Семинар "Детская жестокость"
материал на тему

Челнокова Оксана Станиславовна

семинар для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_detskaya_zhestokost.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Семинар на тему: «Ребёнок входит в    мир социальных отношений»

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли…» Немецкий социолог, философ

Эрих Фромм

Детская жестокость - это лишь симптом тех глобальных моральных метаморфоз, которые происходят в нашем обществе, - речь идет об изменениях психологии человечества. Не раз можно услышать, что именно дети и подростки стали виновниками драки или грабежа, что маленький мальчик с соседнего дома замучил маленького котенка, либо о том, как дети издевались над своими сверстниками.

То, что не смогли сделать родители, должны доделать педагоги. Но и они порой живут по принципу «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю!». Даже когда ребенок приносит в класс цыганскую иголку и колет ею всех детей, и даже если в классе затравливают до смерти самого слабого, и даже если  девочки ходят с синяками… До тех, пор, пока в него не полетит петарда.

Действительно, родителям, чьи чада стали жертвами жестоких детей, нельзя молчать и это единственный метод  борьбы. Есть еще один метод. Когда жестокие дети отдаются в спортивную секцию. Животная агрессия выходит на тренировках, кроме того,  там прививается чувство «нельзя».

Вопросы:

1.А какие вы предложите методы борьбы с детской жестокостью?

2. Что можно считать проявлением детской жестокости в отличие от здоровой агрессивности?

3. Каковы причины детской жестокости?

4. Может ли ребенок со временем самостоятельно «перерасти» период жестокости, став нормальным человеком?

5. В каких формах проявляется жестокость у детей?

Дошкольники:

Даня – очень застенчивый, тихий мальчик. В группе его обычно не видно и не слышно. Но однажды Даня «отличился».

 Во время прогулки во двор садика забежал котенок. На него никто не обратил внимания. Но тихие дети бывают более наблюдательными, чем их сверстники. Даня заметил киску, загнал в угол у ограды и сумел поймать.

 Сначала он вел себя, как все малыши: таскал кошечку на руках, гладил, тискал. Вдруг нечаянно стиснул особенно сильно. Котенок громко пискнул.

 Мальчик бросил котенка, тот отскочил в самый угол ограды. А Даня словно бы задумался. Даже как будто забыл о котенке. Вдруг он схватил с земли ветку и стал хлестать ею котенка. Тот снова запищал, заметался и, наконец, проскочил мимо своего мучителя и удрал.

 Мальчик обернулся: на лице его был ясно написан какой-то странный восторг, даже упоение!

 Конец этой сцены видела воспитательница, которая, конечно, была страшно возмущена. Даню раньше времени отправили в группу, а вечером все рассказали его маме. Мама – в ужасе. Она была уверена, что ее сын – добрый мальчик! Что же это такое? И что с ним делать?!

Попробуем разобраться (мнение психолога).

 Почему малыш сначала гладил киску, а потом, ни с того ни с сего, стал бить? На самом деле, мы совершенно напрасно оцениваем первое как хорошее поведение, а второе – как плохое. В действительности это ОДНО И ТО ЖЕ поведение!

 Мы, взрослые, склонны к рациональности и объективности, во всяком случае, тогда, когда речь идет о каких-то не очень сложных вопросах. И с этой точки зрения мы правы: котенку приятно, когда его гладят, но неприятно, когда его бьют, - значит, гладить хорошо, а бить плохо.

 Но с субъективной точки зрения – с точки зрения самого малыша, вернее, его подсознания – это одно и то же. Держать котенка, делать с ним то, что мне нравится, приятно малышу потому, что это ПРОЯВЛЕНИЕ ВЛАСТИ НАД ЖИВЫМ СУЩЕСТВОМ. Возможно, некоторым взрослым странно и даже неприятно это слышать, но это так. Конечно, гладить киску – это еще и чувственное удовольствие, но для ребенка, в особенности, мальчика, не это главное.

 Дети – очень зависимые, слабые существа, и они это, как правило, остро чувствуют, хотя и не осознают. «Лаская» (как мы это называем) кошечку, малыш властвует над ней, чувствует себя ее Господином. И это ему приятно – именно потому, что он пока еще не ощущает себя сильным.

 Почему же Даня стал мучить котенка? Когда он случайно слишком сильно сжал киску, она запищала. Делать больно другому – тоже проявление власти. Сначала мальчик словно бы задумался: а что приятнее – ласкать или мучить? Видимо, ему трудно было решить, и он решил проверить: и стал бить котенка.

 Причем, сначала это ему доставило острое наслаждение. Однако затем, понаблюдав за малышом, легко было убедиться, что он чувствует себя плохо: и вовсе не потому, что его отругали и наказали – этого он будто и не заметил. Его явно мучила совесть, у него было нехорошо на душе. А ведь Дане всего лишь три с половиной годика!

Итак, малыш, с одной стороны, проводил эксперимент, стремился что-то новое узнать – прежде всего, о самом себе. С другой стороны, самоутверждался, господствуя над более маленьким и слабым, чем он сам, существом.

Как видим, здесь дело вовсе не в жестокости. Ведь жестокостью называется бессердечие, безжалостность. А Даня вовсе не безжалостный, он действительно добрый, хороший мальчик.

 Он вскоре почувствовал, что причинять боль маленькому живому существу, оказывается, довольно неприятно. Поэтому он вряд ли сделает так еще раз.

 В то же время, вести себя так, как Даня, способен почти любой малыш (по крайней мере, почти любой мальчик, так как т.н. «детская жестокость» больше свойственна именно мальчикам).

 Так что не стоит возмущаться, гневаться, осуждать. Лучше спокойно разобраться.

Школьники:

  1. В одной из школ Благовещенска ученики 8-го класса избили свою соученицу, сняли избиение на видео и выложили в интернете. Девочку толпой пинали и оплёвывали.
  2.  В Тюмени 14-летняя школьница Наташа Суворова выпрыгнула с 8-го этажа, не выдержав издевательств со стороны одноклассниц.
  3. 14-летняя ученица 2-й гимназии города Гданьска повесилась после того, как одноклассники во время урока раздели ее догола и сняли на видеокамеру мобильного телефона. В настоящее время в отношении пяти ее одноклассников возбуждено уголовное дело по статье “Доведение до самоубийства”.
  4. 19-летний Сергей Андрюшин в девять утра на узкой ульяновской дорожке повздорил с группой ребят помладше. Сергей приехал из другого района, по одной из версий, этого оказалось достаточно, чтобы на школьном дворе его забили железными прутьями и арматурой.
  5. Стая детдомовцев нанесла мужчине около 47 повреждений различной степени тяжести в области головы, на туловище — около 130 и на конечностях — около 160. Всего — более 300. Экспертиза показала, что погибшего не только жестоко убили, но еще и частично съели.
  6. В январе 2005 года в Великобритании завершился процесс над двумя школьницами, которые взяли в плен свою 12-летнюю подружку и издевались над ней в течение трех часов.

Вопросы:

  1. Как вы считаете можно ли назвать поведение ребенка проявлением жестокости?
  2. Согласны ли вы с мнением психолога? Обоснуйте свой ответ.
  3. Что вы будете делать столкнувшись с такой ситуацией?
  4. Предложите формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения для  снижения уровня детской жестокости.
  5. Откуда столько агрессии у современных подростков?
  6. Как уберечь своего ребенка от проявления агрессии?

На сегодняшний день проблему волны детской жестокости нужно пресекать на уровне государства, но и мы с вами, дорогие родители, тоже можем внести свою посильную лепту уже сейчас. Дети, учатся взаимодействовать с миром на нашем примере, на том, как это делаем мы (только в своем, «черно-белом» восприятии). И если сегодня мы в телефонном разговоре выразились о ком-то нелицеприятно, то завтра наши дети будут с упоением играть в игру «кто кого как обзовет». Если завтра, прейдя домой с работы, мы скажем, что наш начальник не отличается умом и сообразительностью, то после завтра наши дети будут так говорить о тех, кто является для них прообразом начальника – т.е. о педагогах, и о нас, их родителях.

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка?

·        С самого детства надо приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное - формировать способность к сочувствию и сопереживанию.

·        Учить здоровым отношениям между детьми, где никто не отвергнут и не унижен.

·        Прививайте ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту.

·        В семье должны прекратиться физические наказания. Иначе не удивляйтесь детской жестокости – ведь ее проявления для ребенка в порядке вещей!

·        Аккуратно и корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе.

·        Четко определите рамки дозволенного. В случае нарушения правил всегда должно следовать наказание, но не давите авторитетом, объясните свое решение.

·        Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы, подвергаться жестокому обращению."

Материал для проведения открытого занятия по правовому воспитанию дошкольников....

Публикация из опыта работы "Будем добрыми…О профилактике жестокого отношения к детям и жестокости в отношениях между детьми в условиях ДОУ".

Сообщение из опыта работы на Всероссийской научно-практической конференции «Современные дети - какие они?».22-24 декабря 2010 года.МГГУ. г.Мурманск. ...

ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ РЕБЕНКА. КАК ОСТАНОВИТЬ ЖЕСТОКОСТЬ

родители попробуют поставить себя на место детей, узнают какие права есть у дошкольников.проходит очень интересно....

Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...

Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...

Консультация: «Жестокие родители – жестокие дети»

Жестокость это полное безразличие к потребностям и страданиям другого человека. При этом обидчик не допускает мысли о том, что его жертве может быть больно, плохо, грустно, обидно.Жестокости сопутству...