Обобщение опыта работы
материал (старшая группа) на тему
Духовно-нравственное воспитание как средство реализации программы "От рождения до школы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_lavrinenko_v.d.ppt | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ: совершенствование духовно — нравственного и эстетического развития личности ребенка и воспитание патриотических чувств на основе формирования представлений о традиционно — бытовой и православной культуре русского народа. Задачи: Пробудить в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, осознание себя частью великого русского народа. Приобщить дошкольников к народным традициям, используя в данной деятельности все виды фольклора, календарно — обрядовые праздники. Развивать личностную культуру ребенка, на доступном материале духовно -нравственного воспитания. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения и желание сохранить и возродить этнографическую культуру своего народа.
НОВИЗНА ОПЫТА обновлении содержании работы по духовно — нравственному воспитанию; создании развивающей среды в группе.
игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке. просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач; чтение и обсуждение программных произведений разных жанров создание ситуаций педагогических, морального выбора. наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения; изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; проектная деятельность, экспериментирование, конструирование; оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, выставок детского творчества, викторины, сочинение загадок. инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений. Средства духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации программы «От рождения до школы»:
рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов . продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок. слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки; пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен; танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы; физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развит речи, математики, конструирования,физкультминутки .
В исследовательской деятельности опиралась на труды авторов: Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»; О.А. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; В.П. Ватман «Воспитание детей на традициях народной культуры»; Л.П. Гладких «Основы православной культуры», «Воспитание сказкой»; Л.Л. Шевченко «Православная культура».
ПРИНЦИПЫ: Принцип целенаправленности; Принцип систематичности и последовательности; Принцип проблематизации ; Принцип народности; Принцип учета возрастных особенностей и концентричности; Принцип природосообразности; Принцип прочности и содержательных обобщений .
Экологическое воспитание Духовно -нравственное воспитание Интеллектуальное воспитание Эстетичес- кое воспитание Гражданско-патриотическое воспитание Семейное (половое) воспитание Физическое воспитание Виды духовно-нравственного воспитания дошкольников Трудовое воспитание
Этапы духовно-нравственного воспитания дошкольников Этапы Семья Детс- кий сад Родная улица, район Родн-ой город Страна, её столи-ца
Работу по духовно — нравственному воспитанию начала с подбора и глубокого изучения литературы и разработок педагогов новаторов в данном направлении. Необходимо было создания такой обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, помогла бы познакомить детей с особенностями крестьянского труда и быта, окружить ребенка предметами национальной культуры.
С этой целью были организованы: 1 . Экскурсия в музей «Русская изба» с доступными для детей и находящимися в рабочем состоянии экспонатами. 2.Стенд экспонатов обрядовых действий православных праздников календарного цикла. 3.Изготовлен демонстрационный и раздаточный материал (дидактические игры, ребусы, кроссворды, альбомы, папки, ширмы, стенды народного фольклора). 4.Картотека русских народных игр. 5.Подборка и систематизация русских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны русского народа: доброту, трудолюбие, любовь в матери, Родине. 6.Занятия, беседы — диспуты, викторины, развлечения, экскурсии, опыты — эксперименты.
Направления работы: Предметный мир русской старины. Знакомство с устным народным творчеством. Знакомство с основами православной культуры. Участие в календарно — обрядовых праздниках. Социально — нравственное направление.
Работа с семьей: Анкетирование, Консультации, Собрания, Наглядная агитация, Практические показы, Совместные праздники.
Праздник «Масленица»
ВЕСЕННИЙ ФОЛЬКЛЕРНЫЙ ПРАЗДНИК «ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ»
НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК «КРЕЩЕНИЕ РУСИ»
Экскурсия в музей «Русская изба»
Храм Вознесения Господня
Посещение Храма Воснесения Господня
Взаимодействие с социумом
Работа с родителями
ИТОГ: Итоги наблюдений позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы: Заметно изменяются взаимоотношения детей, они проявляют большое внимание друг к другу, способны сострадать, сопереживать, сочувствовать. Дети стали рассказывать интересные истории о жизни своих родных. У ребят появилось желание самостоятельно организовывать и проводить народные подвижные игры. В сюжетно — ролевых играх детей нашли отражения знаний о быте крестьян, семейных традициях, русских народных костюмах. Дети научились самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. Следовательно, можно быть уверенными в том, что, продолжая традиции наших предков, дети входят в жизнь полноценными членами общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...
Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...
Обобщение опыта работы: отчёт о работе экспериментальной площадки по теме «Формирование речевого творчества детей как средства коммуникативной компетентности дошкольников.
Представляю отчёт своей работы в экспериментальной площадке на базе детского сада...
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....
обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ
в работе обобщен опыт по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...
Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».
В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...
Обобщение опыта работы по кружковой работе
На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы: ...