Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
проект по развитию речи (младшая группа)
- Актуальность проекта
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ladushki.docx | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Дульдургинский детский сад «Ромашка»
«Ладушки, ладушки, люблю потешки и сказочки!»
Проект на тему: Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
Воспитатель: Почекунина Е.И
Тема: «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
- 1. Паспорт проекта
Таблица 1
Название проекта | «Ладушки, ладушки, люблю потешки и сказочки!» |
Тема проекта | Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста |
Автор проекта | Почекунина Екатерина Ивановна |
Место реализации проекта | МБДОУ «Дульдургинс4ий детский сад «Ромашка» |
Проблема, на решение которой направлен проект | У детей низкий уровень развития речи. Речь детей невнятная, несвязная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Не наблюдается умение вести диалог со сверстниками и взрослыми. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. |
Цель проекта | Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. |
Задачи проекта | 1.Повысить интерес у детей младшей группы к русскому фольклору. 2.Развивать у детей младшего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора. 3.Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества. 4.Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах. 5.Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы. |
Участники проекта | Дети, воспитатели группы, родители. |
Сроки реализации проекта | с 01.09.2021 по 29.02.2022 (проект средней продолжительности) |
Ожидаемые результаты | Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе. Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками. Сформируется положительное отношение к режимным моментам. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей. У родителей повысится общий культурный уровень. |
- 2. Актуальность проекта
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
- 3. Анализ внешней и внутренней среды
Внешняя среда
Таблица 2
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
1. Налаженная система работы ДОУ. 2.Наличие специалистов, у которых можно поучиться. 3.Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя, старшего воспитателя. 4.Пользование интернет – услугами. 5.Повышение квалификации педагогов. 6.Тесное сотрудничество с коллегами своего дошкольного учреждения. 7.Участие в смотрах-конкурсах, проводимых в детском саду, городе и республике. 8. Большое разнообразие методической и художественной литературы, дидактических пособий. | 1.Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. 2.Увлечение компьютерными играми и просмотрами телепередач без разбора, в результате чего у детей не формируются навыки человеческого общения.
|
Внутренняя среда
Таблица 3
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
1. Наличие в детском саду предметно-развивающей среды: мини - музей "Хлеб - всему голова", где собраны интересные предметы искусства русского народа, предметы быта. 2. Каждодневное использование фольклора в режимных моментах. 3. Изготовлены настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба». 5. Подобран материал и изготовлена картотека загадок, пословиц, поговорок, считалок, потешек, пестушек.
| 1.Потеря интереса к педагогической деятельности родителями. 2.Недостаточное внимание родителей к речевому развитию ребенка. 3.Отсутствие помещений затрудняет проведение дополнительных услуг в ДОУ.
|
- 4. Цели и задачи проекта
Цели проекта:
1.Повысить уровень развития связной речи младших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.
2.Приобщить детей к традициям и культуре своего народа.
Задачи проекта:
1.Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей.
2.Развивать активную речь детей, и активизировать словарь дошкольников.
3.Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, сказках, колядках, припевках, колыбельных;
4.Сформировать у детей интерес к устному народному творчеству.
5.Обогатить словарный запас детей.
- 5. Участники проекта
Дети, родители воспитанников, воспитатели младшей группы, музыкальный руководитель.
- 6. Ресурсы
Научно - методические:
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки
// Сост. Г.Науменко. М., 1998.
5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2008.
6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Русский фольклор // Сост. В. Аникин. М., 1985.
Материально – технические
1.Мини – музей «Хлеб – всему голова».
2. Шапочки – маски различных персонажей для инсценировок сказок и проведения народных подвижных игр.
3. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый.
4. Музыкальный центр, телевизор, ноутбук.
5. Аудиодиски с русскими народными песнями, попевками.
Дидактические
1.Дидактические игры по познавательно – речевому развитию.
2. Картотеки народных подвижных игр, считалок, потешек, загадок, пословиц и поговорок.
Информационные
1.Мультимедийные презентации: «В гостях у деда Краеведа», «Рождество»; "Масленица".
Кадровые
Старший воспитатель, музыкальный руководитель.
7. Механизм реализации проекта
Таблица 4
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
1. Выбор темы проекта, подготовка целей и задач, подбор методической литературы и литературы по устному народному творчеству; оформление и оснащение проекта. | 1.Организация диагностического исследования речи детей. 2.Организация игрового взаимодействия. 3.Выставка книг с различными жанрами фольклора. 4.Рассматривание иллюстраций. 5.Инсценирование произведений фольклора. 6.Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений. 7.Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе. 8. Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений. | 1.Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов. 2.Презентация проекта на педсовете и родительском собрании.
|
8. План реализации проекта
Таблица 5
Этапы | Наименование мероприятия | Сроки | Место проведения мероприятия | Ответственные |
Подготовительный | С детьми Организация и проведение диагностических процедур. Наблюдение. С родителями Анкетирование родителей «Малые формы фольклора». С педагогами Изучение опыта педагогов – практиков по развитию речи с помощью фольклора у дошкольников. | Сентябрь | МБДОУ «Ромашка» | Воспитатели. |
Основной | С детьми 1.Чтение песенок, потешек, закличек. 2.Чтение сказок. 3.Просмотр мультипликационных фильмов: «Идет коза рогатая», «Сорока – ворона», «Два голубочка». 5.Инсценировка сказок. 6.Настольный театр. 7.Русские народные подвижные игры. 8.Русские народные игры- хороводы. 9.Игры – драматизации. 10.Иллюстрирование сказок и потешек. 11.Пальчиковые игры. С родителями 1.Консультация "Роль фольклора в развитии речи детей". 2.Семинар – практикум «Детский игровой фольклор». 3.Памятка «Фольклор в повседневной жизни малышей». 4.Консультация "Воспитание детей средствами фольклора». 5. Мастер-класс по созданию пальчикового театра. С педагогами 1.Разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей через устное народное творчество. 2.Консультация «Приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям». | Октябрь – Январь | МБДОУ «Ромашка» | Воспитатели, воспитанники. |
Заключительный | С детьми Развлечение «В гости к бабушке» С родителями 1.Оформление уголка для родителей "Фольклор в нашей семье". 2.Оформление альбома «Пословицы и поговорки русского народа». 3. Презентация проекта на родительском собрании. 4.Создание видеотеки по работе с унт С педагогами 1.Обобщение результатов проекта и представление их коллегам. 2.Презентация проекта на педсовете. | Февраль | МБДОУ «Ромашка» | Воспитатели, воспитанники, родители. |
9.Ожидаемые результаты
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
2. Словарь детей к концу проекта обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
6.У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
7. У родителей повысится общий культурный уровень.
10.Перспективы дальнейшего развития проекта
Дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает:
1.Накопление дидактического материала: фотографий, иллюстраций, альбомов и т.д.
2.Конкурс чтецов на лучшее исполнение малых форм фольклора.
3.Организация и проведение праздника «Весна - красна» на основе изученных малых форм фольклора.
4.Организовать в ДОУ уголок «Русская изба» с использованием малых форм фольклора.
Список литературы
1.Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
3. Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
4. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
5. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
6. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
7. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.
9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
Интернет- ресурсы:
1. http://*****/
2. http://*****/user/136090
3. http://www. *****/obrazovanie/konspekty-zanyatij
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....
Консультации для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
для воспитателей...
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...
Педагогический проект «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора....
РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...