ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ. Тема: «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Тема: «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников» подготовительная группа
Цель: «Формирование интереса через комплексный подход и взаимодополнения образовательных областей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении и проявить свой творческий потенциал».
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения программного обеспечения образовательной области «Художественное творчество»
2. Разработать перспективный план работы с детьми;
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
4. Оформить в группе центр активности «Художественное творчество»: «Народные игрушки, росписи», «Репродукции картин», «Схемы», «Трафареты», «Раскраски», «Дидактические игры», «Цветные ладошки» «Альбомы».
5. Подготовить (провести) консультации для педагогов на тему: «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников». «Развивающая среда в уголке ручного труда детского сада». «Интеграция образовательной области «Художественное творчество» в разные виды детской деятельности». «Изобразительное творчество и игра» «Развитие моторики руки ребенка на занятиях изобразительным искусством» Папки передвижки «Значение коллективных занятий в художественно-творческом воспитании дошкольников». «Использование методов и приемов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста». «Интегрированные циклы как условие развития детского творчества».
6. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Презентация «Мастер-класс по изготовлению глобуса из папье-маше», Видеофильм «Мастер-класс по технике Скрапбукинг».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_vospitatelya.docx | 40.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Тема: «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников» подготовительная группа
Ф.И.О.: Колбасова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Образование: высшее специальное
Стаж педагогической работы: 3 года
Место работы: МБДОУ № 57
Квалификационная категория: соответствие должности
Дата начала работы над темой: 01.09.2014г.
Предполагаемая дата окончания работы: 31.08.2017г.
Тема: «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников»
Цель: «Формирование интереса через комплексный подход и взаимодополнения образовательных областей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении и проявить свой творческий потенциал».
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения программного обеспечения образовательной области «Художественное творчество»
2. Разработать перспективный план работы с детьми;
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
4. Оформить в группе центр активности «Художественное творчество»: «Народные игрушки, росписи», «Репродукции картин», «Схемы», «Трафареты», «Раскраски», «Дидактические игры», «Цветные ладошки» «Альбомы».
5. Подготовить (провести) консультации для педагогов на тему: «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников». «Развивающая среда в уголке ручного труда детского сада». «Интеграция образовательной области «Художественное творчество» в разные виды детской деятельности». «Изобразительное творчество и игра» «Развитие моторики руки ребенка на занятиях изобразительным искусством» Папки передвижки «Значение коллективных занятий в художественно-творческом воспитании дошкольников». «Использование методов и приемов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста». «Интегрированные циклы как условие развития детского творчества».
6. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Презентация «Мастер-класс по изготовлению глобуса из папье-маше», Видеофильм «Мастер-класс по технике Скрапбукинг».
Связь с другими образовательными областями:
«Физическая культура» | Развитие мелкой моторики |
«Здоровье» | воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
«Коммуникация» | развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи |
«Познание» | сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений |
«Социализация» | формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок» |
«Музыка» | использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства |
«Труд» | формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам |
«Чтение художественной литературы» | использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса |
«Безопасность» | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности |
Перспективный план работы с детьми
месяц | Формы работы | ||
с детьми | с воспитателями | с родителями | |
сентябрь | Диагностика на начало года; изучения необходимой литературы;
| Доклад для воспитателей «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно -творческого потенциала дошкольников». | Консультация для родителей. Тема: «Развивайте детское художественное творчество» |
октябрь | Писарев Д.И. Влияние искусства на воспитание «Посмотрим в окошко» Педагогическая диагностика, конспект занятия с детьми (рисование). Занятие по рисованию пейзаж Тема: «Осень». | «Развивающая среда в уголке ручного труда детского сада». Рекомендации воспитателям групп | Анкета для родителей «Художественное творчество в жизни дошкольника». Выставка детского творчества |
ноябрь | Рисование на тему: «Волшебная страна – подводное царство». Рисование на тему: «Моя Россия» | Консультация для воспитателей Интеграция образовательной области «Художественное творчество» в разные виды детской деятельности. | Рекомендации для родителей по организации самостоятельной творческой деятельности детей дома. Выставка детского творчества |
декабрь | Комарова Т.С. Детское художественное творчество. «Большой – маленький» Конспект игры – занятия с детьми. «Снежинки на новогоднюю елку» - ручной труд, оригами. | Лыкова «Изобразительное творчество и игра» Доклад для воспитателей | Консультация для родителей: «Как дети воспринимают живопись»; «Рисование нетрадиционными способами». Выставка детского творчества |
январь | Рисование на тему «Золотая хохлома». Развлечение «Где живет перо Жар-птицы?» | Комарова Т.С. Детское художественное творчество. «Развитие моторики руки ребенка на занятиях изобразительным искусством» Консультация для воспитателей Папка передвижка | Консультация для родителей «Рисуем и лепим вместе с ребёнком». Выставка детского творчества |
февраль | Досуг по ОБЖ «Его Величество Электричество» Конструирование и ручной труд | Консультация для воспитателей: «Значение коллективных занятий в художественно-творческом воспитании дошкольников» | Папка-передвижка для родителей «Как научить любить прекрасное». Совместное творчество с детьми «Его Величество Электричество» Выставка детского творчества |
март | творчество с элементами ТРИЗ Тема: «Натюрморт», «Ознакомление с искусством» Интегрированное занятие по ИЗО, ТРИЗУ, ФЭМП. | Консультация для воспитателей «Использование методов и приемов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста» | Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ?» Консультации для родителей «Зачем крохе рисовать?» Консультация для родителей «Как рисуют дети» Укрепление взаимосвязи родителей с детьми посредством совместного творчества в ДОУ. Мастер-класс «Тюльпаны» - торцевание из гофрированной бумаги Выставка детского творчества |
апрель | Рисование на тему «Космический сон»; ручной труд Техника папье-маше «Изготовление глобуса из папье-маше» на тему «Наша планета Земля» | Консультация для воспитателей: «Интегрированные циклы как условие развития детского творчества» Презентация «Мастер-класс по изготовлению глобуса из папье-маше» | Анкета для родителей: «Внеурочная деятельность»; Доклад для родителей: «Развитие художественных способностей и организация эстетической деятельности». Фото выставка «Рисуем вместе с мамой и папой» |
май | Рисование «Праздничный салют» на тему «День победы». Ручной художественный труд «Обложка альбома для рисунков детей» в технике Скрапбукинг | Видеофильм «Мастер-класс по технике Скрапбукинг».
| Папка-передвижка для родителей: «Искусство книжной графики в нравственно-эстетическом воспитании детей» Выставка детского творчества |
июнь-август | -диагностика на конец года - представления результатов работы по теме самообразования |
Практические выходы:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «______________________________________________________________________________________________________________________________»;
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.
Тема: «______________________________________________________________________________________________________________________________»;
3. Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема: «______________________________________________________________________________________________________________________________»;
4. Оформление папки-передвижки.
Тема: «______________________________________________________________________________________________________________________________»;
5. Выставка работ.
Тема: «________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема: «_______________________________________________________________________________________________________________________________»;
7. Проект.
Тема: «________________________________________________________________»;
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература:
Программное обеспечение образовательной области
«Художественное творчество»
Перечень программ и технологий | 1. Образовательная область "Художественное творчество".Методический комплект программы "Детство"/ Вербенец А.М. - М:. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 2. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011. 3. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область "Художественное творчество". ФГОС./Бондаренко Т.М. -М: Издательство: Учитель г.Воронеж, 2013. 4. Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ. Перспективное планирование,конспекты. Разработано в соответствии с ФГОС/ Леонова Н.Н. - М: Издательство: Детство-Пресс, 2014. 5. Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе "Детство": планирование, конспекты. Подготовительная группа. От ФГТ к ФГОС/ Леонова Н.Н. - М: Издательство: Учитель г. Волгоград, 2014. 6. науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. - Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс» ; М. :ТЦ, 2012. |
Перечень пособий | 1. Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996. 2. Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – М.: МИПКРО, 2001. 3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве.- М.: Просвещение, 2003. 4. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Курочкина Н.А. - СПБ.: Детство – Пресс, 2003. 5. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Г.Н.Давыдова. М., Скрипторий, 2003. 6. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью, метод.пособие А.А. Грибовская, ,М., П.О.Р., 2004. 7. Грибовская А.А Детям о народном искусстве. – М.: Просвещение, 2006. 8. Рисуем без кисточки, практическое приложение, А.А.Фатеева, Ярославль, «Академия развития», 2007. 9. О портретной живописи – детям. Курочкина Н.А. - СПБ.: Детство – Пресс, 2008. 10. Интеграция искусств в детском саду(учебно – методическое пособие). Лыкова И.А., Васюкова Н.В.- М.: ТЦ Сфера, 2009. 11. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники. Казакова Р.Г. и др. - М.: ТЦ Сфера, 2009. 12. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет. Методическое пособие./Королева Т.В. - М: Издательство: Сфера, 2010. 13. Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности в возрасте от 3 до 7 лет./ Саллинен Е.В. - М: Издательство: Каро, 2011. 14. Аппликация из гофрированной бумаги. /Дубровская Н.В. - М: Издательство: Детство-Пресс, 2013. 15. Дружная семейка. Виды детского художественного творчества./Лыкова И.А. - М: Издательство: Цветной мир, 2014. 216. 2 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники./ Давыдова Г.Н. - М: Издательство: Скрипторий, 2014. |
Перспективный план самообразования педагога:
№ п/п | Содержание деятельности | Форма отчетности | Сроки проведения |
Теоретический этап | Методическая работа | ||
1 | Изучение методической литературы по теме | Оформление и пополнение папки «Опыта работы по теме самообразования» | В течении года |
2 | Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» | В течении года | |
Практический этап | |||
1 | Изучение опыта педагогов ДОУ, диагностика детей на начало года. | Сентябрь | |
2 | Изучение методик о технологий педагогов в Интернете | В течении года | |
3 | Создание наглядных пособий, схем, трафаретов. | Наличие альбома, наличие пособий | В течении года |
4 | Консультации для родителей, анкетирование родителей | Наличие сборника | В течении года |
5 | Консультации для воспитателей | Наличие сборника | В течении года |
6 | Педагогическая диагностика | конспект | Октябрь |
7 | Конспекты по перспективному плану самообразования для детей | Наличие конспектов | Октябрь- Май |
8 | Участие в конкурсах и выставках различного уровня | Наличие сертификатов участника и дипломы победителей | В течении года |
9 | Презентация «Мастер-класс по изготовлению глобуса из папье-маше» | Наличие презентации | апрель |
10 | Видеофильм «Мастер-класс по технике Скрапбукинг». | Наличие фильма | май |
11 | Самоанализ проделанной работы Проведение открытого мероприятий для анализа со стороны коллег | Наличие фильма | Апрель |
12 | Отчет о проделанной работе Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ | Наличие папки «Опыта работы по самообразованию», презентация «Опыт работы по теме самообразования» | Май |
13 | Актуальность изучения темы «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников». Продлить тему еще на три года | Обосновать | Апрель- Май |
13 | Планирование деятельности и перспектив развития | Наличие плана на следующий рабочий год | Июнь - август |
14 | Самоанализ и самооценка НОД в своей группе; | В течении года |
Необходимо, чтобы Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников предшествовал подготовительный этап, который позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительно деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.
Основной этап – этап выполнения работы. Он включает в себя планирование, выполнение и оценку работы комплексного подхода и взаимодополнения образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников. Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать взаимодоплняя образовательные области.
Условно можно выделить третий, заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в групповой комнате детского сода. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом разных разговоров, дискуссий, игр, стимулирует рождение новых творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции. В то же время, плодотворное взаимодействие и сотрудничество с коллегами позволяют воспитателям и специалистам ДОУ, повысить свою квалификацию и профессиональное сознание, стимулируют социальную и профессиональную активность, стремление к профессиональному развитию, творчеству и самореализации в профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников» младшая группа
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ младшей группыТема: «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников»Ак...
План самообразования на тему"«Современные подходы в формировании связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
План самообразования на тему"«Современные подходы в формировании связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»....
Самообразование.Тема: «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников»
Хужлжественное творчество...
Конспект занятия средней группе «Путешествие в лес» в соответствии с требованиями ФГОС Тема по комплексно-тематическому плану: «Эти удивительные животные». Тема НОД: «Путешествие встрану знаний». Образовательная область: познавательное развитие. Цель: спо
Конспект занятия средней группе «Путешествие в лес» в соответствии с требованиями ФГОСТема по комплексно-тематическому плану: «Эти удивительные животные».Тема НОД:...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по теме: «Обрядовые и обереговые куклы». Образовательная область: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. (Подготовительная группа)
В наш век куклы — это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Народная кукла — огромный пласт нашей истории. Куклы ...
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми второй ранней группы Тема: «Петушок, курочка и цыплята» (образовательная область «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развити
Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми второй ранней группыТема: «Петушок, курочка и цыплята»(образовательная область «Познавател...
Конспект НОД по пластилинографии «Цветок в вазе» во 2 младшей группе. план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) на тему Тема: «Цветок в вазе» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-
Конспект НОД по пластилинографии «Цветок в вазе» во 2 младшей группе.план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) на темуТема: «Цветок в вазе» Интеграц...