планеты Россия является регионом компенсации глобальных антропогенных нарушений. Леса России - это легкие планеты, они имеют самый высокий комплексный показатель вклада в сохранение устойчивости биосферы - общепланетарного баланса. С одной стороны, этим обстоятельством можно гордиться, а с другой - следует понимать, что на россиянах лежит ответственность за поддержание и сохранение полноценной жизни на Земле. Именно поэтому необходимо экологическое образование всего населения начиная с дошкольного детства и на протяжении всей жизни.

Ханты Мансийский автономный округ  – это исторически сложившийся общий для некоторых территорий уклад жизни, общность людей, проживающих на территории и обладающих сознанием субъекта исторического действия;

Ежегодная диагностика выявляет, что дети практически незнакомы с растительным миром нашего края. Из деревьев и кустарников они называют ель, березу, сосну. Единицы указывает птиц, животных, насекомых, обитающих в лесах, живущих рядом с нами. В связи с этим возникает необходимость показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет.

Цель проекта: 

Проект реализует системный подход к решению задач экологического воспитания дошкольников и имеет практическую направленность, познакомить детей дошкольного возраста с растительным и животным миром  региона. Содержание  проекта направлено на постепенное формирование экологических знаний у детей, развитие познавательной активности дошкольников, формирование у детей осознанного правильного отношения к природе и понимания целостности природы. 

Основной предпосылкой для моего профессионального саморазвития является желание соответствовать установленным профессиональным требованиям. Немалую роль при этом играет самоудовлетворение от проделанной над собой работой. Хочется также становления в профессиональном плане. Вот для этого нужна стратегия саморазвития.

Задачи проекта: 

  • Изучение методической литературы по данному вопросу;
  • Систематизация методов, приемов и дидактического материала по использованию регионального компонента;
  • Определение эффективности предложенных разработок  по регионализации учебно- воспитательной деятельности в ДОУ.
  • Развитие осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность;
  • формирование у детей элементарной системы знаний о природе;
  • развитие элементарных естественнонаучных представлений;
  • организация элементарно-поисковой деятельности;
  • ценностная ориентация, мотивы, потребности и установка на активную деятельность дошкольников по охране окружающей среды;
  • развитие способности анализировать экологические ситуации;
  • развитие способности оценивать эстетическое состояние природы;
  • основы безопасности жизнедеятельности;

Актуальность проекта: 

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования  региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства Югры; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе. Обучение в региональном компоненте строится на основе уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет дошкольникам адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Практическая значимость:  заключается в исследованиях проблемы, методов и средств организации работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ при ознакомлении с природой Родного края.

Принципы проекта:

Научность: По этому принципу отбираются знания, которые четко определены и не могут быть опровергнуты. Примером таких знаний могут служить знания о приспособлениях живых организмов к среде обитания. Осуществляется идея единства живого и неживого в природе: живой организм может существовать, если не нарушены его связи с неживой природой.

Доступность: Если материал доступен пониманию ребенка, то он может увидеть связь организма и среды, выделить признаки и свойства живого организма, установить причинно – следственные, временные и функциональные связи в природе.  Дети старшего дошкольного возраста осваивают целые цепочки различных связей в природе.

Конкретность: Объем знаний увеличивается, и эти знания должны быть конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все  знания необходимо давать только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения  цветами, мелких насекомых   «букашками», все водные растения водорослями.

Наглядность:  Наглядность позволяет показать природу во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях; позволяет формировать наблюдательность.

 Гуманность: Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. Применяя данный принцип на практике, формируется человек с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.

Деятельность: Этот принцип основан на том, что экологические знания должны обязательно стать основой формирования мотивации участия детей в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды.

Целостность: Этот принцип отражает, прежде всего, целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с миром природы. Работа с детьми по данному принципу строится с учетом именно целостного подхода и осуществляется не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности детей, трудовой деятельности в группе, театральной деятельности.

Региональность: Принцип отбора знаний о природе, который позволяет маленькому ребенку понимать ценность окружающего его мира, знать обитателей местной природы и осознавать необходимость ее сохранения. Знакомство с объектами живой и неживой природы родного края, с учетом его историко-географических и этнографических особенностей целесообразно начинать именно в дошкольном детстве

Системность: Простые сведения о предметах дадут просто представления об этих предметах, в то время, как различные классификации, построенные методом сравнения, позволяют привести детей к обобщениям, дать знания в определенной системе.

Преемственность: Преемственность проявляется в «стыковке» звеньев по содержанию, формам и методам работы и предполагает взаимосвязь и взаимодополняемость уровней образования, где каждый уровень является непосредственным продолжением предыдущего и основой для последующего, обеспечивая поступательное развитие личности.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.
  •  Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.
  • Создание благоприятной атмосферы для работы с детьми;
  • Освоение педагогом методов экологического воспитания и инновационных технологий в работе с детьми;
  • Разработка новых форм взаимодействия с родителями и их экологическое просвещение;
  • Установление связей с различными организациями соответствующего профиля;
  • Оснащение воспитательно-образовательного процесса необходимым оборудованием, материалом, литературой и др.



Предварительный просмотр:

План реализации образовательного проекта по самообразованию

По теме «Введение региональных и этнокультурных компонентов в построение образовательного процесса»

Месяц

Содержание деятельности

Работа педагога

(МО, консультации (очные, заочные), публикации на Интернет-сайте ДОУ, сообщения из опыта работы, доклады и др.; нетрадиционные:

семинары-практикумы, мастер-классы, акции, консультации в виде презентации, тренинги, открытый показ НОД, взаимодействие с социальными институтами города)

С детьми

(мероприятия в рамках тематических недель;

- участие воспитанников в конкурсах, соревнованиях всех уровней)

С родителями

(мероприятия в рамках тематических недель; оформление тематической рубрики «Академия мудрых родителей» - 1 консультация;

другие мероприятия в рамках темы проекта)

Результат

(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Сентябрь

 «Во саду ли в огороде»

-Составление плана работы на 2014-2015.

-Разработка Нод с  привлечением родителей «Овощи» как итоговое мероприятие по проекту «Огород на участке».

-Сбор урожая с огорода на участке.

- Дидактические игры.

-Подвижные игры.

-Рисование «Овощи выращенные на огороде»

-Загадывание загадок.

-Познавательные беседы по теме.

-Привлечь Вержанского Д.А. к участию в итоговом нод в качестве героя –Доктора Айболита.

-Оформление газеты для родителей «Что за чудо огород, посмотрите что растёт».

- Привлечь родителей к совместному с детьми приготовлению овощей выращенных на огороде.

 -Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх.

- Оформление материалов проекта «Мой уголок природы»

- представление материалов проекта на конкурс ДОУ.

Итог: Почётная грамота ДОУ  за I место в конкурсе педагогических проектов «Мой уголок природы».

-Участие материалов проекта во всероссийском  конкурсе с международным участием  на интернет сайте (Конкурс.net) Итог: Диплом 3 степени №АА6675

Ссылка http://xn--j1aaidmgm.net/shk2Ds.php?num=246&buk=CF 

-Размещение материалов проекта на личном сайте-блоге воспитателя.

-Размещение конспекта открытого НОД «Овощи» на международном образовательном интернет портале Маам.ru http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstvenoi-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-poznavatelnomu-razvitiyu-ovoschi.html

Октябрь

 «Лес, точно терем расписной»

Подготовка фотоматериала для участия в международном конкурсе  «Что растёт на нашей грядке» на  интернет сайте «Огонёк»

-Подбор материала по теме

-Подбор материала для презентации «Деревья Сибири»

-Д/И «Лото – растения»

Рассматривание иллюстраций

Деревья, грибы, цветы.

-Изготовление с детьми поделок из овощей и фруктов.

-Привлечение к изготовлению поделок из овощей и фруктов.

-Привлечь родителей к подбору материала для гербария растений нашего города

-Выставка поделок из овощей и фруктов.

-Диплом III степени

(приказ №205 от 15.10.2014) http://www.o-gonek.com/ 

-Изготовления гербария

Ноябрь

Осень

Подготовка фотоматериала для участия в конкурсе «Моя весёлая прогулка» на интернет сайте «Педсовет»

Участие в международном фотоконкурсе «Моя весёлая прогулка»

Советы и  рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Оформление материалов по конкурсу участков.

Диплом II степени (серия п-к12 №024-10/1)

http://edu-pedsovet.ru/pobeda-102014.html

-Разработка сценария «Чайные традиции» для выступления на празднике посвящённом дню толерантности.

-Подготовка национального костюма (деда), элементов костюмов для детей.

Разучивание театрализованного номера с детьми

-Участие родителей в театрализованном номере посвященному дню толерантности «Чайные традиции»

-Подготовка национальных костюмов разных народов

-Выступление на празднике «День толерантности»

-Фото отчёт «Чайные традиции»

-Участие в  конкурсе «Взаимодействие с семьёй» на сайте РусКонкурс.

-Размещение сценария на личном сайте воспитателя.

-Подготовка детей к музыкальному театрализованному номеру с песней «Мама есть»

Разучивание песни «Мама есть»

Привлечение родителей к разучиванию песни с детьми, подбор костюмов

-Выступление на празднике «День матери»

-Фото отчёт.

-размещение материала для родителей на личном сайте воспитателя.

Декабрь

«Здравствуй гостья зима»

- 10 декабря «День рождения Югры»

-Создание в интернет ресурсах личного блога.

-Беседа: «О предстоящем новогоднем празднике».

-Чтение рассказа М.Зощенко «Елка»

-Рассматривание сюжетных картинок о новогоднем празднике.

-Загадывание загадок о хвойных деревьях

-Привлечение родителей к участию в новогоднем празднике.

Адрес блога: http://pashkievicholga.blogspot.ru/

Январь

Мы жители Югры

- Оформление краеведческого уголка в группе.

-Подбор материалов написание сценария «Рождественские святки»

-Сказки народов ханты и манси.

-Загадки, пословицы и поговорки жителей Югры.

-Игры народов Севера.

-Иллюстрации (ханты, манси, быт коренных жителей Югры, одежда, обувь, промыслы).

-Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе.

-рисование животных наших лесов

-Проведение развлечения для детей «Рождественские святки»

-Привлечение родителей к оформлению краеведческого уголка в группе.

-Оформление сборника сказок северных народов.

-Оформление сборника игр, пословиц, поговорок  народов севера.

-Подбор мультипликационных фильмов для детей о северных народах.

-участие в творческом конкурсе для детей «В мире животных» на портале  «Поколение –индиго»

-Участие в

Февраль

Масленица

-разработка и подбор материала к проекту «Масленичная неделя»

Реализация плана проекта «Широкая Масленица»

-Привлечение родителей к проекту «Масленица».

-Наглядный материал для родителей «Масленица»

-Оформление материалов проекта

-Выставка продуктивной деятельности по проекту масленица.

-Размещение материалов проекта на личном блоге

-Участие в конкурсе «Сохранение народных традиций» на портале Рус-конкурс

Март

 «Весна идет, весне дорогу»

-Подбор материала по теме

-Рыбы нашего края

Игра "Пищевые цепочки водоёма" 

-Рисование рыб

-Беседы о рыбах

-Просмотр презентации о рыбах

-НОД «Подводное царство»

-Привлечение родителей к подбору информации по теме

-Оформление материалов по теме

-Размещение материалов на личном блоге

Апрель

Охрана природы

Праздник Серой вороны

-Начало реализации проекта «Огород на окне»

-Подбор  материалов «Красная книга Югры»

-Сбор информации по празднику Серой вороны

-Высадка рассады овощных культур

-Познакомить детей с Красной книгой Югры

-Организовать развлечение для детей «Праздник серой вороны»

- Привлечение родителей к реализации проекта «Огород на окне и огород на участке»

-Привлечь родителей к сбору информации «красная книга Югры»

-Привлечь родителей к совместному развлечению

-Размещение материалов на личном блоге

-Участие в конкурсе «Сохранение народных традиций» на портале Рус-конкурс

-Оформление «красной книги Югры

Май

Никто не забыт, ни что не забыто

-В рамках года литературы  в Росси подобрать материал «Поэты и писатели Югры детям»

-Подготовить экскурсию в Краеведческий музей

-Организовать экскурсию в Краеведческий музей

-привлечь родителей к организации экскурсии в Краеведческий музей

-Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала.

-Публикация опыта педагогической деятельности в интернет ресурсах, на личном блоге



Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию Пашкевич Ольги Святославовны

за I полугодие 2014-2015 учебного года по теме:

 «Введение региональных и этнокультурных компонентов в построение образовательного процесса»

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края.

Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе. Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Основные направления деятельности по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, формирование толерантного отношения к другим.

Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что  хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом. Также  включаю проектную деятельность в реализацию регионального компонента. Итогом проектов является создание презентаций, фотоальбомов и коллекций, посредством которых ребята закрепляют свои знания.

В ознакомление детей с народной культурой всё глубже входят электронные образовательные ресурсы. В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов.

Семья является главным источником народных традиций. Поэтому активно взаимодействую с родителями, которые помогают собирать экспонаты, для краеведческого уголка, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду.

С целью повышения этнокультурной компетентности участвую в творческих и профессиональных конкурсах.

И так, для успешной реализации регионального компонента важно создать единую систему, которая даёт более эффективные результаты

- по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;

- позволяет осуществлять поиск нестандартных форм деятельности;

- даёт возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.

Результаты деятельности

Месяц

Результат

Сентябрь

«Во саду ли в огороде»

-Почётная грамота ДОУ  за I место в конкурсе педагогических проектов «Мой уголок природы» в двух номинациях.

-Участие материалов проекта во всероссийском  конкурсе с международным участием  на интернет сайте (Конкурс.net) Диплом 3 степени №АА6675

Ссылка http://xn--j1aaidmgm.net/shk2Ds.php?num=246&buk=CF

-Размещение конспекта открытого НОД «Овощи» на международном образовательном интернет портале Маам.ru Ссылка http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstvenoi-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-poznavatelnomu-razvitiyu-ovoschi.html

-Размещение материалов проекта на личном сайте-блоге воспитателя.

Октябрь

«Лес, точно терем расписной»

-Выставка поделок в группе из овощей и фруктов.

-Участие  во всероссийском фотоконкурсе с международным участием «Что растёт на нашей грядке»  на интерне сайте

(Огонёк) Диплом III степени

(приказ №205 от 15.10.2014) http://www.o-gonek.com/ 

-Изготовлен гербарий

-Оформлен тематический альбом «Деревья нашего края»

-Размещение материалов проекта на личном сайте-блоге воспитателя.

Ноябрь

Осень

-Почётная грамота ДОУ за I место в конкурсе участков.

-Участие  во всероссийском фотоконкурсе с международным участием «Моя весёлая прогулка»  на интерне сайте (Педсовет) Диплом II степени (серия п-к12 №024-10/1)

http://edu-pedsovet.ru/pobeda-102014.html

-Размещение материалов проекта на личном сайте-блоге воспитателя.

-Выступление на празднике «День толерантности» с номером совместно с родителями «Чайные традиции»

-Подготовлен фото отчёт «Чайные традиции»

-Участие во всероссийском творческом   конкурсе «Взаимодействие с семьёй» на сайте (РусКонкурс). Диплом III степени №-ФВ/02-026 февраль 2015

-Размещение сценария номера «Чайные традиции» на личном сайте воспитателя.

Декабрь

«Здравствуй гостья зима»

Создан личный блог Адрес блога: http://pashkievicholga.blogspot.ru/

- Оформлен тематический альбом «Животные севера»

-Привлечены родители к участию в новогоднем утреннике

Январь

Мы жители Югры

-Оформлен  сборник сказок северных народов.

-Оформлен сборник игр, пословиц, поговорок  народов севера.

-Подобраны мультипликационные фильмы для детей о северных народах.

-Участие в творческом конкурсе для детей направлено два рисунка «В мире животных» на портале  «Поколение –индиго» (результат 10.03.2015)

-Участие во II всероссийском творческом конкурсе «Праздник рождества христова» на интернет портале (Дети цветы жизни) Диплом I место приказ №В-00482 январь 2015

Февраль

Масленица

-Оформление материалов проекта в творческую папку.

-Выставка продуктивной деятельности по проекту масленица.

-Размещение материалов проекта на личном блоге.

-Участие в конкурсе «Сохранение народных традиций» на портале Рус-конкурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями на 2014-2015 учебный год

Перспективный план работы с родителями на 2014-2015 учебный год....

Перспективное планирование работы с родителями на 2014-2015 учебный год

Перспективное планирование работы с родителями на 2014-2015 учебный годгруппа №4 (подготовительная) Воспитатель: Захарова Елена Анатольевна...

Перспективный план работы с родителями на 2014-2015 учебный период

Перспективный план работы с родителями на 2014-2015 учебный период...

Перспективный план работы с родителями на 2014-2015 учебный год

Перспективный план работы с родителями на 2014-2015 учебный год...

Перспективный план работы с родителями на 2014 - 2015 учебный год.

План разработан для детей второй младшей группы соотвественно ФГОС ДО....