"Организация "экологического пространства" в детском саду".
материал на тему

Путилина Татьяна Юрьевна

Данный материал содержит методические рекомендации по организации "экологического пространства" в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на тему: «Экологические пространства» в детском саду и их использование в разных видах деятельности».

Воспитатель 1 квалификационной категории

Путилина Татьяна Юрьевна.

              «Экологические пространства» - это условное понятие, которым мы обозначаем специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. «Экологические пространства» - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Кроме традиционных видов «экологических пространств» - групповых уголков, комнат природы, огорода и сада на участке – появились новые: зимний сад, кабинет природа, экологическая тропа, площадка природы, мини-ферма, фитобар, фитоогород, музей природы. Рассмотрим экологический смысл и значение в педпроцессе каждого из них.

Групповые уголки природы.

              Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего длительные наблюдения за растениями и животными, общение с ними, уход и выращивание. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и аквариум.

           В группе должно быть целесообразное количество растений: все или большая часть их должны быть задействованы в педагогическом процессе, все цветы должны быть хорошо оформлены.

           В аквариуме могут быть любые доступные для содержания рыбы. Целесообразно, чтобы в разных группах были разные рыбы. У младших детей (2-4 лет) могут жить любые достаточно крупные, яркие, в небольшом количестве рыбы.

          Если позволяет помещение, животный мир уголка природы в средней – подготовительной групп может быть разнообразнее: 1-2 декоративные птицы, кто-нибудь из млекопитающих.

         В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящика с посадками (лука, овса, рассады), так как работа с календарем, уход за обитателями уголка природы, наблюдения за посадками – это все компоненты методики экологического воспитания. Воспитатель должен предусмотреть момент организации специального места – это должен быть небольшой столик, на котором всегда можно расположить баночки с кормами, разделочную доску, поилки. Такое место приучает детей к аккуратности, порядку и выполнению правил.

         Воспитатель организует в уголке природы три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных, познавательно-ознакомительную и общение с природой.

        Первый вид деятельности надо рассматривать как совместные трудовые операции взрослого и детей любой возрастной группы. При этом в зависимости от возраста детей изменяются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников.

        В младшем дошкольном возрасте воспитатель всем своим поведением создает образец правильного и гуманного отношения к природе. Он показывает, что и как надо делать с ними. При этом ребята минимально участвуют в трудовых операциях.

        В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за воспитателем. Важно, чтобы воспитатель не пропустил и поддержал в каждом ребенке желание что-то сделать самому.

        В старшем дошкольном возрасте самостоятельная деятельность детей интенсивно вырастает. Дежурства детей в уголке природы – это и есть форма проявления их самостоятельности. Воспитатель при этом выступает в роли помощника.

         Познавательно-ознакомительная деятельность важна:  дети должны много знать о тех, кто живет с нами рядом. Изучение обитателей уголка природы осуществляется главным образом через длительные циклы наблюдений в повседневной жизни и разные виды занятий.

         Общение с природой – это новый вид деятельности в детском саду. Именно общение с природой позволяет развивать у детей положительно-эмоциональное отношение к растениям и животным, развивать нравственные и эстетические чувства.

Комната природы.

            Комната природы – это специально выделенное помещение для объектов живой природы. Ее целесообразно иметь, если групповые уголки природы малы из-за ограниченного размера помещения.

          В просторной комнате могут быть размещены несколько аквариумов, хорошо иметь черепах, можно содержать курочек. Пару декоративных голубей. Для птиц должны быть сделаны просторные вольеры.

          С детьми можно наблюдать за птицами, отмечать особенности их поведения, любоваться разнообразием и красочностью их оперения.

Могут быть в комнате природы кролики и морские свинки. Эти животные могут жить в специальных вольерах.

           В комнату природы дети приходят с разными целями: наблюдать, трудиться, общаться с животными. В особых случаях она может служить местом для нервно-психической разгрузки. В комнате должны быть рабочие места для труда, шкафы и полки для хранения оборудования,  невысокие табуреты, скамейки, сидя на которых дети смогут наблюдать за животными.

          В комнате природы  можно организовать выращивание овса, зелени, овощей.

           Комната природы должна быть красивой, удобной, но без яркого оформления. Все внимание находящихся в комнате должно быть сосредоточено на животных и растениях.

Кабинет природы.

          Кабинет природы – это разновидность комнаты природы с тем лишь отличием, что кабинет оборудован еще и столами для НОД с детьми. Такой кабинет может быть использован как для плановых регулярных НОД, так и для кружковой работы со старшими дошкольниками.

 Зимний сад.

         Зимний сад может быть устроен при наличии  большого и хорошо освещенного помещения. Высокий потолок, изобилие дневного света, повышенная влажность создают хорошие условия для выращивая экзотических растений: пальм, кофейного дерева, лавра. В зимнем саду в полусвободном режиме могут жить птицы.

          Для зимнего сада хорошо подходит каменное или деревянное оформление. Педагогическое назначение зимнего сада такое же, как и комнаты природы: общение детей с обитателями, наблюдение за ними, посильное участие в создании и поддержании необходимых условий.

Зал релаксации.

         Зал релаксации имеет оздоровительное значение и приближается по своему функциональному предназначению к комнате психологической разгрузки.

          Зал может состоять из разных крупных композиций: большой аквариум, очень крупные напольный растения, фонтан, несколько клеток с поющими канарейками, экспозиция лучших детских рисунков, красивые растения. Спокойная обстановка, красота интерьера – все вокруг располагает к отдыху, успокаивает, умиротворяет.

          Дети могут сидеть вокруг фонтана, перебирать камни, слушать птиц, наблюдать за рыбами, рисовать под музыку, слушать рассказы взрослого.

«Экологические пространства» на территории детского сада.

         При наличии хорошего участка детский сад может организовать «экологические пространства» на своей территории. Территория участка детского сада  должна быть хорошо озеленена. По всему периметру забора целесообразно посадить высокие деревья и кустарники.

         На участке ДОУ может быть много цветов. В разных местах участка могут расти и многолетники, и однолетники.

Площадка природы.

          Площадка природы по своему функциональному значению противоположна физкультурной площадке. Дети могут приходить небольшими группами, чтобы в тишине и покое пообщаться с природой, понаблюдать за насекомыми, насладиться красотой растений.

        На территории детского сада выбирают спокойное место, вдали от групповых площадок. В центре можно установить птичий столб, который будет привлекать птиц.  На площадке природы в разных ее углах могут быть устроены ручеек, цветник, озелененная беседка, песочный дворик. Здесь дети могут учиться созерцать природу, учиться приобщаться к труду по уходу за растениями и животными.

Мини-ферма.

         Мини-ферма – другой возможный объект на участке детского сада. Чаще всего это небольшой сарай, в котором содержат кого-то из домашних животных. Куры, кролики, утки подходят для этой цели. Рядом с сараем должен быть луг для выпаса животных и заготовки сена. Дети могут участвовать в разных трудовых операциях: давать корм, чистую воду.

        Вариантом мини-фермы может быть теплица, в которой дети вместе со взрослыми могут выращивать зелень, лук, огурцы и так далее.

Экологическая тропа.

         Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет, просветительской работы с сотрудниками детского сада и родителями детей.

          Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты, затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Хорошо, когда на экологической тропе наряду с растениями есть еще и объекты животного мира. Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых.

Маршруты в природу.

        В тех случаях, когда экологическую тропу в детском саду оборудовать нельзя, но рядом имеются естественные природные угодья, целесообразно разработать маршруты прогулок и походов с детьми в природу. Намечаются экологически значимые объекты, составляется картосхема и описание маршрута, общая протяженность которого не должна превышать 1 – 1,5 км.

Экологическими объектами маршрута могут стать: лес, луг, поле, водоемы, овраги.

«Уголок нетронутой природы».

        «Уголок нетронутой природы» - это еще одно «экологическое пространство», которое может быть создано на участке любого детского сада.

      Это небольшая территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека: на ней не делают построек и посадок, не косят траву, не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. На таком участке будет складывать естественный биоценоз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преобразование предметно-развивающего пространства детского сада в соответствии с ФГТ

В данной презентации сформированы основные нормативные документы и методические рекомендации по построению предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ в дошкольнох образовательных учреждениях. Он...

Консультации для воспитателей «Организация и внедрение проектного метода в образовательном пространстве детского сада».

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических....

«Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи

Название проекта: «Детский календарь» (под ред.Т.Н.Дороновой) как средство создания единого образовательного пространства детского сада  и семьи Цель проекта – создание, в рамках социал...

Партнерство с социумом в расширении образовательного пространства детского сада

Партнерство с социумом в расширении образовательного пространства детского сада.Социальное партнерство в образовании – совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, к...

«Расширение социального пространства детского сада через развитие взаимодействия ДОУ с социумом, как залог успешной реализации ФГОС ДО»

Доклад опрактике работы ДОУ с  социальными партнёрами с целью обогащения знаний, умений детей в различных видах спорта, искусства, художественного творчества,  развиваем личностные качества....