Консультация для воспитателей на тему "Коррекционная работа с детьми"
консультация на тему
Консультация лля воспитателей "Коррецияонная работа с детьми" ( дети с ослабленным зрение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_s_detmi.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ д/с № 9 «Петушок» комбинированного вида
Консультация на тему:
Коррекционная работа с детьми
Воспитатель: Галямова Л.Н.
Декабрь 2014г.
Коррекционная работа с детьми.
В настоящее время характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в развитии. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест.
В связи с этим необходимо повышать уровень компетентности педагогов, вести профилактическую и коррекционную работу с детьми.
Известно, что зрительное восприятие предметов и явлений окружающего мира осуществляется в результате работы зрительного анализатора, представляющего собой сложную нервно – рецепторную систему, а снижение работы этого анализатора ведет к нарушению функции остроты зрения, снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.
Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельности детей с нарушением зрения позволяет утверждать, что такие дети испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.
Поэтому очень важна с такими детьми коррекционно- педагогическая работа которая проводиться системно с использованием всех средств, форм и методов обучения и воспитания. Направленных на развитие процессов компенсации, преодоление и устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушением зрения.
При обследовании детей, поступающих в специализированные группы которые проводятся совместно с врачом – офтальмологом выясняется, что у большинства детей имеются нарушения осанки, у всех детей ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно –образное мышление), ограничено овладение социальным опытом.
Исходя из этого, все занятия строятся соответственно возрасту детей, составу нарушенных функций, особенностей восприятия учебного материала.
И наряду с общими задачами ставятся специальные (коррекционные).
В соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) Под редакцией Л. И. Плаксиной.
В младшей группе - накопление знаний и формирование приемов четких представлений об эталонах (цвете, форме, величине, пространственном расположении); обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесенности слова.
В средней группе - формирование приемов целенаправленного восприятия (алгоритмизации по плану - символу); обучение детей на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнавать и выполнять предметы среди других, определять их свойства и назначение:
1) по существенным признакам;
2) на основе овладения приемом сравнения;
Обучение приемам группировки на подражание; обучение переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, в самостоятельную деятельность.
В группах старшего дошкольного возраста.
1) формирование навыка узнавания и выделение предметов среди других с использованием сохранных анализаторов, определение их свойств и назначения на основе овладения приемом сравнивания;
2) формирование приемов целенаправленного восприятия по плану (в старшей группе), владение планом (в подготовительной группе);
3) овладение приемами группировки (в старшей группе), классификация (в подготовительной группе);
4) обучение обобщению знаний о предметах и явлениях окружающего мира с целью формирования понятий.
Обязательным содержанием специальных занятий является не механическая тренировка зрительных функций глаза, а связанная с общеобразовательной программой работа по развитию всех видов познавательной деятельности ребенка. Например, изготовление фруктов и овощей из опилок с добавлением картофеля и обыгрывание поделок во время сюжетно – ролевой игры «Магазин», в которой с детьми обсуждается правильность подбора цвета, размера, стимулируется самостоятельность , творчество.
Сенсорное и физическое развитие – основа коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры с определением коррекционных задач планируются гораздо чаще, чем в обычных группах. Эффективным средством коррекционной работы являются прогулки, где так же проводятся дидактические игры на развитие глазомера, точности движений и ориентировку. Для этого подбираются яркие, красочные материалы, способствующие развитию внимания, восприятия.
Коррекционная направленность занятий включает в себя выбор методов и приемов с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и состояния зрительной функции, уровня развития зрительного восприятия. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физкультминутки как обязательной части любого занятия.
Суженый сенсорный опыт обязывает обращать внимание на правильный способ деятельности, а не только ее результат.
Например, очень важно, чтобы ребенок при составлении узора не хаотично выполнял действия, а мысленно и последовательно заполнял лист, начиная с центра, затем использовал углы, правую, левую стороны, верх, низ, между и т. д., правильно воспроизводил направление, пространственное расположение фигур. Важно использовать формообразующие движения руки при обследовании и восприятии объекта, так как они способствуют развитию глазодвигательных функций.
Коррекционную направленность деятельности с детьми определяет использование индивидуального и дифференцированного подхода.
При индивидуальной работе нужно учитывать возможность ребенка в зависимости от остроты зрения.
При составлении данного сборника были учтены все особенности детей с нарушением зрения.
Цель работы – развитие ориентировки в пространстве слабовидящих детей, формирование у них представлений о пространстве.
Для этого решаются следующие задачи:
1) обобщение знаний о пространственном расположении своего тела, ориентировка в окружающем пространстве «от себя», от другого человека.
2) формирование навыков полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения сохранных анализаторов, объединять их в единый образ и применять их в практической ориентировке;
3) формирование у детей прочной связи слов, означающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.
Содержание игр и упражнений учитывают общие принципы обучения и воспитания, принятые в дошкольной педагогике, а так же специфические принципы, реализуемые в системе специального образования, в частности _ принцип коррекционной направленности.
В процессе специального обучения ориентировке в пространстве слабовидящих детей используются все общедидактические методы: наглядный, практический, словесный.
Специфика использования методов обуславливается тем , что развивать ориентировку в пространстве можно только в условиях когда ребенок активно выполняет различные зрительные действия и операции.
Игры и упражнения данного сборника можно включать как в занятия, так и в индивидуальную, подгрупповую работу с детьми, они помогут добиться устойчивого внимания, разовьют зрительное восприятие, умение ориентироваться в окружающей среде, повысят работоспособность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в летний период"
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движени...
Консультация для воспитателей "Применение в работе с детьми методов, способствующих развитию универсальных учебных действий"
В связи с введением ФГОС дошкольного образования итогом освоения образовательной программы являются интегративные качества ребенка:· инициативность·...
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста"
Автор в своей разработке представляет современные и наиболее актуальные для нашего времени методы работы с дошкольниками....
консультация для воспитателей «Кроссворды в работе с детьми дошкольного возраста»
Кроссворд, как метод нашёл свое применение в практике работы преподавателей школ, вузов, воспитатели тоже считают эту форму работы интересной и целесообразной, но используют её не так часто в своей ра...
Консультация для воспитателей "Основные направления работы с детьми с детским церебральным параличом"
Статья раскрывает как подготовительный этап работы: изучение анамнеза, проведение обследования детей с д.ц.п, так и основные разделы работы с данной категорией детей....
Консультация для воспитателей "Организация индивидуальной работы с детьми с нарушениями звукопроизношения"
Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются различные недостатки звукопроизношения, расстройства плавности речи и задержки общего речевого развития....
Консультация для воспитателей «Кроссворды в работе с детьми дошкольного возраста»
Кроссворд, как метод нашёл свое применение в практике работы преподавателей школ, вузов, воспитатели тоже считают эту форму работы интересной и целесообразной, но используют её не так часто в своей ра...