«Применение SANDPLAY методов в работе педагога-психолога»
методическая разработка на тему
«Применение SANDPLAY методов в работе педагога-психолога»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sveto_pesok.docx | 38.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение SANDPLAY методов в работе педагога-психолога»
Дошкольное образование признано неотъемлемой частью российской образовательной системы и направлено на создание равных стартовых возможностей для начала обучения в школе, не зависимо от индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка.
Действительность современного общества такова, что уровень социального и психологического здоровья детей неуклонно снижается. На ряду спектра задач, которые я решаю в своей профессиональной деятельности, особое место занимает оказание психологической помощи конкретным дошкольникам в преодолении трудностей в познавательном, коммуникативном и социальном развитии. Поэтому необходимо использовать новых технологий в своей работе. А именно применение методов светопесочной терапии с детьми, имеющими трудностями в развитии.
Цель использования SANDPLAY -
Преодоление трудностей в общении (коммуникативная сфера), предоставление возможности быть самим собой, коррекция детско-родительских отношений, развитие познавательных интересов.
Задачи применения методов SANDPLAY:
1. Получение сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка, его интересов, ценностей, внутреннего мир,
2. Выявление проблем, подлежащих психолого-педагогической коррекции.
3. Определение характера межличностных отношений и реального положения каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации.
4. Формирование нравственной личности, умеющей ориентироваться в системе моральных норм.
5. Стимулирование установления открытого, доверительного, доброжелательного отношения с социумом.
6. Преодоление трудностей отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы
7. Развитие тактильной чувствительности, психических процессов, мелкой моторики, стимулирование познавательных способностей.
Теоретическая база для разработки технологии.
· Научно-методической основой для разработки технологии явились: автор метода «Песочная игра» - юнгианский аналитик Дора Калф; доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко Т.М., авторы книги «Чудеса на песке». Песочная игротерапия;
Теоретическую основу песочной терапии создают идеи К. Г. Юнга и сформулированные им принципы аналитической психологии.
Критерии результативности технологии.
· эффективность взаимодействия родителей, детей и педагогов;
· повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;
· повышение уровня эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативной сфер;
· повышение уровня коррекции детско-родительских отношений;
· рост показателей развития мелкой моторики;
Описание технологии.
Применение этого метода актуально уже начиная с первой младшей группы, где происходит процесс адаптации как ребенка к дошкольному учреждению, так и родителей. Совместные занятия педагогов, детей и родителей проходят в первые две недели пребывания в детском саду. Знакомство с сенсорной комнатой, диагностика посредством применения методов SANDPLAY в процессе наблюдения игры педагогов, детей и родителей - главный инструмент для дальнейшей работы в процессе не только адаптации, но и по необходимости, коррекции трудностей в развитии ребёнка.
Игры с песком для совместной работы педагогов, родителей и детей направлены в основном на развитие коммуникативных навыков.
Одна из форм работы– совместные игры родителей с детьми в сенсорной комнате с применением методов игры с песком. В процессе работы с песком я получаю не только диагностический материал, но и с помощью игр, упражнений, творческих заданий происходит тесный контакт между родителями и детьми, стираются грани авторитарного воспитания. Родители становятся более чуткими к своим детям и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.
Для детей, имеющих трудности в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах разработан блок развивающих занятий, которые включают в себя игры и упражнения с применением методов игр с песком.
Четыре причины применения методов SANDPLAY:
1. Простота. Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками.
2. Красота. Созданные картины на стекле с подсветкой поражают своей красотой и необычностью.
3. Пластичность. С помощью песка легко менять детали изображения, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.
4. Борьба со стрессом. Манипулируя сыпучими материалами, дети и взрослые избавляются от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Как уже отмечалось, применение методов светопесочной терапии является не только эффективным для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы, но и прежде всего помощью в диагностике детско-родительских отношений, внутреннего эмоционального мира ребенка. Помимо применения методов светопесочной терапии, для диагностики эмоциональной сферы детей использую следующие методики и тесты:
1. Признаки психического напряжения и невротических тенденций (Диагностика и коррекция психического развития дошкольников - Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, Минск, 1997;
2. Определение темперамента ребенка (Б.С. Волков, Н.В. Волкова);
3. Тест самооценки «Лесенка»;
4. Тест цветового выбора Люшера.
5. Графические тесты:
-Дом, дерево, человек (Дж. Бак);
-Дорога в Детский сад;
- Два домика;
- Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностный ориентаций «Домики» (Орехова О.А.);
-Автопортрет (адаптирован Р. Бернсом);
При использовании методов светопесочной терапии придерживаюсь следующей структуры занятия.
•Вводная часть. Ритуал приветствия.
•Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Состоит из игр и упражнений, направленных на создание эмоционально-благополучной атмосферы.
•Основная часть.
•Цель: коррекция эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка; В нее входят упражнения, игры на развитие навыков общения, этюды с элементами сказкотерапии с импровизацией, рисование, а так же подвижная игра, которая способствует переключению внимания ребенка с одного вида деятельности на другую.
•Заключительная часть. Ритуал прощания
•Цель: создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Заканчиваем занятие либо совместной игрой, либо стихотворением.
Занятия проходят в сенсорной комнате, которая делится на две зоны: обучающую и игровую.
Для работы с песком необходим не только свето-песочный стол, но и различные миниатюрные фигуры: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, камней, ракушек, пуговиц, бусинок, то есть весь тот материал, который необходим человеку для воссоздания своего мира в реальности.
В своей работе использую следующие методы: словесный, наглядный, практический, самостоятельное творчество, аудиовизуальный, диалог, вопросы, художественное слово.
Эффективность технологии.
Об эффективности использования данной технологии говорят следующие показатели:
1. Процесс адаптации к ДОУ происходит более безболезненно;
2. Работа с песком дает возможность диагностики и коррекции детско-родительских отношений, а так же раскрывать эмоциональный мир ребенка;
3. Повысился интерес к занятиям;
4. Длительно сохраняется работоспособность ребенка;
5. Восприятие становится активным, у детей формируются сенсорные связи между различными анализаторами;
6. Преодолеваются трудности в психическом развитии.
7. Создаётся положительное воздействие на общее, эмоциональное речевое и социальное развитие ребенка.
Сравнительные данные детско-родительских отношений.
-Понимание родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
-Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
-Выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
Литература:
1.Грабенко Т.М., Зинкевич Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2005
3.Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- СПб.: Речь, 2006,-224с.
150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе.-М.: ООО «Издательство Астрель»,2004.-126с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисуночные методы в работе педагога-психолога
В данной работе представлены программы, которые обеспечивают совместную деятельность педагога - психолога и логопеда, направленную на развитие психологической базы речи ( восприятие, псмять , мышление...
Применение планшетного компьютера в работе педагога - психолога с детьми дошкольного возраста
В настоящее время планшетные компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь. Современные дети научаются пользоваться планшетом раньше, чем говорить. Конечно, чрезмерное использование гаджета, и отсутствие...
«Использование арт-терапевтических методов в работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗ (нарушение зрения)».
Статья- методическая разработка...
Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."
Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ. Под ...
Применение развивающих технологий в работе педагога- психолога
Применение развивающих технологий в работе педагога- психолога...
Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога.
Психологическое здоровье является очень важным условием полноценного развития дошкольника. Оно является индикатором физического здоровья. Физическое здоровье детей неразрывно связано с...
Применение арт-технологий в работе педагога-психолога с детьми
Применение арт-технологий при работе с детьми...