РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
проект по развитию речи (младшая группа)
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2019.docx | 37.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида № 16»
пос. Реммаш
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
(первая младшая группа)
Разработала воспитатели гр.№1
Мокроусова Мария Анатольевна
2019 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Содержание
1 | Паспорт проекта. |
2 | Актуальность (проблема). |
3 | Анализ среды (внешней и внутренней). |
4 | Цели и задачи проекта. |
5 | Участники и их роль в реализации проекта. |
6 | Ресурсы (материальные, информационные, технические). |
7 | Механизм реализации проекта. |
8 | План реализации проекта. |
9 | Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности. |
10 | Перспективы дальнейшего развития проекта. |
11 | Список литературы. |
12 | Приложение. |
- Паспорт проекта
Таблица 1
Название проекта | «Ладушки, ладушки, люблю потешки и сказочки!» |
Тема проекта | Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста |
Автор проекта | Мокроусова Мария Анатольевна |
Место реализации проекта | МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16» |
Проблема, на решение которой направлен проект | У детей низкий уровень развития речи. Речь детей невнятная, несвязная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Не наблюдается умение вести диалог со сверстниками и взрослыми. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. |
Цель проекта | Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. |
Задачи проекта | 1.Повысить интерес у детей младшей группы к русскому фольклору. 2.Развивать у детей младшего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора. 3.Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества. 4.Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах. 5.Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы. |
Участники проекта | Дети, воспитатели группы, родители. |
Сроки реализации проекта | с 01.10.2019 по 29.02.2020 (проект средней продолжительности) |
Ожидаемые результаты | Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе. Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками. Сформируется положительное отношение к режимным моментам. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей. У родителей повысится общий культурный уровень. |
2. Актуальность проекта
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
3. Анализ внешней и внутренней среды
Внешняя среда
Таблица 2
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
1. Налаженная система работы ДОУ. 2.Наличие специалистов, у которых можно поучиться. 3.Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя, старшего воспитателя. 4.Пользование интернет – услугами. 5.Повышение квалификации педагогов. 6.Тесное сотрудничество с коллегами своего дошкольного учреждения. 7.Участие в смотрах-конкурсах, проводимых в детском саду, городе и республике. 8. Большое разнообразие методической и художественной литературы, дидактических пособий. | 1.Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. 2.Увлечение компьютерными играми и просмотрами телепередач без разбора, в результате чего у детей не формируются навыки человеческого общения.
|
Внутренняя среда
Таблица 3
Положительные факторы | Отрицательные факторы |
1. Наличие в детском саду предметно-развивающей среды: мини — музей «Хлеб — всему голова», где собраны интересные предметы искусства русского народа, предметы быта. 2. Каждодневное использование фольклора в режимных моментах. 3. Изготовлены настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба». 5. Подобран материал и изготовлена картотека загадок, пословиц, поговорок, считалок, потешек, пестушек. | 1.Потеря интереса к педагогической деятельности родителями. 2.Недостаточное внимание родителей к речевому развитию ребенка. 3.Отсутствие помещений затрудняет проведение дополнительных услуг в ДОУ.
|
4. Цели и задачи проекта
Цели проекта:
1.Повысить уровень развития связной речи младших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.
2.Приобщить детей к традициям и культуре своего народа.
Задачи проекта:
1.Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей.
2.Развивать активную речь дошкольников.
3.Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, сказках, колядках, припевках, колыбельных;
4.Сформировать у детей интерес к устному народному творчеству.
5.Обогатить словарный запас детей.
5. Участники проекта
Воспитанники первой младшей группы в количестве 21 человек, родители воспитанников, воспитатели, специалисты.
6. Ресурсы
Научно — методические:
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки
// Сост. Г.Науменко. М., 1998.
5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2008.
6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Русский фольклор // Сост. В. Аникин. М., 1985.
Материально – технические
1.Мини – музей «Русская изба».
2. Шапочки – маски различных персонажей для инсценировок сказок и проведения народных подвижных игр.
3. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый.
4. Музыкальный центр, телевизор, ноутбук.
5. Аудиодиски с русскими народными песнями, попевками.
Дидактические
1.Дидактические игры по познавательно – речевому развитию.
2. Картотеки народных подвижных игр, считалок, потешек, загадок, пословиц и поговорок.
7. Механизм реализации проекта
Таблица 4
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
1. Выбор темы проекта, подготовка целей и задач, подбор методической литературы и литературы по устному народному творчеству; оформление и оснащение проекта. | 1.Организация диагностического исследования речи детей. 2.Организация игрового взаимодействия. 3.Выставка книг с различными жанрами фольклора. 4.Рассматривание иллюстраций. 5.Инсценирование произведений фольклора. 6.Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений. 7.Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе. 8. Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений. | 1.Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов. 2.Презентация проекта на педсовете и родительском собрании.
|
8. План реализации проекта
Таблица 5
Этапы | Наименование мероприятия | Сроки | Место проведения мероприятия | Ответственные |
Подготовительный | С детьми Организация и проведение диагностических процедур. Наблюдение. С родителями Анкетирование родителей «Малые формы фольклора». С педагогами Изучение опыта педагогов – практиков по развитию речи с помощью фольклора у дошкольников. | Октябрь | МБДОУ «Детский сад №16» | Воспитатели. |
Основной | С детьми 1.Чтение песенок, потешек, закличек. 2.Чтение сказок. 3.Просмотр мультипликационных фильмов: «Идет коза рогатая», «Сорока – ворона», «Два голубочка». 5.Инсценировка сказок. 6.Настольный театр. 7.Русские народные подвижные игры. 8.Русские народные игры- хороводы. 9.Игры – драматизации. 10.Иллюстрирование сказок и потешек. 11.Пальчиковые игры. С родителями 1.Консультация «Роль фольклора в развитии речи детей». 2.Семинар – практикум «Детский игровой фольклор». 3.Памятка «Фольклор в повседневной жизни малышей». 4.Консультация «Воспитание детей средствами фольклора». С педагогами 1.Разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей через устное народное творчество. 2.Консультация «Приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям». | Ноябрь – Январь | МБДОУ «Детский сад №16» | Воспитатели, воспитанники. |
Заключительный | С детьми Развлечение «В гости к бабушке» С родителями 1.Оформление уголка для родителей «Фольклор в нашей семье». 2.Оформление альбома «Пословицы и поговорки русского народа». 3. Презентация проекта на родительском собрании. С педагогами 1.Обобщение результатов проекта и представление их коллегам. 2.Презентация проекта на педсовете. | Февраль | МБДОУ «Детский сад №16» | Воспитатели, воспитанники, родители. |
9.Ожидаемые результаты
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
2. Словарь детей к концу проекта обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
6.У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
7. У родителей повысится общий культурный уровень.
10.Перспективы дальнейшего развития проекта
Дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает:
1.Накопление дидактического материала: фотографий, иллюстраций, альбомов и т.д.
2.Конкурс чтецов на лучшее исполнение малых форм фольклора.
3.Организация и проведение праздника «Весна — красна» на основе изученных малых форм фольклора.
4.Организовать в ДОУ уголок «Русская изба» с использованием малых форм фольклора.
Список литературы
1.Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
3. Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
4. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» — Я.; «Академия развития», 2002г.
5. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» — Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
6. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
7. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.
9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
Анкета для родителей
1. Должен ли ребенок знать традиционное народное наследие? ________________________________________________
2. Обращаетесь ли вы к традиционному народному календарю, отражающему ритм годовой жизни природы и человека?
______________________________________________________________________________________________________
3. Используете ли вы фольклор: потешки, сказки, загадки, колыбельные и т. д. в повседневной деятельности: дома /при кормлении, одевании, умывании, сне, играх/? Хотите ли их знать? ______________________________________________________________________________________________________
4. Существует ли у вас традиция семейного чтения? _________________________________________________________
5. Ваше отношение к тому, что образовательное учреждение знакомит детей с музыкальными, поэтическими, эпическими духовными произведениями эмоционально-эстетического, нравственного характера? ________________________________________________________________________________________________________
6. Играете ли вы дома в народные игры? Знаете ли редкостную, забытую, народную игру? Какую? _________________________________________________________________________________________________________
7. Согласны ли вы, что народные игры решают психо-коррекционные задачи межличностных отношений, расширяют знания о народной жизни, обогащают словарь и внутренний мир ребенка, дают возможность самовыражаться? __________________________________________________________________________________________________________
8. Рассказывает ли ваш ребенок что-то новое о народной культуре? ________________________________________________
Консультация для родителей «Влияние потешек на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
С древних времен русскому народу на помощь в общении с детьми раннего возраста приходит фольклор – особая область народного творчества, которая создается коллективно народом и отражает его многовековой опыт и мировоззрение. При этом одним из наиболее доступных источников развития детской речи в раннем возрасте являются малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные). Потешки - малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса, обогащение словаря. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. Регулярное использование потешек позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром. Когда и как использовать потешки?
• когда ребенка одевают на прогулку; • купают; • помогают заснуть ; • если ребенок шалит или капризничает; • для игры с ним; • для обучения малыша в игровой форме и пр.
Для лучшего восприятия читать потешки нужно ласково, выразительно, сопровождая слова соответствующей мимикой и движениями. Важно использовать их тогда, когда ребенок не устал и готов к активному восприятию. Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми стараемся наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. - Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки: Петушок, петушок Золотой гребешок… или: Киска, киска, киска брысь На дорожку не садись… или: Вот собачка Жучка Хвостик закорючка… Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей: Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – бабушка Этот пальчик - папочка Этот пальчик - мамочка Этот пальчик – я, вот и вся моя семья. Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают: У собачки заболи У кошки заболи А у Маши заживи. или: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Сашенька хороший, Сашенька пригожий! С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. При умывании: Водичка – водичка Умой моё личико… При причёсывании: Расти, коса, до пояса Не вырони ни волоса Расти косонька до пят, Все волосики в ряд… Во время приёма пищи: Умница Катенька Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Сладкую, душистую. Укладываем детей на полуденный сон, говоря ласковые слова, сопровождая их соответствующими движениями. Подходя к каждому, поправляем одеяло, гладим по головке, создаем ощущение домашнего уюта: «Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай, Петушок не кричи, наших деток не буди. Наши детки будут спать, да большие вырастать. Вот поспят подольше - вырастут побольше». Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции. Потешки играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной деятельности. Через потешки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Потешки позволяют результативно развивать фонематический слух детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....
Консультации для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
для воспитателей...
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...
Педагогический проект «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора....
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
Актуальность проекта Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в вос...