Практические рекомендации педагогам подготовительных к школе групп
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации педагогам подготовительной к школе группы
«Система педагогической работы с детьми подготовительной к школе группы по формированию мотивационной готовности к школьному обучению»
Ст. воспитатель МДОУ №97
Ерошина Е.В.
Система педагогической работы с детьми подготовительной к школе группы по формированию мотивационной готовности к школьному обучению
Задача | Форма организации | Результат |
1-е направление – формирование положительных представлений о школе | ||
Сформировать у детей первоначальные знания о школе, создать психологическую положительную установку на школу | Рассказ воспитателя о своём первом дне в школе. Рассматривание букваря, тетрадей, грамот, фотографий родителей. Организация выставки «Наши мамы и папы – школьники» | Расширение знаний детей о мире школьников |
Обогатить знания детей о школе, познакомить со школьным двором, спортивной площадкой | Целевая прогулка к школе | Зарождение чувства доверия к школе |
Раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу | Рассматривание картин о школьной жизни, посещение линейки, посвящённой 1 сентября | Пробуждение интереса к разным сторонам школьной жизни |
Закрепление интереса к разным сторонам школьной жизни | Коллективное создание альбома о школе. Чтение стихов: А. Барто «В первый класс», М. Бородицкого «Первоклассник», М.Садовского «Первое сентября» | Закрепление интереса к разным сторонам школьной жизни |
2-е направление – формирование интереса к новому собственно школьному содержанию занятий | ||
Вызвать положительные эмоциональные переживания, познакомить с классной комнатой, библиотекой | Экскурсия в школу. Выставка детских работ после посещения школы | Появление желания прийти в школу ещё раз. Возникновение эмоционального положительного отношения к школе |
Ознакомить с содержанием школьного обучения | Посещение урока физической культуры в 1-ом классе | Желание пойти в школу, чтобы стать таким же ловким, смелым |
Показать важность и значимость школьных знаний | Посещение праздника Букваря в первом классе | Желание пойти в школу |
Закрепить знания о школьных атрибутах | Игра «Первоклассник» | Желание учиться в школе |
Определить уровень информированности о школьной жизни | Рисование на тему: «Что я знаю о школе» | Желание пойти в школу |
Закрепление полученных знаний и представлений о школе | Создание уголка первоклассника | Интерес к школе, школьным атрибутам |
Выявить особенности внутренней позиции у детей 6-7 лет | Сюжетно-ролевая игра «Школа». Чтение стихов и рассказов о школе: М. Яснова «Подходящий угол», В.Орлова «Что написано в тетрадке», В. Голявкина «Не везёт» | Новый уровень самосознания |
3-е направление – ориентация дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения | ||
Ознакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена) | Экскурсия в школу во время перемены. Детское творчество на тему: «В какой школе я хочу учиться» | Желание быть школьником |
Показать детям образ «хорошего» и «плохого» ученика | Кукольный театр «Как Незнайка в школу ходил» | Знакомство со школьными правилами |
Закрепить знания о правилах поведения в школе, на уроке | Игры «Лесная школа», «Сосед, подними руку», «Сокол и лиса» | Желание выполнять установленные правила |
Развивать школьные правила | Игра, моделирующая школьные ситуации «школа наоборот» | Принятие решения |
Уточнить знания детей о школьной организации | Беседы: «Что можно сделать за перемену», «Школа и её правила» | Усвоение школьных правил поведения |
Формирование знаний о школьной дружбе | Чтение рассказов К.Д. Ушинского | Желание найти новых друзей |
Помочь лучше подготовиться к школе | Совместное проведение для дошкольников и младших школьников литературной викторины. Совместная организация выставки поделок игрушек из природного и бросового материала, рисунков. Конкурс художественной самодеятельности детей начальных классов и детей подготовительной к школе группы. Совместное проведение физкультурного праздника | Возникновение содержательных контактов между детьми |
4-е направление – признание роли и авторитета учителя | ||
Создать образ доброго учителя | Беседы об учителе после посещения школы | Чувство радости от общения с учителем |
Сформировать чувство доверия к учителю | Встреча учителя с дошкольниками в детском саду | Растущий интерес к учителю |
Закрепить чувство доверия, интереса к учителю | Организация переписки с учителем | Стремление стать лучше, заслужить одобрение учителя |
Мотивация – мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие её направленность.
Основой для формирования мотивационной готовности к школе являются любопытство и любознательность, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Эти качества – при умелом руководстве – могут перерасти в жажду знаний, потребность к познанию и потребностью идти в школу. Однако есть дети, у которых эти прирождённые свойства не становится стимулом к учению.
В формировании мотивов учебной деятельности большое значение имеет интеллектуальная активность детей на занятиях. Наибольшую побудительную силу к учению для младших детей имеют задачи игрового характера, для средней группы – практическая деятельность, а для старших детей – интеллектуальные задачи. Желание научиться решать умственные задачи является стимулом идти в школу. Буратино приходит к детям и говорит, что он ходит в школу и там узнал много интересного. Там его научили решать задачи. А вы не умеете решать. Дети говорят, что тоже умеют. Тогда Буратино предлагает порешать задачки.
Практические рекомендации педагогам
- Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе у детей 6-7 лет наиболее успешно происходит при использовании в воспитательно-образовательном процессе различных форм и методов работы, дающих возможность показать различные стороны школьной жизни: экскурсии в школу, беседы о ней, чтение рассказов и стихов школьной тематики, рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, школы будущего, рисунок на тему «В какой школе я хочу учиться), игры, моделирующие школьную жизнь, совместные с младшими школьниками праздники.
- Практическая деятельность взрослых совместно с детьми, сопровождаемая познавательными разговорами на школьную тематику, способствует формированию внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения.
- При организации игры в школу использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления). Для поддержания интереса дошкольников в сюжет игр рекомендуется ввести роль Незнайки-ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.
- В формировании у дошкольников мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребёнка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию их родителей. Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление внутренней позиции школьника, и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у родителей.
- Для того, чтобы взрослый правильно понимал поведение и действия ребёнка и управлял ими, необходимо проводить ранжирование мотивов учения детей, чтобы знать какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....
Программа саморазвития педагога подготовительной к школе группы /2019-2020 уч.год/ по теме: «Развитие творческих способностей детей подготовительной к школе группы с ОВЗ через работу с пластилином»
в данной программе представлены цели,задачи,план работы с родителями и детьми подготовительной к школе группы по данной теме...
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе. Способы формирования познавательного интереса у детей.
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.Способы формирования познавательного интереса у детей....
Рекомендации родителям подготовительных к школе групп
Рекомендации родителям подготовительных к школе группот педагога – психологапо подготовке ребенка к школе...
Консультация педагога-психолога для педагогов подготовительной к школе группы ДОУ "Возрастные особенности детей 6-7лет"
Описание возрастных особенностей детей дошкольного возраста (6-7 лет), важных новообразований, целей и задач по воспитанию и развитию предназначенных для педагогов ДОУ....
Отчёт по программе саморазвития педагога подготовительной к школе группы /2023 - 2024 уч.год/ по теме: «Формирование коммуникативных навыков у детей Подготовительной к школе группы через изобразительную деятельность»
В данном отчёте описана вся проведённая работа по данной теме включая диагностику воспитанников с НОДА и плана работы с детьми и родителями...