РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
проект по развитию речи (младшая группа)

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2019.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида № 16»

пос. Реммаш

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

(первая младшая группа)

Разработала воспитатели гр.№1

Мокроусова Мария Анатольевна

        

2019 г.

                ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

Тема: «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

 

Содержание

1

Паспорт проекта.

2

Актуальность (проблема).

3

Анализ среды (внешней и внутренней).

4

Цели и задачи проекта.

5

Участники и их роль в реализации проекта.

6

Ресурсы (материальные, информационные, технические).

7

Механизм реализации проекта.

8

План реализации проекта.

9

Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.

10

Перспективы дальнейшего развития проекта.

11

Список литературы.

12

Приложение.

 

 

                                                                                           

  1. Паспорт проекта

Таблица 1

Название  проекта

«Ладушки, ладушки,  люблю потешки и сказочки!»

Тема проекта

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

Автор проекта

Мокроусова Мария Анатольевна

Место реализации проекта

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16»

Проблема, на решение которой направлен проект

У детей низкий уровень развития речи.  Речь детей невнятная, несвязная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Не наблюдается умение вести диалог со сверстниками и взрослыми. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Цель проекта

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта

1.Повысить  интерес у  детей младшей группы к русскому фольклору.

2.Развивать у детей младшего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.

3.Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.

4.Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

5.Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Участники проекта

Дети, воспитатели  группы, родители.

Сроки реализации проекта

с 01.10.2019 по 29.02.2020 (проект средней продолжительности)

Ожидаемые результаты

Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Словарь детей  обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

 Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

У родителей повысится общий культурный уровень.

2.     Актуальность проекта

 

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.

 

3.     Анализ внешней и внутренней среды

Внешняя среда

                                                                                                                                                                                                          Таблица 2

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1. Налаженная система работы ДОУ.

2.Наличие специалистов, у которых можно поучиться.

3.Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя, старшего воспитателя.

4.Пользование интернет – услугами.

5.Повышение квалификации педагогов.

6.Тесное сотрудничество с коллегами своего дошкольного учреждения.

7.Участие в смотрах-конкурсах, проводимых в детском саду, городе и республике.

8. Большое разнообразие методической и художественной литературы, дидактических пособий.

1.Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.

 2.Увлечение компьютерными играми и просмотрами телепередач без разбора, в результате чего у детей не формируются навыки человеческого общения.

 

 

Внутренняя среда

                                                                                                                                                                                                          Таблица 3

Положительные факторы

Отрицательные факторы

1. Наличие в детском саду предметно-развивающей среды: мини — музей «Хлеб — всему голова», где собраны интересные предметы искусства русского народа, предметы быта.

2. Каждодневное использование фольклора   в режимных моментах.

3. Изготовлены настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».

5. Подобран материал и изготовлена картотека загадок, пословиц, поговорок, считалок, потешек, пестушек.

1.Потеря интереса к педагогической деятельности родителями.

2.Недостаточное внимание родителей к речевому развитию ребенка.

3.Отсутствие помещений затрудняет проведение дополнительных услуг в ДОУ.

 

 

4.     Цели и задачи проекта

 

Цели проекта:

1.Повысить уровень развития связной речи младших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.

2.Приобщить детей к традициям и культуре своего народа.

Задачи проекта:

1.Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей.

2.Развивать активную речь дошкольников.

3.Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, сказках, колядках, припевках, колыбельных;

4.Сформировать у детей интерес к устному народному творчеству.

5.Обогатить словарный запас детей.

 

5.     Участники проекта

 

Воспитанники первой младшей группы в количестве 21 человек, родители воспитанников, воспитатели, специалисты.

 

6.     Ресурсы

 

Научно — методические:

 

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки

 // Сост. Г.Науменко. М., 1998.

5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2008.

6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

7. Русский фольклор // Сост. В. Аникин. М., 1985.

 

Материально – технические

 

1.Мини – музей «Русская изба».

2. Шапочки – маски различных персонажей для инсценировок сказок и проведения народных подвижных игр.

3. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый.

4. Музыкальный центр, телевизор, ноутбук.

5. Аудиодиски с русскими народными песнями, попевками.

 

Дидактические

 

1.Дидактические игры по познавательно – речевому развитию.

2. Картотеки народных подвижных игр, считалок, потешек, загадок, пословиц и поговорок.

 

 

7. Механизм реализации проекта

                                                                                               Таблица 4

 Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

1. Выбор темы проекта, подготовка целей и задач, подбор методической литературы и литературы по устному народному творчеству; оформление и оснащение проекта.

1.Организация диагностического исследования речи детей.

2.Организация игрового взаимодействия.

3.Выставка книг с различными жанрами фольклора.

4.Рассматривание иллюстраций.

5.Инсценирование произведений фольклора.

6.Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.

7.Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.

8. Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.

1.Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

2.Презентация проекта на педсовете и родительском собрании.

 

 

 

8. План реализации проекта

                                                                                                    Таблица 5

Этапы

Наименование мероприятия

Сроки

Место проведения мероприятия

Ответственные

Подготовительный

С детьми

Организация и проведение диагностических процедур. Наблюдение.

С родителями

Анкетирование родителей «Малые формы фольклора».

С педагогами

Изучение опыта педагогов – практиков по развитию речи с помощью фольклора у дошкольников.

Октябрь

МБДОУ «Детский сад №16»

Воспитатели.

Основной

С детьми

1.Чтение песенок, потешек, закличек.

2.Чтение сказок.

3.Просмотр мультипликационных фильмов: «Идет коза рогатая», «Сорока – ворона», «Два голубочка».

5.Инсценировка сказок.

6.Настольный театр.

7.Русские народные подвижные игры.

8.Русские народные игры- хороводы.

9.Игры – драматизации.

10.Иллюстрирование сказок и потешек.

11.Пальчиковые игры.

С родителями

1.Консультация «Роль фольклора в развитии речи детей».

2.Семинар – практикум «Детский игровой фольклор».

3.Памятка «Фольклор в повседневной жизни малышей».

4.Консультация «Воспитание детей средствами фольклора».

С педагогами

1.Разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей через устное народное творчество.

2.Консультация «Приобщение дошкольников к национальной культуре и традициям».

Ноябрь – Январь

МБДОУ «Детский сад №16»

Воспитатели, воспитанники.

Заключительный

С детьми

Развлечение «В гости к бабушке»

С родителями

1.Оформление уголка для родителей «Фольклор в нашей семье».

2.Оформление  альбома  «Пословицы и поговорки русского народа».

3. Презентация проекта на родительском собрании.

С педагогами

1.Обобщение результатов проекта и представление их коллегам.

2.Презентация проекта на педсовете.

Февраль

МБДОУ «Детский сад №16»

Воспитатели, воспитанники, родители.

 

9.Ожидаемые результаты

 

1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

2. Словарь детей к концу проекта обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.

5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

6.У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

7. У родителей повысится общий культурный уровень.

 

10.Перспективы дальнейшего развития проекта

Дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает:

1.Накопление дидактического материала: фотографий, иллюстраций, альбомов  и т.д.

2.Конкурс чтецов на лучшее исполнение малых форм фольклора.

3.Организация и проведение праздника «Весна — красна» на основе изученных малых форм фольклора.

4.Организовать в ДОУ уголок «Русская изба» с использованием малых форм фольклора. 

 

Список литературы

 

1.Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.

2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

3. Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

4. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» — Я.; «Академия развития», 2002г.

5. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» — Москва; изд. «Просвещение», 1987г.

6. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.

7. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.

9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.  

Анкета для родителей

1. Должен ли ребенок знать традиционное народное наследие?  ________________________________________________

2. Обращаетесь ли вы к традиционному народному календарю, отражающему ритм годовой жизни природы и человека?

______________________________________________________________________________________________________

3. Используете ли вы фольклор: потешки, сказки, загадки, колыбельные и т. д. в повседневной деятельности: дома /при кормлении, одевании, умывании, сне, играх/? Хотите ли их знать? ______________________________________________________________________________________________________

4. Существует ли у вас традиция семейного чтения? _________________________________________________________

5. Ваше отношение к тому, что образовательное учреждение знакомит детей с музыкальными, поэтическими, эпическими духовными произведениями эмоционально-эстетического, нравственного характера? ________________________________________________________________________________________________________

6. Играете ли вы дома в народные игры? Знаете ли редкостную, забытую, народную игру? Какую? _________________________________________________________________________________________________________

7. Согласны ли вы, что народные игры решают психо-коррекционные задачи межличностных отношений, расширяют знания о народной жизни, обогащают словарь и внутренний мир ребенка, дают возможность самовыражаться? __________________________________________________________________________________________________________

8. Рассказывает ли ваш ребенок что-то новое о народной культуре? ________________________________________________

Консультация для родителей «Влияние потешек на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»

С древних времен русскому народу на помощь в общении с детьми раннего возраста приходит фольклор – особая область народного творчества, которая создается коллективно народом и отражает его многовековой опыт и мировоззрение. При этом одним из наиболее доступных источников развития детской речи в раннем возрасте являются малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные). Потешки - малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса, обогащение словаря. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. Регулярное использование потешек позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром. Когда и как использовать потешки?

 • когда ребенка одевают на прогулку; • купают; • помогают заснуть ; • если ребенок шалит или капризничает; • для игры с ним; • для обучения малыша в игровой форме и пр.

 Для лучшего восприятия читать потешки нужно ласково, выразительно, сопровождая слова соответствующей мимикой и движениями. Важно использовать их тогда, когда ребенок не устал и готов к активному восприятию. Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми стараемся наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. - Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки: Петушок, петушок Золотой гребешок… или: Киска, киска, киска брысь На дорожку не садись… или: Вот собачка Жучка Хвостик закорючка… Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей: Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – бабушка Этот пальчик - папочка Этот пальчик - мамочка Этот пальчик – я, вот и вся моя семья. Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают: У собачки заболи У кошки заболи А у Маши заживи. или: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Сашенька хороший, Сашенька пригожий! С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. При умывании: Водичка – водичка Умой моё личико… При причёсывании: Расти, коса, до пояса Не вырони ни волоса Расти косонька до пят, Все волосики в ряд… Во время приёма пищи: Умница Катенька Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Сладкую, душистую. Укладываем детей на полуденный сон, говоря ласковые слова, сопровождая их соответствующими движениями. Подходя к каждому, поправляем одеяло, гладим по головке, создаем ощущение домашнего уюта: «Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай, Петушок не кричи, наших деток не буди. Наши детки будут спать, да большие вырастать. Вот поспят подольше - вырастут побольше». Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции. Потешки играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной деятельности. Через потешки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Потешки позволяют результативно развивать фонематический слух детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...

Педагогический проект «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора....

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проекта       Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в вос...