" Использование Монтессори-педагогики в качестве средства подготовки детей к школе"
статья по теме
Сущность педагогики Монтессори
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_montessori-pedagogiki.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИКИ МОНТЕССОРИ.
Монтессори-педагогика – целостная образовательная система, эффективность которой подтверждено многолетним опытом успешной практической работы с детьми. Создателей этой системы слала выдающийся итальянский педагог-гуманист, врач и общественный деятель Мария Монтессори (1870-1952).
Особый интерес представляют как центральный метод, так и уникальная методика работы с материалами, которые детально разрабатывались самой Монтессори и её последователями в течение десятилетий.
В чём заключается суть метода Монтессори? Коротко говоря, это свободная работа детей в подготовленной среде при ограничении прямого воздействия педагога. Под работой понимается целесообразная деятельность с автодидактическими, т.е. самообучающими материалами, а свободной она является потому, что ребёнку предоставляется право выбора материала, а также ряд других свобод.
Подготовленная среда - это предметно-пространственная среда, созданная педагогом, с расположенными в ней в открытом доступе разнообразными, привлекательными и интересными для детей материалами.
Подготовительная среда – условие развития, обучения детей – позволяет каждому ребёнку развиваться в своём индивидуально темпе. Задача педагогика – прежде всего, предоставить в распоряжение ребёнка средства саморазвития и показать, как сними обращаться. Такой показ называется презентацией материала. Ребёнок работает с материалом сначала по показанному педагогом образцу, а затем самостоятельно выполняет различные, в том числе придуманные им самим упражнения.
Педагогика Монтессори имеет глубоко продуманную и хорошо проработанную технологию. Помощь саморазвитию ребёнка в возрасте от трёх до шести лет осуществляется посредством дифференцированной системы материалов, относящихся к следующим учебным разделам: упражнения в практической жизни, развитие сенсорики, развитие речи, обучение письму, чтению, математике, а так же раздел, посвящённый так называемому космическому воспитанию – знакомству с окружающим миром и человеческой культурой.
Работа с детьми проводится преимущественно индивидуально или с небольшими группами, в то время как остальные занимаются самостоятельно с теми материалами, которые им известны.
ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ МОНТЕССОРИ.
Философские взгляды Монтессори базируются на «космической теории», представленной ею в ряде поздних работ. Согласно второй теории все в мире: растения, животные, человек – существуют и действуют в соответствии с космическим планом развития Вселенной.
Смысл жизни – не достичь совершенства на бесконечном пути прогресса, но оказать влияние на окружающую среду и достичь в ней определённой цели. Человек выполняет в природе преобразующую функцию, оставляя на земле след своего существования. Человек многое сделал для украшения и улучшения земли. Но созданная им «сверхприрода» может легко выйти из-под контроля и привести к мощным экологическим катастрофам. Человечество должно осмыслить свою космическую задачу, осознать своё единство перед лицом опасности социальным потрясений, воин и выработать «Вселенское сознание», создать единое гармоничное общество. Как это сделать? Посредством воспитания, считает Монтессори. Главная задача науки – изучать жизнь человека.
ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ.
Монтессори отмечает, что ребёнок обладает «воспитывающим мышлением» - другой формой разума, отличной от разума взрослого. Он впитывает образы окружающего мира, предоставляемые его органами чувств, бессознательно и неустанно. Мышление ребёнка Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Как губка впитывает в воду – чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, точно так же детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные». Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребёнка.
Взрослый должен создать для ребёнка такую среду, в которой он мог бы найти всё необходимое и полезное для него – своего развития, получить богатое и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приёмные способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения и способы рациональной деятельности с предметами.
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ.
«Что же такое сенситивные периоды?» Это периоды особой чувствительности, которая встречается в детском возрасте. Сенситивные периоды служат для того, чтобы ребёнок имел возможность развивать способности приобрести необходимые ему знания, умения, способы поведения, и проходят безвозвратно, независимо от того, был ли реализован их внутренний потенциал и использованы благоприятные условия для развития определённых психических свойств и процессов.
Сенситивные периоды являются универсальными, т.е. возникают в процессе развития всех детей, независимо от расы, национальности, социального происхождения, геополитических и культурных различий. Они индивидуальны, так же как время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть разными у конкретных детей.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
На тему «Прятки с водой.
Освобождение бусинок из плена
(II младшая группа)
Программные задачи:
1.Формировать умения посыпать крупу тремя пальчиками, а рисовать – одним пальчиком;
2.Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; подвести к пониманию того, что вода ожжет изменять цвет;
3.Развивать речь детей, активизировать их словарь: бесцветная, разноцветная, прозрачная; лёд холодный;
4.Формировать умение понимать инструкцию воспитателя и действовать в соответствии с ней; развивать внимание; воспитывать аккуратность.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.
Планируемые результаты: активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и со сверстниками в решении игровых и познавательных задач, умеет поддерживать беседу, имеет представление о свойствах воды.
Материал: стаканчики с водой, краски, манная крупа.
Словарная работа: бесцветная, жидкая, прозрачная, разноцветная.
НОД
Воспитатель предлагает поиграть с детьми в волшебные прятки. Дети закрывают глаза. Лисичка прячет игрушки в прозрачную воду.
- 1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать и игрушку искать.
Дети быстро находят игрушку.
Лисица: Почему вы так быстро нашли мою игрушку?
Дети: Вода прозрачная, игрушка в ней хорошо вида.
Воспитатель: А как можно спрятать игрушку в воде, чтобы она была не видна?
- Какой должна быть вода, чтобы игрушка могла спрятаться? (вода должна быть тёмной, покрасить воду).
Дети садятся за столы. Лисичка отворачивается. Дети окрашивают воду, прячут игрушки.
Вывод: чем темнее, вода, тем менее видна игрушка.
Лиса подходит к каждому ребёнку и ищет игрушку, выясняет у детей, почему их не видно.
Выводы:
- мы добавили в воду краску, она стала не прозрачной и игрушек не видно;
- тёмная водичка спрятала игрушки;
- в тёмной водичке игрушку совсем не видно, а в жёлтой она немного видна.
- Хорошо, молодцы!
- А теперь послушайте стишок:
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода –
Неподвижна и тверда.
- Что же случилось с водой?
Дети: Она превратилась в лёд; это было зимой, и она замёрзла; вода превратилась в лёд от мороза.
- Вот и я несла в садик бусы, уронила в воду, а Дед Мороз заморозил их, и попали бусинки в плен.
Дети подходят к столу.
- Как же нам быть? Как освободить бусинки из плена?
- Можно погреть в руках, они теплые, лёд растает.
- Можно отогреть в варежках.
- Можно положить на батарею.
- Можно оставить просто в группе, у нас тепло.
- Положить в тёплую воду.
Выводы:
- быстрее всего бусинки освободила тёплая вода;
- я своим теплом согрела, и бусинки оттаяли, только руки замёрзли;
- на батарее бусинки дольше были в плену, а потом освободились.
- Все наши бусинки освободились и мы их подарим лисичке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"
Консультация для родителей по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема "Формирование элементарных математ...
Театрализованная деятельность,как средство подготовки детей к школе.
В статье рассматриваются аспекты влияния театрализованной деятельности на психологическую готовность детей к образованию....
Опыт работы по теме "Дидактические игры как средство подготовки детей к школе"
Опыт работы по подготовке детей к школе через игровую деятельность....
"Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"
1.Показать родителям актуальность работы по данному направлению.2.Научить родителей использовать рекомендованные игры и упражнения в домашних условиях....
Консультация для родителей «ФЭМП как одно из средств подготовки детей к школе»
Консультация для родителей«ФЭМП как одно из средств подготовки детей к школе»...
План работы по самообразованию воспитателя Гасанагаевой Файизы Абдулвагабовны на 2018-2019 учебный год по теме: «Шахматы, как средство подготовки детей к школе и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».
развитие науки и техники, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции...
Консультация для родителей по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе. Тема: "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"
В данной консультации я предлагаю вам лишь один раздел многоступенчатой работы – ФЭМП. Этот раздел сможет помочь вашим детям без лишних эмоциональных расстройств и затруднений успешно выполнять ...