«Воспитание экологической культуры через проектную деятельность»
материал на тему
Итоговая практикозначимая работа по модулю «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников»
ТЕМА:
«Воспитание экологической культуры через проектную деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_ekologicheskoy_kultury_cherez_proektnuyu_deyatelnost.docx | 64.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Методический центр в системе дополнительного педагогического образования (повышение квалификации)
Итоговая практикозначимая работа по модулю «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников»
ТЕМА:
«Воспитание экологической культуры через проектную деятельность»
Выполнила:
Чуркина Елена Викторовна,
воспитатель
МБДОУ детского сада № 3
комбинированного вида «Ладушки»
г. о. Коломна
2014 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………..3
I. Значение проектной деятельности в формировании основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста...6
II. 1. Организация проектной деятельности, направленной на формирование бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….7
2. Реализация проектной деятельности старших дошкольников
2.1 Этапы реализации проекта..................................................................12
2.2. Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Путешествие в волшебный лес»..................15
Заключение..............................................................................................21
Список литературы.................................................................................23
Приложение
Введение
Актуальность проектной деятельности в формировании основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность и необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы лежат гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о
тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.).
В современном образовании используются новые педагогические технологии и подходы, успешно внедряются методы развивающего обучения. Одним из таких методов является метод проектов, впроцессе которого ребенок становится активным участником учебного процесса, вступает в диалог с педагогом. Они совместно мыслят, решают учебную задачу, возникшую на занятии. Анализ практики показывает, что преимущество активных методов обучения по сравнению с традиционными выражается в том, что у детей возникает желание действовать самостоятельно, вырабатываются необходимые способности, навыки анализа ситуации. Поэтому мы и рассматриваем метод проектов, как один из самых эффективных способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы. Разработка проекта должна завершаться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Таков результат очень важен для детей дошкольного возраста.
Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта. Метод-проектов обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры. Это обусловило выбор темы моей работы «Воспитание экологической культуры через проектную деятельность».
Объект: процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: метод проектов как способ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель: выявить потенциал метода проектов в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста и условия его эффективной реализации.
I часть.
Значение проектной деятельности в формировании основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Поскольку проектирование – это деятельность, то для обучения проектированию, безусловно, надо использовать деятельностные формы обучения, такие как метод проектов и любое проектирование как способ организации этой деятельности. Невозможно обучить какой-либо деятельности, не предоставляя возможность осуществлять эту деятельность.
Кроме того, проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность детей, в процессе которой актуализируются полученные на традиционных занятиях или каким-либо другим путем знания, приобретается личный опыт их практического применения. Что способствует более глубокому усвоению знаний, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлемую часть любой компетенции. Формирование компетенций невозможно вне самостоятельной деятельности детей. Проект позволяет сделать эту деятельность целенаправленной, содержательной и осмысленной. Для решения задачи формирования необходимых дошкольнику компетенций в рамках проектного обучения производится специальный подбор или разработка необходимых по содержанию и видам деятельности проектов.
Проектное обучение строится на принципах личностно-ориентированного развивающего обучения. Здесь через осмысление и принятие проблемы проекта как своей личной ребенком самостоятельно организуется его собственная мотивированная личностно значимой целью проекта работа, в которой происходит ревизия уже имеющихся знаний, выявление недостающих и добывание новых знаний. Таким образом, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, приобретается уникальный личный опыт самостоятельного приобретения знаний. Продвижение по маршруту познавательной деятельности происходит в результате (путем) личностной и групповой рефлексии на всех этапах работы над проектом.
На современном этапе задача педагогов - активно и умело использовать принцип интеграции. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей [3].
Проектный метод, как метод развивающего обучения детей рассматривается в качестве способа постановки проблемы и практического ее разрешения.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. Кроме того, проведению проекта предшествует подготовительная работа [1].
Во-первых, необходимо продумать и организовать предметную среду таким образом, чтобы она способствовала поисковой деятельности детей (детские энциклопедии, альбомы, книги, игры, атрибуты в соответствии с темой проекта). Во-вторых, успех познавательно-поисковой деятельности зависит от педагога. И здесь к нему выдвигаются определенные требования – он должен научиться гибко планировать и корректировать план в ходе деятельности. Кроме того, педагог должен уметь анализировать свою деятельность, обладать воображением, эрудицией и потребностью к саморазвитию [1].
Проектная деятельность – творческая деятельность, идущая от интересов и потребностей детей. Поэтому план такой деятельности нельзя составить в традиционной форме, нельзя заранее предугадать, что детям будет интересно на данном этапе, какая проблема для них актуальна и значима. Отсюда педагог становится соучастником ребенка в создании условий, планирования и осуществления деятельности на пути решения различных задач. На основе диалога с детьми взрослые получают возможность понимания того, что реально интересует детей, какой они видят свою деятельность, кто из детей нуждается в поддержке, помощи, обучении, а кто готов справиться со своим заданием сам, кто из детей лидирует, а кто может пока только повторять знакомый опыт, идти за другим [2].
Внедрение проектного метода в системе ДОУ позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность:
- экспериментировать, синтезировать полученные знания;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
В последнее время проектный метод активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе.
Таким образом, проблемой, подтолкнувшей нас к разработке проекта, стала необходимость формирования у дошкольников экологического сознания, культуры природопользования.
II часть.
1. Организация проектной деятельности, направленной на формирование бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта:
Практико–ориентированный.
Информация, знания, впечатления, полученные детьми на занятиях и в
повседневной жизни, находят свое отражение в различных видах детской
деятельности.
Продолжительность проекта: краткосрочный (осень, две недели).
Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять правила безопасного поведения человека в лесу;
- формировать обобщенные представления детей о грибах; закреплять
понятия: съедобный, не съедобный, грибница;
- формировать навыки связной речи;
- учить работать с карточками – символами.
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать мелкую моторику посредством закрепления навыков работы
с крупой, семенами растений.
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
- воспитывать у детей культуру общения;
- воспитывать у детей чувство дружбы, взаимопомощи.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, учитель – логопед, родители.
Ожидаемый результат:
- воспитание в детях бережного отношения к природе посредством правил безопасного поведения в лесу;
- сформированность обобщенных представлений о грибах;
- повышение коммуникативного интереса;
- повышение интереса родителей к заявленной проблеме.
Материалы и оборудование:
листы бумаги, карандаши, фломастеры, линейка, иллюстрации, плакаты, настольные игры, художественная литература, картотека со стихами, загадками, пословицами, магнитофон, записи «Звуки леса», различный природный материал, макеты деревьев, карточки – символы, картинки съедобных и ядовитых грибов, муляжи грибов, разрезные картинки грибов, сигнальные карточки, различная крупа, игрушка Бельчонок.
Предварительная работа:
- ознакомление с художественной литературой;
- составление описательных рассказов, заучивание стихов, отгадывание
загадок, кроссвордов;
- просмотр иллюстраций, сюжетных картинок по теме «Безопасное
поведение в лесу»;
- изготовление карточек – символов по правилам безопасного поведения
в лесу;
- изготовление поделок из природного материала;
- использование дидактических и подвижных игр;
- вместе с родителями изготовить книгу своими руками «Правила поведения в лесу»;
- оформление стенда «Чем мы можем помочь природе»;
- изготовление игры «Экологический светофор».
Роль родителей в реализации проекта:
- помощь в сборе природного материала;
- участие вместе с детьми в выставке рисунков, поделок
из природного материала;
- оформление книги своими руками;
- наблюдение за объектами живой и неживой природы во время прогулок по лесу;
- участие в консультации «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
- анкетирование родителей в рамках темы.
2. Реализация проекта «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
2.1 Этапы реализации проекта
Стадии (этапы) | Деятельность педагогов | Деятельность воспитанников |
1.Подготовительный (1 неделя) | Подбор методической литературы; определение цели и задач проекта, методов и приемов; подбор речевого материала (стихи, загадки, кроссворды); разработка планов мероприятий (экскурсий, занятий, консультаций); разработка картотеки дидактических и подвижных игр; подбор иллюстраций и книг по теме. | Принимают задачи проекта. Обсуждают, высказывают свои предложения. Обсуждают вместе с педагогом, где и как можно получить необходимую информацию и материал: – спросить у родителей; – узнать из книг; – посмотреть по телеви- зору; – понаблюдать; – создать своими руками и т.д. |
2.Технологический (1-2 неделя) | Проведение экскурсии по «Экологической тропе»; изготовление карточек – символов по правилам безопасного поведения в лесу; организация выставки поделок из природного материала; изготовление игры «Экологический светофор»; оформление информационного стенда «Чем мы можем помочь природе?»; проведение бесед, дидактических и подвижных игр; проведение организованной образовательной деятельности по рисованию, аппликации и ручному труду; оказание практической помощи (по необходимости); контроль за осуществлением задуманного; практическое закрепление полученных знаний на прогулках. | Участие во всех видах активного обучения в процессе организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни; прослушивание художественной литературы: Н. Павлова «Съедобные грибы», Н. Павлова «Поганки»; заучивание стихотворений Е.Трутнева «Грибы», отгадывание загадок, кроссвордов; составление рассказов на тему «Как мы отдыхаем в лесу»; участие в дидактических играх «Лесник», «Экологическое лукошко», «Грибы», «С чем нельзя в лес ходить?», «Угадай правило»; рисование, аппликация и ручной труд по теме; совместная работа с родителями; изготовление масок для сценки «Лесные уроки вежливости». |
3.Заключительный (2 неделя) | Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Путешествие в волшебный лес»; оформление проекта, подготовка презентации проекта. Проведение презентации проекта с организацией выставки поделок, с демонстрацией книги «Правила поведения в лесу», игры «Экологический светофор». | Участие во всех видах активного обучения в процессе организованной образовательной деятельности. Подготовка к презентации проекта поделок, страниц книги «Правила поведения в лесу». Дети осуществляют презентацию проекта в рамках выставки поделок из природного материала и сценки «Лесные уроки вежливости», для детей других групп и родителей, развлечения «Путешествие в стану природы» |
2.2. Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Путешествие в волшебный лес»
Цели и задачи:
- формировать обобщенные представления детей о грибах;
- воспитывать бережное отношение к природе и закреплять правила безопасного поведения в лесу;
- развивать мелкую моторику, закреплять навыки работы с крупой, семенами растений.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Присаживайтесь (дети садятся на стульчики). На дворе осень – красивая пора. Я приглашаю вас на прогулку по волшебному лесу. Но прежде чем отправиться в путь, вы должны запомнить несколько правил поведения в лесу (показать детям карточку, на которой изображен взрослый человек с ребенком).
– Ребята, кто нарисован на этой карточке? А что это может означать? (ответы детей).
– Запомните, что в лесу можно находиться только со знакомыми взрослыми: папой, мамой, дедушкой, бабушкой. Одним гулять в лесу нельзя! (Показать вторую карточку, на которой изображен человек в одежде для леса).
– Что означает эта карточка, как вы думаете? (ответы).
– Верно, для прогулки в лес нужно правильно одеться: на ноги обуть резиновые сапожки с шерстяными носками, ведь в лесу ранним утром сыро и прохладно. Самая подходящая одежда – спортивный костюм. Брюки полностью закрывают ноги и заправлены в сапожки. Куртка закрывает тело и руки, а высокий воротник – шею. На голове платок или кепка. Как вы думаете, почему необходимо в лесу носить головной убор и высокий воротник? Правильно. Не забывайте, что в лесах водятся опасные насекомые – клещи, укусы которых вызывают тяжелую болезнь.
– А что на этой карточке ни за что не отгадаете! (показать третью карточку, на которой нарисована куртка с пятнами красного, желтого и золотого цвета, перечеркнутая линией).
– Подумайте, что это может означать? (ответы). Воспитатель: Оказывается, в лес нельзя надевать ничего шуршащего и очень яркого, чтобы не привлекать насекомых. Пчелы и осы могут легко принять вас за большой нарядный цветок и ненароком ужалить.
(звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Ну, что готовы? Тогда отправляемся в путь!
Физкультминутка
Мы идем в осенний лес. (дети идут друг за другом)
Много там вокруг чудес! (хлопают в ладоши)
Лес гостям сердечно рад! (поднимают руки вверх,
широко расставив пальцы)
Угощает он ребят: (упражнение «поднос»)
Катю – брусникой, (поочередно загибают
Даню – ежевикой, пальцы на руке)
Ваню – орешком,
Сеню – сыроежкой
Вот и пришли.
(музыка стихает)
Воспитатель: Мы пришли в лес. Прежде чем продолжить путешествие, давайте, вспомним еще одно правило? (Показать четвертую карточку, на которой звери, насекомые, тянущаяся к ним рука, все это зачеркнуто красной линией) (ответы).
– Запомните, ребята, что в лесу нельзя трогать животных и насекомых. Зверь может вас поранить, а насекомое ужалить.
Дети, посмотрите, как чудесен и прекрасен осенний лес. А какой здесь воздух! Давайте подышим (напомнить правило – глубокий вдох носом, выдох через рот). Осень не только самая красивая, но еще и грибная пора. А вы, ребята, знаете грибы? Я сейчас проверю, загадаю вам загадки, а вы отгадайте:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
Растут на опушке
Рыжие сестрички.
А зовут их … (лисички).
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежу в лукошке (белый гриб)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай, –
Это … (сыроежка).
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый … (мухомор).
– А скажите мне, ребята, чем отличается мухомор от подосиновика, ведь у того и другого красные шляпки? (ответы). – Молодцы! Грибы бывают съедобные и не съедобные, или ядовитые. Подберезовик – съедобный гриб, а мухомор – ядовитый. Дети, ответьте, почему мухомор так называют? Правильно. В нем содержится мушиный яд, который убивает мух, клещей, пауков. Для какого зверя мухомор является лекарством? Правильно, для лося.
(Показать пятую карточку, на которой нарисованы грибы и знак вопроса).
– Что это может означать? (ответы).
– Правильно, если вы сомневаетесь, какой гриб нашли, лучше его не трогать. Для людей это может быть яд, а для зверей – лекарство.
– Давайте вспомним еще одно правило. (Воспитатель показывает карточку). Что обозначает эта карточка? (Дети отвечают).
– Правильно, грибы нужно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу – это корни грибов, как у деревьев.
Воспитатель: Ну, что же, правила мы вспомнили, и теперь идем дальше.
– Ой, ребята, что это такое? (на дереве развешены грибы, дети говорят о том, что видят).
– Да, как же они туда попали? (ответы детей)
(слышен чей-то плач)
– Посмотрите, да это бельчонок! Здравствуй, малыш! О чем же ты плачешь?
Бельчонок: Мама велела мне насобирать и насушить грибов на зиму.
– Так это ты развесил на ветках грибы?
Бельчонок: Да, мы белки так готовим припасы.
– И что же было дальше?
Бельчонок: Маме не понравились мои грибы, среди них есть какие-то не такие…
– А, мне все понятно! Ты не можешь отличить съедобные грибы от ядовитых?
Бельчонок: Да!
– Ребята, давайте поможем Бельчонку.
(Воспитатель показывает гриб на ветке, а дети определяют съедобный он или нет, дают название каждому грибу).
– А это самый ядовитый гриб:
Я поганка Бледная,
Старушонка вредная,
Есть во мне смертельный яд –
Меня люди не едят!
До этого гриба даже дотрагиваться опасно! Ну вот, Бельчонок, ребята и разобрали твои грибочки. Бельчонок, я забыла спросить тебя об очень
важном: где ты собирал грибы? (ответ бельчонка). Сейчас ребята тебя научат, где надо собирать грибы. (Показать карточку).
Ты все запомнил? Не совсем? Тогда посиди и поучись у ребят.
– Я приготовила разрезные картинки. Нужно их собрать, сказать, что за гриб изображен и съедобный ли он. Работать вы будете в парах и поучите Бельчонка быть дружными и вежливыми. Первая пара, собравшая картинку, поднимает сигнальную карточку. Но прежде, чем начать работу, потренируем наши глазки (гимнастика для глаз).
– Вот теперь можно приступать к работе.
– Молодцы, хорошо справились с заданием, а сейчас немного отдохнем и научим замечательной игре Бельчонка.
(звучит музыка)
Физкультминутка
Скачет белка – шалунишка, (дети прыгают на месте)
Рвет с еловых веток шишки, (вытягивают руки вверх и вперед)
А потом на землю – прыг (подпрыгнуть и присесть)
И отыщет белый гриб. (сомкнуть ладошки и посмотреть на них)
Гриб нанижет на сучок – (погрозить пальчиком)
Посушись, боровичок!
– А теперь, Бельчонок, ты сам сможешь распознавать грибы? Ну, вот и хорошо!
Бельчонок: Спасибо вам, ребята, теперь я точно все запомню!
– Ты знаешь, Бельчонок, мы умеем мастерить различные поделки и хотим подарить тебе их на память.
Подойдите, ребята, к столам, там уже все приготовлено. Перед работой подготовим руки, чтобы они трудились уверенно, без устали. А в этом нам помогут обычные шишки.
(проводится массаж кистей рук)
Дружно шишки в руки взяли,
Меж ладоней покатали.
Шишку сильно не сжимать,
Ведь ее нельзя ломать!
Будем шишки мы катать
И ладони разминать!
(звучит спокойная музыка)
Продуктивная деятельность: дети из крупы и семян растений выкладывают изображения грибов.
– Молодцы! Все потрудились на славу. Бельчонок, мы дарим свои грибочки тебе, теперь уж точно не ошибешься!
Бельчонок: Спасибо вам, ребята. До свидания!
– А нам пора возвращаться. Возьмемся за руки, и ветер отнесет нас в детский сад.
(Слышны звуки ветра, постепенно он стихает).
– Вот мы и вернулись обратно. Интересно вам было? Давайте закрепим полученные знания о правилах безопасности в лесу.
(Воспитатель показывает карточки, дети дают краткий ответ).
– Ой, ребята, а что это за корзиночка? Да в ней орешки не простые! Это мама бельчонка напекла для вас в благодарность за помощь! Наше путешествие окончено, до свидания.
Заключение
Вопрос о формировании основ экологической культуры и, в частности, правил безопасного поведения в природе, является актуальным.
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника [1].
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные, дошкольники приобретают необходимые социальные навыки.
Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает стандартных, шаблонных действий [2].
В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.
Подводя итоги проекта, можно отметить, что цели и задачи, решаемые в процессе реализации проекта, были достигнуты.
После завершения проекта воспитателями были проведены беседы с детьми в мини-группах. Было опрошено 20 детей старшего дошкольного возраста. В ходе беседы детям были заданы 5 вопросов (Приложение 1).
Основная масса детских ответов продемонстрировала хорошее знание правил поведения в природе, роли человека в ее охране (более 85% положительных ответов).
Данный проект еще раз проиллюстрировал внутренние творческие резервы педагогов, их организаторские способности. В результате в группе изготовлена дидактическая игра «Экологический светофор», совместно с родителями изготовлена книга своими руками «Правила поведения в лесу», оформлен стенд «Чем мы можем помочь природе?». Проводимые беседы, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, кроссвордов открыли перед детьми новые знания, обогатили уже имеющиеся. Новые формы взаимодействия с воспитателями и родителями сформировали у детей творческую речевую активность.
Участие в проекте помогло дошкольникам почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником. У ребят появилась возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность.
В начале проекта для изучения мнения родителей по заявленной теме была предложена анкета (Приложение 2). В опросе приняли участие 18 семей воспитанников старшей группы. Большинство родителей показали низкий и средний уровень заинтересованности в экологическом воспитании детей, а некоторые проявили явное безразличие к данной проблеме.
Блиц-опрос, проведенный по итогам проекта, показал, что родители стали уделять больше внимания экологическому воспитанию детей, а также способствовать взаимодействию детского сада и семьи.
Это еще раз убедило нас в эффективности и воспитательной значимости данного проекта не только для детей, но и для их родителей.
Список литературы:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском
саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
- Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.
- Николаева С.Н. Юный эколог, М. 1999.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом
воспитании дошкольников. М. 2005.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство «Мозаика – Синтез» 2010.
- Рыжова Н.А. «Наш дом – природа». М.1998.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у
детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М.: Айрис –
пресс, 2004.
- Шорыгина Т.А. Грибы. ТЦ «Сфера». М. 2009.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.:
Книголюб, 2003.
Приложение
Приложение 2
Анкета для родителей
Уважаемые родители, предлагаем Вам принять участие в анкетировании. Благодарим за сотрудничество.
- Что такое экология?
- Читаете ли Вы ребёнку книги о природе?
- Смотрите ли Вы вместе с ребёнком диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
- Посадили ли Вы дерево?
- Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
- Любит ли Ваш ребёнок бывать в лесу?
- Часто ли Вы бываете в лесу с ребёнком?
- Рассказываете ли Вы ребёнку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
- Знает ли Ваш ребёнок названия деревьев, цветов, грибов и т.д.?
- Знает ли Ваш ребёнок стихи, загадки, поговорки и пословицы о
природе?
- Проявляет ли Ваш ребёнок заботливое отношение к животным,
растениям?
- Знает ли Ваш ребёнок правила поведения в лесу?
- Как Вы думаете, получит Ваш ребёнок знания о природе в детском
саду?
Спасибо.
Приложение 1
Вопросы диагностической беседы
- Какие бывают грибы?
- Назови съедобные грибы.
- Назови несъедобные грибы.
- Какие правила поведения в лесу ты знаешь?
- Как человек охраняет природу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В статье дан анализ работы по проекту "За добро добром платят", итогом которого является экологическая сказка "Об одиноком красавце дубе"....
Проект "Развитие речевой культуры через проектную деятельность"
исследовательский проект...
Консультации для родителей в рамках проекта "Развитие речевой культуры через проектную деятельность"
развитие коммуникативных умений и навыков дошкольников...
Педагогический совет «Формирование экологических представлений через проектную деятельность в ДОУ»
Задачи: · совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;· повышать методический уровень;·...
Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников
Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников...
Приобщение к истокам русской национальной культуры через проектную деятельность.
Статья из опыта работы по приобщению детей к социокультурным нормам и ценностям русского народа через создание и реализацию проекта в детском саду....
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - проект...