РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
проект по развитию речи (младшая группа)
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида № 16»
пос. Реммаш
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
(первая младшая группа)
Разработала воспитатели гр.№1
Мокроусова Мария Анатольевна
2019 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Содержание
1 | Паспорт проекта. |
2 | Актуальность (проблема). |
3 | Анализ среды (внешней и внутренней). |
4 | Цели и задачи проекта. |
5 | Участники и их роль в реализации проекта. |
6 | Ресурсы (материальные, информационные, технические). |
7 | Механизм реализации проекта. |
8 | План реализации проекта. |
9 | Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности. |
10 | Перспективы дальнейшего развития проекта. |
11 | Список литературы. |
12 | Приложение. |
- Паспорт проекта
Таблица 1
Название проекта | «Ладушки, ладушки, люблю потешки и сказочки!» |
Тема проекта | Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста |
Автор проекта | Мокроусова Мария Анатольевна |
Место реализации проекта | МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16» |
Проблема, на решение которой направлен проект | У детей низкий уровень развития речи. Речь детей невнятная, несвязная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Не наблюдается умение вести диалог со сверстниками и взрослыми. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. |
Цель проекта | Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. |
Задачи проекта | 1.Повысить интерес у детей младшей группы к русскому фольклору. 2.Развивать у детей младшего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора. 3.Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества. 4.Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах. 5.Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы. |
Участники проекта | Дети, воспитатели группы, родители. |
Сроки реализации проекта | с 01.10.2019 по 29.02.2020 (проект средней продолжительности) |
Ожидаемые результаты | Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе. Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками. Сформируется положительное отношение к режимным моментам. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей. У родителей повысится общий культурный уровень. |
2. Актуальность проекта
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
3. Анализ внешней и внутренней среды
Внешняя среда
Таблица 2
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
1. Налаженная система работы ДОУ. 2.Наличие специалистов, у которых можно поучиться. 3.Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя, старшего воспитателя. 4.Пользование интернет – услугами. 5.Повышение квалификации педагогов. 6.Тесное сотрудничество с коллегами своего дошкольного учреждения. 7.Участие в смотрах-конкурсах, проводимых в детском саду, городе и республике. 8. Большое разнообразие методической и художественной литературы, дидактических пособий. | 1.Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. 2.Увлечение компьютерными играми и просмотрами телепередач без разбора, в результате чего у детей не формируются навыки человеческого общения.
|
Внутренняя среда
Таблица 3
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
1. Наличие в детском саду предметно-развивающей среды: мини — музей «Хлеб — всему голова», где собраны интересные предметы искусства русского народа, предметы быта. 2. Каждодневное использование фольклора в режимных моментах. 3. Изготовлены настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба». 5. Подобран материал и изготовлена картотека загадок, пословиц, поговорок, считалок, потешек, пестушек. | 1.Потеря интереса к педагогической деятельности родителями. 2.Недостаточное внимание родителей к речевому развитию ребенка. 3.Отсутствие помещений затрудняет проведение дополнительных услуг в ДОУ.
|
4. Цели и задачи проекта
Цели проекта:
1.Повысить уровень развития связной речи младших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.
2.Приобщить детей к традициям и культуре своего народа.
Задачи проекта:
1.Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей.
2.Развивать активную речь дошкольников.
3.Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, сказках, колядках, припевках, колыбельных;
4.Сформировать у детей интерес к устному народному творчеству.
5.Обогатить словарный запас детей.
5. Участники проекта
Воспитанники первой младшей группы в количестве 21 человек, родители воспитанников, воспитатели, специалисты.
6. Ресурсы
Научно — методические:
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки
// Сост. Г.Науменко. М., 1998.
5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2008.
6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Русский фольклор // Сост. В. Аникин. М., 1985.
Материально – технические
1.Мини – музей «Русская изба».
2. Шапочки – маски различных персонажей для инсценировок сказок и проведения народных подвижных игр.
3. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый.
4. Музыкальный центр, телевизор, ноутбук.
5. Аудиодиски с русскими народными песнями, попевками.
Дидактические
1.Дидактические игры по познавательно – речевому развитию.
2. Картотеки народных подвижных игр, считалок, потешек, загадок, пословиц и поговорок.
7. Механизм реализации проекта
Таблица 4
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
1. Выбор темы проекта, подготовка целей и задач, подбор методической литературы и литературы по устному народному творчеству; оформление и оснащение проекта. | 1.Организация диагностического исследования речи детей. 2.Организация игрового взаимодействия. 3.Выставка книг с различными жанрами фольклора. 4.Рассматривание иллюстраций. 5.Инсценирование произведений фольклора. 6.Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений. 7.Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе. 8. Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений. | 1.Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов. 2.Презентация проекта на педсовете и родительском собрании.
|
8. План реализации проекта
Таблица 5
Этапы | Наименование мероприятия | Сроки | Место проведения мероприятия | Ответственные |
Подготовительный | С детьми Организация и проведение диагностических процедур. Наблюдение. С родителями Анкетирование родителей «Малые формы фольклора». С педагогами Изучение опыта педагогов – практиков по развитию речи с помощью фольклора у дошкольников. | Октябрь | МБДОУ «Детский сад №16» | Воспитатели. |
Основной | С детьми 1.Чтение песенок, потешек, закличек. 2.Чтение сказок. 3.Просмотр мультипликационных фильмов: «Идет коза рогатая», «Сорока – ворона», «Два голубочка». 5.Инсценировка сказок. 6.Настольный театр. 7.Русские народные подвижные игры. 8.Русские народные игры- хороводы. 9.Игры – драматизации. 10.Иллюстрирование сказок и потешек. 11.Пальчиковые игры. С родителями 1.Консультация «Роль фольклора в развитии речи детей». 2.Семинар – практикум «Детский игровой фольклор». 3.Памятка «Фольклор в повседневной жизни малышей». 4.Консультация «Воспитание детей средствами фольклора». С педагогами 1.Разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей через устное народное творчество. 2.Консультация «Приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям». | Ноябрь – Январь | МБДОУ «Детский сад №16» | Воспитатели, воспитанники. |
Заключительный | С детьми Развлечение «В гости к бабушке» С родителями 1.Оформление уголка для родителей «Фольклор в нашей семье». 2.Оформление альбома «Пословицы и поговорки русского народа». 3. Презентация проекта на родительском собрании. С педагогами 1.Обобщение результатов проекта и представление их коллегам. 2.Презентация проекта на педсовете. | Февраль | МБДОУ «Детский сад №16» | Воспитатели, воспитанники, родители. |
9.Ожидаемые результаты
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
2. Словарь детей к концу проекта обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
6.У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
7. У родителей повысится общий культурный уровень.
10.Перспективы дальнейшего развития проекта
Дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает:
1.Накопление дидактического материала: фотографий, иллюстраций, альбомов и т.д.
2.Конкурс чтецов на лучшее исполнение малых форм фольклора.
3.Организация и проведение праздника «Весна — красна» на основе изученных малых форм фольклора.
4.Организовать в ДОУ уголок «Русская изба» с использованием малых форм фольклора.
Список литературы
1.Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
3. Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
4. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» — Я.; «Академия развития», 2002г.
5. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» — Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
6. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
7. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.
9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
Анкета для родителей
1. Должен ли ребенок знать традиционное народное наследие? ________________________________________________
2. Обращаетесь ли вы к традиционному народному календарю, отражающему ритм годовой жизни природы и человека?
______________________________________________________________________________________________________
3. Используете ли вы фольклор: потешки, сказки, загадки, колыбельные и т. д. в повседневной деятельности: дома /при кормлении, одевании, умывании, сне, играх/? Хотите ли их знать? ______________________________________________________________________________________________________
4. Существует ли у вас традиция семейного чтения? _________________________________________________________
5. Ваше отношение к тому, что образовательное учреждение знакомит детей с музыкальными, поэтическими, эпическими духовными произведениями эмоционально-эстетического, нравственного характера? ________________________________________________________________________________________________________
6. Играете ли вы дома в народные игры? Знаете ли редкостную, забытую, народную игру? Какую? _________________________________________________________________________________________________________
7. Согласны ли вы, что народные игры решают психо-коррекционные задачи межличностных отношений, расширяют знания о народной жизни, обогащают словарь и внутренний мир ребенка, дают возможность самовыражаться? __________________________________________________________________________________________________________
8. Рассказывает ли ваш ребенок что-то новое о народной культуре? ________________________________________________
Консультация для родителей «Влияние потешек на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
С древних времен русскому народу на помощь в общении с детьми раннего возраста приходит фольклор – особая область народного творчества, которая создается коллективно народом и отражает его многовековой опыт и мировоззрение. При этом одним из наиболее доступных источников развития детской речи в раннем возрасте являются малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные). Потешки - малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса, обогащение словаря. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. Регулярное использование потешек позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром. Когда и как использовать потешки?
• когда ребенка одевают на прогулку; • купают; • помогают заснуть ; • если ребенок шалит или капризничает; • для игры с ним; • для обучения малыша в игровой форме и пр.
Для лучшего восприятия читать потешки нужно ласково, выразительно, сопровождая слова соответствующей мимикой и движениями. Важно использовать их тогда, когда ребенок не устал и готов к активному восприятию. Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми стараемся наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. - Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки: Петушок, петушок Золотой гребешок… или: Киска, киска, киска брысь На дорожку не садись… или: Вот собачка Жучка Хвостик закорючка… Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей: Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – бабушка Этот пальчик - папочка Этот пальчик - мамочка Этот пальчик – я, вот и вся моя семья. Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают: У собачки заболи У кошки заболи А у Маши заживи. или: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Сашенька хороший, Сашенька пригожий! С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. При умывании: Водичка – водичка Умой моё личико… При причёсывании: Расти, коса, до пояса Не вырони ни волоса Расти косонька до пят, Все волосики в ряд… Во время приёма пищи: Умница Катенька Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Сладкую, душистую. Укладываем детей на полуденный сон, говоря ласковые слова, сопровождая их соответствующими движениями. Подходя к каждому, поправляем одеяло, гладим по головке, создаем ощущение домашнего уюта: «Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай, Петушок не кричи, наших деток не буди. Наши детки будут спать, да большие вырастать. Вот поспят подольше - вырастут побольше». Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции. Потешки играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной деятельности. Через потешки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Потешки позволяют результативно развивать фонематический слух детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/22/picture-131014-1490189675.jpg)
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-122503-1352551503.jpg)
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-394610-1391173502.jpg)
Консультации для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
для воспитателей...
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-964302-1510164411.jpg)
Педагогический проект «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/25/picture-572633-1674624596.jpg)
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
Актуальность проекта Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в вос...