Публикация из опыта работы "Будем добрыми…О профилактике жестокого отношения к детям и жестокости в отношениях между детьми в условиях ДОУ".
статья по теме

Сообщение из опыта работы на Всероссийской научно-практической конференции «Современные дети - какие они?».22-24 декабря 2010 года.МГГУ. г.Мурманск.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Будем добрыми…

О профилактике жестокого отношения к детям и жестокости в отношениях между детьми в условиях ДОУ.

Жди от другого того, что сам ты сделал другому.

С. Публий

Вот уже несколько последних лет практически ежедневно средства массовой информации размещают материалы о жестоком обращении с детьми.  Статистика о преступлениях в отношении несовершеннолетних в нашей стране показывает крайнее неблагополучие в этой сфере, а их динамика просто потрясает. Если в 2002 году в России было совершено свыше 40 тысяч преступлений против детей, то в 2009 году совершено более 80 тысяч преступлений.

По всей стране дети подвергаются жестокому обращению. Где, кем и почему совершаются такие преступления? Задумываясь над этими вопросами, мы возвращаемся в Детство.  Именно здесь всё и начинается…

Малыш делает первые шаги, падает в лужу, получает первый шлепок от «любящей» мамы за испачканный новый комбинезончик… Вот спешащая на работу мама тянет за руку упирающееся трехлетнее чадо, которое никак не может понять, что утром некогда проявлять своё «хочу – не хочу», «буду – не буду», «нравится – не нравится», а в результате – нервный окрик и очередной шлепок… А вот и школа. В качестве тяжелой артиллерии на поле бое с собственным ребенком появляется папа, и, как следствие, – подзатыльник и вывод: «Бестолочь!» И так шаг за шагом, день за днем ребенок усваивает «жизненный опыт». А примеров и советов каждый день множество: «Ударили – дай сдачи!», «Тот прав – у кого больше прав!» и наше традиционное: «Сила есть – ума не надо!»

С этими жизненными принципами наши дети вступают в жизнь. И всё повторяется по кругу. У вчерашних детей появляются семьи, дети. Свои дети. Ах, как быстро забываются те обещания, которые каждый давал себе в Детстве: «Я никогда не буду кричать на своих детей! Я никогда не буду бить своих детей!» Круг замыкается… Порочный круг насилия… Насилия над собственными детьми!

Можно попытаться разрешить проблему, разорвав этот порочный круг насилия. Каким образом? Предлагаю снова вернуться в Детство, а точнее в детский сад… Именно здесь мы, педагоги, замечаем первые проявления насилия, насилия над личностью ребенка как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

С каким настроением малыш приходит в детский сад, как играет с друзьями, каким образом разрешает конфликты, как реагирует на замечания в свой адрес, умеет ли дружить?.. Наблюдая за взаимоотношениями в нашей «многодетной семье», каковой и является каждая группа детского сада, очень хорошо видим плоды «воспитания». Ребенок, словно лакмусовая бумажка, показывает нам свою реакцию на то или иное слово, в той или иной ситуации.  Поэтому работу по противодействию жестокому обращению с детьми мы начали с группы детского сада. Данная работа ведется в двух направлениях: работа с родителями воспитанников и работа с детьми.

Родители ДОУ приняли участие в работе круглого стола «Профилактика жестокого отношения к детям», где была представлена мультимедийная презентация с использованием фотографий детей, подвергавшихся жестокому и опасному обращению в семье. Данные  факты и фотографии их подтверждающие были предоставлены врачами Мурманской городской больницы скорой помощи. Родителям были представлены наглядные примеры того, как невинные дети становятся жертвами семейных неурядиц, а иногда и обычного равнодушия окружающих («вижу, слышу, но молчу, так как меня это не касается»). Когда приводились факты случайного причинения вреда ребенку, вызванного не злым умыслом, а отсутствием надлежащего ухода и присмотра, опасными для жизни и здоровья играми, родители вздыхали и кивали головами, в знак согласия, что и их не миновала эта беда.   Надо отметить, что не все мамы и папы изъявили желание присутствовать на данном мероприятии. Отказы были достаточно категоричными: «Нам некогда, надо еще ужин готовить, да мы и так всё знаем!»  Тем не менее, те родители, которые не побоялись оставить домашние хлопоты, на второй день самостоятельно проводили «педагогическое просвещение» отсутствовавших накануне родителей. Первые отзывы поступили сразу по завершении мероприятия: «Очень сожалеем, что сегодня не было в зале нашего папы. У нас с ним идут постоянные споры о наказании ребенка», «Надо в каждой группе провести такие собрания!»  

Теперь в родительском уголке регулярно появляется информация, направленная на профилактику жестокого обращения с детьми, на пропаганду идеи ответственного родительства. Наша цель:  не только предотвратить факты физического и психологического насилия, но и научить родителей  общаться со своими детьми, и сделать всё для того, чтобы в процессе этого общения родители не забывали научить своих детей общаться другими детьми.  

В последнее время очень часто приходится слышать о детской жестокости. Самое страшное, что этот термин несколько десятилетий назад применялся в отношении подростков, а теперь мы говорим о том, что жестокими становятся малыши… Жестокость – порождает жестокость. Много статей написано о «пагубном влиянии» современных мультфильмов, компьютерных игр, игрушек сомнительного назначения. С этим мы можем соглашаться или не соглашаться. Еще активнее вести работу с родителями, но не забывать о том, что наши дети видят своих родителей пару часов в день.  А в детском саду проводят до 10-12 часов. В сложившейся ситуации большой груз ответственности ложится на людей, которые по призванию своему должны «сеять разумное, доброе, вечное». Еще римский философ Луций Сенека говорил: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером». Поэтому мы, педагоги, не устаем играть с воспитанниками в «семью», и, принимая на себя роль непослушного ребенка, воспроизводим знакомые ситуации, побуждая «Маму» или «Папу» принять правильное решение. Мы поем добрые песни, песни нашего еще детства. Рисуем наше настроение, друзей. Мы читаем сказки, в которых добро всегда побеждает зло. Мы ежедневно вырезаем звездочки и цветочки за добрые дела, а на вечерних «Кругах общения», подводим итоги, совсем как Фея из сказки «Золушка». Мы мечтаем о будущем. Мы сотни раз в день выясняем, «кто кого первый ударил», «кто кого обозвал», «кто у кого отобрал игрушку», а результат таких «выяснений-объяснений» - формирование умения не только разрешать конфликты «мирным путем, путем переговоров», но и умение избегать конфликтов, т.е. мирное сосуществование! Вот она - мечта любого педагога, и не только педагога. Совсем недавно, 1 октября 2010 года министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Рашид Нургалиев провел заседание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, во время которого особо отметил: «Наша с вами конечная цель – сделать так, чтобы наши дети могли расти и развиваться в мире, свободном от всех видов насилия. И если они живут нормальной жизнью сейчас, то за страной будет многообещающее будущее».  

Помните слова польского сатирика Владислава Гжещика: «Добро существует там, где его постоянно творят».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Формирование доброжелательных отношений между детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Работа выполнена в рамках дистанционного курса повышения квалификации "Моральное и нравственное развитие дошкольников"  и посвящена проблеме развития доброжелательных отношений у детей -...

Использование песочной терапии для профилактики психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОУ

Аннотация: в статье раскрывается вопрос актуальности профилактики психоэмоционального  напряжения  у детей в период адаптации, эффективности использования в качестве данного средства метода ...

Рекомендации "Жестокое обращение по отношению к детям"

В нашем  совревенном мире, человек все время куда то бежит,куда то торопится  и в этой спешке человек не обращает внимание на окружающих,  а иногда и на самое дорогое что у него есть-эт...

Советы педагога-психолога воспитателям по формированию дружеских отношений между детьми в условиях детского сада.

Советы педагога-психолога воспитателям по формированию дружеских отношений между детьми в условиях детского сада....

Консультация для воспитателей «Воспитание дружеских отношений между детьми в условиях детского сада».

Общение играет очень важную роль в жизни человека, а для ребенка дошкольного возраста, умение общаться со сверстниками, одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей его социал...