Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в различных видах музыкальной деятельности
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Театральное искусство поистине является феноменом педагогического процесса: выражая общечеловеческие ценности и отражая весь окружающий мир, оно оказывает огромное влияние на формирование духовной жизни ребёнка, развитие его интеллекта и эмоций, потребности в общении и творческих способностей.
Цель: Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_razvit_tvorch._sposob._sr._teatralnogo_iskusstva.docx | 37.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в различных видах музыкальной деятельности
Пустоварова И.Г., музыкальный руководитель
Джафарова Н.А., музыкальный руководитель
Чуркина Г.Н., музыкальный руководитель
Детство - это радость, игра, слияние с природой.
Театр - это волшебный край, в котором ребенок
радуется играя, а в игре он познаёт мир.
С.И.Мерзлякова
Чтобы ребёнок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является искусство - живопись, театр, музыка. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение и фантазию.
Музыка, театр и живопись существуют с глубокой древности. Задача педагога - помочь ребенку познать и сделать своим духовным достоянием наследие мировой культуры.
Приобщение дошкольников к миру прекрасного, формирование вкуса, общей культуры обусловливается многими факторами, в том числе и тем, что одной из граней окружающего нас мира является культура.
Долгие годы дети в дошкольных учреждениях были изолированы от серьёзного, "взрослого" искусства. Лишь в последнее время представители различных наук (педагогической, психологической), а также педагоги-практики обратили серьёзное внимание на эту проблему. Было доказано, что дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (Н.Ветлугина, Л.Выготский, А.Запорожец, Т.Комарова и другие). Кроме того, всё больше внимания специалистов привлекает такой вид искусства, как театр, являющийся сильнейшим эмоциональным фактором и как среда формирования личности ребёнка.
Театр - особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире всё необычно. Театр в нашем дошкольном учреждении поистине является феноменом педагогического процесса, где может перенести наших маленьких зрителей в далёкое прошлое, будущее и в сказку. На сцене нашего театра могут заговорить не только люди, но и животные, и птицы. Артисты - главные волшебники театра. Они по-разному своими сценическими средствами рассказывают о событиях, о переживаниях людей. Выражая общечеловеческие ценности и отражая весь окружающий нас мир (природу, социальную жизнь, внутренний мир человека), театральное искусство оказывает огромное влияние на формирование духовной жизни наших маленьких воспитанников, развитие их интеллекта и эмоций, потребности в общении и творческих способностей. Театр в нашем саду учит ребёнка видеть прекрасное в жизни и людях, зарождает стремление в нём самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Приобщение дошкольников к театральному искусству мы начинаем с младшего возраста в непосредственной образовательной деятельности, на которой осуществляем обучение детей, развиваем их способности, формируем основы музыкальной, театральной и общей культуры.
Главная задача, которую мы ставим - вызвать у ребят интерес к театральному искусству в сочетании с музыкой и логоритмикой, обогатить их чувства. Параллельно ставим и другие задачи - развивать музыкальные и артистические способности, сформировать основы вкуса; создать условия для организации работы по театрализованной деятельности; совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Театрализованная деятельность в нашем дошкольном учреждении проходит через все виды музыкальной деятельности детей: тематические, интегрированные, театрализованные, с элементами фольклора. На таких занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, с помощью различных музыкально-дидактичеких игр ("Теремок", "Путешествие в мир эмоций","Эмоциональные грибочки" и.т.д.), слушают музыку к очередному спектаклю, развлечению или театрализованному представлению ("Щелкунчик", "Снежная королева"), играют на музыкальных инструментах, поют. Атмосфера эмоционального подъёма, заинтересованность детей, повышают результативность занятий.
Знакомить детей с театральной куклой и театрализованными играми начинаем с первой младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации; кукла является постоянным участником всей непосредственной образовательной деятельности малышей. Встреча с театральной куклой или просто игрушкой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создаёт радостную атмосферу.
Занимаясь с детьми, мы стремимся вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждаем детей общаться с куклой, хорошо её рассмотреть. Так, незаметно для себя дети включаются в театрализованные игры. В каждой возрастной группе дети обучаются основам актёрского мастерства. Для этой цели используем этюдный тренаж, который помогает развить внимание, память, мышление, воображение и восприятие. Прививаем навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера с помощью иформационно-коммуникативных технологий. Например, дети слушают песенку "Котята" (этюд на выражение эмоций), показывают мимику сердитой хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем соотносят их с графическими изображениями, показанными на экране и в конце разыгрывают всю сценку полностью. Такие небольшие этюды в форме театрализованных игр дают детям возможность применять полученные знания на праздниках, развлечениях, спектаклях, проявляя творчество в различных видах деятельности.
Особую роль играют театрализованные игры для детей с тяжелыми нарушениями речи и слуха. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Кроме того, театрализованные игры в группах компенсирующей направленности повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, развивают слуховое восприятие (у слабослышащих детей), способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Непременным условием всех наших театрализованных игр является музыка, которая подчёркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей. При этом совершенствуется их координация, развивается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора.
Исходя из особенностей психического развития детей, все театрализованные игры подбираем на материале сказок. Например, театрализованная игра "Домик пчелки" - по мотивам сказки "Теремок". В игре используются упражнения-подражания движениям насекомых, способам их передвижения. В игре дети слушают музыку к каждому персонажу, по-своему передают образ каждого насекомого, знакомятся с ролью. Театрализованные игры являются неотъемлемой частью всех логоритмических занятий.
Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, развитие речи: звукоподражания, грамматического строя) - с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.
Игра на музыкальных инструментах - это ещё один вид музыкальной деятельности, в процессе которого мы используем элементы театрализации для развития творческих способностей детей. Это, так называемый видеооркестр, который мы используем в работе как с детьми, так и с родителями. Дети смотрят видеоролик, в котором показаны не только музыкальные инструменты, на которых следует играть, но и ритмический рисунок со сказочными персонажами. Очень помогает такой оркестр в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями слуха. Участие в такого рода оркестрах доставляет детям и их родителям радость, вызывает активный интерес, увлекает их, раскрепощает неуверенных в себе детей. А в младших группах мы используем музыкальные инструменты при показе сказки (будь то кукольный, настольный или пальчиковый театр, театр игрушки). Например, знакомя детей с русской народной сказкой "Колобок", изображаем на металлофоне, как "покатился" Колобок", как "скачет зайка", с помощью барабана, как шагает тяжело медведь, а с помощью свирели - мягкие, изящные движения хитрой лисы. Хотелось бы отметить такое наблюдение, что глухие и слабослышащие дети очень хорошо слышат свирель и имеют небольшие навыки игры на ней.
Огромную роль в развитии духовности детей играет фольклор, вобравший в себя народную мудрость. Обрядовые песни, игры, танцы с использованием регионального компонента, народные сказки - это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребёнку преодолеть застенчивость, стать творческой личностью. Особенно нравятся детям интегрированные занятия, построенные полностью на фольклорном материале с элементами театрализации. Одно из них - "Оскольская ярмарка". Разве можно устоять на месте, когда звенят бубны, стучат ложки, развлекают народ разудалые скоморохи да казачьи пляски? Бойко распродают товар купцы, выступает балаганный и кукольный театры. И здесь же, на глазах у всех, работают мастера - это сами дети. Они расписывают городецкие доски, оскольские свистульки и многое другое. Артисты (дети и родители) показывают маленькие сценки, спектакли балаганного театра.
Темы доминантных занятий по слушанию тоже связываем со сказкой, включая элементы театрализации. На занятии, посвящённом теме "Сказочные персонажи" мы не только наблюдаем, как дети по-разному передают один и тот же образ, но и предлагаем сравнивать несколько музыкальных произведений, написанных на одну тему. Например: пьесы "Баба Яга" П.И.Чайковского из "Детского альбома", "Баба Яга" М.П.Мусоргского из цикла "Картинки с выставки" и симфоническую миниатюру "Баба Яга" А.К.Лядова или пьесы "Шествие гномов" Э.Грига и "Гном" М.П.Мусоргского и другие.
Театрализованные игры помогают детям на занятиях по хореографии, где дети передают характерные особенности художественного образа в танцевальных движениях. Например, пьеса "Клоуны" Д.Кабалевского, прослушанная детьми в начале занятия, создаёт определённый настрой, даёт им возможность творчески изобразить весёлого и смешного клоуна в рисунке. А затем дети "попадают в цирк", перевоплощаются в озорных клоунов в хореографической постановке.
Одна их форм организации детей в повседневной жизни детского сада - развлечение. Развлечение - это радость, веселье, смех, игры, песни, яркие костюмы, подарки и сольные выступления. Кроме того, развлечение - важное средство художественно-эстетического развития. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление костюмов способствуют развитию у детей чувства прекрасного, красивого. Одновременно развлечения закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу, способствуют становлению личности ребёнка. Развлечения объединяют все виды искусства, дающие возможность творчески использовать их, чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду.
Развлечения мы проводим раз в неделю с учётом воспитательной и образовательной работы. По характеру подготовки и проведению развлечения делим на две группы. Одни проводим силами взрослых. Сюда относятся спектакли кукольного и теневого театров, небольшие сценки в театре игрушек, концерты с участием детей их музыкальных школ и школы искусств, бывших воспитанников. Другие требуют активного участие детей: они читают стихи, танцуют, поют, показывают инсценировки песен и сказок. Но чаще проводим смешанные виды развлечений, когда объединяются действия и взрослых, в том числе и родителей. Такая форма организации, где участвуют взрослые наравне с детьми, наиболее интересна и способствует повышению исполнительского уровня детей, взаимоотношению родителей и детей, особенно если это театрализованные формы (драматизации, спектакли, мюзиклы). Так интересен в этом отношении мюзикл "Дело было в лесу" (по мотивам сказки "Волк и семеро козлят"). Дети с радостью встречают своих любимых персонажей сказки - Волка, Козу, Лису, сами с удовольствием играют роль весёлых и непослушных козлят, с забавными именами - До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си!
Очень популярны у детей и родителей развлечения на темы фольклорных праздников, где дети - непременные участники обрядовых спектаклей с пением колядок, закличек:
"Коляда, коляда
Накануне Рождества
Принимай гостей
Со всех волостей!"
Это происходит на "Святки", "Масленицу", "Рождество", "Пасху", "Троицу", а также наши знаменитые "Оскольские гуляния". Этих праздников ждут даже взрослые, так как верят в особую силу детских благопожеланий. Наградой каждого такого развлечения для детей это, конечно же, угощение - "козули" на Святки, блины на Масленицу, куличи на Пасху. Одним из интересных элементов таких развлечений - это традиционный, кукольный театр с весельем, смехом и непременным участником - Петрушкой.
Понимая огромное значение кукольного театра для всестороннего развития ребёнка, мы стремимся к тому, чтобы театральная кукла стала для ребёнка мостиком, соединяющим игру с творчеством. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Таким образом, развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства проходит через все виды музыкальной деятельности, обучая, развивая и воспитывая наших маленьких слушателей. Приобщая дошкольников к одному из древнейших видов искусства - театру, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной. Наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Итак, здравствуй, театр!
Библиографический список:
1.Буренина А.И. “Театр всевозможного” От игры до спектакля СПб, 2002
2.Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. “Театрализация сказок в коррекционном детском саду” СПб “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2007
3.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. “В мире детских эмоций” Айрис Пресс, 2004
4.Маханева М.Д. “Занятия по театрализованной деятельности в детском саду ТЦ Сфера, 2007
5.Шорохова О.А. “Играем в сказку” Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. ТЦ Сфера, 2006
6.Щеткин А.В. “Театральная деятельность в детском саду” Мозаика – Синтез, 2007
7.Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-метод. пособие / Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 216 С..
8.Карманенко Ю.Г., Карманенко Т.А. “Кукольный театр дошкольника”. М., 1982.
9.Журналы: "Музыкальная палитра", "Музыкальный руководитель", "Дошкольное воспитание"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по проектной деятельности "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства"
Презентационный отчёт совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда по проекту за 2010-11 уч.год на итоговом педсовете дошкольной Гимназии....
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевнытема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»...
ОПЫТ РАБОТЫ: «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства».
Наличие речевого дефекта у детей - логопатов приводит к изменениям в психической сфере, нарушение общей и речевой...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания...
Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.В.Сухомлинский....
"Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства."
Театральная деятельность - это важнейшее средство развития у детей эмпатии т.е. способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, умение ставить себя на место в различных ситу...