Толерантное общение с детьми и родителями
консультация по теме

Кузьмина Анна Юрьевна

В данной консультации представлены рекомендации для организации толерантного общения с детьми и родителями. Консультацию могут использовать в своей работе педагоги-психологи, воспитатели и родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Толерантное общение21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Уткина А.Ю., педагог-психолог

детский сад № 171 «Крепыш» АНО ДО «Планета детства «Лада»

г.о. Тольятти, Самарская область.

Консультация для воспитателей

на тему: «Толерантное общение с детьми и родителями»

Цель консультации: познакомить педагогов с понятием толерантность и применять толерантность по отношению к детям и родителям.

Уважаемые педагоги, я хотела бы вас познакомить с  понятием толерантность. Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей, но не отказывающийся от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов.

Толерантность – понятие достаточно новое, это:

– ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;

– терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

   Предлагаю вам  тест  на толерантность он поможет приблизительно определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Условия определения: отвечайте быстро, не задумываясь.

1.Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает:

а) чтобы играли те, кто не знает еще правил:

б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила игры.

2. Вы спокойно встречаете жизненные неурядицы?

а) да;

б) нет.

3. Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши коллеги:

а) да;

б) нет.

4. Вызывают ли у вас неприязнь  коллеги, которые нарушают правила общественного поведения:

а) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ;

б) они вам неприятны, потому что не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы легко найти контакт с коллегами, которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения?

а) вам всегда это трудно сделать;

б) сравнительно легко.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь:

а) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников;

б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.

7.Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие люди пытаются делать "не своё дело", стремятся казаться  "лучше чем есть":

а) да;

б) нет;

8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция:

а) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам;

б) вы рады за знакомого.

А теперь подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы:

1-б,  2-б,  3-б,  4-а,  5-б,  6-б,  7-а,  8-б. Сложите баллы.

Результаты:

От 0 до 4-х баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и непреклонностью.Часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 5 до12 баллов. Вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. Но вы, безусловно, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения.  Но порой вы способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы можете выиграть спор с собеседником, у которого слабый характер. Вы не в полной мере умеете отстаивать свою точку зрения, выдвигая убедительные аргументы.

От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к её парадоксальности. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение истиной в последней инстанции. Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом по отношению к своему собеседнику.

Определив свою толерантность послушайте притчу.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

- любовь;

- прощение;

- терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Эффективным средством предупреждения нетерпимости может и должно стать воспитание.

А сейчас, чтобы узнать, как вы относитесь к различным обстоятельствам и смотрите на  мир поиграем в игру.

Игра «Найди плюсы и минусы»

вы потеряли кошелек с крупной суммой денег...

вы поругались с любимым человеком...

вы опоздали на автобус...

вы сегодня ещё не ели, и обед не предвидится...

вы сломали ногу...

вас вызвали в школу...

Важно уметь отличать действительные ценности от мнимых. Есть только три горя: болезнь, смерть и плохие дети. Все остальное — неприятности. Цените жизнь, здоровье, семью, дружбу. Радость начинается  только с вас, а не с кого-то и не с чего-то.

Важно, понимать, что необходимо выстраивать толерантное общение и с родителями воспитанников.  В игре «найди плюсы и минусы» если  каждый из вас нашел больше плюсов, то с родителями меньше возникнет трудностей в общении. Главное стараться быть открытым для диалога с родителями. Но если возникают трудности в контакте с родителями можно прибегнуть к следующим рекомендациям.

Правила толерантного общения:

       Уважай собеседника.

       Старайся понять то, о чем говорят другие.

       Отстаивай свое мнение тактично.

        Ищи лучшие аргументы.

        Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

        Стремись учитывать интересы других.

Правила управления конфликтом:

    1.Не прерывайте. Слушайте.

    2. Не делайте предположений.

    3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.

    4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит всех.

    5. Закончите на позитивной ноте.

Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо:

- не обижать его;

- выслушивать его мнение и считаться с ним;

- уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов;

- нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям;

- не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Показатели толерантности у дошкольников:

• выдержка с элементами самообладания, т.е. способность сдержать импульсивное действие;

• терпеливость, т.е. способность долгое время заниматься неинтересным делом, не капризничать, выполнять не очень интересные роли в игре, определенные обязанности в труде, не обращать внимания на оскорбления;

• сензитивность к эмоциональному состоянию другого человека, т.е. умение замечать состояние другого человека;

• эмпатия, т.е. сопереживание, сочувствие, содействие;

• принятие, т.е. способность ребенка преодолеть барьеры раздражения (даже в том случае, если он не испытывает к сверстнику симпатии); умение ставить и достигать свои цели с учетом желаний сверстников без причинения им ущерба.

Приёмы воспитания толерантности.

Можно выделить три группы приёмов воспитания толерантности.

Первая группа приёмов связана с организацией деятельности детей в группе.

 Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали воспитанники разных групп.

 Приём «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.

Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговор с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

Приём «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети лучше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя.

 Приём «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение детей.

Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии.

Под диалоговой рефлексией понимают диалог педагога и ребёнка, способствующий формированию отношения детей к какой – либо значимой проблеме, вопрос.

 Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

 Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившийся ситуации.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.

Приём «Сочини конец истории». Детям предлагается придумать своё завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

 Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни и т.д.) любят их товарищи в группе.

 Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов, мультфильмов другим людям.

Литература:

1. Безюлева Г.В, Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. М.: Издательский центр АПО,

2002, С. 54-58.

2. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содеожание, диагностика,

коррекция: Учебное пособие. М., 2005.

3. Рожкова М.И, Байбородова Л.В, Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у

дошкольников. Ярославль, 2003, С. 33-46.

4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Правила толерантного общения"

основные правила толерантного общения...

Организанция индивидуального общения с детьми и родителями Психокоррекционная программа по снижению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Работа с родителями агрессивных детей.Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она ...

Педагогический проект по познавательно-речевому развитию старших дошкольников в процессе формирования навыков толерантного общения средствами театрализации

Формирование навыков толерантного общения средствами театрализации рассматривается как пространство для толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы театрализованной деятельности позволяют с...

Барьеры общения между детьми и родителями.

Какие трудности возникают в общении родителей и детей и как их преодолеть? Это основной вопрос, который поднимается в статье....

Консультация для родителей "Толерантность в общении с детьми"

формирование у взрослых представлений о толерантности в семье...

«Рекомендации для родителей по формированию навыков толерантного общения со сверстниками и взрослыми у детей от 0 до 3 лет, в том числе детей с особыми образовательными потребностями»

Развитие чувства сопереживания, поддержки, терпеливости, неравнодушного отношения к другим людям, проявления заботы, внимания и уважения воспитание стремления к пониманию и принятию другого человека я...

Презентация на тему: "Толерантное общение как один из факторов гуманизации отношений взрослых и детей"

Презентация на тему: "Толерантное общение как один из факторов гуманизации отношений взрослых и детей"Воспитатель ГБДОУ детский сад №31 Алибекова Н.Д....