Сообщение для педагогов по зкспериментальной деятельности в ДОУ
методическая разработка на тему
Дети по природе исследователи. Они узнают мир разными способам, и один из способов - экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_po_eksperimentirovaniyu.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 31
Д.МЕДВЕЖЬИ ОЗЁРА ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Сообщение
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Воспитатель первой квалификационной категории Т.А. Кириченко |
2013 г.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром - одна из образовательных задач. Я считаю, что ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получаю не отдельные знания о предмете или явления, а определённую целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка — учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений.
Для того чтобы дети чувствовали себя комфортно, обучение я строю как увлекательную проблемно-игровую деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовольствие, а значит, личностно — ориентирована на каждого ребенка.
Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Случается, что исследование, начатое на непосредственно образовательной деятельности, мы продолжаем в свободное время.
Опыт моей работы показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям дошкольного возраста. Они с удовольствием исследуют песок, глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики, пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разноцветные льдинки; надувают мыльные пузыри.
В среднем возрасте, чтобы заинтересовать малышей, элементарные опыты я представляла как фокусы, чудеса. При этом они должны происходить достаточно быстро, чтобы дети могли сразу наблюдать результат.
Занимаясь с детьми экспериментальной деятельностью, я обратила внимание, что познавательный интерес от занятия к занятию вырастает. Например, в средней группе «Секретное донесение» было написано молоком на белой бумаге, а потом «проявлено» паром. Такое донесение можно написать лимонным соком, проявив его несколькими капельками йода.
Вместе с детьми «ловили» воздух. Оказывается, что воздух хоть и невидимка, но поймать его можно с помощью полиэтиленового пакета. Также его можно почувствовать в виде ветерка и трубочки, если в нее подуть.
Эксперименты я провожу как индивидуальные, так и групповые, однократные и циклические (цикл наблюдений за водой, ростом растений, помещенных в разные условия)
В своей работе я стараюсь не проводить четкой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить. Также я учитываю особенности экспериментирования в разных возрастных группах.
Все занятия с детьми по всем возрастам успешнее проходят в игровой форме, что способствует привлечению внимания детей, они меньше устают и утомляются. Для организации экспериментирования, в своей группе я создала ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
«Минилаборатория «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ».
Уголок оснащен приборами-помощниками: микроскоп, увеличительное стекла, весы, безмен, песочные часы ( на 1, 2 ,3, 5 мин), компасы, разнообразные магниты.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов.
Медицинский материал: пипетки, колбы, пробирки, вата, мензурки, воронки, резиновые груши разного размера, марля.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла (пластиковые), разные формочки, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема, пластиковые бутылки.
Дети очень любят микроскоп. Вместе с детьми рассматривали лук, волос, воду, бумагу.
Микроскоп оборудован уже всем необходимым материалом для исследования, ( пинцет, световое перо, предметные стекла, готовые препараты: нога комнатной мухи, древесина сосны, стебель хлопчатника, кожица лука, морская соль) также имеется инструкция с помощью которой можно проводить опыты.
Недавно делали опыт с детьми на волосы. Взяли у некоторых детей волос, положили под микроскоп и рассматривали структуру волос. Рассматрели состав воды. Взяли чистую и грязную из лужи и рассмотрели через микроскоп.
Подобрала и составила картотеку по экспериментальной деятельности: опыты с ватой, цветными скрепками, резинками, пуговицами.
Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д, расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Материал по исследовательской деятельности представлен и родителям в виде консультации, тематических ширм, а также предложено ряд элементарных опытов для родителей, которые можно было легко и доступно проводить дома вместе с детьми.
Я считаю, что экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдения на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности занимает от 1 до5 минут времени и , учитывая эти данные, планирую кратковременные опыты по данной тематике. Например, выпал град, с детьми проверяю, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставлю поисковую задачу, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке.
Я считаю, что овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной самостоятельной творческой личности. Современный дошкольник должен обладать рядом интегративных качеств, которые он приобретает и накапливает в период всего пребывания в ДОУ. Среди прочих качеств мы встречаем такие, как «любознательный, активный», «способный решать интеллектуальные … задачи…», «имеющий первичные представления о….мире и природе».
В заключение следует отметить, что конкретизация сущности познавательной активности как развивающегося сложного личностного образования, раскрытие его структуры, выделение системы критериев, фиксирующих состояние компонентов познавательной активности в процессе детского экспериментирования, позволяет эффективно и целесообразно планировать содержание познавательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение для педагогов ДОУ "Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами поисково-исследовательской деятельности"
Педагогические исследования показывают, что главная проблема современного образования – потеря живости, притягательности процесса познания.Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный пе...
Сообщение для педагогов "Развитие трудовой деятельности дошкольников".
Сообщение для педагогов....
Сообщение для педагогов ДОУ "Развитие речи дошкольников по средствам их игровой деятельности"
quot;Развитие дошкольников по средствам их игровой деятельности"...
Конспект опытно-зкспериментальной деятельности "Интересное рядом"
Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качество ре...
Конспект занятия "Зимние секреты"(зкспериментальная деятельность)
Расширять представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность, о зимних явлениях.Познакомить...
Сообщение для педагогов: Конструктивно- модельная деятельность детей дошкольного возраста»
Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности:- приобщение к конструированию;- развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.- вос...