Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
проект по развитию речи (младшая группа)
- Актуальность проекта
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Дульдургинский детский сад «Ромашка»
«Ладушки, ладушки, люблю потешки и сказочки!»
Проект на тему: Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
Воспитатель: Почекунина Е.И
Тема: «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
- 1. Паспорт проекта
Таблица 1
Название проекта | «Ладушки, ладушки, люблю потешки и сказочки!» |
Тема проекта | Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста |
Автор проекта | Почекунина Екатерина Ивановна |
Место реализации проекта | МБДОУ «Дульдургинс4ий детский сад «Ромашка» |
Проблема, на решение которой направлен проект | У детей низкий уровень развития речи. Речь детей невнятная, несвязная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Не наблюдается умение вести диалог со сверстниками и взрослыми. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. |
Цель проекта | Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. |
Задачи проекта | 1.Повысить интерес у детей младшей группы к русскому фольклору. 2.Развивать у детей младшего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора. 3.Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества. 4.Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах. 5.Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы. |
Участники проекта | Дети, воспитатели группы, родители. |
Сроки реализации проекта | с 01.09.2021 по 29.02.2022 (проект средней продолжительности) |
Ожидаемые результаты | Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе. Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками. Сформируется положительное отношение к режимным моментам. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей. У родителей повысится общий культурный уровень. |
- 2. Актуальность проекта
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
- 3. Анализ внешней и внутренней среды
Внешняя среда
Таблица 2
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
1. Налаженная система работы ДОУ. 2.Наличие специалистов, у которых можно поучиться. 3.Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя, старшего воспитателя. 4.Пользование интернет – услугами. 5.Повышение квалификации педагогов. 6.Тесное сотрудничество с коллегами своего дошкольного учреждения. 7.Участие в смотрах-конкурсах, проводимых в детском саду, городе и республике. 8. Большое разнообразие методической и художественной литературы, дидактических пособий. | 1.Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. 2.Увлечение компьютерными играми и просмотрами телепередач без разбора, в результате чего у детей не формируются навыки человеческого общения.
|
Внутренняя среда
Таблица 3
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
1. Наличие в детском саду предметно-развивающей среды: мини - музей "Хлеб - всему голова", где собраны интересные предметы искусства русского народа, предметы быта. 2. Каждодневное использование фольклора в режимных моментах. 3. Изготовлены настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба». 5. Подобран материал и изготовлена картотека загадок, пословиц, поговорок, считалок, потешек, пестушек.
| 1.Потеря интереса к педагогической деятельности родителями. 2.Недостаточное внимание родителей к речевому развитию ребенка. 3.Отсутствие помещений затрудняет проведение дополнительных услуг в ДОУ.
|
- 4. Цели и задачи проекта
Цели проекта:
1.Повысить уровень развития связной речи младших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.
2.Приобщить детей к традициям и культуре своего народа.
Задачи проекта:
1.Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей.
2.Развивать активную речь детей, и активизировать словарь дошкольников.
3.Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, сказках, колядках, припевках, колыбельных;
4.Сформировать у детей интерес к устному народному творчеству.
5.Обогатить словарный запас детей.
- 5. Участники проекта
Дети, родители воспитанников, воспитатели младшей группы, музыкальный руководитель.
- 6. Ресурсы
Научно - методические:
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки
// Сост. Г.Науменко. М., 1998.
5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2008.
6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Русский фольклор // Сост. В. Аникин. М., 1985.
Материально – технические
1.Мини – музей «Хлеб – всему голова».
2. Шапочки – маски различных персонажей для инсценировок сказок и проведения народных подвижных игр.
3. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый.
4. Музыкальный центр, телевизор, ноутбук.
5. Аудиодиски с русскими народными песнями, попевками.
Дидактические
1.Дидактические игры по познавательно – речевому развитию.
2. Картотеки народных подвижных игр, считалок, потешек, загадок, пословиц и поговорок.
Информационные
1.Мультимедийные презентации: «В гостях у деда Краеведа», «Рождество»; "Масленица".
Кадровые
Старший воспитатель, музыкальный руководитель.
7. Механизм реализации проекта
Таблица 4
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
1. Выбор темы проекта, подготовка целей и задач, подбор методической литературы и литературы по устному народному творчеству; оформление и оснащение проекта. | 1.Организация диагностического исследования речи детей. 2.Организация игрового взаимодействия. 3.Выставка книг с различными жанрами фольклора. 4.Рассматривание иллюстраций. 5.Инсценирование произведений фольклора. 6.Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений. 7.Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе. 8. Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений. | 1.Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов. 2.Презентация проекта на педсовете и родительском собрании.
|
8. План реализации проекта
Таблица 5
Этапы | Наименование мероприятия | Сроки | Место проведения мероприятия | Ответственные |
Подготовительный | С детьми Организация и проведение диагностических процедур. Наблюдение. С родителями Анкетирование родителей «Малые формы фольклора». С педагогами Изучение опыта педагогов – практиков по развитию речи с помощью фольклора у дошкольников. | Сентябрь | МБДОУ «Ромашка» | Воспитатели. |
Основной | С детьми 1.Чтение песенок, потешек, закличек. 2.Чтение сказок. 3.Просмотр мультипликационных фильмов: «Идет коза рогатая», «Сорока – ворона», «Два голубочка». 5.Инсценировка сказок. 6.Настольный театр. 7.Русские народные подвижные игры. 8.Русские народные игры- хороводы. 9.Игры – драматизации. 10.Иллюстрирование сказок и потешек. 11.Пальчиковые игры. С родителями 1.Консультация "Роль фольклора в развитии речи детей". 2.Семинар – практикум «Детский игровой фольклор». 3.Памятка «Фольклор в повседневной жизни малышей». 4.Консультация "Воспитание детей средствами фольклора». 5. Мастер-класс по созданию пальчикового театра. С педагогами 1.Разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей через устное народное творчество. 2.Консультация «Приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям». | Октябрь – Январь | МБДОУ «Ромашка» | Воспитатели, воспитанники. |
Заключительный | С детьми Развлечение «В гости к бабушке» С родителями 1.Оформление уголка для родителей "Фольклор в нашей семье". 2.Оформление альбома «Пословицы и поговорки русского народа». 3. Презентация проекта на родительском собрании. 4.Создание видеотеки по работе с унт С педагогами 1.Обобщение результатов проекта и представление их коллегам. 2.Презентация проекта на педсовете. | Февраль | МБДОУ «Ромашка» | Воспитатели, воспитанники, родители. |
9.Ожидаемые результаты
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
2. Словарь детей к концу проекта обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
6.У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
7. У родителей повысится общий культурный уровень.
10.Перспективы дальнейшего развития проекта
Дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает:
1.Накопление дидактического материала: фотографий, иллюстраций, альбомов и т.д.
2.Конкурс чтецов на лучшее исполнение малых форм фольклора.
3.Организация и проведение праздника «Весна - красна» на основе изученных малых форм фольклора.
4.Организовать в ДОУ уголок «Русская изба» с использованием малых форм фольклора.
Список литературы
1.Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
3. Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
4. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
5. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
6. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
7. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.
9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
Интернет- ресурсы:
1. http://*****/
2. http://*****/user/136090
3. http://www. *****/obrazovanie/konspekty-zanyatij
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/22/picture-131014-1490189675.jpg)
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-122503-1352551503.jpg)
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-394610-1391173502.jpg)
Консультации для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
для воспитателей...
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-964302-1510164411.jpg)
Педагогический проект «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора....
РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...