Консультация для родителей "Толерантность в общении с детьми"
консультация (средняя группа) на тему

Долгалева Ирина Владимировна

формирование у взрослых представлений о толерантности в семье

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Автор-составитель: Долгалева И.В.

Тема: «Толерантность в общении с детьми».

Цель: формирование у взрослых представлений о толерантности в семье

Задачи: дать представление о понятии «Толерантность»; помочь родителям правильно реагировать в конфликтной ситуации,  находить из неё выход; учиться понимать и принимать позицию ребенка.

Оборудование: интерактивная доска, стенд «Роль семьи в воспитании ребенка», 6 цветных шляп, таблички черного и белого цветов по количеству участников.

На экран выведены слова:

«Теперь, когда мы научились  летать по  воздуху, как птицы,    и плавать под водой, как рыбы, нам не  хватает только одного: научиться   жить на земле,  как люди».

Б. Шоу

Ход мероприятия.

Воспитатель.

Все знают, что надо жить дружно, но, иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, мы становимся агрессивными, нетерпимыми. Я предлагаю начать нашу встречу с игры и попробовать определить, насколько мы сами терпимы, толерантны к другим.

Экспресс-тестирование «Как поступит толерантный человек»

Я буду называть ситуацию, а вы поднимаете белую табличку, если вам подходит первое выражение и черную, если второе.

1. Ребенок сломал дорогую игрушку.

а) вы его прощаете

б) вы его наказываете

2. Вам не хочется идти  на прогулку с семьей.

а) вы придумываете причину, чтобы отказаться

б) идете с ними гулять

3. Вы поссорились.

а) пытаетесь объясниться

б) обижаетесь друг на друга

4. Ваш знакомый плохо одет.

а) это неважно

б) вы посмеиваетесь над ним

5. Пожилая женщина медленно идет и мешает вам.

а) вы отталкиваете её, чтобы обогнать

б) помогаете ей, придерживаете дверь

6. На ваших глазах на кого- то нападают.

а) вы делаете вид, что ничего не замечаете

б) пытаетесь помочь

7. К вам подошел инвалид.

а) вы естественным образом разговариваете с ним

б) не желаете общаться.

Воспитатель называет ответы, свойственные толерантной личности.

Консультация.

Люди порой, забывают  о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание. Агрессия в мире не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей. Бесконтрольный информационный бум порождает в умах взрослых людей хаос и неразбериху, не говоря уже о детях.

Бесспорно, что первые уроки нравственности ребенок получает от родителей.

Помните: «Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Заметьте к отцу, а не к учителю или воспитателю. Однако  мы не всегда уделяем должное внимание воспитанию, ограничиваясь только материальным содержанием, аргументируя, сей факт чрезмерной занятостью добыванием денег. Что остается детям? Только на собственном опыте, барахтаясь в «информационном потоке» познавать, что   есть добро, что - зло.    А ведь в  современном мире нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность.

 Что же такое толерантность? 

Толерантность - это общение и свобода мысли, совести и убеждений, гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможными достижения взаимопонимания между людьми, родителями и детьми мирным бесконфликтным путем. (по О.А.Овсянниковой, Г.У.Солдатовой, Е.Г.Виноградовой).

Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.

Во-первых, не обижать его.

Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.

В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но, в то же время, и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.

В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов.  Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.

В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.

В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

Главные методы воспитания в семье - это пример, общие с вами - родителями, занятия, беседы, поддержка ребёнка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее.

Воспитывать толерантность в семье - значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно.   Для того чтобы дочь выросла женственной, матери необходимо самой быть такою и учить ее опрятности и женской работе по дому. Большую роль в жизни девочки играет и отец, поскольку от того, как он с ней общается, зависит то, каких взаимоотношений она будет искать с мужчинами, когда вырастет. Сына - следует воспитывать в спокойной строгости. Разумеется, это не означает, что его не надо любить.

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним - формируют толерантность ребенка.

К чему приводит агрессивность и непоследовательность  родителей?

 Во-первых: агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления приводят к тому, что ребенок, ежедневно наблюдая агрессию взрослых, принимает это как норму жизни. 

Ведь не зря психологи говорят

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

 Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины

.Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Во- вторых: непоследовательность взрослых в обучении детей правилам и нормам поведения приводит к тому, что  у детей формируется нравственный стержень поведения: сегодня взрослым удобно говорить одно, и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии.

 Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. 

Отсюда – ряд правил воспитания: 

1.Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

2.Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

3.Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

4.Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

В этом случае у ребенка будут развиваться черты толерантной личности:

- терпение,

- умение владеть собой,

- доверие,

- чуткость,

- способность к сопереживанию,

- снисходительность,

- расположение к другим,

- чувство юмора,

- терпимость к различиям,

- доброжелательность,

- гуманизм,

- любознательность,

- умение слушать,

- несклонность осуждать других,

- альтруизм

То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.

 Необходимо делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых  взрослыми не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие, ощутить важность этих дел для себя. Не наказывайте детей, не сравнивайте, не выставляйте на позор, не укоряйте, не надзирайте за ними, не оскорбляйте, хвалите от души, договаривайтесь, находите общее мнение, прощайте искренне.   Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его.

Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком». Необходимо воспитывать ребёнка так, чтобы  он научился уважать и ценить себя. Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические.

Сокращение свободного времени взрослых из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множество других патогенных факторов стимулируют развитие у нас раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие  находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребёнка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния близких взрослых. Это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления. Как найти толерантный подход к процессу воспитания?

 Вопрос успешного воспитания детей в семье - не в мере родительской строгости или доброты. Он гораздо сложнее, потому что требует от всех родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладение системой воспитания в целом, толерантного подхода к процессу воспитания.

Если мы, взрослые, терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, нам не трудно простить друг другу серьезную обиду, если мы  стараемся понять поступок другого человека, не осуждая его, то мы стоим на правильном пути к толерантности, что позволит нам быстро и легко разрешать все конфликты.

                                                                                                           (Горбунова О.Г.)

Предлагаю рассмотреть ситуации.

Ситуация №1 "Конфликт опасен, если он не разрешим"

Мама

-Миша, играй тише. Почему у тебя опять разбросаны игрушки (и тут же добавляет), а вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! Немедленно в угол! 

Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются.

Как же  разрешить проблему? Не слишком ли много претензий сразу в один момент.

Родители предлагают свои варианты разрешения конфликта.

Разрешение конфликта с позиции толерантности:

Мама

-Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать.Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.

Итог: Ребенок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться.

Вывод:  Когда на человека, в данном случае на ребенка "сваливается" сразу несколько обвинений ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создается "затор из проблем", ссора неизбежно затягивается и в нем не видно конца.

Причина конфликта, выход из конфликта.

Причина конфликта это - поведение мамы в конфликте. Необходимо: уточнить причину конфликта и не расширять число предметов, следует отнести "сокращение числа претензий в один раз". Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребенка. Помните! Что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания.

Ситуация № 2.     "Оставь проблему за дверью, стань образцом подражания и восхищения для своего ребенка".

Ваня (с радостью)

-Папа, идем кататься на каток. Смотри, Миша со своим папой уже там. Ты же мне вчера обещал.

Папа (проблемы на работе)

  • Отстань! Ну и что, что обещал. Мне сейчас не до тебя.
  • Ваня (настаивает)
  • Ну, пожалуйста.

Папа (отталкивает Ваню)

-        Какой же ты бестолковый, займись своим делом!

Родители оценивают позицию папы.

Объяснение с позиции толерантности:  

 Ване не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, что бы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики стремятся во всем подражать и быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими.

 Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже маленький шаг в этом направлении. Стремитесь к умению говорить ребенку о своей любви.

 Например: Я тобой горжусь. Ты делаешь все хорошо. Я счастлива, когда вижу, как ты увлеченно работаешь. Мне очень важна твоя помощь. Это трогает меня до глубины души. Я сам не смог бы сделать лучше. Прекрасное начало. Ты все замечаешь. Ты сделал это дивно, с легкостью. Мне без тебя не обойтись. Я знала, что тебе это по силам. Ты меня всегда радуешь. Ты сделал это великолепно. Я горжусь тем, что тебе это удалось. Ты ловко это делаешь. Никто мне не может заменить тебя. Сегодня ты превзошел (шла) сам (а) себя! Для меня нет никого красивее тебя». 

Я надеюсь, что данная консультация поможет Вам конструктивно разрешать небольшие конфликты. Любите, друг друга и учитесь прощать.

А сейчас я представлю вашему вниманию презентацию (Приложение 1) о формировании толерантности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада на примере нашей группы.

Чтобы подвести итог нашей встречи, предлагаю вам игру «Шесть шляп». ( Метод «Шесть шляп Эдварда де Боно»).

Методы и приемы активизации взрослых:

1.Решение ситуативных задач. Применяется для того, чтобы родители самостоятельно разобрались в сложившейся ситуации и приняли решение, аргументировав его. (Социальная сеть работников образования  http://nsportal.ru/).

2. Экспресс-тестирование. Для его проведения предлагаются тестовые задания или вопросы, чтобы оперативно выяснить, насколько родители понимают обсуждаемую проблему. Тестовое задание имеет варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд ответ и отмечает его (поднимает определенную табличку). Затем ведущий называет правильный ответ, дает, по необходимости, разъяснения. В предлагаемых вариантах правильным может быть только один ответ (Социальная сеть работников образования  http://nsportal.ru/).

3. Метод «Шесть шля Эдварда де Боно»

Цель – сделать анализ мероприятия более эффективным и разнообразным. По методу де Боно, каждому типу мышления соответствует определенного цвета шляпа: красная – эмоции, интуиция, чувства;

черная – скепсис, критический настрой, сомнения в правоте и правильности, осторожность;

желтая – оптимизм, вера в успех, поиск преимуществ;

зеленая – творчество, спонтанность, поиск альтернативных решений;

белая – факты, цифры, объективная информация;

синяя – организация творческого процесса, обдумывание проблемы, проверка и анализ результатов.

Метод шести шляп Эдварда де Боно позволяет пользоваться моделями мышления как инструментом эффективной творческой деятельности, использовать отдельный аспект мышления, который дополняет остальные пять, создает объемную, целостную картину. В итоге достигается обратная связь с родителями, выделяются самые эффективные моменты мероприятия, закрепляется положительный эмоциональный настрой.

4. Просмотр презентации «Формирование основ толерантности в условиях детского сада».

Литература.

1. Азбука любви: Книга для родителей. – М.: Издательство РОУ, 1996.

2. Волобуева Л.М., Мирко И.А. Активные методы обучения в методической работе/ Управление ДОУ, №6, 2006.

3. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. – М.: Академический проект, 2004.

4. Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

5. Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? – М.: Мозаика-_Синтез, 2001.

6. Строгонова Л.В. Воспитание толерантности. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

7. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987.

8. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось-89», 2004.

9. Сайт http://dohcolonoc.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности общения с детьми в семье"

Цель консультации: дать родителям полное представление об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребёнка, расширить представления родителей об эмоциоях, их влиянии н...

Групповая консультация для родителей "Особенности общения с детьми в семье"

Цель консультации: дать родителям полное представление об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребёнка, расширить представления родителей об эмоциях, их влиянии на...

Консультация для родителей «Особенности общения с детьми в семье»

Эта консультация поможет показать важность и значимостьобщения детей в семье для полноценного развития ребёнка, расширить представление родителей об эмоциях, их влияние на общение, дать советы и реком...

Консультация для родителей: "Правила общения с детьми"

Общение ребенка со взрослым - необходимое условие полноценного социального развития....

Консультация для родителей «Особенности общения с детьми в семье»

Цель консультации: Дать родителям полное представление об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребёнка, расширить представления родителей об эмоциях, их влиянии на...

Консультация для родителей "Особенности общения с детьми в семье"

В консультации представлены советы о правельности общения родителей с семьёй....

Консультация для родителей: "Особенности общения с детьми в семье"

Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его - вот то в чем нуждается ребенок....